Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПЕРСОНАЛ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлова И. В.

В данной статье рассматривается правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации. Рассмотрены основные источники нормативно - правовые которые регламентируют воспитательную работу с осужденными в пенитенциарных учреждениях. Правовое регулирование исполнения наказаний является необходимым элементом данного процесса, и каждая отдельная его составляющая также подлежит разработке и нормативному закреплению. Поэтому мы освятили основные проблемы организации воспитательной работы в учреждениях УИС.This article discusses the legal regulation of educational work with convicts in penitentiary institutions of the Russian Federation. The main sources of legal regulations that regulate educational work with convicts in penitentiary institutions are considered. The legal regulation of the execution of punishments is a necessary element of this process, and each of its individual components is also subject to development and regulatory consolidation. Therefore, we have consecrated the main problems of the organization of educational work in the institutions of the UIS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 34

Юридические науки

Козлова Ирина Владимировна, преподаватель кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир, Россия e-mail: ivkozlova005@gmail. com

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация: В данной статье рассматривается правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации. Рассмотрены основные источники нормативно -правовые которые регламентируют воспитательную работу с осужденными в пенитенциарных учреждениях. Правовое регулирование исполнения наказаний является необходимым элементом данного процесса, и каждая отдельная его составляющая также подлежит разработке и нормативному закреплению. Поэтому мы освятили основные проблемы организации воспитательной работы в учреждениях УИС.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, воспитательная работа, правовое регулирование, осужденные, пенитенциарные учреждения, задачи воспитательной работы, персонал пенитенциарных учреждений.

Abstract: This article discusses the legal regulation of educational work with convicts in penitentiary institutions of the Russian Federation. The main sources of legal regulations that regulate educational work with convicts in penitentiary institutions are considered. The legal regulation of the execution of punishments is a necessary element of this process, and each of its individual components is also subject to development and regulatory consolidation. Therefore, we have consecrated

the main problems of the organization of educational work in the institutions of the UIS.

Keywords: penal enforcement system, educational work, legal regulation, convicts, penitentiary institutions, tasks of educational work, staff of penitentiary institutions.

При рассмотрении вопросов правового регулирования воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, стоит обратиться к основному закону страны - Конституции РФ, ведь именно в ней закреплены все основные права и свободы граждан, а также основные принципы, которым должны следовать и которые должны учитывать сотрудники УИС.

Следующим по важности является УИК РФ. Основным источником оснований, порядка и иных элементов воспитательной работы с осужденными, из анализа УИК РФ, выступает глава 13.

Следующим нормативно-правовым документом хочется отметить Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р. Так же нельзя не назвать Приказ Минюста России от 30.12.2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний». Следующим ведомственным НПА можно назвать Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»

[5].

Изучая правовое регулирование воспитательной работы в местах лишения свободы, мы видим, что достаточной большой круг вопросов данной темы не имеет нормативного закрепления в нашей стране. В связи, с чем возникает проблема результативности проводимых мероприятий в данной работе, так как уровень правового регулирования находится в прямой зависимости от степени разработанности рассматриваемого правового института.

Так как мы рассматриваем такое средство исправления, как воспитательная работа, справедливо будет отметить, что достичь правового регулирования уголовно-исполнительных отношений по данной тематике только на уровне законов, является практически невозможно. Воспитательная работа в силу специфики своего содержания и сущности в исправительных учреждениях, носит характер более психолого - педагогический, чем юридический. Воздействие на осужденных осуществляется главным образом, посредством воспитательного воздействия и только присущими ей методами, средствами и формами. Однако стоит учитывать, что в местах лишения свободы данный вид работы проводится в специфических, ограниченных условиях и с особыми субъектами - лицами, нарушившими закон и отбывающими за это наказание. Регламентирована воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях уголовно-исполнительным кодексом и принимаемыми на его основе ведомственными и подзаконными актами, что также в свою очередь определяет её специфику.

Исходя из вышеизложенного, отметим одну из актуальных проблем организации воспитательной работы в действующем законодательстве -отсутствие конкретной методики её проведения. Решение данной проблемы на уровне правового регулирования достигается путём разработки инструкции, по организации и проведению воспитательной работы, содержащей научно-методические рекомендации, психолого - педагогические знания, основные этапы её проведения, а также основные формы, методы и направления в зависимости от особенной каждой категории осужденных [5].

Согласно ст.9 УИК РФ воспитательная работа является основным средством исправления, соответственно и на правовом уровне она должна быть достаточно детально урегулирована, чего нет в национальном законодательстве [1]. В нормативных источниках говорится, что осуществление воспитательного воздействие осуществляется всеми сотрудниками администрации исправительного учреждения, при этом главным субъектом осуществления воспитательной работы возложено на начальника отряда. На основании чего,

можем говорить, что на данный момент, в действующем законодательстве требуется уточнение задач воспитательной работы, средств и методов её проведения, а также регламентация участия всех субъектов в осуществлении данной деятельности, их ответственность и критерии эффективности реализации воспитательной работы.

Во вторую очередь предлагаем рассмотреть такую проблему, как недостаток квалифицированного персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Данная проблема влияет на эффективность организации и результативность проведения воспитательной работы с осужденными. Сотрудник должен знать и владеть основными умениями и навыками, спецификой проведения воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях. Воспитательный процесс подчинен в свой сущности педагогическим целям, в связи с чем и его эффективность зависит от того, насколько сотрудник может правильно подобрать методику работы с осужденными, как формы воздействия на подчиненный ему отряд, если мы говорим о начальнике отряда, сочетаются с индивидуальной работой относительно каждого осужденного. Так же, как мы уже говорили выше, воспитательное воздействие оказывают все сотрудники администрации учреждения, поэтому, чтобы достигнуть поставленной цели воспитательной работы - исправление осужденных, необходимо наличие базовых знаний, умений и подходов у всего персона учреждения для оказаний ими необходимой помощи, психологической поддержки лиц находящихся в местах лишения свободы.

Таким образом, приходим к выводу, о необходимости законодательного закрепления обеспечения уголовно-исполнительной системы исключительно квалифицированными кадрами, на офицерские должности, а так же проведение профессиональной подготовки всего персонала учреждения, с учетом специфики места работы и лиц с которыми они будут работать.

На данный момент, законодателем был учтен творческий аспект воспитательной работы, где учитывался авторитет и мастерство сотрудников

воспитательного отдела. Не было цели урегулирования всех вопросов воспитательной работы с осужденными, выбор методов, целей и форм работы предоставлялось субъектам этой деятельности. Оставалась возможность творческой инициативы.

Согласно официальной статистике за последние 3 года представленной Генеральной Прокуратурой РФ по выявлению лиц, ранее совершивших преступления, мы наблюдаем рост рецидивной преступности. В современных условиях, мы видим необходимость совершенствования правого регулирования воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, для повышения эффективности её проведения [7]. Так же необходим поиск новых форм, методов, направлений и подходов в осуществлении воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях, так как имеющиеся в национальном законодательстве основы не дают должного результата. При внесении изменений в воспитательную работу с осужденными, стоит учесть обеспечение комплексного подхода, который бы охватывал как воспитательную, так и социальную, и психологическую работу с целью достижения максимальной эффективности деятельности [5].

Проведя анализ правового регулирования воспитательной работы с осужденными, и определив ряд проблем в данной области, можем сделать следующие выводы, направленные на совершенствование рассматриваемой нами сферы деятельности и повышение эффективности данного института в пенитенциарных учреждениях нашей страны:

1. Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными, лишенных свободы, является одним из значимых факторов эффективности и результативности проводимых с ними мероприятий.

2. В настоящее время уровень правового регулирования воспитательной работы в местах лишения свободы не соответствует ее практическому применению.

3. Несовершенство правового регулирования воспитательной и социальной работы в местах лишения свободы является препятствием для

достижения исправления и последующей успешной ресоциализации осужденных. В Концепции развития УИС РФ до 2030 года одним из приоритетных направлений является именно воспитательная работа, так как одной из основных целей данной концепции является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, вышедшими из мест лишения свободы. Данную цель предполагается достигнуть за счет внесения изменений, которые повысят эффективность воспитательной работы с осужденными, а также с развитием системы постпенитенциарной помощи нуждающимся в этом бывшим осужденным [2].

Библиографический список:

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 декабря 2022 года (+ путеводитель по судебной практике) / Д.А. Живодерова - М. ЮРАЙТ. 2022 г. - 133 с.

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р.

3. Приказ Минюста России от 30.12.2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний».

4. Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

5. Уголовно-исполнительное право России: концепции в развитии: учебное пособие для вузов / В. Н. Орлов [и др.] ; под редакцией В. Н. Орлова, В. Е. Эминова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06214-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515982 (дата обращения: 13.05.2023).

6. Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. и др. Психологические методы изучения личности и среды осужденных. - М., 1995

7. Степанов М.В. Воспитательная работа - ведущее средство исправления осужденных / М.В. Степанов // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. - № 4. - С. 59-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.