Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ КАК ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ КАК ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ / ПРАВОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОТРУДНИКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ПСИХОЛОГ / АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борданов Андрей Сергеевич

Политика государства в сфере исполнения наказаний на сегодняшний день ставить своей цель смягчение наказания и усиление воздействия воспитательных мер на осужденных. Однако, зачастую процесс воспитательной работы с осужденными является недостаточно эффективным, причиной чему выступает недостаточный комплекс мер воспитательного воздействия на осужденных. В связи с чем возникает необходимость поиска новых форм и методов воспитательного воздействия с целью формирования у осужденных законопослушного поведения и последующего их исправления. Сегодня необходимо активизировать поиск наиболее эффективных и современных форм и методов воспитательной работы с целью формирования законопослушного поведения и исправления осужденных в местах лишения свободы.The State's policy in the field of execution of punishments today aims to mitigate punishment and strengthen the impact of educational measures on convicts. However, often the process of educational work with convicts is not effective enough, the reason for which is an insufficient set of measures of educational influence on convicts. In this connection, there is a need to search for new forms and methods of educational influence in order to form law-abiding behavior in convicts and their subsequent correction. Today, it is necessary to intensify the search for the most effective and modern forms and methods of educational work in order to form law-abiding behavior and correct convicts in places of deprivation of liberty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борданов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ КАК ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 34

Юридические науки

Борданов Андрей Сергеевич, выпускник, Владимирский юридический

институт, Россия, г. Владимир

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ КАК ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация: Политика государства в сфере исполнения наказаний на сегодняшний день ставить своей цель смягчение наказания и усиление воздействия воспитательных мер на осужденных. Однако, зачастую процесс воспитательной работы с осужденными является недостаточно эффективным, причиной чему выступает недостаточный комплекс мер воспитательного воздействия на осужденных. В связи с чем возникает необходимость поиска новых форм и методов воспитательного воздействия с целью формирования у осужденных законопослушного поведения и последующего их исправления. Сегодня необходимо активизировать поиск наиболее эффективных и современных форм и методов воспитательной работы с целью формирования законопослушного поведения и исправления осужденных в местах лишения свободы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, исправление осужденных, цели воспитательного процесса, лишение свободы, осужденные, личностные особенности осужденных, правопослушное поведение, сотрудники, воспитательная работа, социальная работа, формы и методы, психолог, адаптация осужденных, ресоциализация осужденных.

Annotation: The State's policy in the field of execution of punishments today aims to mitigate punishment and strengthen the impact of educational measures on convicts. However, often the process of educational work with convicts is not effective enough, the reason for which is an insufficient set of measures of educational influence on convicts. In this connection, there is a need to search for new forms and methods of educational influence in order to form law-abiding behavior in convicts and their subsequent correction. Today, it is necessary to intensify the search for the most effective and modern forms and methods of educational work in order to form law-abiding behavior and correct convicts in places of deprivation of liberty.

Key words: penal enforcement system, correctional institutions, correction of convicts, goals of the educational process, deprivation of liberty, convicts, personal characteristics of convicts, law-abiding behavior, employees, educational work, social work, forms and methods, psychologist, adaptation of convicts, resocialization of convicts.

Экономические и социальные преобразования в русском обществе вызвали не только лишь положительные сдвиги в жизни страны, да и обострили ряд проблем. Так, в современной России сохраняется тенденция к росту преступности, в том числе и рецидивной, что ведет к повышению количества, осуждаемых к лишению свободы.

В настоящее время такой вид наказания, как лишение свободы, к сожалению, очень распространен. И количество осужденных с каждым годом значительно не уменьшается, поэтому общество сейчас должно серьезно задуматься над теми путями, которые помогут стать бывшим осужденным полноценными гражданами нашего государства.

Воспитательная работа с осужденными во время отбывания ими наказания как раз нацелена на то, чтобы способствовать процессу исправления осужденных, путем формирования их правопослушного поведения, а также их более успешной ресоциализации и адаптации в обществе после освобождения

из мест лишения свободы. В связи с этим, вопросы разработки и совершенствования современной теории и практики воспитательной работы с осужденными сейчас как никогда актуальны.

Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема оценки степени исправления, осужденных к лишению свободы в значительной степени обусловлена потребностями практики. Именно по результатам оценки решается целый комплекс вопросов, связанных с применением в практической деятельности различных поощрительных институтов уголовного и уголовно-исполнительного права.

К сожалению, достигнутый в настоящее время уровень организации и проведения воспитательной работы с осужденными пока очень невысок и не отвечает требованиям международных стандартов, что, как правило, приводит к перегибам на местах, выходу ситуации из-под контроля, возникновению ситуаций с противоправным поведением осужденных.

Несмотря на разработанность теоретических основ воспитательной и социальной работы с людьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию, проблематика воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях на современном этапе только начинает складываться, технологии воспитательной работы в данной сфере не обозначены четко, а функции специалистов в указанном направлении деятельности в уголовно-исполнительной системе на практике исполняют иные работники данной сферы.

Начать необходимо, прежде всего, с правового регулирования организации и проведения воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях, с поиска новых подходов и направлений указанной работы, а также активного внедрения этих нововведений в исправительных учреждениях. Здесь обязательно нужен комплексный подход, который бы вобрал в себя не только воспитательную, но также и социальную и психологическую формы работы с осужденными. Выбранная тема исследования актуальна, ведь организация воспитательной работы связана с внедрением новых форм

проведения воспитательной работы, организацией образовательного процесса и трудовой занятости, осужденных в современных условиях отбывания ими наказания.

Специфика мероприятий по воспитанию осужденных определяется их собственными особенностями, возрастом, психологическим и физиологическим состоянием, степенью педагогической запущенности.

Согласно статистическим данным, приведенным в исследовании Р.С. Козловского, выделяют различные уровни нравственно-эстетической воспитанности осужденных. Рассмотрим их подробнее.

В первую группу входят личности с низким уровнем нравственно -эстетической воспитанности. Их характеризует негативизм по отношению к существующим нормам и установленным правилам. Поведение таких осужденных отличается девиантностью и антисоциальностью.

Ко второй группе относятся осужденные со средним уровнем нравственно- эстетической воспитанности. Для них характерен низкий уровень готовности к воспитательному воздействию. Такие осужденные не отличаются активностью, а также отсутствует волевая составляющая в их поведении.

Третья группа характеризуется как самая предрасположенная к воспитательному воздействию. Осужденные имеют достаточный уровень нравственно-эстетической воспитанности. Они осознанно выполняют педагогические требования, активны и имеют представления о нравственных ценностях [2].

Считаем, что данные аспекты необходимо учитывать при организации процесса исправления осужденных и формирования их правопослушного поведения. Осужденные, как правило, имеют разные интересы и желания, поведение, нравственные, этические и психологические мотивы и отличаются друг от друга поведением на уровне восприятия субкультурных ценностей в местах лишения свободы. Таким образом, для большинства из них традиционно организованный воспитательный процесс малоэффективен или даже неэффективен. В связи с этим, должна проводиться специальная работа по

поиску различных форм и методов воспитательного воздействия с целью формирования правопослушного поведения осужденных.

Полагаем, что воспитательный процесс должен подбираться четко под конкретные личностные характеристики каждого отдельного осужденного. Поступая в места лишения свободы, осужденные, как правило, не сопоставляют свои противоправные деяния с особо тяжкими преступлениями, не всегда ощущают себя виновными, часто без особого труда перенимают криминальные правила, отрицательно относятся к сотрудникам исправительной колонии, не соблюдают правила и распорядок исправительного учреждения.

В настоящее время непосредственно с осужденными работает начальник отряда, причем на одного начальника приходится 100-130 осужденных. В связи с чем хотелось бы отметить: если рабочий день длится восемь часов, то разговаривать с одним осужденным он может не более четырех минут, причем это если не заниматься другой работой, предусмотренной должностной инструкцией.

На одно исправительное учреждение в среднем приходится два социальных работника и два психолога (на одну тысячу осужденных). Если посчитать, сколько времени они могут в день потратить на одного осужденного, проводя беседы и выявляя проблемы, то мы получим, что одному осужденному каждый психолог может уделить в день не более одной минуты, а ведь психологи должны еще работать и с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, которые приступая к исполнению обязанностей получают как оружие, так и специальные средства.

Для того, чтобы решить эту проблему, стоит обратиться к опыту канадских работников уголовно-исполнительной системы по модели обучения равных равными. Данная программа представляет собой процесс обучения осужденных другими осужденными. Обучение равных равными - это попытка изменить отношение к проблеме и побудить людей пересмотреть рискованное поведение [3]. Как нам кажется, этот метод вполне может применяться и в

отечественной пенитенциарной системе, но не во всех исправительных колониях, а в тех, где отбывают наказание лица, впервые осужденные.

Еще одна проблема, с которой сталкивается уголовно-исполнительная система в процессе проведения воспитательной работы, это проблема работы с коллективом в целом, так как в исправительных учреждениях осужденные проживают в отрядах, где содержится до 130 человек, а в локальной зоне находится несколько отрядов, все это позволяет им свободно общаться и не может оградить от влияния лиц «отрицательной» направленности лица «положительной» направленности. Таким образом, осужденные находятся в постоянном напряжении, поэтому необходимо, чтобы их помещали в отдельные камеры не более семи человек (исследования показывают, что с психологической точки зрения оптимальное количество осужденных в одной камере составляет 4-7 человек) [4].

При воспитательной работе следует использовать различные методы психолого-педагогического воздействия с целью формирования правопослушного поведения осужденных и их последующего исправления. Данные методы, в свою очередь, должны подразделяться в зависимости от лиц, на которые они направлены, и от назначенного срока наказания. Для этого, полагаем, необходимо изучать социально-демографические, поведенческие, криминологические и психологические особенности, что позволит, впоследствии получить психологический портрет осужденных. Осужденный, с одной стороны, должен рассматриваться как субъект будущей жизнедеятельности в обществе, а с другой - как объект исправительного воздействия и самоизменения.

Предлагаем в процессе исправительного воздействия на осужденных использовать такие современные и перспективные методы и средства воспитательной работы, как:

- ролевые игры, эффективным приемом которых является моделирование ситуаций, используя которые появляется возможность формировать новые модели поведения в сфере межличностного взаимодействия осужденных;

- методы арт-педагогики, значение которых состоит в том, что занимаясь определенными видами искусства происходит развитие эмоциональной сферы осужденного, что выступает необходимым условием при формировании правопослушного поведения и приводит к дальнейшему исправлению осужденного;

- коллективное мнение - как метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми. Однако здесь очень важно, чтобы педагог мог сформировать здоровое коллективное мнение, стимулируя выступления воспитуемых с оценкой их деятельности [1].

Полагаем, что в результате реализации указанных направлений воспитательной работы с осужденными можно будет достичь следующих результатов в процессе формирования их правопослушного поведения:

- у осужденных проявится интерес к трудовой, учебной и досуговой деятельности;

- стабилизируется положительная эмоциональная и психическая составляющие осужденного во время пребывания в исправительной колонии;

- у осужденных появится стремление к законопослушному поведению в исправительном учреждении и в последующем при освобождении;

- законопослушное поведение осужденных после освобождения сохранится.

Также предлагаем оптимизировать сложившуюся систему взаимодействия воспитательных, социальных и психологических служб исправительного учреждения путем подбора и расстановки квалифицированного персонала в данных службах, а также с помощью постоянного повышения профессионального уровня указанных сотрудников.

Кроме того, считаем, что начальникам отрядов также необходимо проходить систематическое обучение на курсах повышения квалификации с целью овладения новыми и современными технологиями воспитательной

работы с осужденными, возможно также изучение и применение в своей работе опыта зарубежных пенитенциарных учреждений в данном направлении.

Также, на наш взгляд, существует необходимость создания условий раздельного содержания, в зависимости от исправительного учреждения, -либо в запираемых, либо в не запираемых камерах.

Таким образом, как видим, в настоящее время существует необходимость более углубленной работы с лицами, отбывающими наказание, на протяжении всего срока пребывания в местах лишения свободы. Кроме того, следует проводить работу по поддержанию социальных связей, так как с каждым годом увеличивается разрыв между осужденными и их родственниками, что, в свою очередь, снижает шансы успешной адаптации к жизни после освобождения, и, как следствие, лица, отбывшие наказание, возвращаются в исправительные учреждения, совершая новые преступления после освобождения. Осужденный должен быть готов к жизни за территорией исправительного учреждения и суметь в последующем адаптироваться к жизни.

Библиографический список:

1. Инновационные методы воспитания осужденных - URL: https://www. Pedagogika/innovacionnye-metody-vospitaniya-osuzhdennyh/604346-3535947-р1асе 2.html (дата обращения: 10.07.2021).

2. Козловский С.Н. Ресоциализация осужденных в исправительных учреждениях / С.Н. Козловский // Вестник ННГУ. - 2019. - №1. - С.10-18.

3. Метлин Д.Г. Проблемы организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях УИС России / Д.Г. Метлин // В сборнике: Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика Материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. - С. 323-325.

4. Перевозникова А.И. К вопросу об эффективности средств исправления осужденных / А.И. Перевозникова // Студенческий. - 2021. - № 16-5 (144). - С. 65-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.