Проблемы правового регулирования вопроса о компенсаторных полномочиях прокурора на стадии возбуждения уголовного дела
Problems of legal regulation of the issue of compensatory powers of the prosecutor at the
stage of initiation of a criminal case
Малышева Евгения Александровна
студент 4 курса направления «Юриспруденция» Вятский государственный университет Россия, г. Киров, ул. Московская, 36 e-mail: [email protected]
Malisheva Evgeniya Aleksandrovna
student 4 term of the direction «Jurisprudence» Vyatka State University Russia, Kirov, Moskovskaya str., 36 e-mail: [email protected]
Научный руководитель Мартьянова Светлана Аркадьевна
старший преподаватель кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности Вятский государственный университет Россия, г. Киров, ул. Московская, 36 e-mail: svttlana. martyanova. 19 [email protected]
Scientific adviser Martyanova Svetlana Arkadyevna
Senior Lecturer of the Department of Criminal Law, Process and National Security Vyatka State University Russia, Kirov, Moskovskaya str., 36 e-mail: svttlana. martyanova. 19 [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена процессуальной функции прокурора по надзору за органами предварительного следствия и дознания на стадии возбуждения уголовного дела. Проведенное исследование показало, что полномочия прокурора на данной стадии уголовного судопроизводства выполняют компенсаторную роль, направлены на устранение нарушений законодательства, допущенного дознавателями и следователями. Исследованием установлено, что компенсаторные функции прокурора на стадии возбуждения уголовного дела недостаточны, требуют расширения его полномочий.
Annotation.
The article is devoted to the procedural function of the prosecutor to supervise the bodies of preliminary investigation and inquiry at the stage of initiation of a criminal case. The conducted research has shown that the powers of the prosecutor at this stage of criminal proceedings perform a compensatory role, aimed at eliminating violations of the law by interrogators and investigators. The study found that the compensatory functions of the prosecutor at the stage of initiation of a criminal case are insufficient, require the expansion of his powers.
Ключевые слова: прокурор, уголовный процесс, стадия возбуждения уголовного дела, полномочия прокурора, компенсаторные функции прокурора.
Key words: prosecutor, criminal process, stage of initiation of a criminal case, powers of the prosecutor, compensatory functions of the prosecutor.
Стадия возбуждения уголовного дела является начальной и весьма значимой для последующих этапов уголовного судопроизводства. Определение поводов и оснований для возбуждения дела, выявление признаков преступления и его начальной квалификации, установление и внесение данных лица, совершившего преступление в постановление о возбуждении уголовного дела повлияют на процессуальный статус данного лица, на объём его прав и обязанностей, вид уголовного преследования, форму расследования,
подследственность, подсудность уголовного дела, на исчисление сроков давности (при выявлении преступления прошлых лет) и на многие другие обстоятельства. Принятие законного и обоснованного процессуального решения на данной стадии - залог качественного и эффективного расследования уголовного дела в дальнейшем.
Гарантом соблюдения законности принятых процессуальных решений на данной стадии является прокурор. Как справедливо заметил Крюков В.Ф.: «выполнение роли государственного гаранта в реализации назначения уголовного процесса обязывает прокурора в действительности инициативно и своевременно предупреждать нарушение законов любыми участниками уголовного судопроизводства» [1]. Если же такого не происходит, то стоит начать говорить о безынициативности прокурора на стадии возбуждения уголовного дела, так как при нормальном порядке его деятельности предполагается оперативное реагирование на совершённое действие или допущенное бездействие. В настоящее время полномочия, которыми наделён прокурор на данной стадии уголовного судопроизводства, не позволяют ему эффективно реагировать на нарушения уголовно -процессуального законодательства.
Прокурор в досудебных стадиях является лицом, которое осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, и при этом лишь в случаях их бездействия, когда необходимо выявить, устранить, предупредить нарушение закона и прав граждан он может вмешиваться в процессуальную деятельность вышеупомянутых органов.
На стадии возбуждения уголовного дела прокурор играет особую роль, о чем свидетельствует спектр его полномочий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ). Стоит отметить немаловажное значение его компенсаторных полномочий, которым посвящено данное исследование, так как «с их помощью прокурор устраняет выявленные нарушения уголовно -процессуального законодательства со стороны уполномоченных органов и их должностных лиц, тем самым восполняя (компенсируя своими действиями) их дестабилизированную деятельность» [2].
Ненадлежащее выполнение обязанностей после принятия сообщения о преступлении существенно ущемляет права и законные интересы граждан и общества, что в свою очередь негативно сказывается на оценке деятельности правоохранительных органов.
Прокурорский надзор начинается со стадии возбуждения уголовного дела и распространяется на всё досудебное производство. По действующему российскому законодательству прокурор осуществляет государственно-властное наблюдение за исполнением правовых предписаний, а также принимает определенные меры, направленные на восстановление нарушенных прав граждан. При этом для эффективности деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела важно, чтобы это наблюдение было включенным, а не сторонним.
Компенсаторная деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве является одним из направлений прокурорского надзора, осуществляемым в целях обеспечения соблюдения норм Конституции Российской Федерации и исполнения действующего законодательства. Она осуществляется путем вторжения в правовую сферу поднадзорных прокуратуре государственных органов и их должностных лиц, при этом не подменяя своими действиями их полномочия.
Обнаружив факты явного нарушения российского законодательства со стороны уполномоченных органов или должностных лиц, а равно случаи ненадлежащего исполнения ими обеспечительных функций на стадии возбуждения уголовного дела, прокурор устраняет данные нарушения. Действуя в этом направлении, он покрывает (то есть тем самым компенсирует) ненадлежащую деятельность соответствующих органов власти и должностных лиц. Ергашев Е.Р. утверждает, что такая деятельность прокурора «является не основной, а
вторичной, секондарной: поскольку первично правоотношения не были надлежаще урегулированы компетентными органами и должностными лицами, прокурор регулирует их вторично» [3].
Чтобы разобраться в сути компенсаторных полномочий прокурора, нужно рассмотреть их комплексно, не только в рамках уголовно-процессуальных отношений. Часть компенсаторных полномочий прокурора изложена в нормах Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1. Например, в ст. 22 (освобождение лиц, которые незаконно подвергнуты административному задержанию на основании решений несудебных органов), ст. 25 (вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении) и ст. 33 (отмена дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на заключенных под стражу и осужденных лиц; освобождение из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры и дисциплинарного изолятора; освобождение лиц, содержащихся без законных оснований в учреждениях, которые исполняют наказания и меры принудительного характера или лиц, которые незаконно подвергнуты задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно -психиатрическое учреждение). Именно эти статьи регламентируют полномочия и правовые средства прокурорского реагирования при установлении факта невыполнения или ненадлежащего выполнения компетентными органами власти и должностными лицами правообеспечительных функций.
На стадии возбуждения уголовного дела можно выделить несколько наиболее важных компенсаторных полномочий прокурора.
Во-первых, к компенсаторным полномочиям можно отнести вынесение постановления о направлении материалов в следственный орган или орган дознания с целью решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений (пункт 2 части второй статьи 37 УПК РФ). Данное мотивированное постановление является поводом для возбуждения уголовного дела (пункт четвертый части первой статьи 140 УПК РФ), что позволяет прокурору оказывать существенное позитивное влияние на состояние законности при возбуждении уголовных дел в кратчайшие сроки.
Во-вторых, прокурор, руководствуясь частью четвёртой статьи 146 УПК РФ, может отменить постановление о возбуждении уголовного дела. Такое решение последует, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела необоснованным или не соответствующим закону. Опираясь на уголовно-процессуальное законодательство, прокурор не позднее 24 часов с момента получения материалов, может отменить вышеупомянутое постановление. В данном случае прокурор должен вынести мотивированное постановление, а его копию направить тому должностному лицу, которое возбудило уголовное дело.
В-третьих, к компенсаторным полномочиям прокурора можно отнести отмену постановления органа дознания и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (часть шестая статьи 148 УПК РФ), в случае, когда прокурор признает постановление не соответствующим закону или необоснованным. Отменяя его, прокурор направляет постановление начальнику органа дознания, в котором прописывает свои указания и устанавливает сроки их исполнения.
В-четвертых, прокурор может также отменить постановление руководителя следственного органа или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела (часть шестая статьи 148 УПК РФ). Признав данное постановление незаконным и необоснованным, прокурор должен не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении, отменить его и вынести мотивированное постановление, в котором должны быть изложены конкретные обстоятельства, нуждающиеся в дополнительной проверке. Данное постановление вместе с материалами проверки прокурор незамедлительно направляет руководителю следственного органа.
Однако, если должностные лица следственного органа или органа дознания по различным причинам сочтут, что выявленные прокурором нарушения действующего законодательства Российской Федерации, отраженные в его мотивированном постановлении, не содержат достаточных данных, указывающих на признаки преступления, они могут вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Если говорить об отмене постановления органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа или следователя, данное полномочие прокурора следует рассматривать как определённое компенсаторное средство реагирования, при котором прокурор самостоятельно может устранить выявленные нарушения посредством властно-волевого решения, изложенного в постановлении. Следовательно, можно сделать вывод о том, что данное полномочие служит своеобразным механизмом повышения ответственности вышеупомянутых лиц, которые выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, несомненно является одним из способов устранения нарушений уголовно-процессуального законодательства.
Кругликов А.П. утверждает, что наличие у прокурора «полномочий по отмене необоснованных и незаконных постановлений следователя или руководителя следственного органа, несомненно, усиливает его роль в осуществлении уголовного преследования и руководстве им» [4].
Немаловажной особенностью компенсаторной деятельности прокурора на стадии возбуждения уголовного дела является то, что она является одним из видов правообеспечительной деятельности органов прокуратуры, которая осуществляется на основе принципов невмешательства в деятельность организаций и недопущения подмены полномочий органов власти и их должностных лиц.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компенсаторные полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела позитивно влияют на обеспечение эффективности уголовного процесса, защиту прав и свобод граждан в каждом конкретном случае, законных интересов общества и на состояние законности в Российской Федерации в целом.
Дискуссионным является вопрос о наделении прокурора, который осуществляет надзор за исполнением законов органами власти, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, более широкими компенсаторными полномочиями на стадии возбуждения уголовного дела. Это основной вопрос в данной сфере для уголовно-процессуальной науки на её современном этапе В частности, речь идёт о полномочиях, которые давали бы прокурору право на возбуждение уголовного дела, наделяя его соответствующими правовыми средствами.
Нынешнее положение прокурора в российском законодательстве, а именно, отсутствие возможности самому возбуждать уголовные дела, противоречит международно-правовым стандартам. Согласно Рекомендациям № R (2000) 19 Комитета министров Совета Европы «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» прокурор решает вопрос о возбуждении уголовного дела или продолжении уголовного преследования [5].
Отечественное ретроспективное законодательство более отвечало данному требованию, чем настоящее. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» предусматривало такую функцию прокурора как процессуальное руководство расследованием. Также были названы следующие полномочия: возбуждать уголовное дело (что нашло своё отражение в статье 3 УПК РСФСР) и передавать его следователю для производства предварительного следствия; давать указания следователю о направлении расследования, выяснении определённых обстоятельств; присутствовать при производстве следственных действий; по строго определенной категории уголовных дел принимать полностью на себя расследование [6].
В части шестой статьи 148 УПК РФ говорится о том, что при получении постановления прокурора, которое содержит указания на конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, одним из дальнейших действий руководителя следственного органа является отмена постановления об отказе в возбуждении уголовного дела как незаконного и возбуждение уголовного дела. Альтернативным действием в данном случае является направление им материалов для дополнительной проверки с указаниями и сроком их исполнения. Данная конструкция влечет дополнительную нагрузку на руководителя следственного органа. Если бы прокурор располагал необходимым объёмом компенсаторных полномочий, он мог бы сам возбудить уголовное дело, не направляя документы руководителю следственного органа. Тем самым появилась бы возможность избавиться от излишней бюрократической процедуры перепроверки установленных прокурором фактов, указывающих на нарушения действующего уголовно-процессуального законодательства.
Законодатель отводит прокурору лишь надзор за возбуждением уголовного дела органами дознания и следствия, противопоставляя этому полномочия руководителя следственного органа по контролю. Все акты прокурорского реагирования, поступившие руководителю следственного органа, нуждаются в последующем утверждении (в ином случае - отклонении) указанным должностным лицом. Данное положение выступает отрицательным фактором, который подрывает авторитет процессуальной фигуры прокурора и необоснованно расширяет полномочия руководителя следственного органа.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством прокурор при выявлении нарушений в процедуре возбуждения уголовных дел существенно ограничен в своих полномочиях, а также в средствах реагирования, то есть фактически не обладает правом самостоятельного возбуждения уголовных дел.
Воронин С.Э. и Кириенко Н.А. утверждают о том, что «такой порядок не способствует эффективности уголовного судопроизводства, поскольку затягивает процесс восстановления нарушенных прав заинтересованных лиц и организаций» [7]. Таким образом, в науке уголовно-процессуального права отдельными авторами предлагается вернуть прокурору полномочия по возбуждению уголовных дел с последующей передачей их для производства предварительного расследования в соответствующие органы [8].
Реализация такого рода расширения полномочий и правовых средств прокурора сопряжена с решением конкретного вопроса: не приведет ли наделение процессуальной фигуры прокурора полномочиями по возбуждению уголовных дел к подмене деятельности поднадзорных органов власти и их должностных лиц? Не будет ли данная мера нарушать фундаментальное положение части второй статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1, которое гласит о том, что органы прокуратуры, реализуя на практике свою деятельность, не должны тем самым подменять иные государственные органы?
При изучении вопроса о расширении компенсаторных полномочий прокурора следует обратить внимание на точку зрения Гатауллина З.Ш. Он утверждает, что лишение прокурора права на принятие решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела привело «к возрастанию роли узковедомственных интересов в расследовании преступлений, росту коррупции в следственных органах, поскольку внешний (прокурорский) надзор за расследованием, достаточно эффективно играющий сдерживающую роль, в новых условиях может оказаться существенно ослабленным» [9].
На сегодняшний день проблемой для государства в целом, для граждан, органов власти и их должностных лиц, которые непосредственно вовлечены в уголовный процесс, является то, что полномочия прокурора, в том числе и по возбуждению уголовных дел, крайне урезаны. Приведенные выше аргументы прямо свидетельствуют о том, что компенсаторный компонент в деятельности процессуальной фигуры прокурора существует, он крайне важен, но недостаточен. На основе указанных выводов можно полагать, что возвращение
прокурору полномочий по возбуждению уголовных дел является необходимостью современного этапа развития уголовно-процессуального права.
Таким образом, «компенсаторная» роль прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела состоит в восполнении пробелов и упущений, допущенных правоохранительными органами. Расширение компенсаторных полномочий прокурора и правовых средств реагирования в данной сфере окажет позитивное влияние на состояние законности в стране, предоставит прокурору реальную возможность самостоятельно, незамедлительно выносить законные и обоснованные процессуальные решения по уголовному делу.
Список используемой литературы:
1. Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы // Журнал российского права. - 2007. - № 10. - С. 62.
2. Луговская К.О. Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела // Молодой ученый. - 2016. -№11. - С. 1316 - 1318. [Электронный ресурс]. - URL https://moluch.ru/archive/115/31010/ (дата обращения: 27.03.2021).
3. Ергашев Е.Р. Компенсаторная деятельность прокуратуры Российской Федерации: реалии и перспективы // Закон. 2017. № 3.
4. Кругликов, А.П. Роль прокурора в уголовном судопроизводстве / А. П. Кругликов // Законность. - 2008.
- № 8. - С. 25 - 29.
5. Рекомендации ЕС(2000)19 «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия». [Электронный ресурс]. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс»: Международное право (дата обращения: 15.05.2020).
6. Постановление ВС РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О концепции судебной реформы в РСФСР». [Электронный ресурс]. - URL. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=221794/ (дата обращения: 27.03.2021).
7. Воронин С.Э. Прокурор как участник уголовного судопроизводства / С. Э. Воронин, Н. А. Кириенко.
- Биробиджан, 2012. - 196 с.
8. Сычев Д.А. Уголовно-процессуальные функции прокурора, осуществляемые в ходе досудебного производства / Д. А. Сычев // КриминалистЪ. - 2013. - № 1 (12). - С. 49 - 54.
9. Гатауллин З.Ш. Уголовное преследование как функция прокурора в уголовном судопроизводстве / З.Ш. Гатауллин // Бизнес в законе. - 2009. - № 1. - С. 221 - 225.