УДК: 347 ББК: 67.93
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК
ВЯЧЕСЛАВ ИЛЬИЧ ФЕДУЛОВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: Moslava@inbox.ru; ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ИВАНОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования внешнеэкономических сделок в современном международном частном и внутригосударственном праве. Предметно осуществлено исследование терминологии в праве внешнеэкономических сделок и коллизии правового регулирования.
Ключевые слова: внешнеэкономическая сделка, международный договор, международная коммерческая сделка, международный торговый договор, сделка международного характера.
Annotation. In article urgent problems of legal regulation of the external economic transactions in a modern international private and internal law are considered. The terminology research in the right of the external economic transactions and a collision of legal regulation is in detail performed.
Keywords: external economic transaction, international treaty, international commercial transaction, international trade agreement, transaction of the international nature.
Вторая половина прошлого столетия отмечена усилением внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности, что нашло свое отражение не только в увеличении товарооборота между государствами, но и развитии новых форм внешнеэкономического сотрудничества. В орбиту внешнеэкономических связей постепенно стали включать не только внешнеторговый обмен, но и научно-технические связи, кредитно-финансовую и международную инвестиционную деятельность, производственную кооперацию, а также иные виды сотрудничества государств и частно-правовых субъектов.
Развитие внешнеэкономических связей, в свою очередь, повлияло на формирование надлежащей юридической формы внешнеэкономической деятельности. Сегодня она представлена комплексной системой источников правового регулирования как на внутригосударственном, так и международном уровнях.
На межгосударственном уровне в конце XX начале XI века особую значимость стали приобретать международные договоры предметом регулирования которых стали частно-правовые отношения. В част-
ности, Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г.1; Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров от 14 июня 1974 г.2; Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе от 7 июня 1930 г.3; Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. (Киевское соглашение)4 и др.
Вместе с тем, не стоит забывать и о «классических» международных договорах публичного характера предметом которых выступают межгосударственные публично-властные отношения, поскольку они опосредованно также выступают в качестве источника регулирования внешнеэкономической деятельности. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. содержит определение договора под которым понимается «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой
документах, а также независимо от его конкретного наименования»5.
Содержащееся в конвенции определение международного договора не позволяет осуществить разграничение договоров предметом которых выступают публичные и частно-правовые отношения. Вместе с тем, этот аспект имеет важное значение для сферы регулирования внешнеэкономических сделок, поскольку частно-правовые субъекты зачастую допускают ошибки ссылаясь на международные договоры предметом регулирования которых выступают исключительно публичные межгосударственные отношения.
Начиная с римского права для более эффективного изучения правовых явлений с научной точки зрения внутригосударственное право, или национальную систему права, стали делить на право публичное и частное. Такое же деление, с точки зрения науки, происходит и в международном праве. В этой связи, современное международное право как система представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих международные отношения публичного и частного характера.
Международное публичное право, как составная и неотъемлемая часть системы международного права, может быть определено как совокупность норм, регулирующих международные публичные отношения (отношения властного характера)6.
Международное частное право, как такая же составная и неотъемлемая часть системы международного права, может быть определено как совокупность норм, регулирующих международные частные отношения (не властного характера)7.
Международный договор предметом которого выступают публичные правоотношения, представляет собой «согласованное волеизъявление» государств и иных субъектов международного права к которым можно отнести международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, а также государственно-подобные образования. Заключение такого международного договора осуществляется в строгом соответствии с действующими международными нормами с соблюдением установленного порядка выражения согласия на его обязательность (в форме подписания, ратификации, присоединения, утверждения) регистрацией и передачей на хранение депозитарию.
Международно-правовой основой заключения таких договоров выступает Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г.
В соответствии со статьей 3 Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., закреплена сфера применения конвенции исключительно к международным соглашениям между государствами. Вместе с тем, обращает на себя внимание и тот факт, что вышеуказанный международный договор не
затрагивает юридической силы иных международных соглашений и допускает возможность применения к ним любых норм, изложенных в настоящем договоре под действие которых они подпадали бы в силу международного права.
Таким образом, международный договор публичного характера действия, регулирует правоотношения исключительно между субъектами международного права, порождая права и обязанности непосредственно для них.
Международные договоры предметом регулирования которых выступают частно-правовые отношения, по нашему мнению, обладают всеми признаками международного договора, но при этом могут действовать и в отношении третьих лиц, порождая у них соответствующие права и обязанности. При выражении согласия государствами на обязательность таких международных соглашений они автоматически становятся обязательными и для частно-правовых субъектов (физических и юридических лиц) в силу положения п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Например, Варшавское конвенция для унификации некоторых правил касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 г.8 не закрепляет каких-либо обязательств государств по соблюдению положений настоящего договора. Вместе с тем, конвенция закрепляет права и обязанности частно-правовых субъектов коммерческой воздушной перевозки (пассажира, перевозчика, отправителя груза, получателя груза).
Внешнеэкономические сделки подпадают под сферу регулирования международных договоров частно-правового характера действия, поскольку их трансграничный характер не позволяет использовать в целях регулирования право только одного государства, а предмет соглашения и субъектный состав, никак не связаны с публичными правоотношениями.
К сожалению, в законодательстве Российской Федерации и в международных соглашениях отсутствует легальное определение внешнеэкономической сделки, что порождает определенные сложности с нормативным регулирования и правоприменительной практикой. Именно поэтому выявление содержания внешнеэкономической сделки переносится в доктрину международного частного права.
В научном плане зачастую отождествляются понятия внешнеэкономическая сделки и договор, внешнеэкономическая сделка и внешнеторговая сделка, международный коммерческий договор или международная коммерческая сделка.
Для квалификации внешнеэкономической сделки принципиальное значение имеют соответствующие ее признаки. По нашему мнению, можно выделить следующие ключевые признаки.
Во-первых, критерием отнесения сделки к внешнеэкономической выступают различная национальная или государственная принадлежность контрагентов. Например, Г. К. Дмитриева приходит к выводу, что термин «внешнеэкономическая сделка» является равнозначным предложенному ею термину «международная коммерческая сделка». На основе анализа международно-правовых актов делается заключение о том, что сделка будет внешнеэкономической (международной), если она совершена между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. К международным коммерческим сделкам (или к внешнеэкономическим сделкам) можно отнести сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений и совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств9.
Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н., в свою очередь, под внешнеэкономической сделкой понимают сделки (соглашения, договоры, контракты), в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и содержанием которых являются операции по ввозу из-за границы товаров или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь иные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров (поставка товара, наем имущества, оказание услуг внешнеторгового характера)10.
Согласно п. 1 статьи 1 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года11 закреплено, что «настоящая Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах: а) когда эти государства являются Договаривающимися государствами; или Ь) когда, согласно нормам международного частного права, применимо право Договаривающегося государства».
Данное положение конвенции позволяет, по нашему мнению сделать вывод о том, что наличие коммерческих предприятий контрагентов на территории различных государств еще не является достаточным для того, чтобы считать сделку внешнеэкономической, поскольку требуется «признание» ее в качестве таковой со стороны государств, посредством подписания или ратификации соответствующего международного соглашения, либо закрепления в национальном праве коллизионной нормы, отсылающей к праву иностранного государства, участвующего в этом международном соглашении.
На основе вышеизложенного, можно говорить о том, что контрагенты находящиеся на территории государств, не участвующих в соответствующем международном договоре, не могут заключить между собой внешнеэкономическую сделку, поскольку она не признается таковой со стороны этих государств. Речь скорее может идти о сделке с иностранным элементом, или торговой сделке, подпадающей под сферу регулирования национального права того или иного государства.
В частности, по мнению Г.К. Дмитриевой термин «внешнеэкономическая сделка» выражает позицию одного государства: участие России, ее граждан и юридических лиц в международном экономическом сотрудничестве является их внешнеэкономической деятельностью... Та же деятельность с позиции двух или более государств будет международной хозяйственной деятельностью, а сделки, ее опосредующие, будут международными коммерческими сделками12.
Достаточно интересной является и позиция Л.А. Ануфриевой, которая применительно к сделкам использует такую новую категорию в международном частном праве, как сделка международного характера. По ее мнению, наиболее оправданным в настоящее время представляется оперировать понятием «сделка международного характера» как общей категории, в рамках которой могут существовать различные виды сделок: внешнеэкономические сделки, внешнеторговые сделки, международные коммерческие сделки, международные некоммерческие сделки.
Анализ правоприменительной практики судебных органов на территории Российской Федерации, также позволяет сделать вывод о том, что критерий места нахождения предприятий контрагентов на территории различных государств обязательно должен быть увязан с наличием международного договора, который имеет обязательный характер для Российской Федерации.
Так, в соответствии с Обзором судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Далее ВАС РФ) № 29 от 16 февраля 1998 г. Президиумом ВАС РФ было разъяснено, что при разрешении спора, вытекающего из внешнеэкономической сделки, регулируемой по соглашению сторон российским правом, но отношения по которой подпадают под действие международного договора, участником которого является Российская Федерация, арбитражный суд руководствуется п. 4 ст. 15 Конституции РФ (статья 7 Гражданского кодекса Российской Федерации) нормами международного договора. При разрешении спора по существу суд учитывает такие обстоятельства, как: характер сделки, если сделка совершена между участниками, предприятия которых находятся в разных государствах, то ее можно охарактеризовать как внешнеэкономическую; право, выбираемое сторонами по сделке; обязательность применение п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, если государство является участником соответствующего международного соглашения, а также учитывается возможность применения российского законодательства, если спорные вопросы не урегулированы международным договором13.
Во-вторых, внешнеэкономическая сделка характеризуется тем, что при ее совершении имеет место пересечение товаром или услугой, являющихся предметом сделки, государственной границы. По нашему мнению, речь идет в основном о внешнеэкономиче-
ских операциях подразделяемых на импорт и экспорт.
Нормативное закрепление экспортно-импортных операций на территории Российской Федерации осуществлено в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (Далее Закон)14.
Экспортно-импортные операции в отношении товаров и услуг, в соответствии с п. 4 ст. 2 вышеназванного Закона, подпадают под «внешнеторговую деятельность», предусматривающую осуществление сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Импорт товара рассматривается как ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательств об обратном вывозе (п. 10, ст. 2 Закона). Экспорт товара представляет собой вызов товара с территории Российской Федерации без обязательств об обратном ввозе (п. 28, ст. 2 Закона).
При анализе предмета внешнеэкономической сделки следует обратить особое внимание на положение ст. 14 Закона, предусматривающей заключение международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона вносимые другими федеральными органами исполнительной власти предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы внешнеэкономических связей, согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, а именно, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России).
Упоминание в Законе «международных торговых договоров» и «внешнеэкономических связей» является не случайным, поскольку указывает на межгосударственный или публичных характер отношений в системе национального права по регулированию внешнеторговой деятельности». Системный анализ внешнеторговой деятельности позволяет говорить о том, что она является составной частью внешнеэкономической деятельности. Подтверждением тому можно найти в статье 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. №2 183-Ф3, согласно которой под «внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельностью, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них)»15.
Таким образом, правовое регулирование внешнеэкономических сделок относится к сфере международного частного права, и осуществляется посредством норм международного и внутригосударственного права в сфере международных экономических отношений опосредующих предпринимательскую деятельность субъектов коммерческие предприятия которых находятся на территории различных государств.
1. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г. // Вестник ВАС . N 1. 1994.
2. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров от 14 июня 1974 г. // Вестник ВАС РФ. № 9. 1993.
3. Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе от 07 июня 1930 г. // Собрание Законов, 1937. Отд.
II. № 18. Ст. 108.
4. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». № 4. 1992.
5. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Сборник международных договоров СССР. Выпуск ХШ. 1988.
6. См.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 1982. С. 25-27.
7. См.: Там же. С. 27-28.
8. Сборник действующих международных договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. VIII. М., 1935 г. С. 326-339.
9. Международное частное право: Учебник / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г.К. Дмитриева и др.: Отв. Ред. Г.К. Дмитриева. 2004. С. 363-364.
10. Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право: учебник. М.: Юридическая литература, 1984. С.131.
11. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г. // Вестник ВАС . N 1. 1994.
12. Международное частное право: Учебник / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г.К. Дмитриева и др.: Отв. Ред. Г.К. Дмитриева. 2004. С. 336.
13. Электронный ресурс: «Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц» /www.arbitr.ru/as/pract/vas_info_letter/3022.html (Дата обращения: 22.12.2015 г.).
14. ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 08.!2.2003 г. // Собрание законодательства РФ от 15 декабря 2003 г. № 50. Ст. 4850.
15 ФЗ «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. // Российская газета от 29 июля 1999. № 146.