Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования в сфере миграционной политики Российской Федерации'

Проблемы правового регулирования в сфере миграционной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
596
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ / MIGRATION POLICY / LABOUR MIGRANTS / THE SYSTEM OF TRAINING AND TESTING / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Домрачев Дмитрий Гарриевич

Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. предусмотрено обязательное тестирование трудовых мигрантов на предмет знания русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации. Для выполнения этой задачи уполномоченным государственным органам необходимо срочно приступить к формированию новой нормативноправовой базы в сфере миграционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Head of the Department of State-Law Disciplines in VSHU Candidate of Juridical Sciences

The concept of migration policy of the Russian Federation for the period until 2025 provides for the mandatory testing of migrant workers on the subject of knowledge of the Russian language, Russian history and the basic legislation of the Russian Federation. For this task by the authorized public authorities should urgently proceed to the formation of a new legislative basis in the sphere of migration legislation.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования в сфере миграционной политики Российской Федерации»

Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В. В. Баталова, Л. Н. Валуевой, 3. Я. Ганиевой, О. А. Красной и И. В. Эпова». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс ».

5. См.: Определения КС РФ от 21 июня 2011 № 923-О-О и от 02.11.2011 № 1570-0-0.

6. Тарибо Е. Указ. соч. С. 7.

7. Там же.

8. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Евсиков А. М. Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 9.

УДК 34:331.55

Д. Г. Домрачев

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. предусмотрено обязательное тестирование трудовых мигрантов на предмет знания русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации. Для выполнения этой задачи уполномоченным государственным органам необходимо срочно приступить к формированию новой нормативно-правовой базы в сфере миграционного законодательства.

The concept of migration policy of the Russian Federation for the period until 2025 provides for the mandatory testing of migrant workers on the subject of knowledge of the Russian language, Russian history and the basic legislation of the Russian Federation. For this task by the authorized public authorities should urgently proceed to the formation of a new legislative basis in the sphere of migration legislation.

Ключевые слова: миграционная политика, трудовые мигранты, нормативно-правовое регулирование, система подготовки и тестирования.

Keywords: migration policy, labour migrants, legal regulation, the system of training and testing.

В последние годы миграция населения приобретает глобальные масштабы, становясь важнейшим фактором экономического, социального, политического и культурного развития населения отдельных стран и регионов, в том числе Российской Федерации.

При этом трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-по-

© Домрачев Д. Г., 2013

литической ситуации как в отдельных регионах страны, так и в Российской Федерации в целом.

В настоящее время труд мигрантов является также важным фактором пополнения трудовых резервов. Только продажа патентов принесла в прошлом году бюджетам субъектов Российской Федерации 6,5 миллиарда рублей. Всего иностранцы купили два миллиона патентов, 1,2 миллиона из них — в прошлом году.

В ближайшее время трудовые мигранты должны будут стать полноценными плательщиками налогов в России. Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности одобрен проект закона, предусматривающий постановку трудовых мигрантов на налоговый учет в момент обращения за разрешением на работу или патентом (проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ", иные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»).

Вместе с тем взятый Правительством Российской Федерации курс на модернизацию российской экономики и ее дальнейшее развитие, в том числе путем внедрения инновационных технологий и научных достижений, предполагает не просто увеличение спроса на труд в целом, но и изменение его профессионально-квалификационной структуры.

Совершенствование механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы является одной из задач государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2149-р.

В Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил особое внимание на проблемы российской миграционной политики. Он отметил, что «Россия нуждается в притоке новых сил. Безусловно, нуждается в умных, образованных, трудолюбивых людях, которые не просто хотят здесь подработать и уехать, а хотят переехать, обосноваться в России и считают Россию своей родиной».

Это означает, что в современных условиях миграционная политика становится одним из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности нашего государства, поэтому от законодательной и исполнительной власти требуются взвешенные и обоснованные решения в сфере миграции, способные позитивно повлиять на миграционную ситуацию и содействовать развитию территорий.

При этом важнейшим условием эффективной социальной адаптации и последующей интегра-

ции в общество значительного количества иностранных граждан является знание языка принимающего государства, основ государственно-правового устройства, ценностей, истории,культурных традиций, норм поведения.

Обеспечение этого условия не только укрепляет единство общества, но и препятствует обособлению и сегрегации этнических групп мигрантов, способствует вхождению всех членов общества в единое правовое поле, обеспечению законных интересов, прав и свобод как российских, так и самих иностранных граждан, а также способствует укреплению межнационального мира в российском обществе.

Решение указанных задач предусмотрено первым этапом (2012—2015 гг.) реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Президентом РФ 13 июня 2012 г.

В частности, в соответствии с Концепцией (пункт «д» ст. 28) планируется создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации.

Введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов, предусмотрено также Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» и проектом Федерального закона «О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"», принятым в первом чтении Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации 10 апреля 2013 г.

Необходимость и обоснованность этих мер подтверждается в процессе интеграции мигрантов в российское общество и осуществления ими повседневной, в том числе трудовой, деятельности.

Отсутствие достаточного уровня знаний трудовыми мигрантами русского языка и российского законодательства неизбежно становится, с одной стороны, причиной злоупотреблений недобросовестных работодателей, других граждан в отношении мигрантов, нарушения их законных прав и интересов. С другой стороны, препятствует надлежащему исполнению иностранными гражданами возложенных на них законодательством обязанностей, способствует совершению правонарушений.

Так, например, по результатам проведенных Федеральной миграционной службой в 2012 г. проверок за нарушения миграционного законодательства Российской Федерации привлечен к административной ответственности 349 861 чел., в том числе: за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы — 81 930 юридических лиц; за нарушение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации — 183 690 чел.; за иные правонарушения — 84 154.

Как показывает анализ правоприменительной практики, во многих случаях правонарушения допускаются мигрантами не умышленно, а ввиду незнания основных норм российского законодательства.

Введение для иностранных граждан системы обязательной подготовки и тестирования по истории России позволит им понять национальные, религиозные и культурные традиции нашего государства и его народа, что, безусловно, будет содействовать процессу более легкой, безболезненной и глубокой интеграции мигрантов в российское общество, быстрой адаптации в нем. Это, в свою очередь, позволит избежать возникновения постоянно происходящих этнических конфликтов, когда нарушение мигрантами стереотипов поведения вызывает неприязнь, а порой и агрессию со стороны местного населения.

Актуальность этих преобразований подтверждается также многолетним опытом формирования миграционной политики в зарубежных странах.

Например, в европейских странах интеграция иностранных трудовых мигрантов тесно связана с предоставлением гражданства, зависящим от успешной сдачи тестов. Например, курсы языковой и гражданской интеграции обязательны и достигают 30—40 часов по гражданской и 600 часов по языковой интеграции. Такая практика существует в Австрии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Люксембурге, Нидерландах, Франции и других странах.

На основании изложенного следует вывод о том, что актуальность создания системы обучения и подготовки к тестированию по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации в России и за рубежом для различных категорий граждан стран дальнего и ближнего зарубежья продиктована острой необходимостью решения следующих основных государственных проблем.

1. Исправление демографической ситуации в целом.

2. Пополнение трудовых ресурсов.

3. Повышение темпов экономического развития.

4. Пополнение бюджета за счет легальной трудовой деятельности мигрантов.

5. Адаптация мигрантов в российском обществе, предотвращение межнациональных конфликтов.

В настоящее время нормативно-правовое регулирование вопросов государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и за рубежом осуществляется на основании следующих действующих правовых актов.

1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»

Устанавливает, что при наличии в документе иностранного государства об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), признаваемом на территории Российской Федерации, записи об изучении его обладателем курса русского языка такой документ подтверждает владение его обладателем русским языком на определенном уровне, необходимом в соответствующем случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п. 6.1. ст. 27.2).

2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-Ф3 «О гражданстве Российской Федерации»

Устанавливает обязательным условием обращения иностранных граждан и лиц без гражданства с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации владение русским языком.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Устанавливает обязательным условием осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания владение русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком.

Иностранный гражданин подтверждает владение русским языком на уровне не ниже базового уровня в том числе сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку, выданным в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и

удостоверяющим, что иностранный гражданин владеет русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком (п. 8.1, 8.2 ст. 13.1).

4. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

Утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, предусматривающее обязательное предоставление лицом, претендующим на получение гражданства документа, подтверждающего его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602«Об обеспечении межнационального согласия»

Предусматривает разработку комплекса мер по введению до ноября 2012 г. обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов.

6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.01.1998 № 87 «Об утверждении положения о головном центре тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку в Московском педагогическом государственном университете»

Устанавливает правовой статус головного центра тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку.

7. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 февраля 2004 г. № 735 «Об утверждении перечня образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации»

Устанавливает перечень образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 463 «Об утверждении федеральных государственных требований по русскому языку как иностранному языку»

Устанавливает федеральные государственные требования по русскому языку как иностранному языку, определяет уровень владения и степень сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному языку иностранными гражданами и лицами без гражданства.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 207 «Об утверждении порядка государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному языку»

Определяет правила организации государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному языку образовательными учреждениями (организациями) на территории Российской Федерации или за рубежом, которым Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение тестирования.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 765 «Об утверждении порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку, выдаваемого образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение такого тестирования»

Устанавливает правила выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку, выдаваемого образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение такого тестирования.

11. Приказ Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г. № 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации»

Устанавливает:

— порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, со-

гласованию или отклонению либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство;

— требования, предъявляемые к порядку исполнения государственной функции, сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной миграционной службы и территориальных органов ФМС России, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица или принимаемого им решения, а также взаимодействие ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении данных полномочий.

12. Приказ ФМС РФ № 89, Минздравсоцраз-вития РФ № 202, Минтранса РФ № 62, Росры-боловства № 323 от 21.04.2009 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства»

Устанавливает порядок предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населении, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, представительств и представителей ФМС России за рубежом, органов государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства по рыболовству, а также по-

рядок взаимодействия этих органов при осуществлении полномочий в сфере выдачи заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Анализ содержания указанных документов показывает, что для решения задач, поставленных Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», требуется существенная доработка нормативно-правовой базы в сфере регулирования вопросов подготовки и государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и за рубежом по следующим причинам.

1. Действующие нормативно-правовые акты предусматривают обязательное тестирование мигрантов для решения вопросов предоставления им российского гражданства или права на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации только по русскому языку.

2. В настоящее время правовой статус головных центров тестирования юридически не урегулирован, так как Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.01.1998 № 87 «Об утверждении положения о головном центре тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку в Московском педагогическом государственном университете» распостраняет свое действие только на указанное в нем образовательное учреждение, которое в настоящее время фактически уже не выполняет функции головного центра тестирования.

3. Фактический состав центров тестирования в Российской Федерации и за рубежом не соответствует перечню образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 февраля 2004 г. № 735, и постоянно меняется.

4. В настоящее время нормативно не определены порядок включения вузов в перечень головных центров государственного тестирования и критерии, которым должен соответствовать такой вуз.

5. Не утверждены в установленном порядке федеральные государственные требования к определению уровня знания истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вместе с тем уполномоченные органы законодательной и исполнительной власти уже при-

ступили к разработке нормативно-правовой базы по обеспечению реализации поставленных руководством государства в сфере миграционной политики задач.

В 2012 г. депутатами Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации В. Н. Плигиным, Д. Ф. Вяткиным, Т. К. Агузаро-вым, А. Н. Хайруллиным, М. Л. Шаккумовым, М. С. Селимхановым, Р. Ш. Хайровым, И. Б. Богуславским на рассмотрение Государственной думы внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (об установлении обязанности подтверждения в установленном порядке владения русским языком и знания истории России и основ законодательства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан, обратившихся за получением обыкновенной рабочей визы или вида на жительство в Российской Федерации либо прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности на основании разрешения на работу или патента)».

Постановлением Государственной думы Федерального Собрания от 10.04.2013 № 2023-6 данный законопроект принят в первом чтении и направлен в соответствующие компетентные органы для повторного изучения.

Принятие указанного Федерального закона не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета, но потребует принятия приказов Минобрнауки Российской Федерации об утверждении:

1) порядка и критериев включения организаций в перечень организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации;

2) перечня указанных организаций;

3) форм и порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации;

4) требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена;

5) порядка выдачи и формы сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

В текущем году Министерством образования и науки также были предприняты меры по систематизации и приведению подзаконных правовых актов, действующих в сфере организации

тестирования мигрантов, в соответствие с изменениями, внесенными в федеральное законодательство (Федеральный закон от 12.11.2012 № 185-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и статью 27.2 Закона РФ "Об образовании"») и подзаконные нор-матино-правовые акты (Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»).

В этих целях разработаны проекты приказов Минобрнауки РФ:

— «Об организации тестирования по русскому языку как иностранному»;

— «Об утверждении федеральных государственных требований к определению уровня владения русским языком трудящихся мигрантов»;

— «Об утверждении условий, порядка выдачи, формы и технических требований к сертификату о прохождении государственного тестирования по русскому языку».

Также разработан проект Указа Президента России о внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента России от 14 ноября 2002 г. № 1325.

Однако все эти проекты правовых актов не учитывают задачи введения обязательного экзамена по истории России и основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Президентом РФ 13 июня 2012 г., и проектом Федерального закона «О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации..."».

Вместе с тем, учитывая, что проекты указанных документов соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам, целесообразно проекты новых правовых актов разработать на их основе, дополнив текст соответствующим содержанием, и утвердить после принятия Федерального закона «О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"».

Таким образом, для выполнения поставленных Президентом Российской Федерации в сфере

миграционной политики целей в настоящее время государство в лице его уполномоченных административных органов должно срочно приступить к решению важной задачи — формированию новой системы подготовки и тестирования трудовых мигрантов в России и за рубежом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032.

3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ». 1996. № 3. Ст. 1504.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) // Официальный сайт Президента Российской Федерации www.kremlin.ru.

5. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4571.

6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2339.

7. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.01.1998 № 87 «Об утверждении положения о головном центре тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку в Московском педагогическом государственном университете» // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: Ьир://минобрнауки.рф/

8. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 февраля 2004 г. № 735 «Об утверждении перечня образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации» // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: Ьир://минобрнауки.рф/

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 463 «Об утверждении федеральных государственных требований по русскому языку как иностранному языку» // Официальный сайт Мини-

стерства образования и науки Российской Федерации. URL: Ьир://минобрнауки.рф/

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 765 «Об утверждении порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку, выдаваемого образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение такого тестирования» // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: Ьир://ми-нобрнауки.рф/

11. Приказ Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г. № 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» // Официальный сайт Федеральной миграционной службы. URL: http://www.fms.gov.ru/

12. Приказ ФМС РФ № 89, Минздравсоцраз-вития РФ № 202, Минтранса РФ № 62, Росры-боловства № 323 от 21.04.2009 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» // Официальный сайт Федеральной миграционной службы. URL: http:/ /www.fms.gov.ru/

13. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» (об установлении обязанности подтверждения в установленном порядке владения русским языком и знания истории России и основ законодательства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан, обратившихся за получением обыкновенной рабочей визы или вида на жительство в Российской Федерации либо прибывающих в Российскую Федерацию в порядке,

не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности на основании разрешения на работу или патента) // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http:// asozd.duma.gov.ru

14. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2012 год и плановый период 2013 и 2015 годов // Официальный сайт Федеральной миграционной службы. URL: http:// www.fms.gov.ru/

15. Миграционная политика России (доклад в Совете Федерации) // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012. № 6.

16. Федотова М. Ф, Шойко И. С. Современная миграционная политика Российской Федерации / Информационно-аналитическое управление Аппарата Московской городской Думы // Право и безопасность. 2010. № 2(35).

УДК 34

П. П. Востриков, А. А. Добровольский

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР (1917-1945 гг.) В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЁНЫХ

Статья посвящена исследованию историографии проблемы правового обеспечения дисциплины труда в Советской России и СССР (1917-1945 гг.).

The article is devoted to research of historiography of problem of law ensuring labour discipline in Soviet Russia and USSR (1917-1945).

Ключевые слова: советское право, правовое обеспечение, дисциплина труда.

Keywords: Soviet law, law ensuring, labour discipline.

Изучение истории правового обеспечения дисциплины труда в Советской России и СССР шло практически одновременно с развитием законодательства в данной сфере. Этим обусловлен тот факт, что основное содержание работ, так или иначе связанных с данной проблемой, имеет не строго историко-правовой, а комментирующий характер.

Тем не менее уже в начальный период развития советского трудового права стали появляться работы, посвященные его историческим аспектам. Среди них нужно отметить работы Е. Даниловой [1], А. В. Забелина, М. Н. Левина и

© Востриков П. П., Добровольский А. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.