Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
принудительные работы / исправительный центр / уголовно-исполнительная система / осужденные к принудительным работам / forced labor / correctional center / penal system / prisoners sentenced to forced labor

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Любовь Ильинична Разбирина

В статье анализируются проблемы правового регулирования уголовного нака-зания в виде принудительных работ. Аргументируется, что наказание в виде при-нудительных работ имеет положительные тенденции, в том числе связанные с сокращением количества отбывающих наказание в местах лишения свободы, со-хранением социально полезных связей осужденных, преемственностью в работе исправительных учреждений и исправительных центров. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования уголовно-го, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства для реализации положительного потенциала принудительных работ как вида наказа-ния, не связанного с изоляцией осужденных от общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF CRIMINAL PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCED LABOR

The article analyzes the problems of legal regulation of criminal punishment in the form of forced labor. It is argued that the punishment in the form of forced labor has positive trends, including those associated with a reduction in the number of people serving sentences in places of deprivation of liberty, the preservation of socially useful connections of convicts, continuity in the work of correctional institutions and correc-tional centers. It is concluded that it is necessary to further improve the criminal, penal enforce-ment, and criminal procedure legislation in order to realize the positive potential of forced labor as a type of punishment that is not associated with the isolation of convicts from society.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

УДК 343.81

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/123-130

Л. И. Разбирина

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В статье анализируются проблемы правового регулирования уголовного наказания в виде принудительных работ. Аргументируется, что наказание в виде принудительных работ имеет положительные тенденции, в том числе связанные с сокращением количества отбывающих наказание в местах лишения свободы, сохранением социально полезных связей осужденных, преемственностью в работе исправительных учреждений и исправительных центров.

Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства для реализации положительного потенциала принудительных работ как вида наказания, не связанного с изоляцией осужденных от общества.

Ключевые слова: принудительные работы; исправительный центр; уголовно-исполнительная система; осужденные к принудительным работам.

Для цитирования: Разбирина Л. И. Проблемы правового регулирования уголовного наказания в виде принудительных работ // Вестник Кузбасского института. 2023. № 2 (55). С. 123-130. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/123-130.

L. I. Razbirina

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF CRIMINAL PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCED LABOR

The article analyzes the problems of legal regulation of criminal punishment in the form of forced labor. It is argued that the punishment in the form of forced labor has positive trends, including those associated with a reduction in the number of people serving sentences in places of deprivation of liberty, the preservation of socially useful connections of convicts, continuity in the work of correctional institutions and correctional centers.

It is concluded that it is necessary to further improve the criminal, penal enforcement, and criminal procedure legislation in order to realize the positive potential of forced labor as a type ofpunishment that is not associated with the isolation of convicts from society.

Keywords: forced labor; correctional center; penal system; prisoners sentenced to forced labor.

© Разбирина Л. И., 2023 © Razbirina L. I., 2023

For citation: Razbirina L. I. Problems of legal regulation of criminal punishment in the form of forced labor. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 2 (55), p. 123-130. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/123-130.

Согласно статистическим данным ФСИН России, на 1 января 2023 г. имелось 46 исправительных центров, 321 участок исправительных центров, изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, при исправительных учреждениях [5].

За 2022 г. было создано более 25 тыс. мест для осужденных к принудительным работам. Таким образом, к концу 2022 г. общее число мест в исправительных центрах составило 40878. В текущем году необходимо создать 20 тыс. новых мест и довести их общее количество до 60 тыс. [2]

Применение принудительных работ, начавшееся на территории Российской Федерации с 1 января 2017 г., обусловило положительные тенденции: сокращается количество лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в том числе в связи с применением замены лишения свободы на принудительные работы в соответствии со ст. 80 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), все осужденные к указанному наказанию трудоустраиваются, принудительные работы способствуют сохранению у осужденных социально полезных связей. Однако, с другой стороны, в ходе реализации данного наказания возникали сопутствующие проблемы в части его назначения и исполнения.

По мнению И. В. Дворянскова и О. С. Дорошенко, глава 8.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ), закрепляющая исполнение наказание в виде принудительных работ, содержит ряд противоречий [1].

За период исполнения принудительных работ были выявлены пробелы в правовом и организационном аспекте. Законодательством определено, что осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина или лица без гражданства). В то же время на законодательном уровне отсутствуют разъяснения, что необходимо понимать под неотложными социально-бытовыми вопросами и в каких других случаях администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы.

Проведенные исследования показали, что в 2022 г. по учетам в ИЦ Новосибирской области прошло 1246 осужденных, из них 1233 осужденным принудительные работы назначены в порядке ст. 80 УК РФ, т. е. наказание в виде лишения свободы было заменено более мягким видом. И после освобождения из мест лишения свободы по прибытии в исправительный центр осужденные обращаются с заявлениями о предоставлении им отпуска.

Для применения вышеуказанной нормы, а именно разрешения краткосрочного выезда за пределы исправительного центра на срок до пяти суток, законодательно должно быть определе-

но, что необходимо понимать под неотложными социально-бытовыми вопросами и в каких других случаях администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы осужденным.

Другая проблема заключается в том, что Федеральным законом от 03.04.2023 № 111-ФЗ в ч. 7 ст. 531 УК РФ были внесены изменения в перечень лиц, которым принудительные работы не назначаются. К ним относятся несовершеннолетние, лица, признанные инвалидами первой или второй группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, а также лица, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, и признанные полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проблема при применении наказания в виде принудительных работ к лицам, не достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, и признанным способными к трудовой деятельности, состоит в том, что при применении ст. 80 УК РФ к таким лицам срок наказания при замене лишения свободы может быть значительным, и в период отбывания наказания у осужденного наступит право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае следует обратить внимание на фактическую возможность осуществления трудовой деятельности

данной категории осужденных при отбывании принудительных работ. Возникает вопрос: будет ли лицо способно к труду, и насколько правомерно будет привлечение к труду осужденного, достигшего пенсионного возраста в период отбывания вышеуказанного наказания? Так, например, Тогучинским районным судом Новосибирской области осужденному К. , достигшему к моменту вынесения решения возраста 70 лет, суд в соответствии со ст. 80 УК РФ заменил оставшийся срок на принудительные работы. По прибытии в исправительный центр осужденный был госпитализирован. Время, в течение которого осужденный К. не работал по состоянию здоровья, было ему засчитано в срок отбывания наказания.

Проблемой в практике исправительных центров является применение принудительных работ к осужденным, больным социально значимыми заболеваниями, перечень которых определен постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Кроме того, возникает проблема распространения заболевания как среди осужденных, так и среди работников исправительного центра. Осужденные в стационарных условиях медицинских учреждений находятся длительный срок, который засчитывается им в срок принудительных работ, в отличие от исправительных работ.

При исполнении наказания в виде исправительных работ засчитывается лишь то период, в течение которого осужденный работал и из его заработной платы производились удержания, а то время, в течение которого осужденный

не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Указанные выше положения не нашли отражения в нормах УИК РФ, регламентирующих порядок и условия исполнения принудительных работ [7].

Одна из проблем, не нашедшая законодательного закрепления, — это замена лишения свободы принудительными работами иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Указанные категории осужденных не принимаются на работу в сторонние организации. Они трудоустраиваются лишь в центрах трудовой адаптации исправительных учреждений.

Кроме того, осужденные, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащие освобождению из мест лишения свободы, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания), при замене лишения свободы в соответствии со ст. 80 УК РФ на наказание, не связанное с лишением свободы, т. е. принудительные работы, остаются на территории государства. Фактически иностранный гражданин должен был быть депортирован после освобождения из места лишения свободы, а по решению суда ему предоставлено право находиться на территории РФ, таким образом усложняя работу соответствующих служб по его депортации.

Остается не решенным на законодательном уровне вопрос об рассмотрении в суде представлений исправительного центра о замене осужденным принудительных работ лишением свободы. Так, положения ч. 2 ст. 399 Уголовно-процесуального кодекса Российской Федерации устанавливают, что суд обязан

известить лиц, учреждения и органы, участвующие в процессе, не позднее 14 суток со дня судебного заседания, т. е. на практике судебное заседание не может быть назначено ранее 14 суток с момента поступления в суд соответствующего представления. Принимая во внимание вышесказанное и положения ч. 6 ст. 6015, ч. 3 ст. 6017 УИК РФ, предписывающие водворение осужденного в помещение для нарушителей, в отношении которого в суд направлено представление о замене принудительных работ лишением свободы, можно установить прямое влияние оперативности назначения судебного заседания на продолжительность времени нахождения осужденного в помещении для нарушителей.

За 2022 г. в ГУФСИН России по Новосибирской области 306 осужденных к принудительным работам, или 24,55 % от их общей численности, прошедших по учету, были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде принудительных работ, из них 60 осужденных уклонились от отбывания наказания в виде принудительных работ, 9 осужденных не прибыли к месту отбывания наказания в виде принудительных работ в установленный предписанием срок, 39 осужденных не возвратились в УФИЦ по истечении разрешенного срока выезда и 10 осужденных самовольно оставили УФИЦ, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией УФИЦ, на срок свыше 24 часов.

Ко всем осужденным, допустившим нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде принудительных работ, были применены меры взыскания, в том числе 232 осужденных были во-

дворены в помещения для нарушителей. По решению суда в течение 2022 г. 68 осужденным (5,45% от общей численности прошедших по учету) неотбытая часть наказания была заменена лишением свободы. Проведенный анализ времени содержания в помещении для нарушителей осужденных к принудительным работам до рассмотрения и принятия решения судом о замене лишением свободы показал, что они содержатся там длительный период, в среднем от одного месяца до трех месяцев и более.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии временных ограничений нахождения осужденного в помещении для нарушителей в случае уклонения от принудительных работ или злостного нарушения порядка отбывания наказания в виде принудительных работ, при этом водворение осужденного в помещение для нарушителей в качестве меры взыскания в соответствии со ст. 6014 УИК РФ может быть применено на срок до 15 суток.

Необходимо внести изменения в УПК РФ, добавив к полномочиям руководителей ИЦ, УФИЦ право апелляционного, кассационного и надзорного обжалования судебных актов, которыми было отказано в удовлетворении представлений о замене принудительных работ лишением свободы на определенный срок [7].

Актуальной остается проблема трудоустройства осужденных к принудительным работам. В соответствии со ст. 607 УИК РФ осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы, в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Так, уровень привле-

чения осужденных к принудительным работам в ГУФСИ России Новосибирской области за 2022 г.составил 98,36 %. Осужденные к принудительным работам трудоустроены в отряды по хозяйственному обслуживанию учреждений уголовно-исполнительной системы Новосибирской области, в различные организации на основании заключенных соглашений. Среди таких организаций в Новосибирской области — кирпичный завод, торговые предприятия, мебельная фабрика, птицефабрика, керамический завод и др.

Положения ст. 6010 УИК РФ определяют, что из заработной платы осужденных к принудительным работам производятся удержания в размере, установленном приговором суда, также осужденные к принудительным работам возмещают расходы по их содержанию.

Исходя из требований вышеуказанной нормы, в исправительных центрах осужденным к принудительным работам выплачивается не менее 25 % от начисленной им заработной платы [3].

Проблемы удержания из заработной платы осужденных в размере, установленном приговором суда, возникают в связи с тем, что законодательство не предусматривает возложение на организации, трудоустраивающие осужденных к принудительным работам, обязанностей, связанных с удержанием из заработной платы осужденного процентов, в отличие от исправительных работ. Согласно ст. 43 УИК РФ на администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются обязанности по правильному и своевременному производству удержаний из заработной платы осужденного и перечислению удержанных сумм в установленном порядке.

Указанные проблемы указывались и ранее авторами, но до настоящего времени никаким образом не нашли отражения в законодательстве, и учреждения вынуждены заключать дополнительные соглашения с работодателями по вопросам своевременного производства удержаний из заработной платы осужденного и перечислений удержанных сумм, установленных приговором суда [1].

Возникает противоречие в следующих нормах: согласно ч. 4 ст. 60 УИК РФ в период отбывания принудительных работ осужденным по истечении 6 месяцев отбывания наказания предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней, но в то же время в ст. 122 Трудового кодекса Российской Федерации говорится о том, что право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. Так как срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в ИЦ, а не со дня трудоустройства осужденного, будет не-

верным говорить об их взаимосвязи. На практике сотрудники исправительных центров руководствуются нормами трудового законодательства, и отпуск осужденным представляется по истечении 6 месяцев его непрерывной работы, а не пребывания в исправительном центре [4].

Обобщая все вышеизложенное, важно заметить, что при назначении и исполнении наказания в виде принудительных работ следует исходить из современных уголовно-правовых, уголовно-исполнительных, социально-экономических условий. На примере приведенных проблем видно, что при применении данного уголовного наказания возникают трудности, которые требуют скорейшего разрешения. Из этого следует то, что правовое регулирование наказания в виде принудительных работ имеет ряд не решенных вопросов и проблем при его исполнении. Рассмотрение и дальнейшее решение исследуемых проблем должно привести к эффективной реализации применения наказания в виде принудительных работ.

1.

2.

3.

4.

Литература

Дворянсков, И. В., Дорошенко, О. С. Правовые проблемы исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ // Пенитенциарная наука. — 2018. — № 1 (41). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-ispolneniya-ugolovnogo-nakazaniya-v-vide-prinuditelnyh-rabot (дата обращения: 01.04.2023). Доклад министра юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко на коллегии ФСИН России 10 марта 2023 г. // Минюст России: официальный сайт. — URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/49347/ (дата обращения: 07.05.2023). Зубова, А. О., Симагин, А. О. Проблемы исполнения наказания в виде принудительных работ в Российской Федерации // Вестник Самарского юридического института. — 2020. — № 1 (37).

Ковалев, О. Г., Шаповалов, В. С. Правовые и организационные проблемы исполнения наказаний в виде принудительных работ // Столыпинский вестник. — 2021. № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-i-organizatsionnye-problemy-ispolneniya-nakazaniy-v-vide-prinuditelnyh-rabot (дата обращения: 07.05.2023).

5. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы на 1 января 2023 года // Официальный сайт ФСИН России. — URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/ iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 11.05.2023).

6. Лядов, Э. В., Грушин, Ф. В. Уголовное наказание в виде принудительных работ: правовое регулирование назначение и исполнения: учеб. пособие / под ред. Э. В. Лядова. — Рязань: ИП Коняхин А. В., 2021. — 138 с.

7. Разбирина, Л. И., Дерягин, П. С. Исполнение наказания в виде принудительных работ: состояние и перспективы // Вестник Кузбасского института. — 2022. — № 1 (50). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnenie-nakazaniya-v-vide-prinuditelnyh-rabot-sostoyanie-i-perespektivy (дата обращения: 04.05.2023).

References

1. Dvoryanskov I. V., Doroshenko O. S. Pravovye problemy ispolnenija ugolovnogo nakazanija v vide prinuditel'nyh rabot [Legal problems of execution of criminal punishment in the form of forced labor]. Penitenciarnaja nauka [Penitentiary Science], 2018, no. 1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-ispolneniya-ugolovnogo-nakazaniya-v-vide-prinuditelnyh-rabot (accessed 4/1/2023).

2. Doklad ministra justicii Rossijskoj Federacii Konstantin Chujchenko na kollegii FSIN Rossii 10 marta 2023 g. [Report of the Minister of Justice of the Russian Federation Konstantin Chuichenko at the Board of the Federal Penitentiary Service of Russia on March 10, 2023]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/49347 /(accessed: 07.05.2023).

3. Zubova A. O., Simagin A. O. Problemy ispolnenija nakazanija v vide prinuditel'nyh rabot v Rossijskoj Federacii [Problems of execution of punishment in the form of forced labor in the Russian Federation]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2020, no. 1 (37).

4. Kovalev O. G., Shapovalov V. S. Pravovye i organizacionnye problemy ispolnenija nakazanij v vide prinuditel'nyh rabot [Legal and organizational problems of execution of punishments in the form of forced labor]. Stolypinskij vestnik [Stolypin Bulletin], 2021, no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-i-organizatsionnye-problemy-ispolneniya-nakazaniy-v-vide-prinuditelnyh-rabot (accessed 4/1/2023)

5. Kratkaja harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy na 1 janvarja 2023 goda [Brief description of the penal system as of January 1, 2023]. Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/ statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS / (accessed 5/11/2023).

6. Lyadov E. V., Grushin F. V. Ugolovnoe nakazanie v vide prinuditel'nyh rabot: pravovoe regulirovanie naznachenie i ispolnenija [Criminal punishment in the form of forced labor: legal regulation of appointment and execution]. Studies. manual. Edited by E. V. Lyadov. Ryazan, 2021. 138 p.

7. Razbirina L. I., Deryagin P. S. Ispolnenie nakazanija v vide prinuditel'nyh rabot: sos-tojanie i perspektivy [Execution of punishment in the form of forced labor: state and prospects]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2022, no. 1 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnenie-nakazaniya-v-vide-prinuditelnyh-rabot-sostoyanie-i-perespektivy (accessed 5/4/2023).

Сведения об авторе

Любовь Ильинична Разбирина: Новосибирский государственный университет экономики и управления (г. Новосибирск), доцент кафедры уголовного права и национальной безопасности, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: razbirina@bk.ru

Information about the author

Lyubov I. Razbirina: Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), associate professor of the Chair of Criminal Law and National Security, candidate of law, associate professor. E-mail: razbirina@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.