Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МОРЯКОВ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МОРЯКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРЯКИ / ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА СУДНА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕПАТРИАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ПРАВА МОРЯКОВ / ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурцева Евгения Валерьевна, Шарипова Ольга Вениаминовна

В статье представлен краткий анализ международного и российского законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения моряков (членов экипажа судов). Исследованы вопросы правового регулирования трудовых отношений моряков в современных условиях, в том числе, в условиях пандемии коронавируса. Рассмотрена судебная практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE LABOR OF SAILORS

The article presents a brief analysis of international and Russian legislation regulating social and labor relations of seafarers (ship crew members). The issues of legal regulation of labor relations of seafarers in modern conditions, including in the context of the coronavirus pandemic, are studied. Judicial practice is considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МОРЯКОВ»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МОРЯКОВ

БУРЦЕВА Евгения Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридических дисциплин юридического факультета Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (МГУ им. адм. Г.И. Невельского). E-mail: evbur@list.ru;

ШАРИПОВА Ольга Вениаминовна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой юридических дисциплин юридического факультета Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (МГУ им. адм. Г.И. Невельского). E-mail: sharipova_2004@mail.ru

Краткая аннотация: В статье представлен краткий анализ международного и российского законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения моряков (членов экипажа судов). Исследованы вопросы правового регулирования трудовых отношений моряков в современных условиях, в том числе, в условиях пандемии коронавируса. Рассмотрена судебная практика.

Abstract: the article presents a brief analysis of international and Russian legislation regulating social and labor relations of seafarers (ship crew members). The issues of legal regulation of labor relations of seafarers in modern conditions, including in the context of the corona-virus pandemic, are studied. Judicial practice is considered.

Ключевые слова: моряки, члены экипажа судна, международное законодательство, российское законодательство, репатриация, пандемия коронавируса, права моряков, трудовые правоотношения.

Keywords: seafarers, ship's crew members, international legislation, Russian legislation, repatriation, coronavirus pandemic, seafarers ' rights, labor relations.

Объектом исследования настоящей статьи выступают социально-трудовые правоотношения российских моряков.

В статье рассмотрены проблемы реализации правовых норм в сфере труда моряков, в том числе, в условиях пандемии коронавируса.

Моряки являются специальными субъектами трудового права. Определение термина «моряк» дается во многих международных конвенциях и рекомендациях, регулирующих правоотношения моряков. Так, Конвенция Международной организации труда от 2006 г. «О труде в морском судоходстве» (далее - КТМС) дает следующее определение: «Моряк означает любое лицо, занятое на любой должности или работающее по найму в любом качестве на борту судна, к которому применяется настоящая Конвенция» [1, с.4].

Согласно ст. 57 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 08.06.2020) трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) (далее - ТК РФ), принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая настоящий Кодекс и уставы службы на судах, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами [2].

Следует отметить, что в ТК РФ отсутствуют специальные нормы, регулирующие труд моряков (членов экипажа судна) и содержащие особенности их трудовой деятельности. Глава 51 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников транспорта» содержит лишь общие нормы и некоторые положения в сфере труда работников транспорта [3].

Правовые отношения в сфере труда российских моряков регулируются не только российским законодательством, но международными правовыми актами. Так, если говорить о

рекомендациях и конвенциях Международной организации труда (далее - МОТ), то морякам посвящена их четвертая часть.

В связи с особыми условиями труда моряки1 наделяются не только правами, которые имеют иные категории работников, но и особыми правами, например, правом на репатриацию. Так, например, КТМС обеспечивает гарантированное выполнение обязательств судовладельцев по репатриации и выплате денежных компенсаций, пострадавшим от несчастных случаев морякам. На борту судна должно находиться свидетельство, подтверждающее финансовое обеспечение указанных обязательств. На наш взгляд, репатриация должна сводить к минимуму опасность для моряков быть «брошенными на произвол судьбы».

Однако, в настоящее время выполнение данных обязательств находится под большим вопросом. Пандемия корона-вируса поменяла личные планы как самих судовладельцев, так и членов экипажа судов, находящихся «за границей», ведь сроки их нахождения на судне увеличиваются по независящим от них обстоятельствам. По некоторым данным в такой сложной ситуации оказалось от ста пятидесяти до двухсот тысяч моряков [12]. Полагаем, что в таком случае нарушаются социально-трудовые права моряков, не имеющих возможности вовремя смениться и вернуться домой, ведь в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2016 г. № 268 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания» [8], максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать ста пятидесяти календарных дней, а в случаях затруднений со сменой членов экипажа судна может быть увеличена до ста восьмиде-

1 Трудовые правоотношения моряков достаточно специфичны. Так, например, имеются специальные правила труда и отдыха на борту судна, особые требования к бытовым и жилым помещениям, обусловленные, в том числе необходимостью правовой защиты от производственного шума и вибрации.

Трудовое право; право социального обеспечения

сяти календарных дней. В связи со сложившейся ситуацией продолжительность рабочего времени членов экипажа увеличивается на неопределенное время.

Кроме того, далеко не все моряки психологически к этому готовы. Анализ общения моряков по этому поводу в социальных сетях показал, что такое «пересиживание» в условиях неопределенности приводит к нервным срывам, повышенной агрессивности, чувству безнадежности и усталости. Многие моряки жалуются на потерю концентрации внимания, снижению работоспособности, апатию. В такой ситуации уместно было бы отказаться от выполнения трудовых обязанностей, но поскольку нет сменяющих их моряков, эти обязанности, соответственно, будут дополнительно возложены на других, таких же уставших моряков, что может вызвать взаимную агрессию. Тем не менее, часть моряков высказываются, что лучше сидеть на судне «два срока», чем ехать домой в эпидемию, или оказаться в период пандемии без работы и денег. Это тоже имеет смысл, но не отменяет необходимость своевременной смены экипажей для обеспечения безопасности мореплавания и здоровья моряков.

В связи со сложившейся ситуацией Международная морская организация (1МО) опубликовала Протоколы, в которых настаивается на признании профессиональных моряков и морского персонала ключевыми работниками отрасли [14]. В этих документах представлены рекомендации по процессу смены морских экипажей. Правительствам государств предлагается снять ограничения по территориальному перемещению моряков, чтобы сделать возможным смену экипажей морских судов.

В Российской Федерации в Письмах Роспотребнад-зора от 23 марта 2020 г. № 02/4745-2020-32 [5] и от 29 апреля 2020 г. № 02/8280-2020-32 [6] даны разъяснения о порядке реализации постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 [7], согласно которым мера, предусматривающая 14-суточную изоляцию всех лиц, прибывающих на территорию РФ, не должна распространяться на членов экипажей морских и речных судов.

Несмотря на предпринятые меры, социально-правовая неопределенность в вопросах смены экипажей в условиях, отличных от нормальных, а именно, в условиях пандемии, приводит к нарушению прав моряков.

В связи с этим на совещании оперативного штаба по поддержке Российского флота, созданном при Министерстве транспорта РФ, было предложено разработать и принять на уровне Правительства РФ нормативный правовой акт, устанавливающий единый свод правил при следовании моряков на судно и с судна при замене экипажа с учетом данной ситуации, а до принятия такого акта Правительство РФ обязать оперативные штабы субъектов РФ разработать и опубликовать в кратчайший срок прозрачные алгоритмы взаимодействия между участниками процесса смены экипажей (штаб - Роспотреб-

надзор - судовладелец (агент) - порт) с указанием контактных лиц для оперативного взаимодействия [11] .

Хочется надеяться, что вопросы нормативно-правового регулирования смены экипажей судов в период пандемии будут вынесены на правительственный уровень и благополучно отрегулированы.

К сказанному следует добавить, что с 1896 г. права моряков защищает International Transport Workers' Federation (ITF) - Международная Федерация работников транспорта (транспортных рабочих) (далее - МФТ) [15].

На сегодняшний день МФТ представлена в 119 портах 56 стран [9]. В 2000 г. появились первые инспекторы МФТ в Российской Федерации. В России в настоящее время действуют четыре инспектора МФТ: на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге, Калининграде и Новороссийске, а также координатор в Санкт-Петербурге.

Инспекторы МФТ являются официальными представителями национальных профсоюзов (либо моряков, либо докеров), состоящих в МФТ, в своей стране. Их функции, права и обязанности в разных государствах различны, в зависимости от национальных условий и законодательства, но в основном она сводится к следующему:

- посещение судов под «удобными флагами», не имеющих соглашений, одобренных ITF и попытки договориться с владельцем/капитаном о подписании таких соглашений

- взаимодействие с профсоюзами докеров, которые, когда это возможно, могут предпринять акции против судов, не имеющих приемлемых соглашений;

- проверка соблюдения условий существующих коллективных договоров, действия с целью получения моряками причитающейся им задолженности по зарплате;

- беседы с моряками, советы и оказание помощи, где это возможно;

- оказание поддержки в экстремальных случаях (продуктами, водой, жильем морякам, проводящим забастовку);

- взаимодействие с портовыми властями, иммиграционной службой, полицией и другими правительственными органами, осуществляемое с тем, чтобы определить пригодно ли судно для плавания и соблюдаются ли должным образом минимальные и/или национальные стандарты безопасности, численность экипажа и условия их проживания;

- ведение от лица экипажа переговоров с представителями судовладельца о возникших у них жалобах [10].

Необходимо отметить, что в России в 2019 г. инспекторы МФТ помогли вернуть морякам торгового флота, которые обращались за помощью в МФТ в российских портах, $ 2 161 806 невыплаченной вовремя заработной платы. Об этом сообщает российский профессиональный союз моряков (далее -РПСМ) [9, c.28]. РПСМ более 25 лет защищает трудовые права

своих членов. Моряки, независимо от их членства в данном профсоюзе, могут обратиться к ним за помощью.

Наличие, правильность составления и выполнение условий коллективных договоров моряков также значимая область для проверки инспекторами МФТ, ведь условия работы в море предполагают определенную регламентацию рабочего времени, времени отдыха, учета выходных и отгулов, сверхурочных работ и прочее. Данная специфика должна быть отражена в коллективных и трудовых договорах моряков.

Моряки за защитой своих нарушенных прав могут обратиться и в судебные органы. Так, например, Находкинским городским судом Приморского края было рассмотрено дело по иску моряка К. к ООО «ПримПортСервис» о взыскании задолженности по заработной плате, суточным, компенсации морального вреда и судебных расходов [13].

Истец был принят на должность четвертого механика транспортного рефрижиратора по трудовому договору с определенной заработной платой, к которому, по устному объяснению директора ООО «ПримПортСервис», должна была производиться доплата до соответствующей минимальной заработной платы, установленной комиссией МОТ, и указанной в штатном расписании судна. То есть размер заработной платы, указанной в штатном расписании, а также размер заработной платы согласно КТМС значительно превышал указанную в договоре сумму (20 тысяч рублей по договору, 1 810 долларов по КТМС).

Ответчик не выплатил заработную плату в размере, соответствующем международным нормам, ссылаясь на трудовой договор. Суд удовлетворил требования истца, в своей аргументации, во-первых, исходя из национального законодательства: Конституции РФ и Трудового кодекса РФ (ст. 37 Конституции РФ, ст. 9,16,135 ТК РФ - о трудовом договоре, ст.45 Библиография:

1. Конвенция Международной организации труда от 2006 г. «О труде в морском судоходстве». [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document.

2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. № 18, ст. 2207.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I), ст. 3.

4. Федеральный закон от 5 июня 2012 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 июня 2012 г. № 24, ст. 3073.

5. Письмо Роспотребнадзора от 23 марта 2020 г. « 02/4745-2020-32 «Разъяснения о порядке реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7». [Электронный ресурс]: — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Письмо Роспотребнадзора от 29 апреля 2020 г. № 02/8280-2020-32 «Дополнительные разъяснения о порядке изоляции членов экипажей морского (речного) транспорта и водителей грузовых автотранспортных средств». [Электронный ресурс]: — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения C0VID-2019». [Электронный ресурс]: http://publication.pravo.gov.ru.

8. Приказ Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2016 г. № 268 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания». [Электронный ресурс]: — Доступ из справ.-правовой системы Гарант.

9. Эффективная работа МФТ - заслуга всей команды. Морской профсоюзный вестник. №1 (130). 2020.

10. Сайт МИМО (международные и морские организации). Ь]йр://мимо.сот.иа/ (дата обращения 14.06.2020)

11. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. Федеральное агентство морского и речного транспорта. http://www.morflot.ru/news/ (дата обращения 14.06.20).

12. Сайт новостного агенства ТАСС. https://tass.ru/obschestvo/8679685 (дата обращения 14.06.20).

13. Сайт «Судебные и нормативные акты РФ». .https://sudact.ru/regular/doc/2lcgvWYpid6u/ (дата обращения 14.06.20).

14. IMO International maritime organization. http://www.imo.org/en/MediaCentre/HotTopics/Documents/COVID (дата обращения 14.06.20).

15. International Transport Workers Federation. https://www.itfglobal.org/en (дата обращения 14.06.2020).

ТК РФ - об отраслевом соглашении, ст. 21, 22, 135, 136, 140 ТК РФ - о заработной плате и порядке выплат).

Во-вторых, суд в своей аргументации, обратился к нормам международного права, т.к. Российская Федерация Федеральным законом от 5 июня 2012 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве» [4] ратифицировала КТМС, а международные нормы имеют приоритетное значение перед национальным законодательством. В соответствии с КТМС базовая оплата труда или заработная плата за календарный месяц службы квалифицированного моряка должна быть не ниже суммы, периодически устанавливаемой Паритетной морской комиссией или иным органом, уполномоченным Административным советом Международного бюро труда.

Таким образом, требования истца в части выплаты заработной платы в соответствии с международными нормами, были удовлетворены. Также был компенсирован моральный вред.

Это далеко не единственный пример положительного для истца судебного решения, поэтому не нужно морякам бояться обращаться в суд за защитой своих прав. Суммы выплачиваемых задолженностей по подобным судебным решениям довольно часто превышают один миллион рублей. Конечно, решая вопросы в судебном порядке, морякам лучше всего действовать через профсоюзную организацию моряков.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что национальное законодательство не всегда имеет четкие механизмы реализации международно-правовых норм, регулирующих труд моряков. Считаем, что для защиты прав моряков необходимы грамотные специалисты-эксперты в области международного и национального трудового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.