УДК 351:338.26(477.75)
DOI: 10.17072/2619-0648-2023-1 -38-52
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ГОРОДЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕВАСТОПОЛЯ)
С. А. Васильев
Кандидат юридических наук, доцент,
зав. кафедрой «Конституционное и административное право»
Севастопольский государственный университет 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
E-mail: mnogoslov@mail.ru
Аннотация: предмет настоящего исследования - основы стратегического планирования в регионе на примере города Севастополя. Для того чтобы понять, как будет развиваться государственное программирование социально-экономических процессов, следует детально рассмотреть их правовое регулирование, отдельные аспекты реализации, согласованность документов между собой. Содержание правовых актов должно быть сформировано таким образом, чтобы у исполнителя не возникало вопросов по его работе. Как оказалось, проблемы имеются в самых фундаментальных началах. Поэтому целью, поставленной перед собой автором, было выявление обозначенных проблем и предложение путей их решения. Стратегические показатели могут не выполняться в полном объеме, но это менее критично, чем неизвестность, в которой приходится двигаться к их достижению. Научной задачей автора являлась выработка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в данной сфере на основе проведенного исследования содержания правовых актов и практики их применения. Новизна настоящей работы в том, что в ней впервые осуществлена попытка объединения политических, экономических и правовых
© Васильев С. А., 2023
категорий с целью выработки конкретного результата для модернизации организации деятельности, связанной с планированием в регионе.
Ключевые слова: стратегическое планирование; политика региона; Севастополь; городское планирование; экономическое прогнозирование; управление развитием; программа развития
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF STRATEGIC PLANNING IN THE CITY (ON THE EXAMPLE OF SEVASTOPOL)
S. A. Vasiliev
Sevastopol State University
33, Universitetskaya st., Sevastopol, 299053, Russia
E-mail: mnogoslov@mail.ru
Abstract: the subject of this research is the basics of strategic planning in the region on the example of the city of Sevastopol. In order to understand how the state programming of socio-economic processes will develop, one should consider in detail their legal regulation, certain aspects of implementation, and the consistency of documents with each other. Their content should be formed in such a way that the performer does not have any questions about his work. As it turns out, there are problems in the most fundamental of things. The purpose of this article is to identify such problems and suggest ways to resolve them. Strategic indicators may not be fully implemented, and this is not as critical as the uncertainty in which you have to move towards their solution. The scientific task is to develop proposals for improving regulatory legal regulation in this area based on the study of the content of legal acts and the practice of their application. The novelty of this work lies in the fact that for the first time an attempt was made to combine political, economic and legal categories in order to develop a concrete result for the modernization of the organization of activities related to planning in the region. Keywords: strategic planning; regional policy; Sevastopol; urban planning; economic forecasting; development management policy; development program
Стратегическое планирование представляет собой весьма сложный процесс, связанный с предварительной постановкой определенных задач фактически самим себе и разработкой комплекса мероприятий для их достижения. Причем такое планирование должно осуществляться на системном
уровне, чему посвящен целый ряд современных исследований1. Кроме того, оно позволяет отчетливее представить горизонты последующего развития, тогда как на этапе создания программного документа результаты определить весьма затруднительно2.
Деятельность по установлению целей развития основана на переменных приемлемости, эфемерности, важности, операционализации и срочности. При этом важность и срочность связаны с текущим состоянием экономики и технологий. За 10-15 лет (период долгосрочного планирования) данные, составляющие содержание планируемой деятельности, очень сильно трансформируются. Абстрактное представление о том, как поменяется общество, также подлежит учету3. Важен и выбор технологии управления, и рациональное распределение ресурсов.
Несмотря на то что Российская Федерация с самого начала своего существования взяла курс на антисоветскую пропаганду и отрицание всего того, что было и эффективно работало в СССР4, многие вещи постепенно возвращаются в общественную жизнь, включая систему государственного управления. Так, все большее развитие получают стратегическое планирование, принятие дорожных карт, постановка целей на разносрочные перспективы5. Следует отметить, что на федеральном уровне это началось немного раньше, в регионы такой метод политического управления пришел позднее.
На момент подготовки настоящего материала действовало 38 федеральных государственных программ, задействующих 79 % бюджета с вовлечением свыше 85 органов власти6.
1 A Bottom-Up Strategic Roadmapping Approach for Multilevel Integration and Communication / J. S. Freitas, M. G. de Oliveira, R. B. Bagno [et al.] // IEEE Transactions on Engineering Management. 2022. Vol. 69, № 1. Pp. 81-93.
2 Meydanli I. I., Polat M. Roadmapping Process Implementation: Challenges for a Large-Scale Company // Ibid. Pp. 34-43.
3 Pessoa M. V. P., Gowda A. Integrated PSS Roadmapping Using Customer Needs and Technology Change Likelihood // Ibid. 2022. Vol. 69, № 1. Pp. 127-141.
4 Кожевников В. В. К проблеме преемственности советского права // Правоприменение в публичном и частном праве: материалы Междунар. науч. конф. (Омск, 29 марта 2019 г.). Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2019. С. 4-8.
5 См.: Лесных Ю. Г., Белкина Е. Н., Казаков М. Ю. Планирование в системе государственного и муниципального управления: учеб. пособие. Краснодар: КубГАУ, 2020; Турганбаев А. О. Стратегическое планирование в государственном управлении: административно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2020; Развитие системы стратегического планирования в Российской Федерации: VI Мерцаловские чтения (24-25 апреля 2020 г.): в 2 т. / сост. Е. А. Ульянова. Орёл: Изд-во Среднерусского ин-та управления - фил. РАНХиГС, 2020. Т. 1.
6 Портал госпрограмм РФ. URL: https://programs.gov.ru/Portal/home.
Решив оперативные задачи, связанные с воссоединением Крымского полуострова и Российской Федерации7, город федерального значения Севастополь включился в такого рода процессы и принял первые в данной сфере нормативные правовые и исполнительно-распорядительные акты, о которых речь пойдет далее.
Основы регионального программного регулирования были заложены в Законе города Севастополя от 5 декабря 2016 г. № 295-ЗС «О стратегическом планировании города Севастополя» (далее - Закон). Этот нормативный правовой акт устанавливает базовые требования к субъектам, осуществляющим стратегическое планирование Севастополя, и к тем документам, которыми оно оформляется.
Реализация данного Закона подтверждается наличием документов стратегического планирования и соблюдением заявленных критериев и показателей. Статья 5 Закона предусматривает закрытый перечень таких документов; требования к ним изложены в последующих статьях Закона.
1. Статья 6 устанавливает требования к Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года8 (далее - Стратегия), которая представляет собой довольно объемный документ, охватывающий большое количество вопросов, включая, помимо жилищной и трудовой сферы, экологию, градостроительство, публичное управление и т.д.
Следует отметить, что в последнее десятилетие инвестирование в защиту окружающей природной среды, государственных ресурсов получает все большее распространение, порой абстрагируясь от традиционных инфраструктурных или социальных вложений. Данный вопрос актуализируется в прибрежных регионах9, где риски климатических нарушений влекут за собой более серьезные последствия.
Стратегия должна быть принята на долгосрочный период, каковым в экономике считается «временной интервал, достаточный для того, чтобы производители смогли изменить количество всех используемых факторов в
7 Правовой статус Республики Крым и города Севастополя: актуальные проблемы правового регулирования и реализации / Н. Ф. Авдеева, И. А. Алешкова, М. С. Алябышев [и др.]; под общ. науч. ред. И. А. Умновой (Конюховой), Н. А. Фроловой. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018.
8 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года: Закон города Севастополя от 21 июля 2017 г. № 357-ЗС: принят Зак. Собранием города Севастополя 18 июля 2017 г.
9 Ghosh S., Byahut S., Masilela C. An Overview of Climate Protection and Resiliency Planning in the New York Megacity Region // Smart Global Megacities. Singapore: Springer Singapore, 2022. Pp. 287-313.
пределах существующих технологических достижений»10. Учитывая, что Стратегия социально-экономического развития Севастополя принята в середине 2017 года до 2030-го, то как минимум 12-летнюю перспективу можно считать таковым периодом. Ученые подтверждают данный тезис11.
Как и любой другой нормативный акт, Стратегия должна соответствовать уже действующим. Несмотря на утверждение ее Законодательным собранием города Севастополя, разрабатываться она должна в том числе на основе подзаконных нормативных правовых актов губернатора, правительства и иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя с учетом иных документов стратегического планирования (ч. 2 ст. 6 Закона).
В данном случае нельзя однозначно говорить о нарушении иерархии нормативных правовых актов, установленной частью 2 статьи 5 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 г. № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» (ред. от 23 июля 2019 г.). Однако возникает ситуация, при которой трансформация подзаконных документов должна влечь трансформацию регионального законодательства, что некоторым образом противоречит устоявшейся системе российского права12. В противном случае фактически будет нарушена норма части 2 статьи 6 Закона.
Необходимо также наличие оценки достигнутых целей социально-экономического развития. Очевидно, в данном случае речь идет о перспективах, ранее обозначенных аналогичным документом, и их достижении в уже действующем. Поскольку Стратегия принята впервые после вхождения города Севастополя в состав России13, документы такого характера прежде просто отсутствовали. Вместе с тем имеется оценка состояния различных сфер социально-экономической жизни, что вполне допустимо воспринимать как стартовые позиции, с которыми можно будет сравнить результаты, полученные в 2030 году.
10 Сиполс О. В. Экономика: новый англо-русский словарь-справочник. М.: Флинта: Наука, 2011.
11 См., например: Петрушина О. М., Кривушина О. А. Проблема сбалансированности бюджетной системы в долгосрочном прогнозе ее параметров на период до 2020 года // Экономика и эффективность организации производства. 2008. № 10. С. 40-41.
12 См. об этом подробнее: Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2010.
13 О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федер. конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ: одобрен Гос. Думой 20 марта 2014 г.: одобрен Советом Федерации 20 марта 2014 г. (ред. от 14.07.2022).
Обязательны в содержании Стратегии приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики, которые, за исключением первых, действительно имеют место. Вместо приоритетов в документе обозначена миссия, в которой закреплены еще и надцелевые установки. Исходя из буквального толкования, в данном случае можно усмотреть нарушение, поскольку миссия - это далеко не то же самое, что приоритет, даже если в ее описании фактически указаны некоторые приоритеты (предусмотрен, в частности, целевой сценарий гармоничного развития человека, городской среды и экономики). Миссия ближе к ключевой цели, направлена на получение определенного результата в будущем, то есть миссия - это предназначение14. Приоритет же имеет превалирующее значение повседневно, вне зависимости от этапов реализации программных документов15. Разводит приоритет и миссию, например, О. В. Дунаев, рассматривая развитие транспорта в России16.
Относительно таких требований к Стратегии, как оценка необходимых финансовых ресурсов для осуществления запланированного, информация о государственных программах, сроках, этапах и ожидаемых результатах их реализации, наличие показателей достижения целей социально-экономического развития, можно свидетельствовать, что они выполнены. В то же время не представляется возможным четко разграничить показатели и ожидаемые результаты, если за последние не принимать прогноз ключевых индикаторов.
Порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития города Севастополя и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города Севастополя, утвержденный Постановлением Правительства Севастополя от 16 февраля 2017 года № 124-ПП, свидетельствует о выполнении части 5 статьи 6 Закона.
Частью 6 статьи 6 Закона Стратегия фактически определяется в качестве ключевого программного документа, на основе которого должно строиться
14 Беккер Ю. С. Философия фирмы: влияние философско-этического мировоззрения на формирование стратегии и миссии компании // Микроэкономика. 2009. № 7. С. 155-157.
15 Федосова Р. Н., Хокшанова Е. П., Пименов С. В. Методология разработки региональной инвестиционной стратегии с учетом социальных приоритетов // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 11. С. 18-23.
16Дунаев О. Н. Приоритеты стратегии развития транспортной системы страны на период до 2030 года // Транспорт Российской Федерации. 2008. № 1. С. 10-12.
остальное планирование, в том числе, например, градостроительство. В то же время по своим срокам Стратегия должна совпадать с Прогнозом социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период до 2030 года, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 24 мая 2018 г. № 319-ПП (далее - Прогноз), что также является выполнением положений Закона.
2. Статьей 7 Закона к Прогнозу установлен ряд требований, одно из которых - периодичность его обновления каждые 6 лет. Учитывая, что действующий Прогноз принят только в 2018 году, а до 2014-го такого рода документов приниматься не могло, пока данное требование Закона выполняется.
Вариативная основа обеспечивается тем, что по каждому из направлений Прогноз предполагает консервативный, базовый и целевой варианты. Выполнены также требования, связанные с оценкой достигнутого уровня социально-экономического развития, определением его направлений и целевых показателей, включая количественные и качественные характеристики, заявленные в пояснительной записке.
Требование об отражении развития природных ресурсов, зафиксированное в пояснительной записке к данному документу, касается только водоснабжения. К тому же закреплен исключительно естественный прирост данного ресурса, тогда как многое необходимо делать усилиями властей и общества17. В данном направлении проводится активная работа18, однако она не акцентирована на сельском хозяйстве и техническом обеспечении промышленности. Допустимо рассматривать отдельные водоемы также с
19
точки зрения защиты окружающей природной среды и учитывать данную составляющую в стратегической документации региона. Комплекс мероприятий в этой сфере позволяет, кроме того, частично планировать уровень здоровья населения20 как важную социальную составляющую.
17 Evaluating the Productivity of Paddy Water Resources through SWOT Analysis: The Case of Northern Iran / I. Goli, H. Azadi, M. Nooripoor [et al.] // Water. 2021. Vol. 13, № 21. Art. 2964.
18 См. об этом подробнее: Планируемые объекты инфраструктуры // Севастополь: инвестиционный портал. URL: https://investsevastopol.ru/ru/investoram/razvitie-infrastruktury/planiruemye-obekty-infrastruktury/?ysclid= lb962fvi2f846613147.
19 Multiple Benefits of Blue-Green Infrastructure and the Reduction of Environmental Risks: Case Study of Ecosystem Services Provided by a SUDS Pond / V. Krivtsov, S. Birkinshaw, V. Olive [et al.] // Civil Engineering for Disaster Risk Reduction. Singapore: Springer Singapore, 2022. Pp. 247-262.
20 Rayan M., Khayyam U., Gruehn D. Local Perspectives on Green Resilient Settlements in Pakistan // CIGOS 2021, Emerging Technologies and Applications for Green Infrastructure. Singapore: Springer Singapore, 2022. Pp. 1363-1376.
Вместе с тем для разнопланового развития субъекта Федерации вполне возможно запланировать, например, биоресурсы, солнечную и ветровую энергию, лесные запасы21. Последние могут быть также использованы для повышения привлекательности региона не только с ресурсной, но и с экологической точки зрения. Соответствующие концепции уже разрабатываются в зарубежных государствах22.
В Прогнозе отсутствует оценка ограничений экономического роста. В целом документ содержит только оптимистические вариации (даже в консервативном сценарии); в нем определены факторы развития, но не учтены или же прямо не прописаны риски, которые неизбежны для современной экономики23. Данное обстоятельство может быть воспринято как нарушение пункта 3 части 3 статьи 7 Закона.
Прогноз не предусматривает обязательные основные параметры государственных программ.
Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 3 ноября 2017 г. № 838-ПП, реализована норма части 6 статьи 7 Закона.
3. Бюджетный прогноз города Севастополя на период до 2030 года, утвержденный Постановлением Правительства Севастополя от 22 февраля 2018 г. № 104-ПП, представляет собой реализацию статьи 8 Закона. Данный акт является полностью прерогативой органов исполнительной власти и должен соответствовать Бюджетному кодексу РФ24. При проведении исследования каких-либо противоречий федеральному законодательству обнаружить не удалось.
4. Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденный Постановлением Правительства Севастополя от 17 ноября 2011 г. № 563-ПП, практически не отличается от Прогноза, за исключением периода планирования. Он содержит вариативность, оценку достигнутого уровня развития, учитывает
21 Сидоров М. Н. Управление национальным богатством // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2012. № 7. С. 63-69.
22 Urban Ecosystem Services in Strategic Planning in Swedish Municipalities / A. O. Sang, F. A. Hagemann, N. Ekelund [et al.] // Urban Ecosystems. 2021. Vol. 24, № 6. Pp. 1343-1357.
23 Порядина И. В. Риски в экономике: учеб. пособие. Тюмень: [б.и.], 2020.
24 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. (ред. от 21.11.2022).
факторы и ограничения экономического роста и все остальные требования, предусмотренные статьей 9 Закона, что также свидетельствует о ее полной реализации.
Следует подчеркнуть, что такого рода документы, связанные с планированием социально-экономической составляющей развития региона, основаны на солидных предварительных исследованиях. В настоящее время разрабатывается большое количество методик для их проведения25, позволяющих само прогнозирование максимально приблизить к тому, что вероятнее всего случится в результате.
5. Весьма проблемным вопросом города Севастополя является его генеральный план, о чем говорилось немало и на самых разных уровнях26. В отсутствие данного нормативного акта невозможно осуществление многих общественных отношений, в особенности земельных27. В настоящее время действует документ 2005 года, принятый украинскими властями, и сам факт его наличия свидетельствует о формальном исполнении статьи 12 Закона. Однако очевидна необходимость принятия российского документа территориального развития с учетом прошедших лет и сильной трансформации пространственного облика Севастополя, а главное, необходимость приведения этого документа в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации28.
В этом направлении проводится ряд мероприятий. Свидетельством тому принятие ряда документов, таких как распоряжение Правительства Севастополя от 17 апреля 2015 г. № 291-РП «О подготовке проекта Генерального плана города Севастополя», распоряжение Департамента архитектуры и гра-
25 Forecasting the Indicators of Socio-Economic Development of the Region: Methods and Results // Y. Vertakova [et al.] // XIV International Scientific Conference "INTERAGROMASH 2021". Cham: Springer, 2022. Pp. 806-815.
26 См.: Щукин А. К. Своды правил градостроительного проектирования как источник императивных норм при разработке градостроительной документации. Выступление в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Правовые проблемы урбанистики и градостроительной деятельности: национальное и региональное измерение», прошедшей 8 апреля 2021 года в Законодательном Собрании города Севастополя; Генплан Севастополя планируют увидеть к середине следующего года // ForPost. Политика: сайт. URL: https://politika.sevasto-pol.su/news/genplan-sevastopolja-planirujut-uvidet-k-seredine-sledujushhego-goda/?ysclid=lb99a0l qq3661402799.
27 Эйриян Г. Н. Сочетание интересов общества и частных интересов в регулировании использования земель // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. Вып. 54. С. 699721.
28 Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ: принят Гос. Думой 22 дек. 2004 г.: одобрен Советом Федерации 24 дек. 2004 г. (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022).
достроительства города Севастополя от 7 апреля 2017 г. № 170 «О проведении публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана города Севастополя», приказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 5 мая 2017 г. № 53 «Об утверждении Регламента проведения собрания участников публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе» и др.29
Следует заметить, что в настоящее время осуществляется большой комплекс мероприятий, связанных с внедрением современных технологий, в том числе в планирование развития дорожной30, иных инфраструктурных составляющих31 пространственного развития города, а отсутствие необходимых правовых документов тормозит эти инновационные процессы.
Стратегическое планирование пространственного развития территорий может также учитывать данные из космоса, включающие показатели ночной светимости городов32. Этот же метод потенциально применим для более точного расчета потребления электроэнергии и перспектив в данном направлении.
Активно развиваются идеи «умного города»33, направленные на применение современных технологий в управлении модернизацией инфра-структуры34. Севастополь интегрирует данные инновации в повседневной жизни35. В этой связи целесообразно закладывать в последующее планирование и эту составляющую.
29 Генплан // Правительство Севастополя: офиц. портал органов гос. власти. URL: https://dag. sev.gov.ru/genplan.
30 См.: Транспортно-инфраструктурный аспект трансформации городской среды в городах-миллионерах России (на примере железнодорожного транспорта г. Перми) / С. А. Меркушев [и др.] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. Т. 66, № 2. C. 212-235; Lee J., Yoon Y. Indicators Development to Support Intelligent Road Infrastructure in Urban Cities // Transport Policy. 2021. № 114. Pp. 252-265.
31 Parametric Optimization of Combined Wind-Solar Energy Power Plants for Sustainable Smart City Development / P. Kuznetsov, M. Rimar, B. Yakimovich [et al.] // Applied Sciences. 2021. № 11. Art. 10351; Sustainable Urban Drainage System to Avoid Flooding of Rain Origin and Improving Green Areas, Lima, Peru / L. Amaro, J. Luis, V. Cuya [et al.] // Lecture Notes in Civil Engineering. 2022. № 183. Pp. 115-126.
32 Evolution of Urban Forms Observed from Space / H. Chen, Y. Kryvasheyeu, W. Xu [et al.] // EPJ Data Science. 2021. № 10. Art. 27.
33 Tabolin V. V., Pitryuk A. V., Abbasov I. M. City: Legal and Urbanological Factors of Digitalization // Socio-economic Systems: Paradigms for the Future. Cham: Springer International Publishing, 2021. Pp. 1721-1728.
34 Galego N. M. C., Pascoal R. M. Cybersecurity in Smart Cities: Technology and Data Security in Intelligent Transport Systems // Perspectives and Trends in Education and Technology. Selected Papers from ICITED 2021. Singapore: Springer Singapore, 2022. Pp. 17-33.
35 См.: Тимиргалеева Р. Р., Морозова В. Г. Анализ готовности хозяйственного комплекса Севастополя к реализации проекта «умный город» // Вестник науки и образования. 2020. № 7-2.
Такими в целом представляются основы стратегического планирования в городе Севастополе, со всеми своими преимуществами и недостатками в регламентации и реализации для политического управления данным процессом. Перед указанным регионом Российской Федерации в настоящее время стоят серьезные задачи, поскольку в нем строится и развивается большое количество объектов. Различные инфраструктурные решения финансируются из разных уровней бюджетной системы России36, что возводит программно-стратегическое планирование на самую высокую ступень по значимости.
Будучи жителем данного города, должен отметить преимущественно положительную реализацию задуманного на момент подготовки настоящего материала, но, безусловно, определенные моменты требуют своего совершенствования. Так, рассмотренные выше документы слабо учитывают мнение населения, хотя это обязательно должно быть сделано. К тому же зарубежный опыт демонстрирует позитивный результат в данном направлении37. Одним из векторов развития Севастополя видится прирост населения, однако далеко не все местные жители хотят этого, а некоторые считают, что город по своим инфраструктурным и иным особенностям просто не рассчитан на большее количество жителей. Например, некоторые зарубежные города сегодня уже столкнулись с нехваткой медицинских учреждений и иных социальных объектов38, особенно в крупных агломерациях. Относительно системы здравоохранения данный вопрос обострила пандемия новой корона-вирусной инфекции39. Тем не менее моделирование новой правовой
С. 30-38; Кутырин Д. О. Технологии умного города в сфере создания комфортной городской среды и ЖКХ: практики городов федерального значения // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2021. Т. 21, № 3. С. 83-85; ГарасЛ. Н. «Умный город»: особенности политического управления (на примере города федерального значения Севастополь) // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 5. С. 21-25.
36 См. об этом подробнее: Зубаревич Н. В. Возможности децентрализации в год пандемии: что показывает бюджетный анализ? // Региональные исследования. 2021. № 1. С. 46-57.
37 Nguyen L. H. The Participation of Community in Smart Management of Neighborhood in Parks/Playgrounds in Hanoi - The Reality and Solution // CIGOS 2021. Emerging Technologies and Applications for Green Infrastructure. Singapore: Springer Singapore, 2022. Pp. 1437-1446.
38 Analysis of Equity and Social Inclusiveness of National Urban Development Policies and Strategies through the Lenses of Health and Nutrition / O. Onwujekwe, C. O. Mbachu, C. Ajaero [et al.] // International Journal for Equity in Health. 2021. Vol. 20, № 1. Art. 101.
39 Практико-функциональное исследование взаимодействия уровней публичной власти в федеративных государствах в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19): оценки и перспективы / С. Х. Сарманаев, Т. В. Гололобова, Т. Г. Суранова [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № s1. С. 713-719.
реальности - необходимость40, основой которой во многом выступает стратегическое планирование.
Регламентация стратегического планирования имеет большое значение для развития государственных и муниципальных структур, общества, экономики, территорий. Этому в настоящее время уделяется самое серьезное внимание на разных уровнях. И для управления данным процессом исключительно важно изучить фундамент такой работы. Поэтому для развития региональной прогностической деятельности, в том числе на территории города Севастополя, следует учитывать сформулированные предложения по стимулированию и оптимизации политических и социально-хозяйственных процессов.
Библиографический список
Беккер Ю. С. Философия фирмы: влияние философско-этического мировоззрения на формирование стратегии и миссии компании // Микроэкономика. 2009. № 7. С. 155-157.
ГарасЛ. Н. «Умный город»: особенности политического управления (на примере города федерального значения Севастополь) // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 5. С. 21-25.
Дегтярев М. В. Моделирование в праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. № 53. С. 436-461.
Дунаев О. Н. Приоритеты стратегии развития транспортной системы страны на период до 2030 года // Транспорт Российской Федерации. 2008. № 1. С. 10-12.
Зубаревич Н. В. Возможности децентрализации в год пандемии: что показывает бюджетный анализ? // Региональные исследования. 2021. № 1. С. 46-57.
Кожевников В. В. К проблеме преемственности советского права // Правоприменение в публичном и частном праве: материалы Междунар. науч. конф. (Омск, 29 марта 2019 г.). Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2019. С. 4-8.
КутыринД. О. Технологии умного города в сфере создания комфортной городской среды и ЖКХ: практики городов федерального значения // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2021. Т. 21, № 3. С. 83-85.
Лесных Ю. Г., Белкина Е. Н., Казаков М. Ю. Планирование в системе государственного и муниципального управления: учеб. пособие. Краснодар: КубГАУ, 2020.
40Дегтярев М. В. Моделирование в праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. № 53. С. 436-461.
Петрушина О. М., Кривушина О. А. Проблема сбалансированности бюджетной системы в долгосрочном прогнозе ее параметров на период до 2020 года // Экономика и эффективность организации производства. 2008. № 10. С. 40-41.
Порядина И. В. Риски в экономике: учеб. пособие. Тюмень: [б.и.], 2020.
Правовой статус Республики Крым и города Севастополя: актуальные проблемы правового регулирования и реализации / Н. Ф. Авдеева, И. А. Але-шкова, М. С. Алябышев [и др.]; под общ. науч. ред. И. А. Умновой (Конюховой), Н. А. Фроловой. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018.
Практико-функциональное исследование взаимодействия уровней публичной власти в федеративных государствах в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19): оценки и перспективы / С. Х. Сармана-ев, Т. В. Гололобова, Т. Г. Суранова [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № s1. С. 713-719.
Развитие системы стратегического планирования в Российской Федерации: VI Мерцаловские чтения (24-25 апреля 2020 г.): в 2 т. / сост. Е. А. Ульянова. Орёл: Изд-во Среднерусского ин-та управления - фил. РАНХиГС, 2020. Т. 1.
Сидоров М. Н. Управление национальным богатством // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2012. № 7. С. 63-69.
Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2010.
Сиполс О. В. Экономика: новый англо-русский словарь-справочник. М.: Флинта: Наука, 2011.
Тимиргалеева Р. Р., Морозова В. Г. Анализ готовности хозяйственного комплекса Севастополя к реализации проекта «умный город» // Вестник науки и образования. 2020. № 7-2. С. 30-38.
Транспортно-инфраструктурный аспект трансформации городской среды в городах-миллионерах России (на примере железнодорожного транспорта г. Перми) / С. А. Меркушев [и др.] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. Т. 66, № 2. С. 212-235.
Турганбаев А. О. Стратегическое планирование в государственном управлении: административно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2020.
Федосова Р. Н., Хокшанова Е. П., Пименов С. В. Методология разработки региональной инвестиционной стратегии с учетом социальных приоритетов // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 11. С. 18-23.
Эйриян Г. Н. Сочетание интересов общества и частных интересов в регулировании использования земель // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. Вып. 54. С. 699-721.
A Bottom-Up Strategic Roadmapping Approach for Multilevel Integration and Communication / J. S. Freitas, M. G. de Oliveira, R. B. Bagno [et al.] // IEEE Transactions on Engineering Management. 2022. Vol. 69, № 1. Pp. 81-93.
Analysis of Equity and Social Inclusiveness of National Urban Development Policies and Strategies through the Lenses of Health and Nutrition / O. Onwujek-we, C. O. Mbachu, C. Ajaero [et al.] // International Journal for Equity in Health. 2021. Vol. 20, № 1. Art. 101.
Evaluating the Productivity of Paddy Water Resources through SWOT Analysis: The Case of Northern Iran / I. Goli, H. Azadi, M. Nooripoor [et al.] // Water.
2021. Vol. 13, № 21. Art. 2964.
Evolution of Urban Forms Observed from Space / H. Chen, Y. Kryvasheyeu, W. Xu [et al.] // EPJ Data Science. 2021. № 10. Art. 27.
Galego N. M. C, Pascoal R. M. Cybersecurity in Smart Cities: Technology and Data Security in Intelligent Transport Systems // Perspectives and Trends in Education and Technology. Selected Papers from ICITED 2021. Singapore: Springer Singapore, 2022. Pp. 17-33.
Ghosh S., Byahut S., Masilela C. An Overview of Climate Protection and Resiliency Planning in the New York Megacity Region // Smart Global Megacities. Singapore: Springer Singapore, 2022. Pp. 287-313.
Lee J., Yoon Y. Indicators Development to Support Intelligent Road Infrastructure in Urban Cities // Transport Policy. 2021. № 114.Pp. 252-265.
Meydanli 1.1., Polat M. Roadmapping Process Implementation: Challenges for a Large-Scale Company // IEEE Transactions on Engineering Management.
2022. Vol. 69, № 1. Pp. 34-43.
Multiple Benefits of Blue-Green Infrastructure and the Reduction of Environmental Risks: Case Study of Ecosystem Services Provided by a SUDS Pond / V. Krivtsov, S. Birkinshaw, V. Olive [et al.] // Civil Engineering for Disaster Risk Reduction. Springer, 2022. Pp. 247-262.
Nguyen L. H. The Participation of Community in Smart Management of Neighborhood in Parks/Playgrounds in Hanoi - The Reality and Solution // CIGOS 2021, Emerging Technologies and Applications for Green Infrastructure. Singapore: Springer Singapore, 2022. Pp. 1437-1446.
Parametric Optimization of Combined Wind-Solar Energy Power Plants for Sustainable Smart City Development / P. Kuznetsov, M. Rimar, B. Yakimovich [et al.] // Applied Sciences. 2021. № 11. Art. 10351.
Pessôa M. V. P., Gowda A. Integrated PSS Roadmapping Using Customer Needs and Technology Change Likelihood // IEEE Transactions on Engineering Management. 2022. Vol. 69, № 1. Pp. 127-141.
Rayan M., Khayyam U., Gruehn D. Local Perspectives on Green Resilient Settlements in Pakistan // CIGOS 2021, Emerging Technologies and Applications for Green Infrastructure. Singapore: Springer Singapore, 2022. Pp. 1363-1376.
Sustainable Urban Drainage System to Avoid Flooding of Rain Origin and Improving Green Areas, Lima, Peru / L. Amaro, J. Luis, V. Cuya [et al.] // Lecture Notes in Civil Engineering. 2022. № 183. С. 115-126.
Tabolin V. V., Pitryuk A. V., Abbasov I. M. City: Legal and Urbanological Factors of Digitalization // Socio-economic Systems: Paradigms for the Future. Cham: Springer International Publishing, 2021. Pp. 1721-1728.
Urban Ecosystem Services in Strategic Planning in Swedish Municipalities / A. O. Sang, F. A. Hagemann, N. Ekelund [et al.] // Urban Ecosystems. 2021. Vol. 24, № 6. Pp. 1343-1357.
Forecasting the Indicators of Socio-Economic Development of the Region: Methods and Results / Y. Vertakova, Y. Treshchevsky, N. Treschevskaya [et al.] // XIV International Scientific Conference "INTERAGROMASH 2021". Cham: Springer, 2022. Pp. 806-815.
Информация для цитирования
Ф Васильев С. А. Проблемы правового регулирования стратегического плани-— рования в городе (на примере Севастополя) // Ex jure. 2023. № 1. С. 38-52. DOI: 10.17072/2619-0648-2023-1-38-52.
^ VasilievS. A. Problems of Legal Regulation of Strategic Planning in the City Ш (on the Example of Sevastopol). Exjure. 2023. № 1. Pp. 38-52. DOI: 10.17072/ 2619-0648-2023-1-38-52.