Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ "УМНЫЙ ГОРОД"'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ "УМНЫЙ ГОРОД" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УМНЫЙ ГОРОД / SMART CITY / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондратенко Зарина Камилевна

В статье анализируются нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие реализацию проектов в рамках программы «Умный город». Приводится пример разработанного проекта Марийского государственного университета в рамках технологий «умный город». Целью данной статьи является формирование комплексного научного представления о проблемах правового регулирования реализации проектов в рамках программы «Умный город» в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кондратенко Зарина Камилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PROJECT IMPLEMENTATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE "SMART CITY "PROGRAM"

The article analyzes the regulatory legal acts of the Russian Federation governing the implementation of projects within the framework of the Smart City program. An example of the developed project of the Mari State University within the framework of “smart city" technologies is given. The purpose of this article is to form a comprehensive scientific understanding of the problems of legal regulation of the implementation of projects within the framework of the "Smart City" program in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ "УМНЫЙ ГОРОД"»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.47643/1815-1329_2020_11_66

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «УМНЫЙ ГОРОД» КОНДРАТЕНКО Зарина Камилевна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». E-mail: mati07@rambler.ru

Краткая аннотация. В статье анализируются нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие реализацию проектов в рамках программы «Умный город». Приводится пример разработанного проекта Марийского государственного университета в рамках технологий «умный город». Целью данной статьи является формирование комплексного научного представления о проблемах правового регулирования реализации проектов в рамках программы «Умный город» в Российской Федерации.

Abstract. The article analyzes the regulatory legal acts of the Russian Federation governing the implementation of projects within the framework of the Smart City program. An example of the developed project of the Mari State University within the framework of "smart city" technologies is given. The purpose of this article is to form a comprehensive scientific understanding of the problems of legal regulation of the implementation of projects within the framework of the "Smart City" program in the Russian Federation.

Ключевые слова: умный город, smart city, цифровая экономика, муниципальное образование, цифровизация, цифровые технологии, местное самоуправление, муниципальное имущество, общественный контроль.

Keywords: smart city, digital economy, municipal formation, digitalization, digital technologies, local government, municipal property, public control.

Учеными Марийского государственного университета был разработан проект «Умное» благоустройство города Йошкар-Олы. Данный проект разработан на основе глобальных трендов ускорения цифровизации экономики посредством вовлечения «умных» технологий; усиления роли искусственного интеллекта, цифровизации образования, изменения ценностей и образа жизни людей под воздействием распространения «умных» инфраструктур [1, 2].

Представленный проект направлен на решение нескольких проблем.

Первая задача, на решение которой направлен проект - это создание востребованного программного продукта для граждан, позволяющего получать качественные бесплатные консультации в сфере благоустройства в доступной форме, а также получать качественную бесплатную помощь в составлении готовых юридических документов.

Вторая задача, на решение которой направлен представленный проект - это организация эффективного взаимодействия граждан и органов местного самоуправления в вопросах городского благоустройства, создание актуального и удобного сервиса инфраструктуры местных сообществ в рамках реализации утвержденного ведомственного проекта «Умный город» (реализация 2019-2024 гг.). Основными целями проекта «Умный город» (smart city) являются следующие: повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни граждан. Одним из направлений данного проекта является создание цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городско-

го развития "Активный горожанин", что предполагает возможность жителям оставить жалобу, обращение в органы местного самоуправления, внести законодательное предложение, запустить голосование по тому или иному вопросу. Местная власть в свою очередь должна будет обеспечить обратную связь (ответы на обращения), предоставлять информацию о планах и приоритетах развития. Таким образом, настоящий проект может получить воплощение в муниципальной экономико-правовой практике, что в условиях реализации современных национальных проектов не может не быть востребовано.

Проект предполагает создание нейросетевой он-лайн-системы автоматической консультации жителей в сфере городского благоустройства. Основной функционал нейросетевой онлайн-системы: 1) определение компетенции органов местного самоуправления в сфере благоустройства; 2) автоматическое консультирование граждан по правовым вопросам в сфере благоустройства; 3) по запросу гражданина автоматическое формирование обращений граждан в органы местного самоуправления; 4) подготовка проекта юридического документа; 5) онлайн - обратная связь модераторов системы, возможность загрузки и выгрузки документов, фотографий всеми пользователями системы.

Таким образом, разработанная и обученная он-лайн-система, основываясь на нейросети, при выявлении нарушения действующего законодательства формирует по запросу заинтересованного лица необходимое действие, предусмотренное системой: подготовить обращение или заявление в органы местного самоуправления для даль-

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное

право; международное частное право

нейшего привлечения нарушителей к административной ответственности за нарушение правил благоустройства.

Для работы над данным проектом предполагается вовлечение в проектную деятельность студентов юридического факультета Марийского государственного университета, которые будут создавать текстовые дата-сеты для обучения нейросети, а на стадии внедрения и апробации студенты-консультанты юридической клиники (модераторы системы) будут осуществлять проверку результатов, выдаваемых системой при консультировании граждан и т.д.

Функционал предлагаемой нейросетевой он-лайн системы по ролям:

Пользователь (гражданин): 1. Должен зарегистрироваться в системе. 2. Может создать текстовое обращение, выбрать категорию нарушенных правил благоустройства, прикрепить фото. 3. Может уточнить или изменить свое обращение (в том числе по запросу модератора). 4. Может отправить окончательно сформированный документ в Администрацию города.

Модератор (студент юридической клиники): 1.Обрабатывает обращение гражданина (может изменить статус обращения). 2.Проверяет верность решения нейро-сети (может изменить категорию и квалификацию правил). З.Может запросить уточнения обращения у гражданина, необходимые для составления документа. 4.Направляет гражданину сформированный документ для проверки личных данных

Администратор системы: 1. Предоставляет студентам права модераторов, может сменить модератора по обращению. 2. Может просматривать обращения граждан, может отозвать обращение до получения Администрацией. З.Может составлять дата-сеты для обучения нейросети при ошибочных решениях. 4.Размещает информацию на страницах сайта. 5.Собирает статистику по количеству обращений, по видам нарушений правил благоустройства и по категориям нарушений, по верности решений нейросети. б.Может блокировать пользователей, сменить пароль пользователя по запросу.

Администрация города: 1.Получает готовый документ-обращение. 2.Может изменить статус обращения. З.Дает ответ на обращение.

Проблема, на решение которой направлен проект, это оказание качественной бесплатной юридической помощи гражданам в сфере благоустройства города, в частности, по вопросам нарушения Правил благоустройства, которые имеются в большинстве муниципальных образова-

ний. Видится необходимым создание востребованного программного продукта для граждан, позволяющего получать качественные бесплатные консультации в сфере благоустройства в доступной форме, а также получать качественную бесплатную помощь в составлении готовых юридических документов онлайн.

Считаем, что в данной сфере являются своевременными изменения, связанные с необходимостью использования цифровых технологий и привлечении жителей к процессу выявления правонарушений Правил благоустройства. Гражданами обычно данная проблема озвучивается следующим образом: нет необходимых навыков для составления юридического документа, нет возможности в доступной форме получить бесплатную юридическую консультацию онлайн, отсутствие обратной связи по направленному обращению. Администрацией города данная проблема озвучивается следующим образом: граждане нуждаются в юридической помощи, так как довольно часто их обращения направлены не по подведомственности, либо не содержат необходимой информации для привлечения правонарушителя к ответственности за нарушение Правил благоустройства и т.д.

Конечными пользователями (выгодоприобретателями) результатов или эффектов данного проекта будут следующие группы аудиторий: это в первую очередь граждане, получающие бесплатную и качественную юридическую помощь; студенты, которые будут приобретать необходимые профессиональные навыки; органы местного самоуправления, которые будут получать качественные юридические документы, с которыми будет удобно работать, в том числе в рамках административного производства.

Положительный эффект от реализации проекта для различных аудиторий будет заключаться в следующем.

Для университета:1) Формирование профессиональных навыков студентов, в том числе при работе с современными цифровыми технологиями; 2) Повышение количества студентов, вовлеченных в проектную деятельность; 3) Повышение публикационной активности студентов и преподавателей юридического факультета и физико-математического факультета, повышение патентной и гран-товой деятельности; 4) Реклама и позиционирование положительного имиджа МарГУ; 5) Создание сервиса развития инфраструктуры местных сообществ (Программа «Опорный университет»).

Для граждан: 1) Бесплатное юридическое консультирование в удобном онлайн формате; 2) Бесплатная пра-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 11(191)

вовая помощь в составлении юридического документа; 3) Обратная связь по направленному обращению.

Для Администрации города: 1) Создание эффективного инструмента обработки обращений граждан (посредством воронки и фильтрации); 2) Помощь при оформлении административных дел (сокращение времени на фиксацию правонарушения); 3) Повышение доверия граждан к местной власти; 4) Увеличение количества возбужденных административных дел; 5) Увеличение доходов бюджета города.

Данное предложение заключается в создании нейросетевой онлайн-системы автоматической консультации жителей в сфере городского благоустройства (в том числе мобильное приложение). Основной функционал ней-росетевой онлайн-системы заключается в следующей схеме: гражданин регистрируется в системе (заполняет необходимую форму), далее подает обращение также с помощью заполнения специальной формы на сайте или в мобильном приложении, может к нему добавить фото и видео, координаты на карте. Данное обращение обрабатывается нейросетью, которая выдает решение о квалификации данного обращения относительно нарушенных правил благоустройства и категории административного правонарушения. Затем модераторы (студенты юридической клиники) в режиме реального времени обрабатывают обращение гражданина, проверяют правильность решения, выданного системой, и направляют сформированный юридический документ гражданину на согласование (студенты не видят персональные данные гражданина). Затем гражданин с помощью специальной функциональной кнопки отправляет документ в Администрацию города на рассмотрение. Модераторы системы могут исправить решение системы в ручную, если оно не верно, а также переобучить нейросеть по данному обращению, а также могут направить уточняющий запрос гражданину, если он предоставил не все необходимые данные по своему обращению.

Библиография:

Таким образом, разработанная и обученная он-лайн-система, основываясь на нейросети, при выявлении нарушения действующего законодательства формирует по запросу заинтересованного лица необходимое действие, предусмотренное системой: подготовить обращение или заявление в органы местного самоуправления для дальнейшего привлечения нарушителей к административной ответственности за нарушение правил благоустройства.

Для работы над данным проектом предполагается вовлечение в проектную деятельность студентов юридического факультета Марийского государственного университета, которые будут создавать текстовые дата-сеты для обучения нейросети, а на стадии внедрения и апробации студенты-консультанты юридической клиники (модераторы системы) будут осуществлять проверку результатов, выдаваемых системой при консультировании граждан и т.д.

Проведенное комплексное исследование показывает, наличие следующих проблем в правовом регулировании реализации проектов в рамках программы «Умный город» в Российской Федерации:

1) среди субъектов общественного контроля, проводимого на муниципальном уровне законодательно не закреплен такой субъект как граждане соответствующего муниципального образования;

2) недостаточным представляется правовое регулирование на федеральном уровне процессов цифровиза-ции, складывающихся в обществе;

3) существующие коллизии в правовом регулировании процессов цифровизации в различных отраслях права, в то же время пробельность такого правового регулирования в отдельных сферах;

4) отсутствие правового регулирования, регламентирующего участие вузов и других научно-образовательных центров в процессах цифровизации на муниципальном уровне.

1. Kondratenko Z.K, Verholetov M.A., Smirnov N.N., Vavilov N.S., Boyarintseva I.A. (2019) Legal Instruments for Participation of Municipal Entities in Economic Activities. 33rd IBIMA Conference: 10-11 April 2019, Granada, Spain (https://ibima.org/accepted-paper/legal-instruments-for-participation-of-municipal-entities-in-economic-activities/). ISBN: 978-0-9998551-2-6. P.2356-2359.

2. Kondratenko Z.K., Vavilov N.S. (2019) Modernization of Legal Regulation of Municipal Entities Participation in Economic Activity. 33rd IBIMA Conference: 10-11 April 2019, Granada, Spain (https://ibima.org/accepted-paper/modernization-of-legal-regulation-of-municipal-entities-participation-in-economic-activity/). ISBN: 978-0-9998551-2-6. P.2360- 2365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.