Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ SMART CITY В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ SMART CITY В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
410
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УМНЫЙ ГОРОД / SMART CITY / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондратенко Зарина Камилевна

В статье анализируются нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие актуальный процесс цифровизации в области городского хозяйства, экономики муниципального образования, построения диалога между органами власти и населениям конкретного муниципального образования. Рассматривается практика отдельных муниципалитетов по внедрению в свою деятельность цифровых технологий smart city. В статье дается определение такому явлению как умный город», выявляются тенденции правового регулирования в этой сфере. Целью данной статьи является комплексное исследование правового регулирования технологий smart city в условиях циф-ровизации в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF SMART CITY TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The article analyzes the regulatory legal acts of the Russian Federation regulating the current process of digitalization in the field of urban economy, the economy of a municipal formation, building a dialogue between authorities and the population of a particular municipal formation. The practice of individual municipalities in introducing smart city digital technologies into their activities is considered. The article gives a definition of such a phenomenon as a smart city, identifies trends in legal regulation in this area. The purpose of this article is a comprehensive study of the legal regulation of smart city technologies in the context of digitalization in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ SMART CITY В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

_Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.47643/1815-1329 2020 12 45

КОНДРАТЕНКО Зарина Камилевна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». E-mail: mati07@rambler.ru

Краткая аннотация. В статье анализируются нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие актуальный процесс цифровизации в области городского хозяйства, экономики муниципального образования, построения диалога между органами власти и населениям конкретного муниципального образования. Рассматривается практика отдельных муниципалитетов по внедрению в свою деятельность цифровых технологий smart city. В статье дается определение такому явлению как умный город», выявляются тенденции правового регулирования в этой сфере. Целью данной статьи является комплексное исследование правового регулирования технологий smart city в условиях циф-ровизации в Российской Федерации.

Abstract. The article analyzes the regulatory legal acts of the Russian Federation regulating the current process of digitaliza-tion in the field of urban economy, the economy of a municipal formation, building a dialogue between authorities and the population of a particular municipal formation. The practice of individual municipalities in introducing smart city digital technologies into their activities is considered. The article gives a definition of such a phenomenon as a smart city, identifies trends in legal regulation in this area. The purpose of this article is a comprehensive study of the legal regulation of smart city technologies in the context of digitalization in the Russian Federation.

Ключевые слова: умный город, smart city, цифровая экономика, муниципальное образование, цифровизация, правовое регулирование, цифровые технологии, муниципальное право.

Keywords: smart city, smart city, digital economy, municipal formation, digitalization, legal regulation, digital technologies, municipal law.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ SMART CITY В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Муниципальный уровень хозяйственных связей

Проект «Умный город» реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика».

чрезвычайно значим, именно на нем формируются базовые основы жизнедеятельности людей (населения муниципий), в том числе производятся качественные и экономически доступные продукты питания, бытовые услуги, осуществляется жилищно-коммунальное обслуживание и пр. И все это в существенной мере зависит от того, в какой мере налажена экономическая основа местного самоуправления. Поэтому проблематика процессов цифровизации на муниципальном уровне особенно актуальна в отношении муниципального имущества, построения диалога публичной власти с населением конкретного муниципального образования [2].

повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан и базируется на пяти ключевых принципах: ориентация на человека; технологичность городской инфраструктуры; повышение качества управления городскими ресурсами; комфортная и безопасная среда; акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды.

Отметим, что проект «Умный город» направлен на

Демократическое государство характеризуется

В настоящее время все больше внимания юристы-

высокой степенью участия граждан в управлении делами государства. Общественный контроль деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц является проявлением такого участия и, кроме того, представляет собой важный способ повышения эффективности системы государственного и муниципального управления. Все эти задачи общественного контроля также решить посредством внедрения технологий smart city в городское пространство [3].

правоведы уделяют внимание правовому регулированию цифровых прав и цифровых отношений. Исследование вопроса деятельности электронных муниципалитетов производится Н.С. Вавиловым в работе «Роль гражданского общества в обеспечении гласности местного самоуправления» и некоторых других своих научных работах [1]. Е.С. Устинович анализирует возможности деятельности муниципалитетов в условиях цифровизации в работе «Взаимодействие власти и структур гражданского общества в интернет-пространстве (политико-правовой анализ)». Интерес представляет работа А.В. Григорьева «Реализация конституционного права граждан на управление делами государства в условиях цифровизации» а также работа Е.С. Аничкина

В настоящее время трансформация городов в

smart city - это одно из ключевых направлений развития в Российской Федерации. Такая трансформация предусмотрена федеральной программой «Цифровая экономика».

«Модернизация конституционно-правового статуса личности в условиях формирования цифрового пространства». Интерес представляют общеправовые вопросы, исследуемые Хабриевой Т. Я. и Черногором Н.Н. в работе "Право в условиях цифровой реальности". Вопросам управления имуществом в условиях цифровизации посвящена работа Е.А. Горбашко и Н.Р. Камыниной «Цифровизация в государственном управлении недвижимым имуществом организаций». Вопросам существования права в цифровую эпоху посвящена работа Э.В. Талапиной «Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы» и другие работы.

Однако следует сделать вывод о том, что комплексное исследование правового регулирования технологий smart city в условиях цифровизации не проводилось. Считаем целесообразным и современным проведение данного исследования с позиции теории и практики.

Умный город необходимо понимать как информационную инфраструктуру, которая необходима в современном обществе для повышения качества жизни, эффективного взаимодействия публичных органов и граждан, экономии средств и времени. Умный город - это совокупность информационно-телекоммуникационных технологий, платформенных решений и интеллектуальных систем управления городской инфраструктурой. В качестве основного инструмента реализации данных принципов используется внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре.

Необходимо отметить, что «умными» признаются города, в которых созданы условия для роста человеческого капитала. С помощью реализации технологий «умного» города возможно решение общественных проблем с использованием инфокоммуникационных решений в деятельности муниципальных образований и их учреждений. Таким образом, цель «умного города» состоит не только в цифровой трансформации и автоматизации процессов, но и в комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры.

Концепция «умный город» представляет собой системный подход к использованию информационных и телекоммуникационных технологий и анализа данных в реальном масштабе времени для повышения уровня экономического развития и конкурентоспособности города, повышения уровня жизни населения и качества городских служб и городской инфраструктуры.

Международное сообщество выявило и сформулировало основные критерии для «умного города»: на-

правленность на человека, жителей в целом, субъекты бизнеса и т.д.; доступность и открытость для всех субъектов; управляемость, основан на защите персональных данных, интегрированных службах и инфраструктуре; заинтересован в обучении и развития граждан.

Разработчики программных решений для реализации технологий «умного города» характеризуют его как оснащённый, объединённый, интеллектуальный. Каждая из данных позиций имеет свое отражение. Оснащенный, то есть способный получать различные данные о городской жизни в режиме реального времени. «Объединённый» означает, что имеется возможность интегрировать данные на цифровых платформах, предоставляя общий доступ различным городским службам. Интеллектуальный, то есть имеющий возможность обрабатывать полученную информацию с помощью сервисов продвинутой аналитики, моделирования, визуализации с целью принятия наилучших решений.

В материалах российских экспертов понятие «умного» города на данный момент также отражает «технологический» подход. Так, в понимании компании «Ростелеком» «умный» город - это инновационный город, который внедряет комплекс технических решений и организационных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного в настоящее время качества управления ресурсами и предоставления услуг, в целях создания устойчивых благоприятных условий проживания и пребывания, деловой активности нынешнего и будущего поколения.

Технологии используются для того, чтобы решить ряд важных задач: рациональное использование всех объектов городской инфраструктуры; комплексное благоустройство среды; оперативный сбор и передача данных городским чиновникам; установление тесных связей между городским управленческим аппаратом и местными жителями.

Вопрос о возможных вариантах внедрения модели Smart City в российских регионах пока остается открытым. Выбор оптимального сценария во многом зависит от целей, которые перед собой ставит сам город или основные субъекты его развития, а также от стартовых условий развития цифровых технологий.

В литературе предлагается несколько вариантов цифровизации городов.

Во-первых, это децентрализованная модель цифрового перехода, которая возможна для городов-миллионников и столичных мегаполисов — Москвы и Санкт-Петербурга. Она предполагает осуществление цифровой

Гражданское право; предпринимательское право; семейное

право; международное частное право

трансформации при участии большого количества бизнес-игроков в условиях значительной емкости рынка технологий «умного города».

Во-вторых, централизованная модель, допустимая для больших и средних городов, имеющих достаточный объем потенциального рынка для внедрения технологий, но обладающих ограниченными ресурсами развития. Здесь основные процессы цифровой трансформации осуществляются централизованно при лидирующей роли органов местного самоуправления, мобилизующих максимальное число доступных ресурсов и вовлекающих в процесс значительное количество жителей и их объединений, бизнес-сообщество, технологические компании и др.

В-третьих, модель локальных действий, которая возможна для средних и малых городов. Она предполагает, что в условиях крайней недостаточности ресурсов цифровой трансформации подвергаются отдельные, наиболее проблемные инфраструктурные секторы или сферы городской экономики. Сама трансформация происходит в кооперации города с крупными бизнес- или технологическими игроками, зачастую в экспериментальном режиме.

Говоря о правовом регулировании проекта «Умный город», необходимо отметить, что вся нормативная документация по реализации данного проекта разработана и принята на уровне Минстроя РФ: Приказ Минстроя России от 24.04.2019 N 235/пр (ред. от 14.04.2020) "Об утверждении методических рекомендаций по цифровизации городского хозяйства"; Приказ Минстроя России от 4 февраля 2019 г. № 80/пр «Об организации исполнения ведомственного проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по циф-ровизации городского хозяйства «Умный город» и о порядке организации в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отбора муниципальных образований в целях реализации пилотных проектов в рамках ведомственного проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по цифровизации городского хозяйства «Умный город» и др.

Кроме того, данным ведомством были разработаны такие документы как Базовые и дополнительные требования к умным городам (стандарт «Умный город»); Проект Соглашения по реализации пилотного проекта в рамках проекта «Умный город»; Анкета на включение в пилоты проекта «Умный город»; Методические рекомендации по подготовке регионального проекта «Умные города» и др.

Необходимо отметить, что в настоящее время серьезным препятствием к развитию и внедрению технологий «умного города» стали законодательные препятствия и пробелы, как на федеральном, так и муниципальном уровнях. Для того чтобы российские города внедряли и использовали данные технологии необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования в различных отраслях права: гражданском, административном, муниципальном, информационном праве.

Приказы Минстроя РФ на начальном этапе имеют лишь организационную функцию и направлены, по сути, на разъяснение основных критериев «умных городов», определение пилотных проектов и внедрение в них отдельных технологических решений. В настоящее время разрабатываются нормативные акты, направленные на стимулирование внедрения соответствующих технологических решений. Так, в частности был разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения победителей конкурса лучших проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий».

Представляется необходимость комплексного специального регулирования реализации технологий «Умный город» на всей территории Российской Федерации, а этого можно достичь только посредством принятия федерального нормативно-правового акта, который бы с учетом особенностей регионов мог быть конкретизирован в региональном законодательстве. Отдельные вопросы, касающиеся конкретных муниципальных образований, могут найти отражение в муниципальных правовых актах.

Предлагается на уровне отдельных отраслей права закрепить особенности правового регулирования общественных отношений, возникающих при внедрении технологий «умного города». Так, в частности, в гражданском законодательстве урегулировать особенности договорных отношений; отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, использованием персональных данных субъектов и т.д. В других отраслях права необходимо обратить внимание на законодательство в сфере связи и информационно-коммуникационных технологий, сферах земельно-имущественных отношений, энергетики, транспорта и т.д.

Отметим, что муниципальный уровень хозяйст-

венных связей чрезвычайно значим, именно на нем формируются базовые основы жизнедеятельности людей (населения муниципий), в том числе производятся качественные и экономически доступные продукты питания, бытовые услуги, осуществляется жилищно-коммунальное обслуживание и пр. И все это в существенной мере зависит от того, в какой мере налажена экономическая основа местного самоуправления. Поэтому при формировании правового регулирования внедрения технологий «умного города» необходимо предусмотреть финансирование реализации отдельных проектов «умного города», а также предоставление муниципальным образованиям, в том числе на конкурсной основе налоговых льгот, субсидий и грантов.

Государственно-частное и муниципально-частное партнерство, краудфандинг и другие имеющиеся в законодательстве правовые инструменты позволят эффективно регулировать сложившиеся общественные отношения в исследуемой сфере.

Не последнюю роль в данном процессе играют вузы как комплексы с широким спектром реализуемых об-

Библиография:

разовательных программ и значительным научным потенциалом. Региональные научные центры в виде вузов активно участвуют в разработке отдельных программных продуктов и технологий в рамках заявленных технологий «умного города». При этом законодательно деятельность вузов в рамках проекта «Умный город» никак не закреплена. В этом видится основная сложность включения данных субъектов в процесс цифровизации городов.

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования. Не смотря на то, что трансформация городов в Smart city - это одно из ключевых направлений развития в Российской Федерации, правовое регулирования данных общественных отношений находится в процессе становления. Представляется необходимость комплексного специального регулирования реализации технологий «Умный город» на всей территории Российской Федерации. Предлагается на уровне отдельных отраслей права закрепить особенности правового регулирования общественных отношений, возникающих при внедрении технологий «умного города».

1. Вавилов Н.С. Правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне: монография / Н.С. Вавилов, Т.Н Михеева; - М.: Юрист, 2016. - 224 с.

2. Kondratenko Z.K, Verholetov M.A., Smirnov N.N., Vavilov N.S., Boyarintseva I.A. (2019) Legal Instruments for Participation of Municipal Entities in Economic Activities. 33rd IBIMA Conference: 10-11 April 2019, Granada, Spain (https://ibima.org/accepted-paper/legal-instruments-for-participation-of-municipal-entities-in-economic-activities/). ISBN: 978-0-9998551-2-6. Р.2356-2359.

3. Kondratenko Z.K., Vavilov N.S. (2019) Modernization of Legal Regulation of Municipal Entities Participation in Economic Activity. 33rd IBIMA Conference: 10-11 April 2019, Granada, Spain (https://ibima.org/accepted-paper/modernization-of-legal-regulation-of-municipal-entities-participation-in-economic-activity/). ISBN: 978-0-9998551-2-6. Р.2360- 2365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.