Научная статья на тему 'УМНЫЙ ГОРОД, ВЛАСТЬ И НАСЕЛЕНИЕ: СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

УМНЫЙ ГОРОД, ВЛАСТЬ И НАСЕЛЕНИЕ: СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / «УМНЫЙ ГОРОД» / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ / РЕЙТИНГИ И ИНДИКАТОРЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лихтенштейн Борис Максимович, Данилов Олег Федорович, Костырева Дарья Александровна

Статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов реализации проектов умных городов в Российской Федерации, анализируются наработанный опыт и способы оценки результатов, позволяющие вести мониторинг данных процессов. Рассмотрены проблемные вопросы и риски, касающиеся оценки поведения горожан, являющихся потенциальными выгодоприобретателями программ развития «Умный город». Проанализированы различные системы индикаторов и рейтингов, позволяющих оценить эффективность реализации программ «Умный город» в России и за рубежом. На основе результатов эмпирических исследований практики реализации программы «Умный город» в г. Тюмени сформированы выводы о необходимости создания расширенных возможностей для осуществления декларируемых намерений активных жителей по устойчивому развитию территории и выстраиванию приоритетов в этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лихтенштейн Борис Максимович, Данилов Олег Федорович, Костырева Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMART CITY, EXECUTIVE POWER AND POPULATION: ECOSYSTEM INTERACTIONS

The article is analyzing key challenges, associated with "Smart City" programs implementation in Russia. As a part of the analysis, authors assess the experience, accumulated across "Smart City" initiatives, to draw learnings and "best practices" for measuring successful execution, and identifying effective mechanisms for ongoing performance monitoring. In addition, risks and challenges, related to the behavior of citizens as potential beneficiaries of the "Smart City" development programs are reviewed. An extensive analysis of "Smart City" projects success metrics and ratings was performed, based on the implementation data from Russia and abroad. Based on the results of empiricalstudies of the practice of implementing the "Smart City" program in Tyumen, conclusions were drawn about the need to create expanded opportunities for the implementation of declared intentions of active residents for sustainable territory development and priority settings for successful execution.

Текст научной работы на тему «УМНЫЙ ГОРОД, ВЛАСТЬ И НАСЕЛЕНИЕ: СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

DOI: 10.31660/1993-1824-2021-2-49-69

УДК 316.334.56(571.12-21)

Умный город, власть и население: субъектно-объектные взаимодействия

1 2 Борис Максимович Лихтенштейн , Олег Федорович Данилов ,

Дарья Александровна Костырева1

1Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

Кафедра автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов реализации проектов умных городов в Российской Федерации, анализируются наработанный опыт и способы оценки результатов, позволяющие вести мониторинг данных процессов. Рассмотрены проблемные вопросы и риски, касающиеся оценки поведения горожан, являющихся потенциальными выгодоприобретателями программ развития «Умный город». Проанализированы различные системы индикаторов и рейтингов, позволяющих оценить эффективность реализации программ «Умный город» в России и за рубежом. На основе результатов эмпирических исследований практики реализации программы «Умный город» в г. Тюмени сформированы выводы о необходимости создания расширенных возможностей для осуществления декларируемых намерений активных жителей по устойчивому развитию территории и выстраиванию приоритетов в этой деятельности.

Ключевые слова: информатизация, «Умный город», большие данные, городское население, технологические и социальные инновации, интернет-ресурсы, социологические опросы, рейтинги и индикаторы, управленческие взаимодействия.

Smart city, executive power and population: ecosystem interactions

Boris M. Likhtenshtein1, Oleg. F. Danilov2, Daria A. Kostyreva1

department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen,

Tyumen, Russia

2

Department of Road Transport, Construction and Road Machines, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia

Abstract. The article is analyzing key challenges, associated with "Smart City" programs implementation in Russia. As a part of the analysis, authors assess the experience, accumulated across "Smart City" initiatives, to draw learnings and "best practices" for measuring successful execution, and identifying effective mechanisms for ongoing performance monitoring. In addition, risks and challenges, related to the behavior of citizens as potential beneficiaries of the "Smart City" development programs are reviewed. An extensive analysis of "Smart City" projects success metrics and ratings was performed, based on the implementation data from Russia and abroad. Based on the results of empirical

studies of the practice of implementing the "Smart City" program in Tyumen, conclusions were drawn about the need to create expanded opportunities for the implementation of declared intentions of active residents for sustainable territory development and priority settings for successful execution.

Keywords: informatization, "Smart City", big data, urban population, technological and social innovations, Internet resources, surveys/opinion polls, ratings and indicators, management interactions.

Введение

Современная демография определяет особую роль городов как центров опережающего развития территорий и сферу притяжения разнообразных интересов жителей. Поэтому проблемы устойчивого развития городов находятся в центре внимания широкого круга исследователей.

Эти проблемы усугубляются возрастающим уровнем износа городских инфраструктур, дефицитом бюджетных средств для их обновления и модернизации, ухудшающейся экологией в процессе хозяйственной деятельности и изменением требований к качеству городской среды.

При разработке методов разрешения проблемных ситуаций приходится постоянно искать разумные компромиссы, баланс между ресурсными возможностями потребления и обеспечения комфортного проживания горожан. При этом необходимо обеспечивать и возможности для устойчивого развития территории.

Организацией Объединенных Наций (ООН) по результатам многолетних международных исследований и обсуждений определены 17 основных целей устойчивого развития городов и периодически оцениваются приоритеты важности конкретных целей из этого списка для жителей разных стран.

По данным международной исследовательской организации Ipsos при оценке важности целей устойчивого развития на массиве выборки из 28 стран, в России на первом месте с одинаковыми значениями в 91 % оказались Цель 2 (ликвидация голода) и Цель 3 (хорошее здоровье и благополучие). Далее в рейтинге показателей идут Цель 1 (ликвидация нищеты), Цель 6 (чистая вода и санитария), Цель 11 (устойчивые города и населенные пункты) и Цель 9 (индустриализация, инновации и инфраструктура) [1].

Эти результаты показывают востребованность идей устойчивого индустриального развития территорий в массовом сознании населения нашей страны.

Стратегия устойчивого развития ООН выделяет 4 основных мировых тренда, влияющих на развитие городов:

• урбанизация и демографические изменения;

• технологический прогресс и структурные изменения в экономике;

• техногенная нагрузка на окружающую среду и возрастающий дефицит природных ресурсов;

• глобализация, усиление экономических связей и мобильности населения [2].

По данным ООН, городское население в мире составляет более 55 %. При этом

эксперты прогнозируют рост этого показателя к 2050 году до 68 % [1], что предопреде-

ляет повышенное внимание исследователей к изучению стратегий социально-экономического развития городских территорий.

Современный инновационный путь решения комплекса проблем развития городов в мире описывается концепцией «Умный город», которая формируется как результат масштабного развития информационно-коммуникационных технологий и соответствующего удешевления технических средств для их реализации.

В общем смысле «Умный город» предполагает обеспечение оперативного сбора и обработки разнообразной объективной информации обо всех процессах, влияющих на жизнь города, и, формирование на основе данной информации управленческих воздействий.

«Умный город» предусматривает широкое использование информационно-коммуникационных технологий, работу с большими информационными массивами, и, самое главное, налаженную систему организационного взаимодействия всех субъектов — участников происходящих в городе процессов: власть, бизнес, население [3].

Проекты внедрения технологий умного города осуществляются в России и в мире, как правило, в пилотном режиме, и в порядке эксперимента отрабатываются как техника, так и технологии взаимодействия всех заинтересованных участников.

Примерами такого рода проектов могут быть уличное освещение, мониторинг систем транспортного сообщения, видеофиксация и управление дорожным движением, мониторинг экологической ситуации в городе, системы сбора и утилизации бытовых и хозяйственных отходов, навигация перемещения людских потоков, анализ данных социальных медиа.

Одним из основополагающих принципов умного города является ориентация на удовлетворение потребностей и интересов жителей. Современные горожане все чаще начинают воспринимать город как набор сервисов, обеспечивающих возможности жизни, работы и межличностного взаимодействия [3].

Анализ основных тенденций и результатов, полученных при реализации проектов и программ «Умный город» в России показывает, что развиваются в первую очередь те технологии, которые либо быстро окупаются, либо позволяют решать социальные проблемы, обеспечивая контроль за деятельностью горожан. К последним относятся системы видеонаблюдения, различные решения в энергетической сфере, современные приборы учета ресурсов, автоматически передающие показания, решения по управлению дорожным движением и оптимизации транспортных потоков [4].

Для того чтобы объективно оценивать результаты использования такого рода технологий и их влияние на комплексные характеристики развития городов, необходимо определиться как с основными критериями оценки, так и с перечнем показателей, которые могли бы объективно и достоверно описывать динамику происходящих изменений.

Дополнительные трудности в разработке системы организации такого рода мониторинга вызывает то обстоятельство, что очень немногие города в мире и в нашей стране могут разрабатывать и реализовывать программы «Умный город» с «чистого листа», как это было сделано на новых территориях в Южной Корее (г. Сонгдо), Японии (Фудзисава, Суйта), России (Иннополис), Канаде (Sidewalk Toronto), Арабских Эмиратах (Sustainable City) и ряде других стран.

Большинство современных городов имеют историю, несут в себе накопившийся в течение ряда лет груз проблем инфраструктурного и социально-экономического характера, создающий определенные трудности при разработке и внедрении технологий умного города и адаптации к использованию этих технологий широкого круга стейк-холдеров, важнейшим из которых является население.

Поэтому рассмотрение основных подходов, позволяющих достигнуть баланса в учете интересов всех участников процессов реализации программ «Умный город» в российских условиях и построении эффективной системы оценки результатов, является актуальным и востребованным.

Материалы и методы

Согласно поставленной цели и сформулированным задачам в работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза (диалектический, системный, синергетический). Это способствовало комплексному рассмотрению ситуации и объективному рассмотрению основных факторов, влияющих на состояние городской среды в процессе разработки и внедрения в практику подходов «умного города».

Материалом для исследования послужили научные статьи, монографии, публикации отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовые акты национального и международного законодательства в исследуемой сфере, экспертные аналитические обзоры ведущих международных и российских аналитических центров, таких как Центр стратегических разработок «Северо-Запад», Центр городских исследований IEMS Сколково, компания McKinsey, Институт национальных проектов Российской венчурной компании.

В статье использованы аналитические материалы двенадцатой сессии группы специалистов по политике в области инновационной деятельности и конкурентоспособности Европейской экономической комиссии по теме «Умные и устойчивые города: роль управления и инновационной политики» (Женева, декабрь 2019 г.), исследования социокультурных факторов инновационной активности населения, проведенные Российской венчурной компанией (2019 г.), материалы аналитического отчета компании Pricewaterhouse Coopers «Пространство города для человека. Исследование уровня и динамики градостроительного развития крупнейших мегаполисов мира», результаты работ, выполненных в рамках Национального проекта РФ «Жилье и городская среда», Национальной технологической инициативы, проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» Минстроя РФ, а также эмпирические материалы, полученные авторами в процессе проведения исследования проблемных вопросов реализации стратегии «Умный город» в Тюмени.

Результаты и обсуждение

В настоящее время инфраструктура городов все больше цифровизируется, растет количество информационных систем, фиксирующих результаты изменений, связанных с коллективным и индивидуальным поведением жителей.

При этом отмечается, что активным сбором «больших данных» о горожанах и городе в целом активно занимаются не только органы власти и управления городов, но и крупные компании негосударственного сектора экономики:

• операторы мобильной связи, осуществляющие геолокацию и трафик абонентов;

• поисковые системы, собирающие и систематизирующие информацию по запросам и активности интернет-пользователей;

• электронные социальные сети, осуществляющие фиксацию пользовательского поведения и анализ для целей маркетинга, «цифровых следов» пользователей;

• поставщики и агрегаторы транспортных услуг (Яндекс.Go, Uber, такси «Олимп», «Везет» и другие субъекты данной сферы, работающие с массивами данных, позволяющих прогнозировать транспортное поведение пользователей и проводить аналитику транспортной загруженности);

• торговые сети (анализ покупательской активности по персональным дисконтным картам) [5].

В результате такие компании часто становятся обладателями несравнимо больших по объему и структурированию массивов данных о городском населении и инфраструктуре, чем властные структуры городов.

В этой связи вопросы выстраивания баланса интересов и интеграции негосударственных игроков информационного рынка больших данных и органов местного самоуправления территорий приобретают особую значимость.

Ситуация не является критической, поскольку в России основным инвестором в проекты умных городов является бюджет государства, территории или федеральных компаний с участием государства (Ростелеком, Ростех, Росатом), но требует к себе внимания [6].

Города, реализуя программы развития, различаются между собой уровнем ресурсного обеспечения, организационным, научным и интеллектуальным потенциалом территории, уровнем образования и социальной активности жителей. Это предопределяет различную скорость внедрения инноваций и потенциально ведет к росту «цифрового неравенства».

Как справедливо констатирует А. В. Одинцов, если раньше под «цифровым неравенством» понимались неравный доступ граждан и организаций к сети Интернет в целом, к высокоскоростному мобильному Интернету, различия в уровне компьютерной грамотности между поколениями, то теперь общество получает некое подобие «информационной классовой структуры» [5].

По классификации Л. Мановича, в результате массированного внедрения цифровых технологий во все сферы жизни можно наблюдать появление 3 новых видов структурных образований в обществе:

1) генераторы данных (простые пользователи — граждане, оставляющие цифровые следы своей активности в различных социальных сетях, приложениях и других агрегаторах данных);

2) интеграторы данных (владельцы серверов и приложений);

3) аналитики данных (те, кто имеет вычислительные возможности, собственный опыт и средства интеллектуального анализа оперативной обработки «больших данных») [7].

Понятны потенциальные приоритеты и статусы в этой классификации, при том что все эти субъекты взаимозависимы. Одни не могут существовать без других, так как информационные потоки нуждаются в постоянном обновлении.

Очевидно, что сегодня органы исполнительной власти и население большинства городов являются простыми генераторами «больших данных», а аналитика и использование данных — сферой деятельности крупных игроков рынка, влияющих в том числе и на решения, связанные с развитием территорий.

Исходя из этого, необходимо учитывать при реализации проектов «Умный город» основные виды рисков, с которыми могут столкнуться жители [5]:

• цифровое неравенство и риск появления нового жесткого инструмента контроля в повседневной жизни;

• формальность в учете мнений горожан и местных сообществ при принятии решений о развитии города;

• реализация конкретных проектов «Умный город» исключительно исходя из интересов политических и экономических элит;

• замещение вопросами технической и технологической реализации программы «Умный город» социальной и политической повестки развития территории;

• игнорирование культурных и социальных особенностей каждого отдельного города в угоду принятия унифицированных решений;

• технические и технологические риски, связанные с информационной безопасностью, утечкой данных, зависимостью работоспособности систем жизнеобеспечения от информационной инфраструктуры.

Чтобы иметь информацию, позволяющую прогнозировать и диагностировать возможности проявления отдельных элементов тех или иных из перечисленных рисков, в систему контроля и анализа хода реализации проектов создания умных городов в России, необходимо приоритетно вводить расширенные перечни показателей, характеризующих происходящие в жизни города изменения.

Обычно эксперты рассматривают 3 основных сценария действий при реализации стратегий создания и развития проектов «Умный город»: централизованный вариант, децентрализованный вариант и вариант локальных действий [6].

При централизованном варианте государство в лице своих территориальных структур берет на себя роль основного организатора всех процессов, становится владельцем формирующихся информационных баз данных, используемых для анализа и управления, цифровых платформ и формирующейся на их основе единой цифровой экосистемы города.

Муниципалитет города, как правило, совместно с правительством региона мобилизует все доступные ресурсы и привлекает к реализации проектов широкий круг заинтересованных субъектов — бизнес-структуры, технологические и сервисные компании, различного рода ассоциации, координирует их действия по внедрению умных технологий во все сферы городского хозяйства.

Таким образом, органы власти выступают инициаторами разработки комплексного проекта по реализации концепции умного города в целом, либо проекта по масштабной технологической модернизации инфраструктуры.

При этом, как правило, создается единый центр контроля за текущей ситуацией в городе на основе получаемых информационных данных в режиме реального времени.

Второй вариант сценария — децентрализованный. Разрабатываются и внедряются отдельные корпоративные технологические проекты (строительство умных домов и умных кварталов, реализация проектов в сфере энергоэффективности, интеллектуализации отдельных элементов транспортной инфраструктуры, систем водоснабжения и т. п.). Органы местного самоуправления выступают акселераторами, обеспечивающими инвестиционную привлекательность города для внедрения умных технологий.

Инвесторы, как правило, концентрируют информационные данные, генерируемые городскими службами и индивидуальными пользователям. В результате на основе этих данных создаются новые сервисы, полезные как органам власти, так и жителям города.

Третий вариант сценария предусматривает осуществление локальных скоординированных действий по реализации технологий умного города со стороны органов местного самоуправления и других заинтересованных субъектов.

Тем самым формируется децентрализованная система управления внедрением технологий умного города.

Проекты внедрения технологий умного города требуют значительных затрат, поэтому часто рассматриваются возможности их реализации в форме государственно-частного партнерства, в котором участвуют крупные корпорации.

В настоящее время в мире накоплен определенный опыт, позволяющий оценивать эффективность действий по созданию умных городов, разработаны различного рода рейтинговые системы для анализа полученных результатов, включающие в себя комплексы контролируемых показателей.

Основные требования, предъявляемые к индикаторам, используемым в данных системах, предусматривают обеспечение достоверности и объективности полученных данных, их открытости и доступности, то есть каждый выбранный индикатор является мерой, с помощью которой показывают изменения, произошедшие в ситуации, или результаты, достигнутые в результате работы по программе.

Проблема выбора комплексной и сбалансированной системы индикаторов носит всеобъемлющий характер и в то же время требует учета индивидуальных особенностей городов.

Так, в Евросоюзе c 2017 года разработаны и применяются ключевые показатели эффективности умных городов, имеющие рекомендательный статус, и каждый город, который декларирует развитие в направлении «умного», их использует. Таких городов в Европе около 600 [4].

Использование такого рода показателей позволяет городам оценивать достигнутые результаты в рамках различных международных рейтингов, таких как, например, международный индекс Easypark Smart Cities Index, применяемый для сравнительной оценки уровня реализации проектов умных городов в различных странах мира.

По состоянию на 2019 год в данном рейтинге присутствует из России только Москва (97-е место с индексом 4,29 при индексе лидера — 7,63; годом ранее, в 2018 году было 98-е место), а в первую десятку входят как крупные столичные города (Осло — 1-е место, Амстердам — 3-е, Копенгаген — 4-е, Стокгольм — 5-е), так и небольшие города (Берген, Оденсе из Норвегии и Дании).

Интересно, что в 2018 году малые города были более значимо представлены в этом рейтинге, причем занимали лидирующие позиции.

Данный индекс формируется по 24 параметрам, объединенным в группы:

• показатели устойчивости, оценивающие потребление энергии, умные здания, систему переработки отходов, состояние защиты окружающей среды;

• показатели, характеризующие систему управления городом (уровень участия жителей, цифровизация процессов управления, городское планирование, информатизация образования);

• показатели инновационности экономики (состояние экосистемы ведения бизнеса);

• показатели, характеризующие уровень цифровизации города (скорость Интернета, покрытие Wi-Fi, использование смартфонов, кибербезопасность);

• показатели, характеризующие уровень жизни в городе (расходы и доходы при ориентации на уровень ВВП на душу населения);

• показатели, характеризующие транспорт и мобильность на территории (умные парковки, каршеринг, общественный транспорт, инвестиции в инфраструктуру относительно численности населения) [8].

В роли экспертов выступают 220 000 журналистов, специализирующихся в области технологий и городского планирования из 120 лучших по рейтингу городов.

Авторитетным является международный рейтинг, формируемый швейцарским Международным институтом управленческого развития (IMD Business School). Первые позиции в рейтинге 2020 года занимают Сингапур, Хельсинки, Цюрих, Окленд и Осло. В этом рейтинге в 2020 году из российских городов в первой сотне присутствуют Москва и Санкт-Петербург [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Москва, являясь безусловным лидером по цифровизации городского хозяйства в России, занимает в этом рейтинге 56-ю позицию. По сравнению с 2019 годом Москва продемонстрировала положительную динамику, зафиксирован рост на 16 пунктов, что является безусловным достижением, потому что в 2020 году дополнительно принималось во внимание при расчете рейтинга и то, как городская инфраструктура умного города помогает в ситуации, связанной с распространением коронавируса. Санкт-Петербург находится на 73-м месте, на котором был и в 2019 году.

В рейтинге умных городов Smart Centres Index [10] Москва занимает по итогам 2020 года 44-е место. Этот рейтинг рассчитывается по 126 статистическим и индексным показателям и подкрепляется экспертными оценками, характеризующими состояние инновационных процессов в городах.

В 2017 году в России АО «Национальный исследовательский институт технологий и связи» было проведено исследование уровня развития технологий умного города, которое на основе открытых данных по 16 крупным городам РФ позволило разработать

систему из 26 взаимосвязанных индикаторов, характеризующих города по 7 направлениям: «Умная экономика», «Умное управление», «Умные жители», «Умные технологии», «Умная среда», «Умная инфраструктура» и «Умные финансы» [11].

Таблица 1

Показатели индекса цифровой жизни российских городов МШУ «Сколково» [12]

Сфера Предложение Спрос

Транспорт Количество видов общественного транспорта в городе, отображаемых в виде расписаний в «Яндекс. Транспорт». Наличие электронных табло с движением транспорта на остановках. Наличие местных интернет-сайтов с он-лайн-расписанием транспорта Поисковые запросы «онлайн-расписание транспорта» и все возможные связанные комбинации в Google и Yandex за месяц на 1 000 населения в городе

Финансы Количество отделений банков, входящих в топ-10 рэнкинга онлайн-банков MarksWebb на 1 000 населения Поисковые запросы «онлайн- / интернет- / мобильный банк» и все возможные связанные комбинации в Google и Yandex за месяц на 1 000 населения в городе

СМИ Индекс цитирования топ-5 региональных СМИ на основании http:// www.mlg.ru/ ratings/regional_media/3745/0/0/2/ Количество активных аккаунтов в социальных сетях ВК, «Одноклассники», Facebook, «Мой Мир» на 1 000 жителей города

Торговля Количество пунктов доставки компаний электронной торговли, входящих в топ-10 рэнкинга ruward.ru/ecommerce-index — 2015 на 1 000 населения Поисковые запросы «онлайн- магазин» за исключением комбинаций со словами «открыть/купить/создать» и все возможные связанные комбинации в Google и Yandex за месяц на 1 000 населения в городе

Здравоохранение Формализованная оценка функциональности сайта 5 крупнейших по количеству посещений городских больниц, начисление баллов за каждый работающий элемент в чек-листе Поисковые запросы «онлайн-визит/запись/расписание к врачу/в поликлинику/в больницу» и все возможные связанные комбинации в Google и Yandex за месяц на 1 000 населения в городе Поисковые запросы «онлайн-аптека» и все возможные связанные комбинации в Google и Yandex за месяц на 1 000 населения в городе

Образование Количество удаленных курсов местных университетов на следующих платформах: Coursera, Universarium, Lectorium и Uniweb — среднее на 1 университет в городе Поисковые запросы «высшее образование онлайн», «университетский курс онлайн», запросы названий четырех популярных платформ MOOC и все возможные связанные комбинации в Google и Yandex за месяц на 1 000 населения в городе

Администрация Формализованная оценка функциональности сайта городской администрации, начисление баллов за каждый работающий элемент в чек-листе Аудитория портала городской администрации в % от населения города. Поисковые запросы «городская администрация», «госуслуги» и все возможные связанные комбинации в Google и Yandex за месяц на 1 000 населения в городе

Предложенная система показателей позволяет рассматривать степень цифрови-зации города в разных плоскостях, оценивать уровень развития, и, что особенно важно, сравнивать между собой различные города как в целом, так и отдельно по каждому параметру.

При этом констатируется, что в рамках конкретного города перечень индикаторов может быть расширен с учетом специфики развития территории и необходимости оценки динамики контролируемых процессов развития.

В этой связи представляют интерес работы по оценке «Индекса цифровой жизни российских городов», выполненные в МШУ «Сколково» (табл. 1).

Предложенный индекс учитывает семь сфер применения цифровых технологий: транспорт, финансы, торговля, здравоохранение, образование, медиа, государственное управление. Показатели подобраны таким образом, чтобы учитывать одновременно и спрос, и предложение на объекты цифровой инфраструктуры [12].

Оценки по данным методикам пилотных проектов умных городов, реализуемых в России, послужили эмпирической базой для комплекса исследований, ориентированных на создание нормативной базы, призванной регулировать процессы развития качества городской среды, координатором которой Правительством Российской Федерации было определено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой РФ).

Ведомственный проект Минстроя РФ «Умный город» реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика» с участием ПАО «Ростелеком», госкорпораций «Ростех» и «Росатом» и предусматривает координацию на федеральном уровне региональных проектов «Умный город».

Национальный проект «Жилье и городская среда» предусматривает кроме всего прочего создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 %.

В процессе реализации данного проекта планируется создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды.

В рамках реализации проекта «Умный город» Приказом Минстроя РФ № 924 от 31 декабря 2019 года для анализа хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в Российской Федерации была утверждена и введена в действие методика оценки IQ городов [13].

Предлагаемая методика призвана оценить уровень цифровой трансформации городского хозяйства в виде интегрального значения индекса IQ городов, являющегося суммой 10 субиндексов по 10 ключевым аспектам жизнедеятельности и социально-экономического развития умных городов, таким как городское управление, инновации для городской среды, интеллектуальные системы общественной безопасности, инфраструктура сетей связи, умное ЖКХ, умный транспорт, системы экологической безопасности, экономическое состояние и инвестиционная политика, интеллектуальные системы оказания социальных и сервисных услуг.

Всего в рейтинге учитываются 47 показателей по данным 10 направлениям. Цель оценки индекса ^ городов — сопоставление и ранжирование городов Российской Федерации по уровню цифровой трансформации; определение основных направлений и элементов цифровой трансформации города, оказывающих наибольшее и наименьшее влияние на социально-экономическое развитие территории; оценка эффективности и результативности внедрения цифровых и инженерных решений; определение приоритетов государственной поддержки развития городского хозяйства в рамках реализации проекта «Умный город».

Целевые показатели реализации ведомственного проекта «Умный город» предусматривают, начиная с 2019 года, равномерный ежегодный прирост индекса ^ городов на 5 % с достижением 30 % в 2024 году по отношению к 2019 году.

Для корректного сопоставления результатов оценки индекса ^ и их применения на территории РФ все города-участники проекта «Умный город» были разделены на 4 группы по численности населения:

• крупнейшие города с численностью населения от 1 млн человек;

• крупные города с численностью населения от 250 тыс. человек до 1 млн человек;

• большие города с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек;

• административные центры и муниципальные образования с численностью населения менее 100 тыс. человек.

Первый рейтинг ^ городов был опубликован Минстроем РФ в марте 2020 года, оценки были произведены по данным 2018 года. В этом рейтинге Тюмень, в котором живут и работают авторы публикации, заняла 3-е место с показателем ^ — 58,31 в категории крупных городов с населением до 1 млн чел. (лидер — г. Химки, с индексом 66,32).

Этот результат, по нашему мнению, является достаточно условным, поскольку по другим российским оценкам и рейтингам Тюменская область и г. Тюмень занимают более высокие места по показателям цифровизации территории и конкретных сфер социально-экономической и хозяйственной деятельности [3].

Исходя из этого, можно полагать, что индекс ^ города в существующей редакции может быть использован не столько для сопоставления различных городов между собой, сколько для выстраивания системы мониторинга оценки динамики контролируемых изменений в рамках конкретной территории.

Для реализации этих планов на региональном уровне требуется принятие комплекса решений федерального уровня по следующим направлениям:

• развитие нормативной базы, разработка и корректировка технических и технологических стандартов «умных городов»;

• платформенные решения, обеспечивающие взаимодействие баз данных различных служб и подразделений, способствующие повышению оперативности и достоверности результатов;

• решение комплекса проблем, связанных с обеспечением «открытости» данных, и обеспечение больших объемов финансирования программ.

Авторы данной публикации в апреле 2020 года принимали участие в работе по уточнению отдельных положений ряда документов нормативного характера в рамках серии мероприятий, проводимых Техническим комитетом Росстандарта 194 «Кибер-физические системы» (ТК 194) [14].

ТК 194 был создан по инициативе АО «Российская венчурная компания» в рамках Национальной технологической инициативы для координации разработки стандартов в области Интернета вещей, «умных городов», больших данных, интеллектуальных производств и других систем, связанных с взаимодействием «М2М».

Вынесенные на обсуждение проекты 8 национальных стандартов в области развития «умных городов» были призваны на основе обобщения имеющегося опыта циф-ровизации городского хозяйства обеспечить единое толкование проблемных вопросов с целью повышения эффективности действий муниципальных образований в обеспечении качества жизни горожан.

По результатам публичного обсуждения участниками в проекты документов было внесено более 120 предложений, подготовленных участниками рынка технологий «Умный город» и представителями федеральных и региональных органов власти. В результате этой работы в августе 2020 года Росстандартом были утверждены и направлены для практической апробации 8 новых стандартов «умного города» [14].

Эти документы были разработаны с учетом ранее введенных в действие ГОСТ Р ИСО 37120-2015 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни» и ГОСТ Р ИСО 37101-2018 «Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования», которые ориентированы на создание условий для инициирования социальной активности горожан, без которой умные города по определению функционировать не могут.

Критериями отбора показателей в стандартах служат простота, контролируемость, открытость и доступность исходных данных, используемых для расчетов. Поэтому, для оценки используются следующие показатели:

• доля доступных городских услуг, которые могут получить горожане в режиме онлайн;

• годовое количество медицинских приемов, проводимых дистанционно, на 100 тыс. жителей;

• доля площади города, покрытая камерами видеонаблюдения;

• доля общественных мусорных баков, с поддержкой датчиков.

• доля услуг по организации общественного отдыха (для бронирования в режиме онлайн);

• доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет;

• доля городских улиц и магистралей, покрытых системой онлайн-информирования участников дорожного движения и системой оповещения в режиме реального времени;

• площадь города, отображаемая интерактивными картами улиц в режиме реального времени, как доля общей площади города [15].

Перечень показателей, вошедших в вышеупомянутые нормативные документы, было бы неверно считать «закрытым», поскольку объективно, в полном объеме оценивать деятельность городских сообществ в различных сферах, объединяя ее в рамках формализованных показателей, не всегда возможно.

Учет мнения жителей, образующих территориальные сообщества, традиционно осуществляется путем опросов, и современные информационные технологии позволяют повысить их эффективность и оперативность.

Методические рекомендации по цифровизации городского хозяйства, утвержденные приказом Минстроя № 23/пр. от 24.04.2019, предусматривают создание в городах цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития «Активный горожанин», обеспечивающей возможность участия жителей в решении городских проблем. Они ориентируют на создание сервисов:

• по участию в рейтинговом голосовании по реализации мероприятий в сфере городского хозяйства;

• обеспечения дистанционного обращения граждан, в том числе путем телефонного сообщения, с заявлением и контролем своевременного реагирования на них;

• дистанционного обращения граждан с частной инициативой в сфере городского хозяйства, городского управления и развития, соблюдения регламента рассмотрения частных инициатив;

• публичного размещения планов городских властей по градостроительным вопросам, приоритетам благоустройства, важным городским проектам и иным вопросам, затрагивающим интересы горожан с обеспечением возможности внесения гражданами замечаний и предложений [16].

Данные рекомендации обобщают накопленный опыт создания такого рода систем в ряде российских городов.

Так, например, в Москве, которая является признанным лидером в России в реализации проекта «Умный город», с 2014 года эффективно развивается портал «Активный гражданин», на котором на регулярной основе проводятся опросы горожан по самым различным вопросам: озеленение, благоустройство, выбор дизайна станций метро, детский отдых, работа поликлиник, библиотек и т. п. [17].

По состоянию на середину декабря 2020 года на портале «Активный гражданин» Москвы зарегистрировались 4 760 674 горожанина, прошло 47 123 783 голосования и было принято 151 146 253 мнения по различным вопросам.

По сравнению с декабрем 2018 года, когда авторами изучались показатели социальной активности жителей умных городов [3], по Москве наблюдается более чем двукратный рост числа зарегистрированных участников, на 25 % выросло количество голосований по различным проблемным ситуациям в городе, в которых было принято и учтено на 36 % больше мнений респондентов.

Если в 2018 году усредненно в одном голосовании участвовали около 30 000 горожан, то в декабре 2020 года — более 32 000 жителей.

В г. Тюмени, который является участником проекта «Умный город» и находится в числе российских городов с высоким уровнем цифровизации во всех сферах [3], отно-

сительныи уровень социальном активности горожан существенно ниже, даже с поправкой на масштабирование по численности населения.

В Тюменской области функционирует портал услуг «Активный гражданин», где размещены ссылки на 3 интернет-проекта администрации Тюмени: портал «Тюмень — наш дом», присутствующий во всех наиболее популярных социальных сетях, сайт электронных опросов «Я решаю» и сайт «Твоя Тюмень» [18-20], имеются мобильные приложения, доступные для скачивания в AppStore и Google Play. Эти инструменты информирования горожан, дающие возможность учета мнений, являются действующим элементом системы инициирования участия жителей в жизни города.

На портале «Тюмень — наш дом» принимаются следующие категории сообщений жителей: текущее содержание дворовой территории: нарушение правил содержания стройплощадок; парки и скверы; работа по устранению несанкционированных надписей на фасаде зданий; текущее содержание дорог и ремонт; остановки общественного транспорта; брошенный автомобиль; не работает наружное освещение; поврежден информационный указатель, табличка, дорожный знак [17-19].

Участие граждан в развитии и реализации проектов «Умный город» может развиваться, если обеспечивать не только двусторонний диалог «жители — муниципалитет», при высоком уровне информированности о результатах деятельности, вариантах решения возникающих проблем, новых информационных продуктах и сервисных услугах, но и адресную поддержку инициативных проектов по созданию общественных ценностей в городе.

Для разработки системы мониторинга хода реализации такого рода проектов, направленных на устойчивое развитие территории, предусматривающих расширение участия горожан, логично использовать показатели, определенные документами Минстроя РФ для оценки формирования доступной, комфортной и безопасной для здоровья граждан окружающей среды, частично используемые и при расчете IQ городов. Этот перечень включает в себя следующие показатели:

• охват населения цифровыми сервисами информирования о состоянии окружающей среды, %;

• процент решений об управлении городским ресурсами, который принимается с использованием интегрированной цифровой платформы управления;

• доля пользователей цифровых сервисов, функционирующих с использованием городских открытых данных (доля городского населения), %;

• доля решений, принятых с участием граждан путем электронного голосования, о развитии и функционировании городов;

• наличие регулярного мониторинга общественного мнения и удовлетворенности граждан уровнем качества жизни с использованием цифровых сервисов анализа в социальных сетях, группах мессенджеров и блогах;

• доля граждан, повысивших грамотность в сфере информационной безопасности и использования интернет-сервисов;

• доля врачей, имеющих возможность получить доступ к электронной медицинской карте пациента, при условии его разрешения;

• уровень превышения количества обращений граждан по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг и сервисов и предоставления доступа к городским ресурсам, поданных в электронной форме, количества аналогичных обращений, поданных на бумажном носителе [13].

При этом отметим, что как сам перечень показателей, так и методики получения достоверных исходных данных для их оценки не являются «закрытыми» для корректировки.

Органами власти в г. Тюмени, экспертным сообществом предпринимаются усилия по оценкам субъективного восприятия населением жизни в городе, наличия у жителей ощущения комфорта проживания («Тюмень — лучший город Земли»), перспектив, наличия положительных поведенческих установок, что позволяет объективизировать формализованные оценки, полученные при использовании количественных показателей.

Проведенное в 2018 году при участии авторов социологическое исследование мнений населения г. Тюмени, касающееся проблем внедрения элементов программы «Умный город» и стратегии развития Тюмени по этому пути, показало, что в городе достаточное количество «умных» жителей, способных не только понять необходимость внедрения в городское пространство технологий и элементов «умного» города, но и потенциально готовых принимать активное участие в этих преобразованиях, считая, что «умный» город — это отличная перспектива для будущего Тюмени, и отмечая, что в городе достаточно условий для реализации данной программы [3].

Проведенное в 2020 году исследование оценки мнений горожан по ранее разработанной методике (объем выборки — 368 респондентов) показало некоторое увеличение позитивных оценок по выбранным для анализа показателям при одновременном росте пассивности в отношении к программе (табл. 2).

За 2 года более чем на 9 % (с 24,3 до 33,6 %) увеличилось число жителей, считающих, что жизнь в городе после реализации программы «Умный город» станет более комфортной и интересной; повысилось и количество респондентов, считающих, что программа будет способствовать созданию новых рабочих мест, что особенно актуально в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса.

Таблица 2

Отношение жителей к вопросам перспективы развития программы «Умный город»

в г. Тюмени (в % к числу опрошенных)

Показатель оценки 2020 год 2018 год Тенденции (+/-)

Жизнь в городе станет комфортней и интересней 33,6 24,3 +9,3

Программа позволит понять перспективы развития города 35,1 33,8 +1,3

Программа позволит найти новые возможности для заработка 10,4 6,6 +3,8

Не думаю, что лично мне это будет полезно 8,3 6,6 +1,7

Не могу оценить, так как далек от всего этого 14,5 11,8 +2,7

В то же время наблюдается увеличение числа жителей Тюмени, выразивших пессимистическое настроение по отношению к данной программе, заявивших, что не думают в этом направлении, а 8,3 % считают эту программу бесполезной или не первостепенной с точки зрения их личных интересов.

Можно предположить, что причиной такого развития социального пессимизма является продолжающееся негативное воздействие эпидемии коронавируса, вызвавшее масштабные проблемы в экономике и социальной жизни, ограничивающие взаимодействие и контакты между субъектами.

Возможно, что некоторое число респондентов испытывает опасения, связанные с ростом в последнее время интернет-мошенничества и кибератак на информационные системы управления административными и хозяйственными объектами, усилением уровня контроля в социальных сетях, что не стимулирует их на позитивное восприятие технологий «умного города».

Понимание такого рода проблем в администрации г. Тюмени и Тюменской области имеется, о чем свидетельствуют разработка и реализация регионального проекта «Информационная безопасность (Тюменская область)» на период до 2024 года, который, кроме всего прочего, должен обеспечивать эффективное функционирование единой мобильной платформы, предлагающей жителям области удобный формат получения электронных услуг в таких социально значимых сферах, как здравоохранение, образование, ЖКХ, транспорт.

Как и 2 года назад, респондентами в числе приоритетных сфер применения технологий «умного города» обозначены здравоохранение (83,5 % — рост на 15,3 %), система ЖКХ, в том числе и «умный дом» (70,2 % — умеренный рост на 3,3 %), дорожная инфраструктура и транспортное сообщение в городе (70,1 %, ранее — 69,3 %) (табл. 3).

Примерно на прежнем уровне остались оценки по целесообразности развития «умных» технологий по направлениям «дорожная инфраструктура и транспортное сообщение» и «безопасность жизнедеятельности», что свидетельствует о том, что ситуация в Тюмени по данным сферам развития города, как минимум, не ухудшается.

Таблица 3

Приоритетные, по мнению респондентов, сферы применения технологий «умного города» в г. Тюмени (в % к числу опрошеных)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приоритетные направления внедрения «умных» технологий 2020 год, % 2018 год,%

Здравоохранение 85,3 68,2

ЖКХ (в том числе «умный дом») 70,2 66,9

Дорожная инфраструктура и транспортное сообщение 70,1 69,3

Безопасность жизнедеятельности 51,1 50,4

Рост приоритетов оценки полезности применения технологий «Умный город» в сфере здравоохранения по сравнению с другими вызван понятными причинами, свя-

занными с проявлением проблемных ситуаций в медицинском обслуживании граждан в условиях пандемии коронавируса.

Оценки намерений и возможностей горожан принять непосредственное участие в реализации программы «Умный город» не выявили заметной активизации позитивных устремлений по сравнению с оценками 2018 года.

Обозначили желания по активному участию в разработке и реализации данной программы 43,5 % респондентов (против 42,2 % в 2018 году), готовность пользоваться сервисами «умного города» без личного участия в реализации программы отметили 42 % опрошенных (2018 год — 43,7 %). Примерно на уровне 2018 года (14,5 %) осталось число респондентов, считающих программу «Умный город» несвоевременной или нецелесообразной.

Таким образом, подтверждается выявленная в 2018 году тенденция, констатирующая, что декларируемые намерения горожан по отношению к восприятию и участию в программе «Умный город» и их фактическая активность в решении городских проблем, фиксируемая по специализированным сайтам администрации города и результатам опросов, существенно различаются.

Выводы

Развитие умных городов в России отражает тренды мировой стратегии устойчивого развития. Поэтому разработка и принятие нормативных актов, позволяющих упорядочить и обеспечивать обмен идеями и практиками реализации пилотных проектов в различных сферах, будут способствовать расширению масштабов внедрения имеющихся достижений.

Повышение эффективности программы «Умный город» требует налаживания эффективных коммуникаций органов власти и населения, направленных в том числе и на решение проблем «цифрового неравенства», приобретающих в современных условиях новое содержание.

При этом нужно учитывать, что развитие электронных сервисов для жителей в рамках развития технологий «умного города» может сопровождаться определенным временным запаздыванием в реакции на их использование со стороны различных категорий горожан.

Эмпирические оценки поведения горожан на примере г. Тюмени, сопровождающего процессы цифровизации городского хозяйства, показывают, что для активизации процессов взаимодействия с органами власти необходимо создавать новые возможности для стимулирования практической реализации позитивных декларируемых намерений активных жителей по развитию умных городов.

Выявленная при проведении социологического исследования мнений жителей г. Тюмени в 2018 году тенденция, констатирующая, что декларируемые намерения горожан по отношению к восприятию и участию в программе «Умный город» и их фактическая активность в решении городских проблем, фиксируемая по специализированным сайтам администрации города и результатам опросов, существенно различаются, наблюдается и в 2020 году. Реальных действий существенно меньше, чем могло бы

быть, если судить по декларируемым намерениям. Поэтому деятельность по активизации участия населения в реализации территориальных программ «умный город» необходимо усиливать, и этому должно помочь использование новой нормативной базы Минстроя РФ и Росстандарта по оценке объективных показателей деятельности администраций по развитию и поддержке территориальных сообществ и движений, ориентированных на устойчивое развитие городов.

Благодарности

Публикация подготовлена по материалам исследований, проведенных авторами в рамках Стратегического проекта «Создание регионального инновационного кластера в сфере компетенций SMART-City IoT/Iiot и Big Data» ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет».

Библиографический список

[1] Россия 2020. Устойчивое развитие : потребители и бренды в поисках ответов. - URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2019-12/ipsos_flair_ russia_2020_0.pdf (дата обращения: 07.12.2020). - Текст : электронный.

[2] ООН. Цели в области устойчивого развития. - URL: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/ (дата обращения: 07.12.2020). - Текст : электронный.

[3] Оценки перспектив развития г. Тюмени в рамках концепции «Smart-City» в представлении жителей города (социологический ракурс) / М. Л. Белоножко, О. М. Барбаков, Б. М. Лихтенштейн, Д. А. Костырева. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2019. -№ 3. - С. 58-73.

[4] Ильина, И. Н. Умные жители для умных городов / И. Н. Ильина. - Текст : непосредственный // Бюджет. - 2018. - № 5 (185). - С. 52-54.

[5] Одинцов, А. В. Основные риски реализации концепции «умного города» / А. В. Одинцов. - DOI 10.25136/2409-7144.2019.10.30636. - Текст : непосредственный // Социоди-намика. - 2019. - № 10. - С. 1-8.

[6] Новая технологическая революция : вызовы и возможности для России. Экспертно-аналитический доклад / Центр стратегических разработок. - URL: https://www. csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya-2017-10-13 .pdf (дата обращения: 06.12.2020). - Текст : электронный.

[7] Manovich, L. Trending : The Promises and the Challenges of Big Social Data / L. Ma-novich. - URL: http://manovich.net/index.php/projects/trending-the-promises-and-the-challenges-of-big-social-data (дата обращения: 07.12.2020). - Text : electronic. - Published: April, 28, 2011.

[8] 2019. Smart Cities Index / EasyPark. - URL: https://easyparkgroup.com/%20smart-cities-index/ (дата обращения: 07.12.2020). - Текст : электронный.

[9] Smart City Index 2020. IMD. A tool for action, an instrument for better lives for all citizens. - URL: https://ru.scribd.com/document/485343909/smartcityindex-2020-pdf / (дата обращения: 07.12.2020). - Текст : электронный.

[10] Smart Centres Index 2. - URL: https://ict.moscow/research/reiting-umnykh-gorodov-1/ (дата обращения: 07.12.2020). - Текст : электронный.

[11] Индикаторы умных городов НИИТС - 2017. - URL: http://niitc.ru/publications/ SmartCities.pdf (дата обращения: 07.12.2020). - Текст : электронный.

[12] Цифровая жизнь российских мегаполисов. Модель. Динамика. Примеры / Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы СКОЛКОВО (IEMS). - URL: https://iems.skolkovo.ru/downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/Research_Reports/ SK0LK0V0_IEMS_Research_2016-11-30_ru.pdf (дата обращения: 06.12.2020). -Текст : электронный.

[13] Методика оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в Российской Федерации (IQ городов). - URL: https://russiasmartcity.ru/uploads/attachments/ a7579656-22ef-4f5e-b24c-51ae5626efcb/16636075be77a33437f1634ef96e1bff.pdf (дата обращения: 07.12.2020). - Текст : электронный.

[14] Технический комитет 194 «Кибер-физические системы» (ТК 194). - URL: http://tc194.ru/ (дата обращения: 06.12.2020).

[15] Стандарты умных городов 2020/09/11. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ %D0%A 1%D 1%82%D0%B0%D 1%82%D 1 %8C%D 1%8F: %D0%A 1 %D 1%82%D0%B 0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D 1%80%D 1%82%D 1%8B_%D 1%83%D0%BC%D0 %BD%D 1%8B%D 1 %85_%D0%B3%D0%BE%D 1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE %D0%B (дата обращения: 06.12.2020). - Текст : электронный.

[16] Методические рекомендации по цифровизации городского хозяйств.: [утверждены Приказом Минстроя РФ от 24.04.19 №23/пр.]. - URL: https://minstroyrf.gov.ru/ upload/iblock/f3d/prikaz-235pr-_1_.pdf. - Текст : электронный.

[17] Активный гражданин — проект. Москва : [сайт]. - URL: https://ag.mos.ru/home (дата обращения: 06.12.2020). - Текст : электронный.

[18] Тюмень — наш дом. - Текст : электронный // Администрация города Тюмени : [официальный сайт]. - URL: http://dom.tyumen-city.ru/ (дата обращения: 07.12.2020).

[19] Я решаю. Сайт электронных опросов администрации г. Тюмени. - URL: http://ir.tyumen-city.ru/ (дата обращения: 07.12.2020). - Текст : электронный.

[20] Тюмень — наш дом. Вся статистика. - URL: https://top.mail.ru/visits?id=1546868 &period=2&days=730 (дата обращения: 07.12.2020). - Текст : электронный.

References

[1] Russia 2020. Sustainability: Consumers and Brands in Search of Answers. (In Russian). Available at: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2019-12/ipsos_flair_russia_2020_0.pdf.

[2] UN. Sustainable Development Goals. (In Russian). Available at: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/

[3] Belonozhko, M. L, Barbakov O. M., Likhtenshtein B. M., & Kostyreva D. A. (2019). Assessment of Tyumen city prospects and development opportunities towards "Smart City" concept, as viewed by Tyumen residents (sociological view). Proceedings of Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (3), pp. 58-73. (In Russian).

[4] Ilyina, I. N. (2018). Smart residents for smart cities. Budget Magazine, (5(185)), pp. 52-54. (In Russian).

[5] Odintsov, A. V. (2019). The main risks of implementing the concept of a "smart city". Sociodynamics, (10), pp. 1-8. (In Russian). DOI: 10.25136/2409-7144.2019.10.30636

[6] A new technological revolution: challenges and opportunities for Russia. Expert-analytical report. Center for Strategic Development (In Russian). Available at: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya-2017-10-13.pdf

[7] Manovich, L. (2011). Trending: The Promises and the Challenges of Big Social Data. (In English). Available at: http://manovich.net/index.php/projects/trending-the-promises-and-the-challenges-of-big-social-data.

[8] 2019. Smart Cities Index. EasyPark. (In Russian). Available at: https://easypark-group.com/%20smart-cities-index/

[9] Smart City Index 2020. IMD. A tool for action, an instrument for better lives for all citizens. (In Russian). Available at: https://ru.scribd.com/document/485343909/ smartcityindex-2020-pdf/

[10] Smart Centres Index 2. (In Russian). Available at: https://ict.moscow/research/reiting-umnykh-gorodov-1/

[11] NIITS Smart Cities Indicators - 2017. NIITS. (In Russian). Available at: http://niitc.ru/publications/SmartCities.pdf

[12] The digital life of Russian megacities. Model. Dynamics. Examples : Institute for Emerging Market Research at SKOLKOVO Business School (IEMS). 2016. (In Russian). Available at: https://iems.skolkovo.ru/downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/ Research_Reports/SKOLKOVO_IEMS_Research_2016-11-30_ru.pdf

[13] The methodology for assessing the progress and effectiveness of the digital transformation of urban economy in the Russian Federation (I.I. Cities) (In Russian). Available at: https://russiasmartcity.ru/uploads/attachments/a7579656-22ef-4f5e-b24c-51ae5626efcb/166 36075be77a33437f1634ef96e1bff.pdf

[14] Technical Committee 194 "Cyber-Physical Systems" (TC 194). (In Russian). Available at: http://tc194.ru/

[15] Smart cities standards 2020/09/11. (In Russian). Available at: https://www.tadviser.ru /index.php/%D0%A 1%D 1%82%D0%B 0%D 1 %82%D 1%8C%D 1%8F: %D0%A 1 %D 1 % 82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D 1 %80%D 1%82%D 1 %8B_%D 1%83%D0 %BC%D0%BD%D 1 %8B%D 1 %85_%D0%B3%D0%BE%D 1 %80%D0%BE%D0%B4 %D0%BE%D0%B.

[16] Metodicheskie rekomendatsii po tsifrovizatsii gorodskogo khozyaystv. (In Russian). Available at: https://minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/f3d/prikaz-235pr-_1_.pdf

[17] Aktivnyy grazhdanin - proekt. Moscow. (In Russian). Available at: https://ag.mos.ru/home

[18] Tyumen' - nash dom. (In Russian). Available at: http://dom.tyumen-city.ru/.

[19] I decide. Website of electronic surveys of the administration of Tyumen. (In Russian). Available at: http://ir.tyumen-city.ru/

[20] Tyumen' - nash dom. Vsya statistika. (In Russian). Available at: https://top.mail.ru/ visits?id=1546868&period=2&days=730

Получена / Submitted: 29/03/2021 Доработана / Revised: 13/04/2021 Принята к публикации / Accepted: 21/05/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.