УДК 316.334.56(571.12-21)
ОЦЕНКИ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ Г. ТЮМЕНИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «SMART-CITY» В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС)
Марина Львовна Белоножко1, Олег Михайлович Барбаков2, Борис Максимович Лихтенштейн1, Дарья Александровна Костырева1
'Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация
2Кафедра бизнес информатики и математики, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению отдельных аспектов, определяющих перспективы и возможности реализации программ «Умный город» в активно развивающемся региональном центре, г. Тюмени. Проведенный анализ литературных источников, документов территориального развития российских городов позволяет констатировать наличие в ряде российских городов и в г. Тюмени в частности развитой информационно-коммуникативной сферы, материальных и интеллектуальных ресурсов, необходимых для устойчивого развития территории. Поскольку одним из основополагающих принципов «Умного города» является ориентация на человека, в работе проведено эмпирическое социологическое исследование, позволившее оценить, какие сферы функционирования городской среды, по мнению жителей, должны стать «умными» в первую очередь, и кто должен отвечать за развитие «умного города». Анализ полученных результатов показывает необходимость повышения социальной активности населения в реализации программы развития «Умного города».
Ключевые слова: информатизация, «умный город», большие данные, городское население, технологические и социальные инновации, интернет-ресурсы, онлайн опросы.
Assessment of Tyumen City Prospects and Development Opportunities Towards "Smart City" Concept, as Viewed by Tyumen Residents (Sociological View)
Marina L. Belonozhko1, Oleg M. Barbakov2, Boris M. Likhtenshtein1, Darya A. Kostyreva1
'Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation
2Department of Business Informatics and Mathematics, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation
Abstract. The article is focusing on the analysis of the key aspects that determine the prospects and opportunities for implementing "Smart City" programs in the city of Tyumen, an actively developing regional center. The analysis of the documentation that depicts Russian cities territorial development, allows to ascertain that in a number of Russian cities, and, notably in Tyumen, one can find a well-developed information flows and communication space, as well as, financial and intellectual resources, that are necessary for the sustainable development of the territory. Since one of the fundamental principles of a "Smart City" is a person — oriented approach, an empirical sociological study was carried out that made it possible to assess which areas of the urban environment should be "Smart" in the first place, according to residents feedback, and, who should be responsible for the development of the "Smart City". The analysis of the results of this study demonstrates the need to increase the social engagement of the population in the implementation of the "Smart City" development program.
Keywords: informatization, "Smart- City", big data, urban population, technological and social innovations, Internet resources, online surveys.
Введение
В настоящее время, по данным всемирного банка, 53 % всех людей в мире живут в городах. В ближайшее время этот показатель увеличится до 75 %. В России, по данным на 2019 год, в городах живет 74,56 % населения, причем 17 % — в городах, с населением более 1 млн чел. [1]. Эта статистика заставляет изучать мировые тенденции развития городских поселений, использовать накопленный опыт для улучшения качества жизни городских жителей, оптимизации инфраструктуры и внедрения технологических и организационных инноваций. Инновационный путь решения комплекса проблем современных городов описывается концепцией «Умный город». В общем смысле «Умный город» — это городская среда с обратной связью, в которой обеспечен оперативный и достоверный сбор разнообразной информации обо всех процессах, влияющих на жизнь горожан, и формирование на основе данной информации управленческих воздействий. «Умный город» предусматривает широкое использование информационно-коммуникационных технологий, работу с большими информационными массивами и, самое главное, налаженную систему организационного взаимодействия всех субъектов — участников происходящих в городе процессов (власть, бизнес, население). Идентификация того или иного города в категории «Умный» перешла из теоретической плоскости в практическую в последнее десятилетие, когда стали развиваться технологии работы с большими данными и появились новые технологические возможности, связанные с развитием интернета.
Любой город характеризуется гигантскими объемами структурированных и неструктурированных данных. Формируются потоки информации о происходящих в городе процессах (транспортные потоки, перемещения людских масс, товарооборот, влияние погодных условий, аварийные ситуации и тому подобное). Основная масса этих данных в настоящее время не используется в полном объеме, особенно в режиме реального времени.
В «Умном городе» работа с большими данными является основным источником информации, позволяющим формировать эффективные управленческие решения как оперативного, так и стратегического характера. При этом в состав больших данных входит и информация, формируемая в автоматическом режиме системами Интернета вещей (Internet of Things). Рынок Интернета вещей в настоящее время переживает период бурного роста. По оценкам компании Ericsson, одной из крупнейших в сфере коммуникаций, начиная с 2018 года число датчиков и устройств Internet of Things (IoT) превышает в мире количество мобильных телефонов и становится самой большой категорией подключенных устройств.
Аналитики компании прогнозируют, что из приблизительно 28 млрд подключенных устройств по всему миру, к 2021 году около 16 млрд будут связаны с IoT. Общий мировой объем капиталовложений в IoT в 2016 г. составил 737 млрд долл. США, в 2017 — более 800 млрд. К 2021 г. прогноз — 1,4 трлн долл. США [2]. Российский рынок интернета вещей также активно развивается. По оценкам «Директ ИНФО», к 2021 году общее число IoT устройств вырастет до 79,5 млн, а к 2026 году — 164,7 млн [3]. Общий потенциал российского рынка оценивается на уровне 0,5 млрд устройств.
Отличительной чертой «Умного города» является ориентация на стратегию долгосрочного устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается удовлетворение текущих потребностей населения, не затрагивая будущие потребности следующих поколений, которые будут населять город. По мнению экспертов, город становится «умным» только тогда, когда реализуется принцип многофункционального использования разнообразных ресурсов, что подразумевает использование информационных данных и инфраструктуры одних городских сфер для решения задач других. Большие объемы данных, собранных в городе, и программные продукты, позволяющие их обрабатывать, становятся ключевым механизмом управления всеми общественными и технологическими процессами на территории [4].
При этом нужно понимать, что заметные экономические результаты от внедрения технологий «Умного города» будут получены не сразу, то есть программа потребует регулярных инвестиций и времени на ее осуществление.
Чтобы не дискредитировать идею и сделать инвестиции экономически оправданными, необходимо достижение локальных успехов на пути реализации программ «Умного города». Поэтому выбор стратегии развития конкретного города как «умного» требует особого внимания. Говоря о целевых инвестициях в «Умные города», следует отметить, что основным инвестором сегодня выступает государство. Это подтверждается и оценками экспертов НИИТС (спрос на услуги и технологии в сфере smart-city на 82 % диктуются госсектором) [5]. При этом 90 % рынка «Умных городов» России приходится на безопасность и транспорт, оставшиеся 10 % приходятся на энергоэффективные платформы и «умные» решения, использующие Интернет вещей и промышленный интернет для промышленного сектора.
Чтобы развивать как «умный» уже существующий город, как правило, на первом этапе используют несвязанные между собой элементы инфраструктуры города, например, различные системы многофункционального управления городом, улучшающие коммуникацию различных учреждений и жителей города с администрацией. При этом, как отмечают эксперты, универсального эталона «Умного города» пока еще нет не только в России, но и на международном уровне, где существует большая база бенчмарков и практик в области определения, регулирования, финансирования и управления «умными городами» [6].
Город Тюмень, занимающий ведущие позиции в российских рейтингах городов, опирается в своем развитии на лучшие российские и зарубежные практики, но накопленный зарубежный опыт не может механически переноситься на российскую почву.
Именно поэтому является важным осмысление существующих возможностей и вариантов, позволяющих сделать город «умным», и оценить роль населения в осуществлении данной стратегии развития.
Материалы и методы
Согласно поставленной цели и сформулированным задачам, в работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза (диалектический, системный, синергетический). Это способствовало комплексному рассмотрению ситуации и объективному рассмотрению основных факторов, влияющих на состояние городской среды в процессе разработки и внедрения в практику подходов «Умного города». Материалами для исследования послужили научные статьи, монографии, публикации отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовые акты национального и международного законодательства в исследуемой сфере, экспертные аналитические обзоры ведущих международных и российских аналитических центров, таких как Центр стратегических разработок «Северо-Запад», Центр городских исследований IEMS «Сколково», Национальный центр компетенций «Умный город» Минстроя РФ, компания McKinsey и другие, а также эмпирические материалы, полученные авторами в процессе проведения данного исследования.
Результаты и обсуждение
Тюменская область является одним из передовых регионов по развитию информационного общества и электронного правительства, «регионом-испытателем», участвует во многих пилотных проектах Минкомсвязи России по внедрению нововведений в сфере информационно-коммутационных технологий (ИКТ). Развитие информационного общества в Тюменской области осуществляется в рамках выполнения мероприятий профильной государственной программы «Развитие информатизации».
60
Кроме того, мероприятия по информатизации заложены в отраслевых государственных программах: «Развитие культуры», «Развитие образования и науки», «Развитие транспортной инфраструктуры», «Профилактика правонарушений», «Повышение безопасности дорожного движения», «Развитие агропромышленного комплекса», «Социальная политика», «Содействие занятости и развитие трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений», «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие имущественного комплекса», «Недропользование и охрана окружающей среды», «Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика» и других. Степень проникновения подвижной радиотелефонной (сотовой) связи оценивается в 207 единиц на 100 человек населения, что соответствует 7 месту в Российской Федерации и 2 месту в Уральском федеральном округе (УрФО). По показателю «число абонентов фиксированного широкополосного доступа (ТТТПД) в сеть Интернет на 100 человек населения» регион занимает 7 место в Российской Федерации (26 абонентов). По численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения Тюменская область занимает 22 место в Российской Федерации (77 пользователей) и 3 место — в Уральском федеральном округе. В городе Тюмени функционирует региональная сеть бесплатного доступа в интернет «TyumenFree». Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составляет 72,2% — 9 место в Российской Федерации и 2 место — в УрФО, а уровень удовлетворенности граждан, получаемыми в электронном виде госуслугами, составляет 86,2 %.
Регион успешно реализовал проект по информатизации управления проектами — создана Информационная система управления проектами Тюменской области. Отдельного внимания заслуживают региональные мобильные приложения, успешно функционирующие в сфере образования, здравоохранения, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, созданные для мобильных операционных систем «Android» и «iOS»:
• «Образование 72» располагает функциональной возможностью контроля за успеваемостью учеников школ Тюменской области, предназначается для учеников и их родителей;
• «Медицина 72» позволяет самостоятельно записываться на прием как самому пользователю, так и его родным и близким; содержит личный кабинет для хранения постоянно используемых данных, а также информацию о медицинских учреждениях и их контактные данные; содержит функционал напоминаний о предстоящем приеме с возможностью синхронизации с календарем смартфона;
• «Транспорт 72» позволяет ознакомиться с интересующим маршрутом пассажирского транспорта, расписанием движения, местоположением остановочного пункта;
• «ЖКХ 72» включает следующие возможности: оплату коммунальных услуг; отправку показаний приборов учета по лицевым счетам; просмотр общей информации об управляющих компаниях, их контакты, режим работы; просмотр графиков потребления по услугам, среднее, максимальное и минимальное значения по переданным показаниям.
В Тюменской области с 2010 года работа по повышению компьютерной грамотности граждан ведется централизованно в рамках программы по повышению компьютерной грамотности населения области «Расширяя горизонты».
Очень важным является то, что информатизация в Тюменской области осуществляется комплексно и системно. Информационные технологии активно используются для совершенствования качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, эффективного управления государственным и муниципальным имуществом, общественной безопасности. Согласно рейтингу «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации за первое полугодие 2018 года, подготовленному Центром финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления «Сколково», Тюменская область занимает 5-е место по уровню цифровизации с
61
показателем в 74,01 балла, отставая от лидера рейтинга города Москвы на 1,13 балла [7]. В целом нужно отметить, что в регионе осуществляется централизованный подход при развитии информатизации, что, в совокупности с системным подходом, обеспечивает создание качественных и доступных электронных сервисов для жителей региона и соответствует идеологии реализации программ «Умный город» в г. Тюмени.
Одним из основополагающих принципов «Умного города» является ориентация на человека. Современные жители начинают воспринимать город как сервис, позволяющий всегда и везде быть на связи, быстро и по оптимальным маршрутам перемещаться по городу, иметь возможность оперативно найти нужное место, попасть к врачу, записать ребенка в школу или детский сад, удаленно покупать продукты, оперативно оплачивать услуги ЖКХ и узнавать о происшествиях.
Для эффективного и устойчивого функционирования такой системы необходимо обеспечивать возможность обратной связи между жителями города и управляющими структурами, позволяющей получать информацию, необходимую для внесения коррективов в деятельность муниципалитета.
Учет мнений жителей традиционно осуществляется путем опросов, и современные информационные технологии позволяют повысить их эффективность и оперативность.
Лидером в этом направлении развития «Умных городов» является Москва, где с 2014 года эффективно развивается портал «Активный гражданин», на котором, на регулярной основе, проводятся опросы горожан по самым различным вопросам: озеленение, благоустройство, выбор дизайна станций метро, детский отдых, работа поликлиник, библиотек и т. п. [8]. На конец декабря 2018 года на сайте зарегистрировались
2 183 789 горожан, прошло 3 783 голосования, и было принято 111 165 194 мнения по различным вопросам. Усредненно получается, что в одном голосовании участвовало около 30 000 горожан.
В г. Тюмени такого уровня социальной активности пока не наблюдается. В Тюменской области функционирует портал услуг «Активный гражданин», где присутствуют ссылки на
3 интернет-проекта администрации г. Тюмени: портал «Тюмень — наш дом», присутствующий во всех наиболее популярных социальных сетях, сайт электронных опросов «Я решаю» и сайт «Твоя Тюмень» [9-11].
На портале «Тюмень — наш дом» принимаются следующие категории сообщений жителей: текущее содержание дворовой территории, нарушение правил содержания стройплощадок, парки и скверы, работа спорторганизаторов, устранение несанкционированных надписей на фасаде зданий, текущее содержание дорог и ремонт, остановки общественного транспорта, брошенный автомобиль, не работает наружное освещение, поврежден информационный указатель, табличка, дорожный знак [9].
По состоянию на декабрь 2018 года количество зарегистрированных тюменцев на данном портале превышает 26 000 человек, ими было оставлено более 13 800 сообщений городским чиновникам.
Посещаемость данного интернет-ресурса носит неравномерный характер. Так, по данным счетчика Mail.ru, наибольшим спросом данный проект пользовался в марте 2018 года (более 31 000 посетителей), а наименьшим — в январе 2018 года (порядка 5 000 посетителей) [12].
В целом аудитория данного интернет-ресурса является стабильной, а количество пользователей значительно не меняется с 2014 года, что вызывает определенные вопросы, поскольку количество интернет-пользователей в г. Тюмени выросло за указанный период весьма значительно.
Электронные опросы на сайте «Я решаю» [10] инициируются администрацией города. На обсуждение выносятся темы, по которым имеются разные мнения. Для реализации опросов используется технология блокчейн CITYCHAIN, созданная компанией НПО
«САПФИР», и функционирующая на серверах Администрации города Тюмени и серверах НПО в г. Екатеринбурге в рамках совместного пилотного проекта по внедрению технологии блокчейн в информационные системы муниципалитета.
Для привлечения большего внимания к данному сервису также были запущены мобильные приложения, доступные для скачивания в AppStore и Google Play. При этом стоит отметить, что общее число опросов на портале невелико, как и количество граждан, участвующих в них (колеблется, в зависимости от темы, от 180 до 700).
Наименее востребованным проектом является «Твоя Тюмень», средняя посещаемость данного сайта не превышает 20 человек в сутки. С 2015 года на обсуждение в рамках этого ресурса выносилось всего 9 тем, наиболее востребованной из которых являлась тема «Моя набережная» (55 предложений и 38 комментариев).
Приведенная статистика показывает, что уровень социальной активности жителей, несмотря на высокий уровень материально-технической базы информационного взаимодействия, в г. Тюмени невысок и требует активизации.
В результате анализа полученной информации об особенностях развития г. Тюмени авторами данной работы, с привлечением экспертов, был осуществлен SWOT-анализ, позволивший выделить сильные и слабые стороны в жизнедеятельности города, оценить возможности и угрозы, сопровождающие процесс развития в направлении «Умного города».
Результаты этого рассмотрения представлены в таблице 1.
«Умный город» предполагает, прежде всего, повышение качества жизни горожан, что означает удовлетворение потребностей как настоящего, так и будущих поколений, где негативное влияние от функционирования городской среды будет минимально благодаря использованию высокотехнологических и цифровых инфраструктур и платформ.
Одним из ключевых показателей «Умного города» являются «умные жители», степень заинтересованности и социальной активности которых характеризует:
• уровень доступности информации о жизнедеятельности городской среды;
• уровень активности пользователей интернета;
• уровень пользования электронными сервисами (например, электронной очередью).
Также важно, какие сферы функционирования городской среды, по мнению жителей,
должны стать «умными» в первую очередь, и кто должен отвечать за развитие «Умного города».
Авторами, в процессе исследования методом анкетирования, в 4 квартале 2018 года был проведен экспресс-анализ мнений 408 респондентов.
Генеральная совокупность была определена по г. Тюмени из числа жителей от 16 до 69 лет в количестве 563 200 человек.
Для формирования выборки использован простой случайный отбор: каждый объект выборки отобран случайно из генеральной совокупности, и все объекты имеют одинаковую вероятность попасть в выборку.
Объем выборки определен на основе статистического анализа, исходя из определенных требований к надежности и достоверности результатов. Наиболее теоретически обоснованным и корректным является подход к определению объема выборки, основанный на расчете доверительных интервалов [13].
При расчетах объем выборки для обеспечения уровня доверительности у = 95% и предельно допустимой ошибкой 5 % составил 384 респондента, что справедливо и для повторных, и для бесповторных выборок при таком большом объеме генеральной совокупности.
Таблица 1. Результаты SWOT-анализа по г. Тюмени
STRENGTH (сильные стороны) WEAKNESSES (слабые стороны)
Статус областного центра Экономическая стабильность, высокие экономические показатели роста Наличие поддержки малого и среднего предпринимательства Действующая система поддержки и привлечения в регион IT-компаний Развитый потребительский рынок, высокий уровень сетевой торговли Наличие оптимального количества сети муниципальных учреждений социальной сферы Рост темпов жилищного строительства Достаточная близость к рынкам Китая, Казахстана, Узбекистана Наличие достаточного производственного потенциала в сфере промышленного, гражданского и дорожного строительства Наличие развитых элементов транспортного узла — международный аэропорт, железная дорога, связывающая «восток» и «запад», федеральные трассы Высокая социальная активность пожилого населения Отсутствие безработицы, в том числе и за счет мигрантов с близлежащих территорий Современное образование (школы, колледжи, вузы на территории города) Современное здравоохранение Наличие мест рекреации и отдыха, санаторно-курортного лечения Современная телекоммуникационная сеть и инфраструктура Богатое историческое наследие и разнообразный культурно-исторический потенциал города Отсутствие достаточного количества крупных промышленных производств Градостроительное решение застройки центра города, не позволяющее расширять и модернизировать территории без существенной реконструкции и сноса Высокая степень зависимости социально-экономического развития города от нефтегазового комплекса Недостаток финансовых ресурсов, выделяемых на создание экологически чистых и безопасных производств Низкий уровень энергосберегающих технологий Недостаточное количество высокотехнологичных, наукоемких производств Необходимость модернизации системы утилизации отходов Значительный уровень износа коммунальных сетей городской инфраструктуры Система подготовки трудовых ресурсов недостаточно сбалансирована с потребностями рынка труда Отсутствие стратегии развития «Умного города» Высокая стоимость реализации программы «Умный город» Отсутствие законодательства, определяющего условия реализации программы «Умный город» Отсутствие опыта использования «больших данных» для оптимального управления городской инфраструктурой Трудности обеспечения требуемого уровня информационной безопасности при одновременной необходимости повышения степени открытости данных Недостаточный уровень участия населения в решении проблем развития города и использовании средств информационного взаимодействия
OPPORTUNITIES (возможности) THREATS (угрозы)
Возможность участия в федеральных программах Модернизация и развитие систем жизнеобеспечения Развитие инновационных процессов и производств на базе имеющегося научного потенциала Развитие частно-государственного партнерства Привлечение зарубежных и российских инвесторов Использование рекреационного потенциала города Повышение привлекательности и имиджа города Дальнейшее развитие системы электронного правительства города и региона Рост туристской привлекательности Развитие интеллектуальной системы управления дорожным движением в городе Дальнейшее повышение качества жизни населения Развитие историко-культурного потенциала города Улучшение качества городской инфраструктуры Развитие инициатив горожан на основе взаимодействия власти и населения Улучшение здоровья населения города Повышение качества образовательных услуг Демографические проблемы: старение населения, высокая смертность, низкая рождаемость Угроза техногенных аварий в силу изношенности ОПФ, в том числе и в сфере ЖКХ Сокращение налоговой базы Ухудшение экологической ситуации Наличие конкурентов из других регионов и городов Нестабильность нормативно-правовой базы государства Углубление социального неравенства и проблемы бедности Большой срок окупаемости программы «Умный город» Сложности с привлечением инвесторов Нестабильность внешней среды
В исследовании приняли участие 55,1 % мужчин и 44,8 % женщин, что соответствует генеральной совокупности.
Как уже отмечалось, в генеральной совокупности возрастные ограничения составили границы от 16 до 69 лет, то есть в качестве объекта исследования бралось население, имеющее навыки пользования онлайн-технологиями и способные оценить возможность и необходимость перехода города на «умные» информационно-коммуникативные технологии.
Возраст респондентов распределился следующим образом: основная их доля (43,4 %) приходилась на молодежь в возрасте от 16 до 25 лет, и это объективно, так как именно им выбирать, в каком городе они хотят жить, растить детей, пользоваться всеми возможностями интернет-технологий.
В онлайн-опросе также приняли участие 8,1 % жителей города свыше 61 года. Остальные возрастные группы почти идентичны по количеству, принявших участие в опросе — 27,8 % в возрасте от 26 до 40 лет и 20,6 % в возрасте от 41 до 60 лет.
Большинство респондентов имеют высшее (64,7 %) или незаконченное высшее образование (21,3 %). Еще 10,3 % имеют среднее образование и весьма незначителен процент опрошенных со средним специальным образованием.
Исходя из отраслевой принадлежности, жители Тюмени, принявшие участие в опросе, распределились следующим образом (рисунок 1):
Опрошенные жители г. Тюмени работают в сфере образования (43,4 %), промышленности (20,6 %) и 1Т-технологий (16,2 %). Кроме того, в исследовании приняли участие работники сельского хозяйства, социальной и финансовой сферы, сотрудники органов правопорядка и представители государственной и муниципальной власти. Объективно, что все, без исключения, опрошенные постоянно пользуются интернетом, так как опрос проводился в онлайне. Второй по значимости источник информации — это обмен информацией с коллегами по работе или сокурсниками (55,9 %) (рисунок 2).
Телевидение в качестве информационного источника используют 41,2 %, радио — 19,1 %, печатные СМИ (газеты, журналы) — только 11 % респондентов. Почти никто из опрошенных не посещает библиотеку с целью получения новых знаний, научные источники информации также не являются предметом интереса респондентов. Таким образом, можно заключить, что основным и наиболее значимым источником для получения сведений о необходимой информации являются интернет-ресурсы. И только на третьем месте стоит телевидение, которое в качестве источника информации используют в основном респонденты в возрасте свыше 40 лет.
Государственная или муниципальнад служба - 1,50%
Информационные технологии - 16,2%
Социальная
сфера - 0,7%
Рисунок 1. Сфера деятельности респондентов (в % к числу опрошенных)
Рисунок 2. Регулярные источники информации (в % к числу опрошенных)
С одной стороны, продвинутость жителей г. Тюмени в интернет-пространстве свидетельствует об их готовности использовать онлайн и IX-технологии в повседневной жизни, что говорит о перспективности реализации в Тюмени программы «Умный город». Но с другой стороны, отсутствие тяги к инновационным (научным) информационным источникам дает возможность предположить, что, хотя уровень пользования интернетом достаточно высокий, «умные» технологии не будут востребованы большинством из них по причине или незнания, или неприятия элементов «Умного города».
Поэтому только 40,4 % населения г. Тюмени, принявшего участие в опросе, утверждают, что знают и понимают, что обозначает понятие «Умный город» (рисунок 3).
Рисунок 3. Уровень осведомленности респондентов о программе «Умный город»
Все остальные жители г. Тюмени, принявшие участие в опросе, либо что-то слышали о данной программе (32,8 %), либо имеют представление о некоторых ее элементах (19,1 %), либо вообще не осведомлены о процессе реализации этой программы на территории г. Тюмени. Есть и такие респонденты, которые считают, что эти знания (9,6 %) совершенно не нужны для них.
Те, кто знаком с понятием «Умный город» (76,7 %), отмечают, что основным источником информации является интернет. Именно при помощи онлайн-ресурсов они получают сведения о том, как должен развиваться «Умный город», и каковы перспективы г. Тюмени стать «Умным городом» (рисунок 4.)
Рисунок 4. Источники информации об умном городе (в % к числу опрошенных)
Кроме того, данная проблема является темой дискуссий с коллегами по работе/учебе у 48,1 % опрошенных. Телевидение в качестве источника информированности называют только 21,1 % респондентов, а вот печатные средства массовой информации, радио, различные семинары, курсы повышения квалификации по данному вопросу в качестве источника информации почти никто из респондентов не считает важным информационным источником по данной проблеме.
Рисунок 5. Причины необходимости внедрения основных элементов программы развития г. Тюмени
«Умный город» (в % к числу опрошенных)
Проведенное исследование позволило выявить мнение респондентов относительного того, зачем нужна в городе программа «Умный город». Так, 24,3 % опрошенных считают, что жизнь в городе после реализации этой программы станет более комфортной и интересной, еще 16,9 % отмечают улучшение качества жизни (рисунок 5). 33,8 % респондентов оценивают программу «Умный город» с точки зрения перспектив его дальнейшего развития, в том числе и создания новых рабочих мест, улучшения инфраструктуры города. Однако 11,8 % жителей г. Тюмени, принявших участие в социологическом исследовании, не выразили своего отношения к данной программе, отметив, что не думают об этом, а 6,6 % считают эту программу бесполезной и неинтересной.Те респонденты, которые выразили свою заинтересованность в развитии г. Тюмени посредством реализации программы «Умный город», отметили необходимость
развития в первую очередь следующих «умных» сервисов: транспортное сообщение в городе (69,3 %); здравоохранение (67,7 %) и «Умный дом» (66,9 %) (рисунок 6).
Умный город | бессмыслица, 0,8%
1 Умное предприятие, O.S96
Безопасность 1 жизнедеятельности
^^^^^^^^^^^^ Современное
качественное U образование»
49,6% « Отличное здравоохранение »
«Умная дорога»
«Умный дом» -
66,9%
Рисунок 6. Мероприятия, необходимые для активного участия населения г. Тюмени в программе
«Умный город» (в % к числу опрошенных)
Таким образом, жителей г Тюмени, принявших участие в данном социологическом исследовании, больше всего волнует необходимость снижения количества пробок на дороге, повышение безопасности движения, улучшение работы общественного транспорта. Они предполагают, что все это может быть достигнуто путем реализации таких элементов «Умного города», как умные пешеходные переходы, возможность посредством электронных устройств найти парковку, избежать заторов и так далее.
Среди элементов «умного» здравоохранения, способных повысить качество медицинских услуг в Тюмени, респонденты назвали внедрение электронной записи на прием, возможность получения онлайн-консультаций со специалистами, заказ лекарств посредством интернета и тому подобное. «Умный» дом, по мнению респондентов, должен позволить сократить расходы воды, тепла, электричества, обеспечить рост безопасности, повысить качество и доступность жилищно-коммунальных услуг. 50,4 % опрошенных также указали, что программа «Умный город» позволит усилить как общественную, так и личную безопасность горожан, что в настоящее время является одним из важнейших вопросов жизнедеятельности города. Кроме того, по мнению респондентов, при помощи «Умного города» можно решить задачу информационной безопасности, что тоже является «острой» проблемой нашей реальности.
Таким образом, результаты анкетирования позволяют утверждать, что жители Тюмени заинтересованы в развитии города с ориентацией на информационно-коммуникационные технологии, которые и составляют основу «Умного города».
Для активизации участия горожан в развитии программы «Умный город» респонденты предлагают разработать дорожную карту, в которой наиболее важными мероприятиями должны стать:
• создание информационной интернет-системы, способной доносить до всех категорий населения города сведения о уже внедренных элементах «Умного города», и о возможностях планируемых к запуску электронно-онлайновых сервисов;
• создание и развитие образовательных программ для всех категорий горожан с целью обучения пользованием мобильными приложениями, онлайн-сервисами и др.;
• вовлечение граждан в процесс принятия управленческих решений по различным проблемам городского развития с использованием электронного голосования, размещения на сайте администрации города онлайн-опросов и др.;
• создание и внедрение системы мониторинга возможностей использования инфраструктуры города, способствующей повышению качества жизни населения г. Тюмени (рисунок 7).
Рисунок 7. Приоритетные мероприятия по развитию программы «Умный город»
Эти мероприятия приоритетны, по мнению большинства респондентов.
Все остальные меры, такие как создание условий для предпринимателей по реализации элементов программы «Умный город», информационно-правовая основа данной программы, меры по совершенствованию системы личной защиты информации не являются, по мнению жителей города, принявших участие в анкетировании, важными на современном этапе функционирования и развития г. Тюмени. Оценивая роль властных структур в разработке и внедрении в г. Тюмени программы «Умный город», мнение респондентов распределилось практически на три части (рисунок 8).
Так, 36,9 % опрошенных считают, что только при взаимодействии органов государственного управления и местного самоуправления с бизнес-структурами, которые могут инвестировать средства в те или иные программы, могут произойти позитивные изменения в реализации данной программы. 34,6 % респондентов оценивают роль органов власти как ведущую, подчеркивая, что их главной обязанностью является постоянное повышение качества жизни горожан. 28,5 % отмечают, что органы управления как на региональном, так и на местном уровнях должны выполнять роль координатора, связывающего все бизнес-структуры, которые уже реализуют некоторые из элементов «Умного города».
Рисунок 8. Роль органов регионального управления и местного самоуправления в реализации
программы «Умный город»
Определяя свое место в реализации программы «Умный город», жители Тюмени, принявшие участие в данном социологическом опросе, по разному относятся к участию в данной программе (рисунок 9).
Рисунок 9. Готовность участия горожан в разработке и реализации программы «Умный город» (в
% к числу опрошенных)
Почти половина респондентов (42,2 %) хотят принимать активное участие в разработке и реализации данной программы (рисунок 9), хотели бы пользоваться элементами «Умного города» 43,7 % опрошенных, хотя активности по поводу личного участия не проявляют. И только 14,1 % респондентов не готовы жить в «умном» городе, по их мнению, данная программа не своевременна и нецелесообразна.
Таким образом, проведенное исследование мнения населения г. Тюмени относительно необходимости внедрения элементов программы «Умный город» и стратегии развития Тюмени по этому пути показало, что в городе достаточное количество «умных» жителей, способных не только понять необходимость внедрения в городское пространство
70
технологий и элементов «Умного города», но и готовых принимать активное участие в этих преобразованиях, считая, что «Умный город» — это отличная перспектива для будущего Тюмени, отмечая, что в городе имеется достаточно условий для реализации этой программы.
Учитывая позицию жителей, приведенные материалы, касающиеся социально-экономической ситуации и основных направлений развития г. Тюмени, можно утверждать, что г. Тюмень, располагая значительной материально-технической базой, административной поддержкой, необходимым человеческим потенциалом, имеет хорошие предпосылки для реализации программы «Умный город», которая в обозримом будущем поможет обеспечить не только более комфортную среду для горожан, но и позволит привлечь значительные инвестиции в развитие городской инфраструктуры.
Выводы
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что развитие г. Тюмени как «умного города» находится в русле стратегии устойчивого развития.
В городе функционирует и развивается материальная и техническая база информатизации, присутствует необходимая инфраструктура, которая успешно используется во многих сферах деятельности. Это свидетельствует и о наличии необходимого квалифицированного кадрового потенциала, и экспертного сообщества, позволяющего выбирать оптимальные варианты решения стоящих задач.
Заданный мировой и российской практикой развития тренд в направлении «умных городов» требует налаживания эффективных коммуникаций органов власти и населения, которое должно быть основным выгодоприобретателем в данном взаимодействии.
Результаты эмпирического исследования, проведенного в г. Тюмени, показали, что декларируемые намерения горожан, по отношению к восприятию и участию в программе «Умный город» и их фактическая активность в решении городских проблем, фиксируемая по специализированным сайтам администрации города, существенно различаются.
Поэтому программы движения к «Умному городу» должны сопровождаться действенными мерами по активизации различных форм социальной активности горожан во всех возможных сферах ее проявления.
Благодарности
Публикация подготовлена по материалам исследований, проведенных авторами в рамках Стратегического проекта «Создание регионального инновационного кластера в сфере компетенций SMART-City IoT/Iiot и Big Data» ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет».
Библиографический список
[1] Росстат опубликовал предварительную оценку численности населения РФ на начало 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.profinance.ru/ news/2019/01/23/bqlm-rosstat-opuWikoval-predvaritelnuyu-otsenku-chislennosti-naseleniya-rf-na-nachal. 17542 (дата обращения: 16.06.2019).
[2] Лагутенков А. Тихая экспансия интернета вещей // Наука и жизнь. - 2018. - № 5. -С. 38. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/33694/ (дата обращения: 16.06.2019).
[3] Рынок Интернета Вещей в России и Мире, Директ ИНФО, май 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.directinfo.net/index.php?option=com_content& view=article&id=162%3A2010-07-06-13-57-09&catid=1%3A2008-11-27-09-05-45&Itemid=89&lang=ru (дата обращения: 16.06.2019).
[4] Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. Экспертно-аналитический доклад // Центр стратегических разработок [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www. csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya-2017-10-13.pdf (дата обращения: 16.06.2019).
[5] Индикаторы умных городов НИИТС - 2017 // [Электронный ресурс]: НИИТС. - Режим доступа: http://niitc.ru/publications/SmartCities.pdf (дата обращения: 26.11.2018).
[6] Умные города: развитие концепции и практики, положение России на эволюционном пути // Презентация Мокрушиной К. (Центр городских исследований IEMS Сколково) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urbc.skolkovo.ru/downloads/documents /SUrbC/Events_Reports/ SKOLKOVO_UrbC_Novosibirsk_2017-04.pdf. (дата обращения: 16.06.2019).
[7] Индекс «Цифровая Россия». МШУ «Сколково». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://flnance.skolkovo.ru/ru/sflce/research-reports/1779-2018-10-15/ (дата обращения: 16.06.2019).
[8] Активный гражданин - проект. Москва. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ag.mos.ru/info (дата обращения: 16.06.2019).
[9] Тюмень - наш дом. Портал администрации г. Тюмени. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dom.tyumen-city.ru/ (дата обращения: 06.12.2019).
[10] Я решаю. Сайт электронных опросов администрации г. Тюмени. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ir.tyumen-city.ru/ (дата обращения: 06.12.2019).
[11] Твоя Тюмень. Администрация города Тюмени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //you. tyum en-city.ru/
[12] Тюмень - наш дом. Вся статистика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://top.mail.ru/visits?id=1546868&period=2&days=730 (дата обращения: 06.12.2019).
[13] Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. - Москва: Издательство "Весь Мир", 1997. - 544 с.
References
[1] Rosstat published a preliminary estimate of the population of the Russian Federation at the beginning of 2019. Retrieved from http://www.profinance.ru/news/2019/01/23/bqlm-rosstat-opublikoval-predvaritelnuyu-otsenku-chislennosti-naseleniya-rf-na-nachal. 17542.
[2] Lagutenkov, A. (2018). Silent expansion of the Internet of things. Science and Life, 5, 38-42. Retrieved from https://www.nkj.ru/archive/articles/33694/.
[3] Internet of Things Market in Russia and the World, Direct INFO. (2017, May). Retrieved from http://www.directinfo.net/index.php?option=com_content&view=article&id=162%3A2010-07-06-13-57-09&catid=1%3A2008-11-27-09-05-45&Itemid=89&lang=ru.
[4] Center for Strategic Research. New technological revolution: challenges and opportunities for Russia. Expert analytical report. Retrieved from https://www. csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya-2017-10-13.pdf.
[5] Indicators of smart cities NIITS - 2017. Retrieved from http://niitc.ru/publications/SmartCities.pdf.
[6] Smart cities: the development of concepts and practices, Russia's position on the evolutionary path. Presentation by K. Mokrushina (IEMS Skolkovo Center for Urban Studies). Retrieved from https://urbc.skolkovo.ru/downloads/documents/SUrbC/Events_Reports/ SKOLKOVO_ UrbC_Novosibirsk_2017-04.pdf.
[7] Digital Russia Index. LNA "Skolkovo". Retrieved from https://finance.skolkovo.ru/ru/sfice/research-reports/1779-2018-10-15/.
[8] Active citizen - project. Moscow. Retrieved from https://ag.mos.ru/info.
[9] Tyumen is our home. Portal of the administration of Tyumen. Retrieved from http://dom.tyumen-city.ru/.
[10] I decide. The site of electronic surveys of the administration of the city of Tyumen. Retrieved from http://ir.tyumen-city.ru/.
[11] Your Tyumen. Administration of the city of Tyumen. Retrieved from http://you.tyumen-city.ru/.
[12] Tyumen is our home. All statistics. Retrieved from https://top.mail.ru/visits?id=1546868 &period=2&days=730.
[13] Mannheim, J.B., & Rich, R.K. (1997). Political science. Research Methods. Moscow: Izdatelstvo "Ves Mir".
Получена / Submitted: 30/07/2019 Доработана / Revised: 09/08/2019 Принята к публикации / Accepted: 23/08/2019