Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №2, Том 12 / 2020, No 2, Vol 12 https://esj.today/issue-2-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/93ECVN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Карагулян Е. А. Умные устойчивые города в Арктическом регионе // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/93ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Karagulian E.A. (2020). Smart sustainable cities in the Arctic region. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(12). Available at: https://esj.today/PDF/93ECVN220.pdf (in Russian)
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (№ 20-011-00305 «Социальное пространство умного города: методология управления развитием и социального конструирования», руководитель Н.А. Костко)
УДК 33
Карагулян Егине Араратовна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия
Доцент кафедры «Экономики и финансов» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]; [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6418-5786
Умные устойчивые города в Арктическом регионе
Аннотация. В последние десятилетия концепция смарт сити является одной из наиболее популярной и применимой для развития городов, в том числе и для городов, находящихся в Арктической зоне. Многочисленные исследования посвященные теории и практике создания умных городов, свидетельствуют о том, что, данная концепция способствует динамичному пространственному развитию городов, а также решению ряда социально-экономических проблем, в том числе повышению конкурентоспособности и инновационности развития экономики страны. Цель статьи - изучить опыт создания умных устойчивых городов в странах Северной Европы с точки зрения применимости для решения социально-экономических проблем российских городов, расположенных в Арктической зоне страны. В статье рассмотрены социально-экономические проблемы характерные для городов Арктической зоны Российской Федерации.
В статье уделено большое внимание изучению контекстов понятия «умный город», а также так называемых элементов и столпов умного города. Особое внимание уделено изучению европейского опыта по созданию умных устойчивых городов, в частности рассмотрен опыт стран Северной Европы, которые достигли наибольшего прогресса в реализации концепции умного устойчивого города, как основы для эффективного функционирования городской и национальной экономики. В статье детально рассмотрен опыт 29 городов Дании, Швеции, Норвегии, Исландии и Финляндии, достигших наибольших успехов в реализации концепции. В ходе исследования опыта умных городов Северной Европы особое внимание уделялось изучению городской концепции, целей и задач создания умного города, а также основных элементов и решений смарт сити, которые были реализованы в этих городах. Проведенное исследование позволяет определить основные элементы, направления и технологии создания умных устойчивых городов в России.
Ключевые слова: умный город; элементы умного города; умный устойчивый город; устойчивое развитие; живые лаборатории; открытые данные; страны Северной Европы; города Арктической зоны РФ
Введение
Современный мир активно меняется и это касается также и развития городов. Процесс урбанизации затронул практически все страны мира. Сегодня крупные мегаполисы производят более высокий ВВП, чем экономики целых стран, очевидно, что города стали важнейшими элементами мировой экономики. Несмотря на распространенные мнения о более низком качестве жизни в больших городах, в большинстве случаев проживание в больших городах становится необходимостью. Люди тянутся к центрам экономического роста, несмотря на определённые неудобства, связанные с транспортом, пробками, нищетой, безопасностью. На сегодня в развитых странах города являются экономическими центрами и наиболее густонаселенными местами, очень привлекательными для людей, желающих обменяться знаниями. Если в прошлом преимущества были тесно связаны со снижением транспортных и распределительных издержек, то сегодня города имеют огромные экономические выгоды за счет обмена идеями, поэтому происходит переход от идеи города, основанного на концепции местоположения, к концепции города, основанной на взаимодействии.
В этой связи концепция умного города становится все более актуальной и направленной на решение ряда важнейших проблем. Кроме того, философия «умного города» тесно связана с устойчивым городом, в котором экологические, социальные и экономические аспекты рассматриваются как часть развития, которое должно осуществляться, чтобы позволить нынешним и будущим поколениям достичь равенства в условиях жизни.
Что касается России, то она относится к высоко урбанизированным странам. В 2018 году доля городского населения составила - 80,9 %, при этом наиболее урбанизированной частью страны является такой стратегически важный регион как Арктическая зона РФ, где доля городского населения составляет более 90 %. Вся промышленность Арктической зоны РФ сконцентрирована также в городах, и именно города вносят основной вклад в создание ВРП.
Все это делает изучение темы создания умных городов в Арктической зоне чрезвычайно актуальным. Но при этом следует отметить, что для городов арктической зоны России характерны специфические черты, требующие изучения и учета при разработке концепции смарт сити.
Цель статьи - рассмотреть существующие подходы к понятию смарт сити, определить концептуальные элементы каждого из них, а также на основе проведенного анализа социально-экономических проблем городов Арктической зоны РФ и изучения опыта создания умных городов в странах Северной Европы определить, насколько применима концепция смарт сити для развития российских арктических городов.
Представленное исследование осуществлено на основе принципов системного анализа, что обеспечило соединение различных методов и методологических подходов к изучению различных аспектов к определению понятия и моделей создания умного устойчивого города. Также задействованы приемы и средства экономического, социального, сравнительного, логического и графического анализа.
Базой для исследования стали исследования посвященные изучению теоретических и практических основ функционирования умных городов, статистические данные, официальные программы развития России и стран Северной Европы, городов и коммун Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Исландии, стратегии развития Европейского Союза (ЕС) и стран Северной Европы, а также данные различных тематических сетей по функционированию умных и устойчивых городов, а также научные исследования и публикации по тематике умных и устойчивых городов.
1. Проблем российских городов Арктической зоны и применимость концепции умного устойчивого города для их решения
Правительством Российской Федерации разработан и принят ряд законодательных актов, направленных на достижение устойчивого и сбалансированного, стабильного пространственного развития страны. Среди подобного рода программ следует отметить «Стратегию пространственного развития Российской Федерации до 2025 года», «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года», последняя из которых направлена на всестороннее развитие районов Крайнего Севера. Вместе с тем, данный регион имеет важное геоэкономическое значение для страны, но в тоже время для арктических городов России характерны целый ряд социальных и экономических проблем. Для арктических городов России характерны специфические черты.
Во-первых, высокая обеспеченность природными ресурсами является важнейшим фактором ее дальнейшего освоения и поддержания экономической и военной безопасности России. Данный фактор требует присутствия в арктической зоне страны достаточного уровня численности населения, рабочей силы.
Во-вторых, благодаря богатейшим природным ресурсам в российской Арктике сложилась узкая производственная специализация, очаговый тип промышленно-хозяйственного освоения территории. Наличие богатейших природных ресурсов способствовало тому, что большинство арктических городов специализируются на: нефте- и газодобыче; горнодобывающей промышленности; лесозаготовке и лесопереработке; электроэнергетике и судостроении [1].
В-третьих, высокая ресурсоёмкость и значительная зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения граждан от системы «северного завоза», в совокупности дает высокие издержки производства и высокую стоимость жизни граждан. В свою очередь, высокая стоимость жизни и снижающийся уровень реальных доходов по сравнению с климатически более благоприятными регионами, делают данный Арктическую зону менее привлекательной для жителей. Высокий уровень затрат компаний и стоимость жизни также связаны с ограниченностью транспортной инфраструктуры и неразвитость энергетической системы Арктической зоны.
Узкая отраслевая специализация, миграционный отток и естественная убыль населения порождают ряд проблем на рынке труда. В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» говорится о том, что для региона характерны негативные демографические процессы, отток трудовых ресурсов, а также отсутствие эффективной системы подготовки кадров, дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов в территориальном и профессиональном отношении. Анализ современных тенденций на рынке труда городов арктического региона свидетельствует о том, что даже более высокий уровень заработной платы не способствует удержанию рабочей силы в регионе. За последние 5 лет численность рабочей силы уменьшилась.
В-четвертых, для Арктической зоны РФ характерна самая высокая степень урбанизации территорий в России. На 01.01.2017 года постоянное население российской Арктики составляет 2 371 655 человек, причем из них 89,3 % проживает в 55 городских округах и муниципальных районах, в том числе в 37 городах, 40 поселках городского типа. В современных условиях города воспринимаются людьми как сервис, который должен отвечать определенным требованиям. В большинстве случаев арктические города (за исключением столиц регионов) не позволяют получить гражданам нужного уровня и качества услуг. Для подавляющего большинства арктических городов остается характерной неразвитость социальной
инфраструктуры, ограниченность сферы бытового обслуживания, узкий перечень социальных услуг населения по сравнению с другими регионами приводит к миграционному оттоку в более развитые в данном плане регионы. За последние 4 года миграционный отток составил 1,2 %1. Кроме того, серьезной проблемой остается высокая изношенность городской инфраструктуры, необходимость ее модернизации. В целом по стране износ коммунальных сетей достигает по тепловым - 62,8 %, по электросетям 58,1 %, по водопроводным - 64,8 %, что приводит к росту аварийности и потерям коммунальных ресурсов (до 40 % воды и 50 % тепла в зависимости от населенного пункта)2 . По официальным данным степень изношенности коммунальных инженерных систем большинства городов российской Арктики достигает 70 %3, а уровень тарифов ЖКХ остается одним из самых высоких в стране и значительно превышает федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц4. Высокие коммунальные расходы в ряде городов, также связаны с произошедшим миграционным оттоком населения. В ряде городов (например, Воркута) численность официально зарегистрированных жителей на 20 и более процентов меньше реально проживающих. Данная ситуация приводит к росту коммунальных расходов и в целом расходов муниципальных бюджетов, поскольку суровые климатические условия не позволяют отапливать только часть жилых зданий [2].
Важным аспектом для обеспечения комфортности проживания в Арктическом регионе является жилищный фонд, который представлен в большинстве городов на 50 % застройкой советского периода и также сильно изношен. Однако проводимая программа по перестройке городов не всегда эффективна, поскольку не учитывает влияния исторической и эстетической составляющей застройки, имеющей важное значение для повышения комфортности проживания. В большинстве случаев программы переселения осуществляются со значительными перекосами. Администрации городов хотят во что быто ни стало провести оптимизацию, большинство старых, но еще пригодных домов сносится. В целом для данного региона характерна высокая стоимость возводимого жилья и малая привлекательность для инвесторов, что подтверждается данными статистики5.
В целом города должны позволять жителям удовлетворять все базовые потребности, среди которых потребность в образовании, медицинском обслуживании, доступном жилье и транспорте. Кроме того, у большинства жителей имеется потребность в благоприятной городской природной и культурно разнообразной среде, проживать в открытом и терпимом местном городском сообществе, при этом ощущать себя в городе экономически и физически безопасно. Также среди потребностей следует отметить возможность граждан иметь эффективных лидеров и быть вовлеченным с ними в развитие города [3; 4]. Но очевидно, что большинство арктических городов не способны удовлетворить даже часть базовых потребностей граждан в доступном образовании и медицинском обслуживании, в том числе из-за неразвитости транспортной инфраструктуры и природно-климатических условий.
1 Население Арктики сократилось [электронный ресурс] // URL: https://lenta.ru/news/2018/09/27/naseleniYe/.
2 ЖКХ меняется. Когда оно изменится? [электронный ресурс] // http://expert.ru/2016/04/4/zhkh-menyaetsya-kogda-ono-izmenitsya/.
3 Эксперты: регионам Арктики нужна помощь в развитии инфраструктуры и решении проблем ЖКХ [электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/v-strane/5617529.
4 Двое на всю Россию: за 5 лет стоимость услуг ЖКХ упала в Москве и Ингушетии // [электронный ресурс] // URL: https://realnoevremya.ru/articles/76502-tarifY-zhhk-v-regionah-rossii.
5 Олег Курилов: «В Арктике - не только ресурсы, но и безопасность страны» // [электронный ресурс] // URL: http://newslab.ru/article/704691.
Страница 4 из 18
93ECVN220
Как отмечает Горбатова Л.Н., ректор Северного государственного медицинского университета, «структурные изменения системы здравоохранения значительно опережают развитие транспортной инфраструктуры и связи, что приводит к снижению доступности медицинской помощи. Тарифная политика не учитывает в достаточной мере данных факторов и носит убыточный характер, невозможность проведения текущих ремонтов приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи». Решение данной проблемы возможно за счет использования современного транспорта, телемедицины, носимых электронных устройств для мониторинга и контроля состояния здоровья населения.
Отдельно следует выделить существующие проблемы и ограничения, связанные с получением качественного образования. Данные проблемы, связаны, во-первых, с суровыми природно-климатическим условиями, из-за которых у школьников возникает большое количество актированных дней, что требует внедрения современных технологий по онлайн обучению школьников, включая создание единой платформы для школьного образования. Необходимость пересмотра системы онлайн образования обострилась еще и из-за пандемии коронавируса, которая четко показал слабые места в существующей образовательной системе. Во-вторых, в Арктической зоне России представлено не так много высших учебных заведений, с ограниченным перечнем подготовки абитуриентов. Поэтому большинство из выпускников стремятся выехать учиться другие регионы России, и зачастую затем не возвращаются в родные края. Точками научно-образовательного роста и подготовки кадров для АЗ РФ по праву считаются Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ) и Северо-Восточный федеральный университет им. М.В. Ломоносова (САФУ). То есть, целый ряд факторов, связанных с ограниченностью и низким качеством предоставляемых социальных услуг, способствует оттоку из региона молодежи.
Вместе с тем растут также требования бизнеса к качеству городской среды. Низкое качество предоставляемых услуг, высокий уровень износа городской инфраструктуры привел к возникновению «инфраструктурного разрыва». Сокращение данного разрыва в российских реалиях является весьма проблематичным из-за ограниченности бюджетов большинства городов.
Таким образом, перечисленные вызовы требуют разработки современного подхода к решению городских проблем на основе концепции смарт сити, которая в свою очередь позволит их преодолеть. Очевидно, что развитие и сосредоточение этих технологий в Арктической зоне, позволит решить важнейшие социально-экономические проблемы региона и достичь намеченных стратегических геоэкономических целей. В результате реализации концепции умных городов будут получены положительные эффекты: привлечение дополнительных инвестиций в Арктику; диверсификация экономики регионов арктической зоны; решение социально-экономических проблем, за счет развития новых отраслей и поддержки старых на более высоком технологическом уровне (повышение качества жизни, решение демографических проблем, повышение уровня благосостояния); экономия ресурсов и на управлении ресурсами; повышение эффективности управления городами; мониторинг природно-климатических условий и состояния природной среды в Арктике; использование созданной в рамках умных городов инфраструктуры, в том числе для обеспечения военной безопасности, поддержки транспортной инфраструктуры Северного морского пути.
2. Опыт стран Северной Европы в области создания умных устойчивых городов
Возникновение концепции смарт сити было связано с двумя важными тенденциями, а
именно со стремительным процессом урбанизации и развитием телекоммуникационных
технологий. Технологический прогресс 1980-1990-х годов способствовал повышению уровня
жизни и благосостояния прежде всего жителей городов, что в свою очередь привлекало в города еще больше населения и обостряло существующие проблемы урбанизации. Желание решить проблемы урбанизации привело к возникновению концепции умного роста.
Первое упоминание в научной литературе понятия смарт сити датируется 1994 годом, а в последующие годы наблюдается стабильный интерес к данной теме среди научного сообщества [5, с. 15]. В 1997 году концепция умного города находит отражение сначала в деятельности ООН при принятии Киотского соглашения направленного на достижение целей устойчивого развития, а затем Еврокомиссии, Setis-EU, ОЭСР и других международных организаций [5, с. 23].
В исследованиях начала 1990-х единого понимания того, что такое умный город не было. При этом одним из первых термин SMART использовал Питер Друкер в 1954 году в своей работе «Практика менеджмента» для описания критериев постановки целей эффективного управления. Данный термин также упоминался в работе Пола Мэйера в 1965 и позже в 1981 году в работе Дж. Дорана6. Во всех случаях термин smart понимался, как аббревиатура от пяти слов, которые считающихся обязательным условием эффективного управления: specific -конкретный; measurable - измеримый; achievable - достижимый; realist^ - реалистичный; timed - определенный по времени. То есть исходя из позиций маркетологов умность всегда сосредоточена на перспективах пользователя, умность реализуется только тогда, когда система адаптируется к потребностям пользователя, эти же принципы, собственно, закладываются и при разработке городских программ умных городов [6]. Кроме того, термин смарт стал очень модным, часто применялся для описания современных и эффективных устройств и оборудования, а также для характеристики человеческого капитала, проживающего в городах.
Но несмотря на растущую популярность понятия «смарт сити», единого его понимания в научной литературе так и не сложилось. На сегодня в международных базах научного цитирования можно встретить огромное количество работ, посвященных изучению различных аспектов функционирования умных городов, в том числе и работ, в которых проведен контекстуанальный анализ данного понятия [5-9].
На ранних этапах развития концепции понятие умный город использовалось для описания городской инфраструктуры за счет проникновения в нее современных IT-технологий. Одной из первых работ посвященных изучаемой проблеме является исследование Питера Холла (2000) [10], представленное в статье «Креативные города и экономическое развитие». По мнению П. Холла, «умный город - это город, который контролирует и интегрирует состояние всех своих критических инфраструктур, включая дороги, мосты, туннели, рельсы, метро, аэропорты, морские порты, коммуникации, воду, электроэнергию, даже крупные здания; может лучше оптимизировать свои ресурсы, планировать деятельность по профилактическому обслуживанию и контролировать аспекты безопасности, максимизирую услуги для своих граждан» [10].
Среди наиболее цитируемых исследований, посвященных умному городу следует отметить работы Р. Гиффингера (2007) [11] и А. Каралью и др. [12; 13].
В своей работе Giffenger «Smart cities Ranking of European medium-sized cities» говорится о том, что очень часто термин умный используется для описания городов с «умной» индустрией, к которой прежде всего относят информационные и коммуникационные технологии. Как отмечает Р. Гиффингер, смарт сити используются для описания бизнес-парков, районов городов, где преобладают IT-технологии; для описания роли
6 Первое известное использование термина упоминается в работе Пола Мэйера (Paul J. Meyer) в 1965 и позже в ноябре 1981 в работе Management Review by George T. Doran. There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives // Management Review. - Volume 70, Issue 11(AMA FORUM). - P. 35-36.
высококвалифицированных работников в экономическом развитии городов и районов; процессов управления на основе широкого участия граждан; для описания различных аспектов управления городом, в том силе энергоэффективность, экологичность, безопасность; устойчивость и т. п. С учетом всех этих фактов Рудольф Гиффингер предложил собственную трактовку понятия смарт сити. По его мнению, смарт сити - это хорошо функционирующий город, учитывающий перспективные пути и направления развития по шести характеристикам (умная мобильность, умная экономика, умная окружающая среда, умный образ жизни, умные люди, умное управление), построенный на «умной» комбинации способностей и действий самоотверженных, независимых и осведомленных граждан [11].
К заслугам р. Гиффингера также можно отнести определение основных элементов смарт сити. По мнению Р. Гиффингера смарт сити это система, включающая в себя 6 элементов: умный транспорт, умная экономика, умные люди, умная окружающая среда, умное управление, умный образ жизни. Базой же данной системы является три компонента:
1. Инофрмационно-коммуникационные технологии и ^-инфраструктура.
2. Открытые и публичные данные, представляющие общественный интерес и позволяющие принимать инновационные решения, в том числе для эффективного взаимодействия между горожанами и сити-менеджментом.
3. Датчики и сенсоры, к числу которых можно отнести и самих жителей города [11].
А. Каралью и С. Дел Бо и П. Найкамп в работе опубликованной в 2011 году под названием «Умные города в Европе» утверждают, что «город становится умным, когда инвестиции в человеческий и социальный капитал, а также в традиционную и современную коммуникационную инфраструктуру способствуют устойчивому экономическому росту и высокому качеству жизни при разумном управлении природными ресурсами на основе совместного управления» [12].
В целом европейские ученые внесли большой вклад в развитие концепции умного города, так исследования Р. Гиффингера и других авторов легли в основу официальных документов ЕС. Так согласно Европарламенту: «Умный город - это город, стремящийся решать общественные проблемы с помощью решений на основе ^-технологий и многостороннего партнерства»7. По мнению политиков ЕС, в основе концепции «умных» городов лежит идея создания и объединения человеческого и социального капитала с инфраструктурой информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения более устойчивого экономического развития и повышения качества жизни. Подход Европейского парламента основывается на тех же 6 элементах или компонентах смарт сити, что указаны в работе Р. Гиффингера.
Современный подход к трактовке понятия смарт-сити не замыкается только на технологиях, умными считаются те города, которые способствуют развитию человеческого капитала, устойчивому развитию. При этом следует отметить, что значимой вехой в изменении понимания концепции умных городов связано с «Соглашением мэров по климату и энергии», которое является самостоятельной инициативой европейских городов в рамках «Стратегии 2020». Соглашение мэров направленно на сокращение СО2 более чем на 20 %, посредством повышения энергоэффективности и стимулирования производства возобновляемых источников энергии. В целом следует отметить, что в Европейском Союзе была создана солидная база для реализации концепции смарт сити. С 2010 года Правительство ЕС начало
7 Mapping Smart City In The EU // URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/etudes/join/2014/507480/IPOL-ITRE_ET(2014)507480_EN.pdf.
продвигать создание и умных городов в рамках стратегии «Европа 2020»8, которая нацелена на достижение умного, устойчивого и инклюзивного роста, основанного на знаниях, инновациях, ресурсоэффективности, экологически чистой и конкурентоспособной экономике.
Для достижения намеченной цели в Евросоюзе были созданы различные формальные и неформальные институты, поддерживающие создание, функционирование умных устойчивых городов. 9 К числу которых следует отнести «Программу поддержки IT-технологий для развития информационной инфраструктуры умных городов» (ICT Policy Support Program), «Европейское инновационное партнерство по умным городам и сообществам» (EIP-SCC) объединяющее местные органы власти, компании, НПО, научные сообщества и граждан по всей Европе, «Платформу заинтересованных сторон умных городов Европейской комиссии». Кроме того, для открытого обсуждения проблем создания и функционирования умных городов в ЕС созданы различные тематические сети, объединяющие города как по региональному принципу, так и по приоритетам в реализуемых концепциях.
Развитие современных технологий в рамках умных устойчивых городов в ЕС поддерживается через различные финансовые механизмы. В частности, 3 % от бюджета Евросоюза, направляется на поддержку инновационных исследований и разработок, поддерживающих достижение намеченных целей устойчивого развития. Кроме того, в Евросоюзе предполагается прямое финансирование отдельных городов, создающих дополнительные рабочие места в отраслях, связанных с современными технологиями, разрабатывающих рациональные решения для городских проблем в области энергетики, транспорта, окружающей среды.
Европейская комиссия заявляет, что в итоге реализации планомерной политики по развитию умных устойчивых городов более половины европейских городов с населением больше 100 000 человек реализовали концепцию умного города [14].
В качестве успешного примера реализации стратегии умного устойчивого города можно привести опыт практически всех столиц Северной Европы. Больших успехов в создании умного устойчивого города достиг Хельсинки, который граничит с еще двумя умными городами Эспоо и Вантаа. Хельсинки, являясь экономическим центром, обеспечивает работой порядка 421500 человек, в том числе из близлежащих городов Эспоо и Вантаа.
Стратегия развития Хельсинки не раз менялась исходя из вызовов, стоящих перед городом. В действующей стратегии на 2017-202110 год обозначена цель сделать Хельсинки самым функциональным городом в мире, добиться карбоновой нейтральности. В данном контексте IT-технологии рассматриваются исключительно, как инструмент повышения функциональности города, качества жизни и работы в нем. Городская стратегия также ориентирована на поддержание окружающей среды, ее экологичность и чистоту. Стратегия Хельсинки предполагает развитие четырех основных направлений:
а) рациональное использование окружающей среды и отходов с использованием интеллектуальных систем;
8 Europa 2020. A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth / URL: https://ec.europa.eu/eu2020/pdf/C0MPLET%20EN%20BARR0S0%20%20%20007%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdf.
9 Smart cities // URL: https://ec.europa.eu/info/eu-regional-and-urban-development/topics/cities-and-urban-development/city-initiatives/smart-cities_en.
10 City of Helsinki. (2017). The most functional city in the world. Helsinki city strategy 2017-2021. Available online https://www.hel.fi/static/helsinki/kaupunkistrategia/strategia-en2017-2021.pdf.
б) здоровое и благополучие населения (включая цифровые данные о пациентах, цифровые рецепты и другие прикладные программы в области здравоохранения);
в) индустрия цифровой обработки данных (большое внимание уделяется робототехнике и применению художественного интеллекта);
г) электронное правительство (приложения электронного правительства и инструменты взаимодействия между гражданами и правительством). В городе реализовано множество инициатив связанных с энергоэффективностью, с умным и экологичным транспортом и городской мобильностью. Кроме того, Форум Вириум Хельсинки (Forum Virium Helsinki) способствовал созданию высокотехнологичного городского района Каласатама (Smart Kalasatama), являющегося в том числе и тестовой площадкой для пилотных проектов. Правительство планирует, что к моменту завершения проекта Смарт Каласатама в городе будет создано 10000 рабочих мест, а жители смогут ощутить значительную экономию ресурсов, в том числе и времени на передвижение за счет экономики основной на современных технологиях и совместного пользования.
Анализируя опыт таких городов как Турку, Тампере и Оулу, становится очевидно, что кроме улучшения качества городской среды и жизни горожан, снижения антропогенного воздействия человека на природу, перед городами стоит еще одна важная цель повышения международной конкурентоспособности финских компаний на рынке интеллектуальных технологий.
В основе модели умного устойчивого города лежит экономика совместного пользования, использование открытых данных, аккумулируемых городами и горожанами, доступ к которым также может послужить разработке новых бизнес-решений, росту экономической активности компаний.
Во всех финских городах созданы «живые лаборатории» для оценки и тестирования умных технологий, которые направлены на решение первостепенных социальны, экономических и экологических проблем конкретных городов. В частности города, имеющие высокую долю молодежи или высоко квалифицированных кадров (такие как Оулу), внедряют интеллектуальные технологии, улучшающие образовательное пространство города, бизнес-среду и городскую инфраструктуру, что позволяет удерживать таланты в городе. Активно реализуются проекты связанные с развитием системы образования, культуры и искусства. Города же со стареющим населением реализуют проекты связанные с развитием здравоохранения, поддержания физического и психологического здоровья горожан, социальной поддержки населения. Кроме того, финские города не забывают про важность социального и человеческого капитала для общества и экономики городов, поэтому количество умных технологий, позволяющих реализовывать подход «обучение в течение всей жизни» (life long learning) устойчиво растет. В стратегии Хельсинки говорится о том, что город будет инвестировать в физическую среду обучения (здания и места), которая открыто поощряется, и необходимые навыки обучения необходимы в современной работе и жизни общества.
В Дании наибольшего прогресса в реализации концепции умного устойчивого города достигли Копенгаген, Орхус, Вайле, Люнгбю, Сюддюрс11,12. Национальная стратегия развития Дании нацелена на построение зеленой экономики. Практически все города и коммуны ориентированы на создание умных и устойчивых городов. Программы датских городов также направлены на решение экологических, экономических и социальных проблем, рациональное
11 http://www.cleancluster.dk/wp-content/uploads/2017/06/594256e47ab31.pdf.
12 Growing Smart Cities In Denmark Digital Technology For Urban Improvement And National Prosperity // [электронный ресурс] // URL: file:///C:/Users/123/Downloads/Growing_Smart_Cities_in_Denmark%20(5).pdf.
использование ресурсов через современные информационные технологии, экономику совместного потребления, использование зеленой и возобновляемой энергии.
При этом следует отметить, что для правительства Дании реализация концепции умного устойчивого города дает дополнительный стимул для экономического роста, создания дополнительных рабочих мест в высоко-технологичных отраслях, привлечения инвестиций и удержания талантов в стране через активное использование современных информационных технологий в городской среде в условиях роста рынка умных решений. Рынок умных технологий ЕС велик и активно развивается, предлагая пользователям все больше новых решений в различных отраслях. Ежегодный рост рынка умных технологий составляет около 17 % в год. Данный факт осознают во всех странах Северной Европы, поэтому в качестве основных целей создания смарт сити Правительство Дании обозначило: развитие электронного муниципального управления; усиление сотрудничества обмена данными между городскими властями, бизнесом для развития городов и повышения инвестиционной привлекательности; уточнение норм и стандартов умных городов; решение общественных проблем с учетом мнения и требований горожан; обмен данными между различными участниками, общественное признание, доверие и осведомленность граждан об умных технологиях.
Будучи столицей, Копенгаген имеет развитую IT-инфраструктуру, отличается высоким качеством жизни горожан. В 2014 году Копенгаген стал победителем конкурса World Smart Cities Award за реализацию концепта «Copenhagen Connecting». Для тестирования современных, внедрения высокотехнологичных решений для городов в 2014 году в Копенгагене была создана лаборатория «Copenhagen Solutions Lab», а чуть позже на ее же базе за счет частно-государственного партнерства между Cisco, TDC, Citelum и Copenhagen Solutions Lab была основана Street Lab. В Street Lab были протестированы решения, связанные с интеллектуальной парковкой автомобилей, управлением отходами, измерением качества воздуха в городе, сокращением выбросов CO2, новые технологии ухода за городской природой. Современный концепт «Смарт сити Копенгаген» учитывает национальную повестку и ориентирован на достижение умного и зеленого роста, а в качестве основных направлений ее реализации обозначены:
• «Люди и потоки». Данный элемент предполагает сбор информации о потоках людей, их передвижении в городе, в метро, по пешеходным зонам, велодорожкам с целью оптимизации городской транспортной системы и инфраструктуры, планирования пешеходных зон и т. д.
• «Цифровые услуги», создание различных умных решений для горожан и гостей города.
• «Управление данными и контроль», предполагает сбор данных, управление и контроль над процессами по обслуживанию городской инфраструктуры.
• «Окружающая среда и климат» предполагает сбор и обработку информации о погодных условиях, выбросах вредных веществ, дождевой воды, оптимизацию потребления энергии в городе для принятия научно-обоснованных и политически взвешенных решений.
• «Качество воздуха» - предполагает мониторинг данных о состоянии городского воздуха, разработку новых решений в рамках Copenhagen Solutions Lab способов снижения негативных последствий загрязнения воздуха на здоровье населения.
Вторым по численности городом Дании является умный и устойчивый Орхус, в котором также была реализована концепция смарт сити. Орхус является образовательным и экономическим центром Дании. В Орхусе также, как и в Копенгагене создан Smart Aarhus City
Lab. Проекты, связанные с концепцией смарт сити в Орхусе очень разнообразны, и затрагивают все элементы умного города. Умные технологии позволяют Орхусу аккумулировать большой массив данных, часть открытых данных через специальную платформу может быть использована заинтересованными сторонами для производства товаров либо услуг. Кроме того, в городе созданы центры, позволяющие за счет активного использования умных технологий удовлетворять потребности в образовании, решать проблемы в области здравоохранения и социального обеспечения.
На сегодня Aarhus City Lab остается площадкой для тестирования текущих и будущих инициатив ЕС, в том числе и развития цифрового гражданства. Будучи также признанным инновационным центром, «Умный Орхус» способствует научно-техническому координации действий и сотрудничеству городов на национальном и международном уровне в решении важнейших проблем городов. Секретариат Smart Aarhus играет ведущую роль в координации деятельности в Датской сети Smart City и в сети Connected Smart Cities, которая предоставляет международный форум для решений для интеллектуальных городов.
Отдельного внимания заслуживает опыт малого города Вайле, находящегося на берегу живописного Вайлефьерда. Стратегия Вайле - это стратегия по созданию Resilience city, то есть устойчивого города, готового и учитывающего будущие потрясения, способствующего устойчивому развитию, благосостоянию и всестороннему росту13. Одной из основных проблем данного города являются частые наводнения, связанные с климатическими проблемами, поэтому часть инициатив реализуемых в рамках проекта устойчивого города связаны в том числе и с ними. Власти Вайле также озабочены проблемами социальной устойчивости, совместного творчества горожан. Для реализации концепции в городе создана живая лаборатория Resilience Lab. Одним из проектов, реализуемых в базе данной лаборатории, является Resilience House, где тестируются интеллектуальные решения, связанные с отоплением, освещением, энергосбережением, умным транспортом. Кроме того, Resilience House является местом для работы высококвалифицированных специалистов из IT-индустрии, местом для проведения встреч и конференций, обучения по темам умного устойчивого города.
Стратегия развития небольшого города Люнгбю, отличается от других городов Дании. Люнгбю нацелен на создании города, основывающегося на знаниях (умный город знаний). Центральное место в реализации стратегии отводится Университету и созданному на его базе «Smart City Hub», который должен стать местом для сотрудничества, встреч и решений для студентов, предприятий, исследователей и муниципалитетов. В городе реализованы проекты по улучшению городской среды и пространства, проекты для реализации творческих способностей молодежи. Ряд городских проектов направлены на создание дополнительных рабочих мест для выпускников. Благодаря выбранной стратегии развития, нацеленной на превращение города в научно-исследовательский центр Люнгбю за несколько лет, удалось достичь больших успехов. Город стал одним из самых привлекательных городов Дании для иностранных инвестиций, в городе открыли свои штаб-квартиры такие компании как Microsoft, Maersk Drilling & Maersk Supply Service, Cphbusiness и Visma Consulting.14
Отдельного внимания заслуживает датская коммуна Сюддюрс, которая поставила перед собой стратегическую цель по созданию умного города за счет разработки и внедрения инновационных, интеллектуальных решений для бизнеса, повышения эффективности функционирования инфраструктуры города. Сюддюрс будучи туристическим центром, летом привлекает большой поток туристов, собственников летних домов. Большой наплыв людей в летний создает дополнительные проблемы для городской инфраструктуры, в связи с этим
13 https://www.vejle.dk/om-kommunen/udvikling-med-vilje/vi-udvikler-byerne/smart-city-vejle/.
14 https://vidensby.dk/en/about/.
муниципалитет сконцентрировал внимание не только на улучшении городской среды, но на цифровизации туриндустрии для получения более глубоко представления о влиянии туризма на окружающую среду и экономику коммуны.
Стокгольм остается одним из наиболее признанных в мире кейсов по созданию умных или инновационных городов с момента появления концепции. Шведское правительство в течение последних десятилетий активно инвестировало в исследования и развитие IT-инфраструктуры. В столице расположены офисы крупнейших международных и шведских компаний, работающих в сфере информационных технологий. Как и во всех столицах Северной Европы в Стокгольме есть особые районы - являющиеся центрами городских инноваций и технологий. В Стокгольме таким районом является район Чиста или Kista Science City. Район разделе на две части западную жилую и восточную, где обосновались офисы крупнейших IT-компаний и расположен университет информационных технологий, являющийся совместным проектом Королевского технологического института и Стокгольмского университета. Район Чиста (Kista) был создан в начале 1980-х на основе концепции тройной спирали, с целью создания центра развития электроники, телекоммуникаций, ставших основой для развития IT-технологий. На сегодня Kista Science City является мощнейшим научно-исследовательским центром, основанием для поддержки и развития бизнеса посредством сильной связи с научно-исследовательскими институтами.
При этом вопросы, связанные с совершенствованием городской инфраструктуры, создания комфортного жилья, предоставлением широкого спектра коммерческих, культурно-развлекательных услуг, а также состояние окружающей среды не упускаются из фокуса стратегии развития Стокгольма. Кроме того, при разработке самой стратегии Стокгольма были задействованы умные городские технологии взаимодействия граждан и правительства -открытые городские платформы и порталы.
В Стратегии развития Стокгольма на 2017-2025 годы, четко выделены все четыре аспекта устойчивости, имеющие решающее значение для развития умного города. Эти аспекты представляют собой экологические, финансовые, социальные и демократические формы устойчивого развития, которые требуют открытости, связности и новаторства в качестве основных принципов развития.
В качестве же целей развития Стокгольма обозначено повышение качества жизни горожан, и предоставление лучших условий для бизнеса посредством умных технологий, транспарентности и взаимодействия между гражданами, бизнесом и наукой. Стратегия также учитывает важность взаимодействия и учета лучших практик других городов.
Кроме столицы стратегия умного города была успешно применена в городах Мальмё и Гётеборг. Стратегия Мальмё интересна тем, что город ставит перед собой цель не только повышение качества жизни населения, но и переход от индустриальной модели развития к устойчивому городу знаний. Будучи членом Eurocities, правительство Мальмё подписал Зеленую цифровую хартию европейских городов и утвердил стратегию создания Зеленого цифрового города на 2009-2020 годы, цель которой добиться энергоэффективности и снизить выбросы СО2 на 30 % к 2020 году, в том числе снижение выбросов связанных именно с IT-технологиями. Согласно международной статистике, вклад данной отрасли в общий объем выбросов СО2 составляет 3 %. Данная стратегия во много определила реализованные в городе проекты и технологии умных городов, предполагающие использование возобновляемых источников энергии, ресурсо- и энергоэффективных технологий, сбору и переработке мусора, изменения привычек и образа потребления граждан, в том числе и за счет экономики совместного потребления, создания зеленой архитектуры и кварталов.
Гетеборг еще один город Швеции, 15 достигший больших успехов в направлении развития умного зеленого города. В 2020 году город был признан европейской столицей умного туризма. Целью стратегии Гётеборга является создание умного устойчивого зеленого города. Наличие большого количества 1Т-компаний способствовало росту предложений по решению городских проблем. На сегодня в городе реализована масса проектов, связанных с повышением качества жизни горожан и туристов, посещающих город, также реализованы проекты, имеющие экологическую направленность, проекты по энергоэффективности.
Норвежские города также достигли больших успехов в создании умных устойчивых городов. В Норвегии, как и во всех Скандинавских странах сильная культура инноваций, высокотехнологичная экономика, развивающаяся на принципах устойчивого развития. Все это позволило выдвинуться Норвегии на передний план в развитии умных городов. Так по версии БаБуРагк в 2019 году лучшим смарт сити был признан норвежский Осло и Берген. Кроме того, в 2019 году Осло под девизом «Город для всех, ставящий людей на первое место» был удостоен престижного звания «Европейская зеленая столица». В целом Норвежские города развиваются по тем же принципам, что и города Дании, Финляндии и Швеции.
В Осло и других норвежских городах реализован широкий круг проектов «Умного города» в области мобильности, архитектуры, управления отходами, снижения уровня выброса СО2 и т. д. В Ставангере, например, решение, о создании умного города было связано с желание создать условия для повышения устойчивости бизнес и решения демографических проблем. В официальной стратегии говорится о том, что целью создания Смарт Ставангер является улучшение здоровья и благосостояния, образования и знаний, энергетики, климата и окружающей среды, городского искусства, а также управления и демократии. Тронхейм в качестве цели является создание умного устойчивого города будущего с низким уровнем выбросов углеродов и устойчивого к климатическим изменениям. Норвежский умный город Кристиансанн берет за основу потребности граждан и использует новые технологии, чтобы создать лучший город для всех. Тромсё посредством концепции умного города нацелен на решение проблем, связанных с быстрым ростом города за счет сотрудничества между заинтересованными сторонами и вовлечения горожан в процессы городского управления.
Берген же в качестве основной цели создания умного города обозначил повышение уровня инноваций в регионе и решения социальных проблем.
В заключении следует упомянуть опыт Исландии, в частности Рейкьявик, который стремится стать «умным городом», потому что «умный город» - это город, который использует информационные, коммуникационные и телекоммуникационные технологии для устойчивого повышения качества жизни. При это следует отметить, что Исландия достигла больших успехов в развитии 1Т-технологий и цифровизации экономики. Цель «Рейкьявик Смарт Сити» - это инновации для жителей города в сфере благосостояния, образования, культуры и транспорта. Используя методологию «умных городов» в качестве ориентира, городские власти концентрируются на повышении комфортности проживания в городе, улучшения системы здравоохранения, сохранения экологичности города.
На сегодня в стране ведётся активная работа по созданию и развитию городов и территорий на основе концепции умного города. Особое внимание уделяется городам расположенным в Арктической зоне страны, поскольку однозначного решения относительно
15 https://via.tt.se/pressmeddelande/gothenburg-is-the-european-capital-of-smart-tourism-2020?publisherId=2567142&releaseId=32633 81.
Заключение
того как их развивать пока нет. Связано это с важным геополитическим положением страны, а также специфическими социально-экономическим проблемами арктических городов: узкая отраслевая специализация, низкий уровень инновационного развития экономики и промышленности, низкая плотность заселения данных регионов, низкое качество жизни, в особенности коренных народов Арктики, невысокий уровень привлекательности данного региона для молодежи, более низкий уровень реальной заработной платы и доходов по сравнению с более благоприятными по природного-климатическим условиям регионам. Действующая система льгот и социальных гарантий не позволяет удержать в данном регионе молодежь, а также накладывает повышенные социальные обязательства на бизнес-сектор в арктических регионах, увеличивает его затраты и, тем самым, снижает его конкурентоспособность.
Ситуацию усугубляют экологические проблемы, прежде всего огромное количество мусора, которое представляет серьезную угрозу для хрупкой арктической природы. Кроме того, очевидным является сокращение ледяного покрова, что может стать не только экологической проблемой, но и проблемой национальной безопасности. Поэтому наличие городов в Арктике имеет важное значение для обеспечения национальной безопасности России. В арктической зоне расположены системы ПРО и ПВО России, при этом практически все страны Арктического совета намерены усилить военную безопасность в Арктике.
Учитывая, что большая часть северного морского пути пролегает через территорию России, обеспечение судоходства по нему дает колоссальные преимущества, которые могут иметь огромный экономический эффект для страны (с учетом уже реализованных в нефтегазовой сфере проектов).
Вместе с тем уникальное географическое положение, а также развитие спутниковой связи, широкополосного скоростного интернета позволяют обеспечить безопасное движение ледоколов, морских судов, трансарктических рейсов крупных авиакомпаний, работающих в Арктических водах научных экспедиций, метеорологических служб и спасателей, ведущих свою деятельность на арктических территориях России, США, Канады, Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии.
Таким образом, развитие современных телекоммуникационных технологий в арктическом регионе позволит решить большинство из указанных проблем, характерных для региона в целом, а также малых и средних городов Арктики, Севера России16. Президентом РФ 28.07.2017 была 2017 году была подписана программа «Цифровая экономика РФ», целью которой является системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех сферах жизни: в экономике, в предпринимательстве, в госуправлении, социальной сфере и в городском хозяйстве.17 Позднее, в 2018 году после принятия в 2018 году Правительством РФ двух национальных программ «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика РФ» интерес к концепции смарт сити значительно возрос, поскольку до декабря 2018 года предполагалось, что в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» будет реализовано 8 проектов, в том числе и «Умный город», в качестве цели которого на начальном этапе было обозначено «сделать использование энергоэффективных, экономичных решений
16 «Цифровая экономика Российской Федерации» [электронный ресурс] // URL: http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
17 Медведев утвердил программу "Цифровая экономика". [электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/ekonomika/4451565.
Вестник Евразийской науки 2020, №2, Том 12 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2020, No 2, Vol 12 https://esj.today
повсеместным на территории страны, не только в коммунальном комплексе, но и при формировании городской среды»18.
В ноябре 2018 года было принято решение, что проект «Умный город» будет реализован в рамках подведомственного Министерству строительства и ЖКХ проекта «Цифровизация городского хозяйства «Умный город»». Паспорт данного проекта был утвержден 31.10.2018 г., а чуть позже и стандарт «Умных городов». При этом следует отметить, что в данных документах нет четкого определения термина «умный город».
Для более четкого понимания российской концепции умных городов следует отметить, что в качестве генеральной цели приоритетного проекта «Комфортная городская среда» обозначено «создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на территории всей Российской Федерации», а проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» - повышение качества предоставляемых услуг ЖКХ и снижение к 2020 году аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 30 %, повышение уровня удовлетворенности граждан качеством таких услуг до 85 %.
Целью ведомственного проекта Минстроя «Цифровизация городского хозяйства «Умный город» является повышение качества управления городами и уровня жизни в них за счет внедрения передовых цифровых и инженерных решений. Основными принципами реализации данного проекта является ориентация на человека, повышение технологичности, экономической эффективности и качества управления городской инфраструктуры, создание комфортной и безопасной среды.
В базовых и дополнительных требованиях к умным городам (стандарт «Умный город») указана иная цель создания умных городов - «повышение конкурентоспособности городов в борьбе за человеческий капитал».
Данный стандарт предусматривает:
• создание единой базы данных города и интеллектуального центра управления городом;
• вовлечение граждан в управление городом за счет внедрения цифровых платформ («Наш город», «Активный гражданин» и др.);
• цифровую трансформацию систем энергетической и коммунальной инфраструктуры, а также внедрение современных технологических решений в сфере городской среды;
• внедрении системы «умный транспорт»;
• внедрение интеллектуальной системы безопасности, в том числе общественной и экологической безопасности, системы оповещения гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях.
Очевидно, что единого понимания концепции смарт сити в России до сих не имеется, в рассмотренных нормативных актах, указаны разные цели развития умных городов, вопрос реализации данной концепции в России до конца не решен. Нет четкого понимания того какие технологии наиболее востребованы в российских городах. Среди практиков и ученых нет единого мнения относительно механизма финансирования и реализации данной концепции в стране, особенно в отношении малых и средних городов, которые существенно ограничены в бюджете и не являются в той же степени привлекательными для бизнеса, как столицы регионов.
Сайт Минстроя РФ.
В этой связи изучение опыта Скандинавских стран позволит избежать типичных ошибок, адаптировать их опыт и разработать модель развития умных устойчивых городов в арктической зоне России.
Высокий уровень цифровизации позволит успешно развивать умные города и интеллектуальные технологии, направленные на улучшение функционирования городов, на экономию городских ресурсов и достижения целей устойчивого развития. Создание же умных городов, развитие городской экосистемы запустит механизм самоподдерживающего роста экономики городов и страны, будет способствовать появлению новых технологий, дополнительных рабочих мест.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дидык В.В., Рябова Л.А. Моногорода российской Арктики: стратегии развития (на примере Мурманской области) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. №4 (34). С. 84-97.
2. Шумейко Е.А. Первые лица Российской Арктики: «Воркута - мой родной город. Жизнь в Арктике закалила меня» / Арктика и Север. - 2015, - №19 / https://narfu.ru/university/library/books/2052.pdf.
3. Замятина Н., Пилясов А. Монопрофильные города России: блокировки и драйверы инновационного поиска / Форсайт. 2016. Т. 10. № 3. С. 53-64.
4. Пилясов А.Н. Города российской Арктики: сравнение по экономическим индикаторам // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2011. №4. С. 64-69.
5. Cocchia, A. (2014). Smart and Digital City: A Systematic Literature Review. Progress in IS, 13-43. DOI: 10.1007/978-3-319-06160-3_2.
6. Nam, T., & Pardo, T.A. 2011. Conceptualizing smart city with dimensions of technology, people, and institutions. 12th Annual International Digital Government Research Conference (pp. 282-291).
7. Albino, Vito, Umberto Berardi, and Rosa Maria Dangelico. 2015. "Smart Cities: Definitions, Dimensions, Performance, and Initiatives". Journal of Urban Technology 22 (1): 3-21. https://doi.org/10.1080/10630732.2014.942092.
8. Anthopoulos, L., & Fitsilis, P. (2014). Smart cities and their roles in city competition: A classification. International Journal of Electronic Government Research (IJEGR), 10(1), 67-81.
9. Chourabi, Hafedh & Nam, Taewoo & Walker, Shawn & Gil-Garcia, J. Ramon & Mellouli, Sehl & Nahon, Karine & Pardo, Theresa & Scholl, Hans. (2012). Understanding Smart Cities: An Integrative Framework. 45th Hawaii International Conference on System Sciences. 2289-2297. 10.1109/HICSS.2012.615.
10. Hall, P. 2000. Creative cities and economic development. Urban Studies, 37(4), 633 -649.
11. Giffinger, R., Fertner, C., Kramar, H., Kalasek, R., Pichler-Milanovic, N., & Meijers, E. (2007). Smart cities: Ranking of European medium-sized cities. Vienna: Vienna University of Technology Anthopoulos, Leonidas G. 2015. 'Understanding the Smart City Domain: A Literature Review'. In Transforming City Governments for Successful
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Smart Cities, edited by Manuel Pedro Rodriguez-Bolivar, 9-21. Public Administration and Information Technology. Cham: Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007.978-3-319-03167-52.
Caragliu, A., Del Bo, C., & Nijkamp, P. 2011. Smart cities in Europe. Journal of Urban Technology, 18(2), 65-82.
Caragliu, A., & Del Bo, C. 2012. Smartness and European urban performance: Assessing the local impacts of smart urban attributes. Innovation: The European Journal of Social Science Research, 25(2), 97-113.
Manville, C., Cochrane, G., Cave, J., Millard, J., Pederson, J.K., Thaarup, R.K., et al. (2014). Mapping smart cities in the EU. Report. European Parliament.
Hollands, R.G. 2014. Critical interventions into the corporate smart city. Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, 8(1), 61-77. DOI: 10.1093/cjres/rsu011.
Hollands, R.G. 2008. Will the real smart city please stand up? Intelligent, progressive or entrepreneurial? City, 12(3), 303-320.
Kourtit, K., Nijkamp, P., & Steenbruggen, J. 2017. The significance of digital data systems for smart city policy. Socio-Economic Planning Sciences, 58, 13-21.
Kourtit, Karima, and Peter Nijkamp. 2012. "Smart Cities in the Innovation Age". Innovation: The European Journal of Social Science Research 25 (2): 93-95. https://doi.org/10.1080/13511610.2012. 660331.
Karagulian Egine Araratovna
University of Tyumen, Tyumen, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]
Smart sustainable cities in the Arctic region
Abstract. In recent decades, the concept of a smart city is one of the most popular and applicable for urban development, including for cities located in the Arctic zone. Numerous studies on the theory and practice of creating smart cities show that this concept contributes to the dynamic spatial development of cities, as well as to solving a number of socio-economic problems, including improving the competitiveness and innovation of the country's economy. The purpose of the article is to study the experience of creating smart sustainable cities in the Northern European countries from the point of view of applicability for solving socio-economic problems of Russian cities located in the Arctic zone of the country. The article deals with socio-economic problems characteristic of cities in the Arctic zone of the Russian Federation. The article focuses on the study of the context of the concept of "smart city", as well as the so-called elements and pillars of a smart city. Special attention is paid to the study of the European experience in creating smart sustainable cities, in particular, the experience of the Nordic countries, which have made the greatest progress in implementing the concept of smart sustainable cities, as the basis for the effective functioning of the urban and national economy. The article describes in detail the experience of 29 cities in Denmark, Sweden, Norway, Iceland, and Finland that have achieved the greatest success in implementing the concept. During the study of the experience of smart cities in Northern Europe, special attention was paid to the study of the urban concept, goals, and objectives of creating a smart city, as well as the main elements and solutions of smart cities that were implemented in these cities. This research allows us to identify the main elements, directions, and technologies for creating smart sustainable cities in Russia.
Keywords: smart city; dimensions of a smart city; smart sustainable city; sustainable development; living laboratories; open data; countries of Northern Europe; cities of the Arctic zone of the Russian Federation
93ECVN220