Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования прав потребителей на получение достоверной информации о маркировке продукции на содержание ГМП: сравнительныйаспект – законодательство Украины и ЕС'

Проблемы правового регулирования прав потребителей на получение достоверной информации о маркировке продукции на содержание ГМП: сравнительныйаспект – законодательство Украины и ЕС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования прав потребителей на получение достоверной информации о маркировке продукции на содержание ГМП: сравнительныйаспект – законодательство Украины и ЕС»

Проблемы правового регулирования прав юРидические науки

потребителей на получение достоверной

информации о маркировке продукции

на содержание ГМП: сравнительныйаспект -

законодательство Украины и ЕС

Быданцева Н. В.

Вопрос о получении достоверной информации о маркировке продукции на содержание негетически модифицированных организмов действительно имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, ведь с генетически модифицированными продуктами каждый гражданин Украины имеет дело каждый день. Законодательство Украины, в частности Закон Украины «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов» от 31.05.2007 предусматривает обязанность маркировки продуктов питания, содержание ГМО в которых превышает 0,1%, а также осуществление последующего контроля за содержанием ГМО, Кабинет Министров Украины Постановлением № 468 ввел обязанность производителей наносить соответствующую маркировку. Право граждан Украины на получение достоверной информации нарушается, ведь в Украине действует на сегодняшний момент всего 5 лабораторий, которые проводят анализ на содержание ГМО по желанию производителей и по их определенной продукцией, а потому информация не является достоверной. Возникает ряд вопросов, не урегулированных законодательством Украины, а соответственно и вызывают нарушение статьи 15 Закона Украины «О защите прав потребителей», предусматривающий: потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора, а именно: 1) законодательно не закреплено прямого запрета на использование при производстве продуктов сырья, содержащего генно-модифицированные организмы, 2) маркировки осуществляют сами производители, проведя анализ лишь части проукции-1-3% определенной ими же при дальнейшем маркировке всей продукции пометкой «Без ГМО», 3) Закон Украины «О государственной системе безопасности при создании, использовании, транспортировке и использовании ГМО» указывает, подлежащих проверке только те продукты, которые входят в список продуктов, которые могут содержать ГМО или ГМ - продукты, утвержденный Министерством здравоохранения, но до такого списка украинским законодателем создано не было, 4) Закон не определяет основного принципа, которым руководствуется государство в отношении ГМО (принцип предупреждения или концепция эквивалентности). 5) Не понятна схема взаимодействия между четырьмя органами центральной исполнительной власти: Министерством образования и науки, Министерством охраны здоровья, Министерством аграрной политики и Министерством охраны окружающей среды по контролю за содержанием ГМО, 6) международный стандарт маркирования генетически модифицированной продукции до сих пор не разработано. В Украине данный маркировки существует в виде изображения надписи непосредственно на продукте «БЕЗ ГМО», однако довольно часто при-

ходится наблюдать различные виды маркировки (как по цвету, так и размера соответствующей отметки, что и доказывает осуществления их собственное производителями и отсутствие легитимности в большинстве случаях данных отметок).

Постановление Кабинета Министров Украины № 468 «Об утверждении Порядка этикетировки пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы или произведены с их использованием и вводятся в оборот» вступила в силу с 1 июля 2009, но на практике пока не осуществляется. Санкции, которые могут быть применены к нарушителям законодательства о ГМО: наложение административного штрафа и согласно Закону «О защите прав потребителей», компании, нарушившие закон о маркировке продукции с ГМО, подлежат штрафу - 30% выручки от реализации этого товара Если же данный факт нарушения достоверности информации о качестве продукта проявляет потребитель, он вправе подать иск в суд о нарушении его права на достоверную информацию о продуктах питания.

Сравнивая украинское законодательство в области регулирования ГМО с законодательством ЕС, нужно отметить, что в 1975 году уже принята первая программа Европейского Экономического Сообщества относительно политики защиты потребителей, а также ряд директив по регулированию данной проблемы. Вопрос негативного влияния ГМО на организм человека является дискуссионным, однако, возможны негативные события от использования ГМО для человека - токсичность, аллергенность, способность чужого ДНК интегрироваться в геном хозяина. Неотъемлемым же остается право потребителя на информацию о содержании ГМО, гарантируется Директивой 2001/18/ЕС от 12 марта 2001, Регламентами Совета и Парламента ЕС 1830/2003 от 22 сентября 2003 по контролируемого распространения генетически модифицированной пищи и кормов, изготовленных из ГМО-организмов. Порогом, установленным в законодательстве ЕС для обязательной маркировки определены 0,9%, тогда как в Украине - 1%. Отдельно урегулирован вопрос запрета определенных видов ГМО. Установлены санкции за нелегитимное распространения продукции с содержанием ГМО: государство, обнаруживает ГМО в продуктах питания может ограничить поставку и распространение продукции данной компании на всей территории страны, а также наложить штраф на данного производителя .. Согласно Регламенту 1830/2003 обязательной маркировке подлежат продукты, содержащие ГМО в конечном продукте, а также для изготовления которых применялись ГМО-компоненты.

Законодательство Сообщества по ГМО существует с 1998 года. В своих действиях в этой сфере ЕС стремится, соблюдая правила единого рынка, защитить здоровье людей и окружающую среду. ЕС принял меры по внедрению положений Картагенського протокола по биобезопасности о трансграничном распространения ГМО.

Всероссийский журнал научных публикаций, июнь 2011

97

Определение национальных интересов Республики Беларусь

Третяк Т. Ф.

После пятилетнего моратория, Комиссия вновь разрешила ГМО в мае 2004 года. Прежде, чем попасть на рынок ЕС, генетически модифицированный продукт подвергается строгой проверке. Осуществляется такая проверка в лабораториях, принадлежащих к европейской сети Совместного исследовательского центра Европейской Комиссии. Кроме того, законодательство ЕС четко регламентирует принципы маркировки продуктов с содержанием ГМО.

Таким образом, нарушения прав потребителей на получение достоверной информации при маркировке продуктов на содержание ГМО происходит и в Украине, и в ЕС.Питання ГМО не урегулирован должным образом ни в Украинском законодательстве (положения которого не выполняются), ни в законодательстве ЕС, ведь отсутствует обязанность Связь производителей маркировать мясо, яйца и другие продукты питания, происходящих от животных, которые питались кормами или лекарствами с содержанием ГМО, а следовательно, для человека существует потенциальная безопасность принять продукцию с таким же содержанием ГМО, может нанести ущерб здоровью ю человека через нарушение права потребителя на получение достоверной информации о продукции.

Список использованных источников

1. http://zakon.rada.gov.ua/- Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991

2. http://zakon.rada.gov.ua/ Закон Украины «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов»

3. И. В. Ермакова. Генетически модифицированные организмы. Борьба миров. Белые львы-2010.

4. Баласинович Богдан, Ярошевская Юстина. ГМО: вызовы и опыт правового регулирования.

5. http://zakon.rada.gov.ua/-Постанова Кабинета Министров Украины № 486 от 13 мая 2008.

6. М.М. Пархоменко. Хозяйственно-правовые средства обеспечения качества продукции в Украину / / Экономика и право-2009-№ 2-с.19-24

7. Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» в ред. от 7.02.2002

8. Закон Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» от 6.09.2005

9. Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19.06.2003

10. Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 6.04.2000

11. Закон Украины «О детском питании» от 14.09.2006

Информация об авторе

• Быданцева Нина Викторовна // студентка № курса отделения «международное право», Института международных отношений Киевского национального университета им.Т.Г.Шевченко, Украина.

Формирование национальных интересов — это длительный и последовательный процесс, осуществляющийся в сложном историческом переплетении экономических, политических, социальных, правовых и иных факторов. Национальные интересы определяются той исторической эпохой, в которой необходимо их определение. Именно история определяет национальные интересы страны, история указывает обществу на ошибки политического курса, история впоследствии помогает их исправить. Именно к историческому прошлому Беларуси необходимо обратиться для выявления предпосылок формирования национальных интересов страны на современном этапе. Бесспорным национальным интересом и ценностью Республики Беларусь является суверенитет и белорусская государственность. Преамбула Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994[1] г. гласит: «Мы, народ Беларуси,...опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности.» Территория современного белорусского государства в разное историческое время входила в состав Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи и СССР. Однако все это время в духовной памяти белорусов, менталитете, сформировалась совокупность представлений о себе и об идее белорусской государственности. Создание ВКЛ привело к возникновению целостной этнической территории белорусов. Территориальная определенность консолидирует этнос, стимулирует чувство патриотизма. Столицей нового государства стал Новогрудок, и само государство формировалось в основном на белорусской территориальной и культурной основе. Обретение Беларусью суверенитета в современном его понимании произошло 27 июля 1990 года с принятием Декларации о государственном суверенитете БССР. Декларация закрепила обязанность государства охранять и защищать национальную государственность и суверенитет белорусского народа[2].

На территории белорусского государства на протяжении истории случались многократные вооруженные конфликты, войны. Воевали на территории Беларуси, но фактически никогда не воевали за свой суверенитет. Беларусь являлась «ареной боевых действий», практически во всех войнах несла самые большие человеческие потери и ущербы. Именно эта черта менталитета белорусов — отрицание проведения вооруженных конфликтов — является одним из исторически обусловленных национальных интересов. Данный принцип закреплен в ст. 18 Конституции Республики Беларусь[1]: » Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой.».

За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций, каждая из которых отражала государственные интересы. Первые четыре Конституции Беларуси имели свои специфические черты, а именно: носили классовый характер, закрепляли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.