Определение национальных интересов Республики Беларусь
Третяк Т. Ф.
После пятилетнего моратория, Комиссия вновь разрешила ГМО в мае 2004 года. Прежде, чем попасть на рынок ЕС, генетически модифицированный продукт подвергается строгой проверке. Осуществляется такая проверка в лабораториях, принадлежащих к европейской сети Совместного исследовательского центра Европейской Комиссии. Кроме того, законодательство ЕС четко регламентирует принципы маркировки продуктов с содержанием ГМО.
Таким образом, нарушения прав потребителей на получение достоверной информации при маркировке продуктов на содержание ГМО происходит и в Украине, и в ЕС.Питання ГМО не урегулирован должным образом ни в Украинском законодательстве (положения которого не выполняются), ни в законодательстве ЕС, ведь отсутствует обязанность Связь производителей маркировать мясо, яйца и другие продукты питания, происходящих от животных, которые питались кормами или лекарствами с содержанием ГМО, а следовательно, для человека существует потенциальная безопасность принять продукцию с таким же содержанием ГМО, может нанести ущерб здоровью ю человека через нарушение права потребителя на получение достоверной информации о продукции.
Список использованных источников
1. http://zakon.rada.gov.ua/- Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991
2. http://zakon.rada.gov.ua/ Закон Украины «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов»
3. И. В. Ермакова. Генетически модифицированные организмы. Борьба миров. Белые львы-2010.
4. Баласинович Богдан, Ярошевская Юстина. ГМО: вызовы и опыт правового регулирования.
5. http://zakon.rada.gov.ua/-Постанова Кабинета Министров Украины № 486 от 13 мая 2008.
6. М.М. Пархоменко. Хозяйственно-правовые средства обеспечения качества продукции в Украину / / Экономика и право-2009-№ 2-с.19-24
7. Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» в ред. от 7.02.2002
8. Закон Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» от 6.09.2005
9. Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19.06.2003
10. Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 6.04.2000
11. Закон Украины «О детском питании» от 14.09.2006
Информация об авторе
• Быданцева Нина Викторовна // студентка IV курса отделения «международное право», Института международных отношений Киевского национального университета им.Т.Г.Шевченко, Украина.
Формирование национальных интересов — это длительный и последовательный процесс, осуществляющийся в сложном историческом переплетении экономических, политических, социальных, правовых и иных факторов. Национальные интересы определяются той исторической эпохой, в которой необходимо их определение. Именно история определяет национальные интересы страны, история указывает обществу на ошибки политического курса, история впоследствии помогает их исправить. Именно к историческому прошлому Беларуси необходимо обратиться для выявления предпосылок формирования национальных интересов страны на современном этапе. Бесспорным национальным интересом и ценностью Республики Беларусь является суверенитет и белорусская государственность. Преамбула Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994[1] г. гласит: «Мы, народ Беларуси,...опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности.» Территория современного белорусского государства в разное историческое время входила в состав Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи и СССР. Однако все это время в духовной памяти белорусов, менталитете, сформировалась совокупность представлений о себе и об идее белорусской государственности. Создание ВКЛ привело к возникновению целостной этнической территории белорусов. Территориальная определенность консолидирует этнос, стимулирует чувство патриотизма. Столицей нового государства стал Новогрудок, и само государство формировалось в основном на белорусской территориальной и культурной основе. Обретение Беларусью суверенитета в современном его понимании произошло 27 июля 1990 года с принятием Декларации о государственном суверенитете БССР. Декларация закрепила обязанность государства охранять и защищать национальную государственность и суверенитет белорусского народа[2].
На территории белорусского государства на протяжении истории случались многократные вооруженные конфликты, войны. Воевали на территории Беларуси, но фактически никогда не воевали за свой суверенитет. Беларусь являлась «ареной боевых действий», практически во всех войнах несла самые большие человеческие потери и ущербы. Именно эта черта менталитета белорусов — отрицание проведения вооруженных конфликтов — является одним из исторически обусловленных национальных интересов. Данный принцип закреплен в ст. 18 Конституции Республики Беларусь[1]: » Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой.».
За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций, каждая из которых отражала государственные интересы. Первые четыре Конституции Беларуси имели свои специфические черты, а именно: носили классовый характер, закрепляли
Юридические науки
господствующей одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все было подчинено интересам вначале социалистического, а затем и коммунистического строительства. Пятая, Конституция суверенной Беларуси, отразила положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, закрепила обязательность прямого, непосредственного действия норм Конституции на практике. В период вхождения Беларуси в СССР приоритет государственных интересов над интересами личности закреплялись не только в Конституциях. Например, в Уголовном кодексе 1922[2] года (как и в УК 1960 г.), в Особенной части сначала перечислялись главы о преступлениях против интересов государства, а затем - против личности. В Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. N 275-З подчеркивается национальный интерес Республики Беларусь, закрепленный в ст. 8 Конституции - признание приоритета общепризнанных принципов международного права - тем самым Особенная часть начинается с Раздела VI (ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА, БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ). Далее перечислены преступления против человека, и лишь Раздел XIII - ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВА И ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ. Законодатель подчеркивает интерес государства, отраженный в статьи 10 Конституции Республики Беларусь (гарантированная защита гражданина государством).
Тем самым определен один из важнейших национальных интересов Беларуси - достойное развитие личности и плюрализм интересов. Статья 2 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 19941 года гласит: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Этот принцип, отраженный в современной Конституции, отсутствовал в Конституциях СССР. Так, в соответствие со статьей 62 Конституции СССР 1977[4] года: » Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета».
Необходимо принять во внимание исторический опыт Беларуси, когда на территории страны проходили народные волнения и революции. Опыт многих государств доказал, что революции, это не лучший способ разрешения конфликтов. Американский политолог русского происхождения Питирим Сорокин в своей статье «Социология революции»[5] говорил, что «Революция суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс. На словах обещается реализация величайших ценностей, на деле же... достигаются совершенно иные результаты. Революции скорее не социализируют людей, а био-логизируют...» Национальным интересом Беларуси также является - обеспечение гражданского согласия (ст.14 Конституции Республики Беларусь[1]).
Определяя национальные интересы, следует обращаться не только к истории как показателю развития общества и государства, но и правовому закреплению национальных интересов. Ведь именно в праве национальный интерес трансформируется в государственный, именно достаточная правовая база является показателем того, что интерес каждого как всеобщий интерес закреплен и учтен государством.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г и 17 октября 2004 г). -Минск : Амалфея, 2005. - 48 с.
2. Основы идеологии белорусского государства: история
и теория./С.Н. Князев [и др.]; под общ.ред. С.Н. Князева, В.И. Чуешова.-Мн.: ИВЦ Минфина, 2007.-316с.Минск.,
3. Уголовный кодекс РСФСР от 2б мая 1922г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.law.edu.ru/norm/ погт.азр?погтЮ=1241523 - Дата доступа : 25.03.2011
4. Конституция СССР от 7 октября 1977г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа :- http://www.tarasei.narod.ru/ konst1977.htm- Дата доступа : 25.03.2011
5. Питирим Сорокин «Социология революции». Журнал «Стратегия» - [Электронный ресурс] - Режим доступа :-http://sr.fondedin.ru/new/- Дата доступа : 25.03.2011
Всероссийский журнал научных публикаций, июнь 2011
99