Научная статья на тему 'Правовое регулирование развития биотехнологии и использования генетически модифицированных организмов (ГМО) в европейском Союзе'

Правовое регулирование развития биотехнологии и использования генетически модифицированных организмов (ГМО) в европейском Союзе Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
1190
226
Поделиться
Ключевые слова
РОСТ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / БИОТЕХНОЛОГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Гетьман А. П., Лозо В. И.

Задача права – гарантировать качество пищевых продуктов и безопасность их производства для человека и окружающей среды. Учитывая приоритет здравоохранения и экологии, Европейский Союз с начала 90-х годов принимает акты, регулирующие закрытое использование и преднамеренный выпуск ГМО в окружающую среду, их отслеживаемость и маркировку или продуктов и кормов, содержащих ГМО, а также их транспортировку.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Гетьман А. П., Лозо В. И.,

THE LEGAL REGULATION OF BIOTECHNOLOGY AND GMOS PRODUCTION IN EUROPEAN UNION

The growth of population has cause the problem of food supply. Environmental law and biotechnology appear as an instruments to meet this challenge. Legal regulation in this field promote sustainable agriculture and accessible medicines production. But GMOs cause the cut discussion of harmful impact on human health and environment at the same time. EU legislation basing on priority of health and nature protection, regulate GMOs use, traceability, labelling and transporting.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование развития биотехнологии и использования генетически модифицированных организмов (ГМО) в европейском Союзе»

УДК 349.6:061.1£С

А. П. Гетьман,

д-р юрид. наук, профессор;

В. И. Лозо,

д-р юрид. наук, доцент, Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого»,

г. Харьков

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ (ГМО) В

ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Население планеты вскоре составит 7 млрд чел. и, возрастая на 80 млн в год, по прогнозам ООН к 2050 г. достигнет 9 млрд. Большая часть этого прироста произойдет в развивающихся странах, где уже сегодня более 1,5 млрд людей живут в голоде и бедности. Бурный рост народонаселения порождает глубокие социальные и экологические проблемы, в том числе необходимость обеспечения продовольствием и преодоление нищеты.

Экологическое право и биотехнология выступают важными инструментами в борьбе за возможность накормить человечество. Задача права - гарантировать качество пищевых продуктов и безопасность их производства для человека и окружающей среды. Правовое регулирование биотехнологии позволяет обеспечить продовольственную достаточность и агрономическое совершенствование выращиваемых культур. Устойчивое производство качественных продуктов зависит от предотвращения болезней животных и растений и ведет к уменьшению использования химических пестицидов, удобрений и медикаментов, способствуя развитию более жизнеспособных методов сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах.

Прогресс в биотехнологии под контролем экологического права важен и для здравоохранения, способствуя производству более безопасных и доступных медикаментов. Персонифицированные и профилактические лекарства, основанные на генетическом предрасположении, целевом подборе и инновационных методах лечения уже возможны для предложения. Вслед за инсулином - первым продуктом, полученным генетическим путем, - стали производиться рекомбинантные белки, необходимые для лечения рака, защиты от вирусных заболеваний. ГМО позволяют создавать целую палитру фармацевтических препаратов должного качества и по приемлемой цене, не изменяя генетической структуры человека, привносить в его организм элементы, которые он либо утратил, либо исходно не имел, давая ему возможность нормального существования.

История открытия ГМО относительно недавняя. В 1953 г. в Англии выявили, что информация о будущем организме хранится в центре клеточного ядра - в ДНК, состоящей из генов, каждый из которых ответствен за свой признак. В 1979 г. в Кельнском университете, комбинируя гены, стали на практике изменять признаки живых организмов. В частности, выделили ген, ответственный за синтез инсулина у человека, «встроили» его в геном бактерии кишечной палочки, после чего она послушно начала синтезировать инсулин. Искусственно измененные с помощью внесения новых генов организмы назвали трансгенными. На создание нового ГМО уходят годы работы и огромные средства: процесс слишком непредсказуем, а оборудование очень дорого.

Научный эксперимент на промышленные рельсы перевели в США, когда в 1994 г. вырастили помидоры с геном от глубоководной камбалы. [4] Сегодня в мире выращиваются в производственных масштабах более 100 линий трансгенных растений, в том числе и технических сортов вроде табака и хлопка. Среди наиболее распространенных пищевых культур - соя, кукуруза, рапс, свекла и картофель. Но безусловный лидер — соя, доля которой составляет 98 % от всего количества ГМ растений. В отличие от уязвимости натуральной, ГМ-соя устойчива к насекомым-вредителям и выдерживает обработку химикатами, убивающими все виды сорняков, что позволило в несколько раз увеличить объемы ее производства.

Несмотря на очевидные преимущества, продукты биотехнологии и, в частности, ГМО оправданно вызывают в широких научных кругах острую дискуссию о возможном воздействии на здоровье человека и окружающую среду. Противники биотехнологии считают, что против человечества как биологического вида ведется необъявленная химическая, бактериологическая и генетическая мировая война с невидимым фронтом, где каждый может быть сам себе враг, работая на своего противника. Эта война ведется с помощью: индустриализации пищевого производства, искусственной пищи, генно-инженерного

производства ингредиентов продуктов питания, ГМ животных и растений, рафинирования пищи, стабилизаторов, искусственных пищевых и кормовых добавок. Уже в Х1Х в. рукотворной опасностью в производстве продуктов питания было рафинирование пищи: такой рис вызвал витаминную

недостаточность, сахар повлек атеросклероз и сахарный диабет, подсолнечное масло утратило пищевую ценность, а консервы оставили в продуктах только калории. В наше время биотехнологии могут нести разрушение самой генетической основы здоровья человека и природных экологических систем. [5]

Чувствительность этой проблемы требует особой ответственности в политике государств, регионов и международного сообщества в данной сфере с безусловным приоритетом здравоохранения и экологии. Европейский Союз принимает нормативные акты о ГМО с начала 1990-х гг. [11]. Эти правила и инструкции регулируют закрытое использование и преднамеренный выпуск ГМО в окружающую среду, отслеживаемость и маркировку ГМО или продуктов и кормов, содержащих ГМО, а также их транспортировку.

Началом законодательства о ГМО стал горизонтальный подход в Директивах Совета 90/219 [15; L 117,8.5.1990,p. 1-14] и 220/90 [15; L 117, 8.5.1990, p. 15-27] (теперь Директива 2001/18 [15; L 106, 17.4.2001, p. 1-39]). Директива 219/90 от 23 апреля 1990 г. о закрытом использовании ГМО явилась ограничительной по характеру: ее цель - защитить здоровье человека, регламентируя генные модификации и препятствуя их распространению в окружающей среде. Последующие поправки к этому законодательству составили список ГМО, которые не представляют угрозы для здоровья человека или окружающей среды. Директива 2001/18/EC, с одной стороны, делает возможным преднамеренный выпуск в окружающую среду определенных ГМО. Однако для этого они должны пройти строгую оценку степени риска и методами, согласованными в ЕС. Другой аспект, - перемещение ГМО внутри и вовне ЕС, регулируется Регламентом 1946/2003 [15; L 287/15.11.2003]. Расчётная палата по биологической безопасности (Biosafety Clearing-House - BCH) одобряет каждый предназначенный для вывоза за границу ГМО в каждом отдельном случае.

Одобрение ГМО и размещение их на рынке в настоящее время регулирует, прежде всего, Регламент Европарламента и Совета 1829/2003 от 22 сентября 2003 г. о генетически модифицированной пище и кормах [15, L 268, 18.10.2003], который установил единый порядок разрешения: «одна дверь - один ключ», для всей пищи и кормов, содержащих ГМО, предназначены ли они для потребления людьми или животными, а также преднамеренный выпуск ГМО в окружающую среду. Этот тип пищи и кормов должен быть маркирован как ГМО, чтобы позволить потребителям делать информированный выбор таких продуктов. Некоторые заявки для разрешения, поданные ранее, были одобрены Регламентом 258/97 от 27 января 1997 г. о новых продуктах и новых пищевых компонентах [15; L 43, 14.2.1997, p. 1-6]. Оценка ГМО возлагается на Европейское ведомство по безопасности продовольствия (European Food Safety Authority - EFSA) или Научный комитет продовольствия (Scientific Committee for Food - SCF) под общим руководством Комиссии ЕС, которая осуществляет управление рисками.

Законодательство ЕС предусматривает также порог случайного присутствия ГМО. Случайное присутствие ГМО в традиционных зерновых культурах не может быть исключено в результате или несчастного случая, или технически неизбежного загрязнения во время роста, сбора урожая, транспортировки или обработки. Фермеры должны уведомлять компетентные власти о случайном или технически неизбежном присутствии ГМО в их продукции. Если это присутствие не превышает порог в 0,9 % для санкционированного генетического материала, такие продукты или корма освобождаются от обязательного прослеживания и маркировки как ГМО.

Закрытое использование ГМО регламентируют Директива Совета 90/219/EEC [15; L 117, 8.5.1990, p. 1-14] и Директива Совета 98/81/EC от 26 октября 1998 г. об изменении Директивы 90/219/EEC о закрытом использовании ГМО [15; L 330, 5.12.1998, p. 13-31], имплементации которых были посвящены Итоговый отчет Комиссии о выполнении государствами-членами Директивы 90/219/EEC и Приложение к нему. Директиву 90/219/EEC дополнила Директива Европарламента и Совета 2009/41/EC от 6 мая 2009 г. [15; L 125, 21.5.2009]

С целью защиты здоровья человека и окружающей среды Директива Совета 90/219/EEC устанавливает общие меры обращения с ГМО. Государства-члены обязаны минимизировать потенциальные отрицательные эффекты их закрытого использования, поскольку микроорганизмы, выпущенные в окружающую среду одного государства, могут распространиться на другие страны ЕС. Директива 2009/41/EC закрепила иерархию из 4 уровней опасности закрытого использования ГМО: 1 - безопасные, 2 -низкий риск, 3 - умеренный и 4 - высокий риск. Для минимизации риска пользователь должен придерживаться определенных принципов безопасности и качества. Прежде чем впервые использовать в производстве ГМО, пользователь должен представить властям документы, которыми гарантируется, что данное оборудование обеспечивает безопасность этой деятельности.

Государства-члены обязаны разрабатывать чрезвычайные планы соразмерных действий в случае аварии и инструктировать о мерах безопасности людей, которые могут подвергнуться угрозе. В случае аварии пользователь немедленно уведомляет компетентный орган, предоставляет всю информацию, необходимую для оценки характера несчастного случая и принятия надлежащих мер, а потерпевшее государство-член уведомляет об инциденте Комиссию и другие страны Сообщества, которые могут пострадать. Комиссия ведет регистр происшедших аварий, включая анализ их причин, опыт чрезвычайных действий и меры предупреждения подобных несчастных случаев. Чтобы обеспечить мониторинг закрытого использования ГМО во всем Сообществе, государства-члены должны предоставлять Комиссии установленную информацию.

Выпуску ГМО в окружающую среду посвящена Директива 2001/18/EC от 12 марта 2001 г. о преднамеренном выпуске в окружающую среду ГМО и аннулировании Директивы Совета 220/90/EEC [15; L 106, 17.4.2001]. В соответствии с принципом предосторожности и ввиду потенциального риска выпуска ГМО для человека и среды, Директива устанавливает более строгие законодательные рамки для выведения

ГМО в окружающую среду и их размещения на рынке. Повышается эффективность и прозрачность процедур разрешения выпуска ГМО и допуска на рынок, устанавливается общая методология оценки степени риска и механизм безопасности. Вводится обязательная общественная консультация и маркировка ГМО.

Таким образом, ГМО допускаются на рынок в соответствии с Директивой 2001/18/EC. Дополняет ее Регламент Европарламента и Совета № 1830/2003 от 22 сентября 2003 г. об отслеживаемости и маркировке ГМО, продовольственных и кормовых продуктов, произведенных из ГМО, и исправлении Директивы 2001/18/EC [15; L 268, 18.10.2003, p. 24-28]. Динамика реализации этих актов прослеживается в Отчете Комиссии Совету и Европарламенту об опыте государств-членов по размещению ГМО на рынке согласно Директиве 2001/18/EC и инкорпорации особого сообщения о действии частей B и C Директивы [24; (2004)575 final], а также в Приложении к отчету [26]. Методика отчетности приведена во Вспомогательном учебном отчете «Средства повышения последовательности и эффективности законодательных рамок в области биотехнологии по ст. 31 (7 a, 7b и 7d) Директивы 2001/18/EC», а также в пособии «Вопросы и ответы по регулированию ГМО в ЕС» [25].

Решением Комиссии 2005/463/EC от 21 июня 2005 г. учреждена системная группа для координации и обмена информацией о сосуществовании генетически модифицированных, обычных и органических зерновых культур [15; L 65, 24.6.2005, p. 50-51]. Решением Комиссии 2004/204/EC от 23 февраля 2004 г. определены параметры по составлению регистров для учета информации о генетических модификациях в ГМО, предусмотренных в Директиве Европарламента и Совета 2001/18/EC [15; L 65, 3.3.2004, p. 20-22]. А Решением Комиссии 2003/701/EC от 29 сентября 2003 г. в соответствии с Директивой 2001/18/EC определен формат представления результатов преднамеренного выпуска в окружающую среду генетически модифицированных высших растений не в целях размещения их на рынке [15; L 254, 8.10.2003, p. 21-28].

Осуществление мер согласно части B Директивы 2001/18/EC было проанализировано в Решении Совета 2002/813/EC от 3 октября 2002 г., которое установило, в соответствии с Директивой 2001/18/EC, итоговый информационный формат для уведомлений (нотификаций) о выпуске в окружающую среду ГМО в целях иных, кроме размещения на рынке [15; L 280, 18.10.2002, p. 62].

Осуществление мер касательно части C Директивы 2001/18/EC было отражено в Решении Совета 2002/811/EC от 3 октября 2002 г., которое закрепило руководство к Приложению VII к Директиве 2001/18/EC и аннулировало Директиву Совета 90/220/EEC [15; L 280, 18.10.2002, p. 27]. Решение Совета 2002/812/EC в соответствии с Директивой 2001/18/EC установило итоговый информационный формат, касающийся размещения на рынке ГМО в качестве продовольствия или его составляющих [15; L 280, 18.10.2002, p. 37]. Решение Комиссии 2004/204/EC от 23 февраля 2004 г. ввело детальные планы ведения регистров о модификациях в ГМО [15; L 65,3.3.2004, p. 20].

Для успешной реализации частей B и C Директивы 2001/18/EC, Решение Комиссии 2002/623/EC от 24 июля 2002 г. выработало сопроводительное руководство к Приложению II к Директиве 2001/18/EC [15; L 200, 30.7.2002, p. 22]. В итоге, на базе Директив 90/220/EEC и 2001/18/EC составлены списки продуктов, получивших доступ на общий рынок и разрешенных для использования в ЕС. Ряд продуктов представлен на разрешение. Пополняется Список статей о мерах безопасности в этой сфере.

Вопросы трансграничного перемещения ГМО регулируются Регламентом Европарламента и Совета 1946/2003 от 15 июля 2003 г. [15; L 287, 5.11.2005], который направлен на осуществление предписаний Картахенского протокола о предотвращении биотехнологических рисков. Протокол призван гарантировать адекватный уровень защиты при передаче, обращении и использовании ГМО, которые могут отрицательно воздействовать на окружающую среду и здоровье человека, с акцентом на трансграничном перемещении ГМО между странами ЕС.

Отслеживаемость и маркировка ГМО. Возможность контроля ГМО на всех стадиях маркетинга и по всей цепи производства и распределения заложена в том, что биотехнология предполагает внесение гена -программы, гена-катализатора и гена - индикатора модификации. Осуществлению мер по Регламенту 1830/2003 об отслеживаемости и маркировке сопутствуют Регламент Комиссии 65/2004 от 14 января 2004 г., который закрепил систему установления и развития уникальных идентификаторов для ГМО [15; L 10.16.1.2004], и Рекомендация Комиссии 2004/787/EC от 4 октября 2004 г. о техническом руководстве для осуществления выборки и обнаружения ГМО и материалов, произведенных из ГМО в качестве продуктов или их составляющих в контексте Регламента 1830/2003 [15; L 348, 24.11.2004, p. 18]. Европейский союз гарантирует отслеживаемость и маркировку ГМО по всей цепи производства пищи (food chain), обеспечивает контроль и проверку информации, данной на этикетках, мониторинг воздействия на окружающую среду и изъятие ГМО, потенциально опасных для здоровья человека или животных.

Обязательная маркировка всех генмодифицированных (ГМ) продуктов, включая предназначенные для корма, имеет двойную цель: 1) информировать потребителя о присутствии в продукте указанного ГМО, 2) поддерживать «сеть безопасности», основанную на отслеживаемости этих продуктов на всех стадиях производства и размещения на рынке. Европейское законодательство согласовало эти два аспекта Регламентом 1829/2003 об отслеживаемости и маркировке, который также устанавливает единый порядок разрешения. В дополнение Регламент 1830/2003 расширяет понятие ГМпродуктов, охватывая все типы продовольствия, содержащего или произведенного из ГМО, включая белки, добавки и приправы для потребления человеком, прежде подведомственные отдельному законодательству, так же как и ГМкорма

для животных. Ранее регламентация маркировки согласно закону 1997 г. не имела всеобъемлющего характера и касалась только продуктов, содержащих ГМ зерно и сою.

Регламент 1830/2003 предусматривает, что операторы, которые помещают на рынок расфасованный продукт, состоящий из или содержащий ГМО, на всех стадиях от производства до распределения должны гарантировать, что слова «Этот продукт содержат генетически модифицированные организмы», или «Продукт, произведен из ГМ (название организма)», обозначены на ярлыке, прикрепленном к продукту. В случае если использование лейбла невозможно, оператор должен гарантировать, что эта информация передана с продуктом, например, посредством сопроводительных документов.

Как уже упоминалось, для обеспечения контроля за отслеживаемостью и маркировкой законодательство ЕС ввело Итоговый формат уведомления (Summary notification format). Решение Совета 2002/812/EC от 3 октября 2002 г. в соответствии с Директивой 2001/18/EC установило итоговый информационный формат о размещении на рынке генетически модифицированных организмов или продуктов [15; L 280, 18.10.2002]. А Решение Совета 2002/813/EC от 3 октября 2002 г. установило итоговый информационный формат уведомления о преднамеренном выпуске ГМО в окружающую среду в целях иных, кроме размещения на рынке [15; L 280.18.10.2002].

Законодательство ЕС регламентирует также процедуру оценки и приостановки выпуска ГМО. Государства-члены уполномочены приостановить или ограничить временно маркетинг и использование на их территории любого нового продукта или компонента, если они полагают, что его использование представляет опасность для здоровья. Они сообщают об этом Комиссии ЕС, которая предпринимает шаги в соответствии с процедурой разрешения на размещение продуктов на рынке. Деятельности Еврокомиссии в этой сфере помогает Постоянный комитет по продовольственному циклу и здоровью животных (Standing Committee on the Food Chain and Animal Health).

Регламент № 258/97 разрешил допуск некоторых продуктов, полученных из ГМО в соответствии с упрощенной процедурой, если продукт существенно эквивалентен другому, который был уже санкционирован.

Для практического руководства повседневной деятельностью, связанной с биотехнологией и ГМО создана и поддерживается многоплановая и комплексная информационная база основными компонентами которой стали вебсайты Еврокомиссии по биотехнологии [21] и обеспечению безопасности продовольствия [17], специализированные регистры Генерального директората здравоохранения и защиты потребителей (например, «DG Sanco Register to food and feed») [27], оперативные сводки по использованию ГМО [18], консультативное бюро Европейского ведомства по безопасности продовольствия (European Food Safety Authority - EFSA), методическая база данных о ГМО [16].

На основе Регламента № 1829/2003 и Решения Комиссии 2005/463/EC от 21 июня 2005 г. действует сетевая координационная группа для обмена информацией о сосуществовании генетически модифицированных, обычных и органических зерновых культур. Регулярно обновляется Общий каталог Еврокомиссии по сельскохозяйственным видам растений [15; C 334 A/01, 30.12.2005]. Случайное

смешивание натуральных культур вследствие контакта с модифицированными, может повлечь экономические потери для фермеров, ведущих обычное или органическое сельское хозяйство. В силу этого Комиссия [15; L 189, 29.08.2003] и каждое государство-член [24; (2006) 104final] законодательно обеспечивает раздельное сосуществование ГМ и не ГМ зерновых культур.

Разрешение новых продуктов и новых пищевых компонентов в Европейском Союзе согласовано Регламентом Европарламента и Совета № 258/97 [15; L 43, 14.2.1997, p. 1-6]. Прежде, чем они будут допущены на рынок, предписывается доказать безопасность этих продуктов посредством специального тестирования, которое осуществляется Европейским ведомством по безопасности пищевых продуктов. Примеры этих новых компонентов включают phytosterols/phytostanols.

На этой правовой базе развивается политика ЕС по биотехнологии. Разрешенные ГМО, включая пищу для людей и корма для животных, перечислены законодательством, в котором согласованы процедуры их разрешения, маркировки и отслеживаемость посредством индивидуальных кодов для каждого ГМО. С 2003 г. все продовольствие, которое является ГМО, содержат их или получено из них, включая корма для животных, должно быть маркировано для осведомления потребителей. Единственный орган, ответственный за одобрение ГМО и размещение их на рынке - EFSA (Европейское ведомство по безопасности продуктов). Получают одобрение ГМО, которые прошли систему тестов, доказывающих, что они не вредны для человека, животных и окружающей среды.

В отличие от США, где ГМ продукты составляют уже большинство, отношение к ГМО в странах ЕС крайне негативное. Так, бурный протест в Германии вызвал тот факт, что концерн BASF в 2010 г. после 14-летней процедуры проверки получил разрешение EFSA и Министерства сельского хозяйства ФРГ высадить на 20 га выделенной земли ГМ картофель для производства бумаги и строительных материалов. Немецкая общественность и «Гринпис» подозревают BASF в стратегическом выводе на мировой рынок ГМ продуктов и внедрении их в Германии. ГМ картофель, посаженный под защитой полиции, привел к потере доверия населения не только к концерну BASF, но и к политикам, которые допустили не согласованные с общественностью действия [9]. Опасения вызваны тем, что ГМО не только вызывают аллергию, рак и ряд еще не изученных болезней, но и разрушают экологические системы. Например, генетическая модификация картофеля для устойчивости к колорадским жукам ведет к тому, что от контакта погибают не только

вредители, но и множество полезных насекомых. За ними гибнут птицы, попробовавшие их. Начинают рваться биологические цепи, которые природа создавала миллиарды лет. Подопытные мыши, которых кормили такой пищей, вырождаются. Наивно думать, что эта цепная реакция не доходит до людей [20].

Украина - это пока еще не перенаселенная Африка. По нашему мнению, надо не хитрить с природой, а при наших почвенно-климатических богатствах создавать правовые условия для устойчивого производства органического продовольствия. Существенной базой для этого станет максимальная адаптация экологического законодательства Украины к нормам Европейского Союза, с которым мы к тому же планируем создать зону свободной торговли.

Мы не случайно акцентируем внимание на экономической составляющей в связи с ведущимися переговорами между Киевом и Брюсселем. Стратегия интеграции Украины в ЕС была закреплена еще 1998 г. [22], и на ее основе Верховная Рада утвердила концепцию Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС [11]. Но реально проблемой ГМО украинские власти озаботились, лишь когда принятие акта о регулировании производства и распространения ГМ продуктов стало одним из требований для вступления Украины в ВТО. При этом американская сторона ВТО, являясь крупнейшим экспортером именно таких продуктов, выступила категорически против маркировки, не желая терять рынки сбыта. В 2007 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании ГМО» [2]. Почти одновременно Кабинет министров издал постановление об обязательном маркировании продуктов питания с содержанием ГМО, которое должно было вступить с силу с 1 ноября 2007 г., но было отложено из-за сильного лобби производителей и импортеров мясопродуктов в украинском парламенте. Хотя украинские специалисты заявили, что после употребления таких продуктов происходит изменение антигенного состава тканей организма, вследствие чего иммунная система будет уничтожать собственный организм [14]. И только 13 мая 2009 г. Кабмин принял постановление № 468 «Об этикетировании продукции, которая содержит или произведена с использованием ГМО» [23], а Верховная Рада - Закон Украины № 1778 от 17 декабря 2009 г. «О внесении изменений в Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» об информировании граждан о наличии в пищевых продуктах ГМО» [19], согласно которым вся пищевая продукция подлежит в Украине обязательному маркированию о наличии или отсутствии ГМО.

Таким образом, лед тронулся, и под воздействием экономических стимулов европейской интеграции в Украине стала внедряться действующая в ЕС система горизонтального исследования ГМО, согласно которой, в частности, на содержание ГМО обязательно проверяется не только конечный продукт, но и сырье, из которого его изготовили.

Экологическое законодательство имеет комплексный характер и проявляется в ряде отраслей. Так, по Закону «О защите прав потребителей» компании, нарушившие требование о маркировании продукции с ГМО, могут быть оштрафованы на 30 % выручки от реализации партии товара, в отношении которого ими подавалась недостоверная информация» [3]. Теоретически добиться штрафа для таких поставщиков могут и обычные потребители, если им удастся доказать, что в продукции, маркированной «без ГМО», они на самом деле содержались. Но на практике сделать это довольно сложно.

В Европе на исследования влияния ГМО на человека и окружающую среду понадобились миллиарды долларов и несколько десятилетий. В Украине этикетки «без ГМО», причем везде - на воде, на соли, - это скорее презентация публичной психологии, а не обеспечение безопасности продовольствия. Хотя у нас не зарегистрировано ни одного сорта растений с измененным геномом, семена ввозят контрабандой, растет количество посевных площадей для выращивания ГМ-культур, пыльца ГМ растений опыляет «нормальные» поля. «Чужие» завоевывают мир. Действенной системы контроля за этим пока нет. Как нет ни правовой, ни материальной базы для развития биотехнологии и исследования трансгенных организмов. В правовом вакууме украинские ученые, например, внедрили в программу моркови ген интерферона - белка человека, который защищает от вирусных заболеваний. Выведена морковь с высоким альфа-интерфероном, которую можно использовать, по крайней мере, для профилактики вирусных заболеваний у животных, и по стоимости моркови, а не медицинского препарата [13].

Нетерпеливое человечество силой «изымает милости у природы». Чтобы пшеница была устойчивой к засухе, в нее ввели ген скорпиона. Японцы «разбавили» гены свиней шпинатом. ГМ помидоры (с генами медуз и морских рыб) снимают недозрелыми, месяцами храниться в холодильнике, а потом за считанные часы дозревают в тепле и попадают на прилавки. Сегодня в мире выращивают 8 сортов модифицированных помидоров, 5 сортов риса, 3 - пшеницы, 24 - картофеля, 32 - кукурузы. ГМ соя и кукуруза почти вытеснили «нормальные» и валом идут в пищу человеку и на корм животным. А теперь самое страшное. В 2008 г. на экологическом форуме Terra Madre («Мать-Земля»), посвященном пропаганде натуральных продуктов и органическому земледелию, канадские специалисты сообщили о программном эксперименте с хомяками, которых кормили ГМ кормами. В первом поколении резко сократилось рождаемость и упало число выживших детенышей. Возле зубов подопытных хомяков второго поколения наросла шерсть! В третьем поколении - единственная забеременевшая самка умерла при родах, а детеныши погибли. Кроме прямого влияния ГМО, не исключается влияние и таких факторов, как остаточное количество пестицидов, к которым устойчива ГМ-соя, появление в растении новых белков или токсинов в результате генных трансформаций.

В Украине эти данные были представлены на международной конференции «Использование ГМО в Украине: риски и угрозы», где был представлен еще один эксперимент: лабораторных крыс кормили соевой мукой, по документам абсолютно чистой и идущей, например, на изготовление сосисок и колбас, которыми питаются жители Украины. Наличие в них ГМО установили только лабораторные проверки. Во втором поколении смертность крыс достигла 60%, третьего поколения не было вообще. Эти данные подверглись жесткой критике - главным образом, со стороны компании, распространяющей ГМ растения. Несмотря на натиск лоббистов ВТО, Всеукраинская экологическая лига провозгласила в Украине курс на полный запрет использования ГМ продуктов питания и выращивания на территории нашей страны ГМ растений: «Украинскому народу не нужны продукты, содержащие ГМО». Пока безвредность ГМО не доказана, риск для людей слишком велик, и среди последствий могут быть «генетические уродства, онкологические заболевания, бесплодие, аллергия и токсикозы» [10].

В связи с ГМО нарастает и социальная проблема. Качество продовольствия уже давно не соответствует надписям на упаковке. Если народ начнет требовать нормальных продуктов, они будут дороже и при нынешних доходах не доступны большинству. Тогда народ поймет, что ему платят столько, что даже поесть нормальной еды он на эти деньги не может. Начнет требовать повышения доходов. Это противоречит интересам олигархической власти. Поэтому проблему будут замалчивать, ссылаться на недостаток средств на развитие лабораторий и т.п. В конечном счете, сейчас каждый проверяет сам что ест, или как скот в стойле позволяет набивать себе живот, не интересуясь возможными проблемами со здоровьем.

Что касается компонентов продовольствия, то первое новшество генной инженерии было внедрено в производство сыра. Раньше сыр получали с обязательным использованием сычуга - желудочного фермента новорожденных телят. Сычуг клонировали в генные организмы бактерий, и теперь многие сорта сыра производят с помощью ГМ ферментов. Вот вариант: либо убивать телят, либо выращивать микроорганизмы, в которых работает этот генный инстиллят, необходимый для производства сыра. Это был первый продукт в пищевой цепочке для того, чтобы удовлетворить все возрастающие потребности населения в сыре. Как показывают исследования Госпотребстандарта, ни один украинский потребитель не может быть застрахован от приобретения продукции, содержащей ГМО [6]. При этом серьезное наказание за эти нарушения законодательством не предусмотрено.

Министерство аграрной политики Украины постепенно внедряет правила, по которым должны проверяться на содержание ГМО импортируемые товары, прежде всего семена и корма для скота [1]. Новые акты значительно ограничат доступ ГМ продуктов на украинский рынок, ибо предусматривают не только их особую регистрацию и апробацию в государственных лабораториях, но и получение импортером специального разрешения на ввоз. Если присутствуют фрагменты ГМО и эта схема модификации не зарегистрирована, такая продукция не будет допускаться на территорию Украины.

Хотя проверка на присутствие ГМО таможенными органами на границе может усложнить ввоз товаров в Украину и способствовать образованию новых коррупционных схем, в ней есть необходимость. По данным Госкомитета ветеринарной медицины в животноводческой продукции, поставляемой в Украину из Польши участились случаи выявления антибиотиков и кишечной палочки [7]. Однако запретить его ввоз в ведомстве пока не решаются, опасаясь резкого роста цен. Цена импортного сала в 5 раз ниже украинского, сообщила Государственная таможенная служба Украины. После введения запрета в 2006 г. цены на мясоколбасную продукцию увеличились на 45%. Поэтому госкомитет ограничивается санкциями для нескольких польских предприятий.

Еще один пример опасного импорта. В 2010 г. из Аргентины в Украину ввезли товар с ГМО «соевый лецитин марки F-62» стоимостью свыше 500 тыс. грн, сообщает пресс-служба Гостаможни

[8]. Для надлежащей проверки сведений в представленных к оформлению товара документах, таможенники осуществили отбор проб и образцов товаров и направили их на экспертизу. Результаты показали наличие ГМО, не включенных в Государственный реестр ГМ источников пищевых продуктов, а также пищевых продуктов, косметических и лекарственных средств, содержащих ГМО или полученных с их использованием. А значит, согласно законодательству, такая продукция запрещена к ввозу в Украину, пока она не пройдет государственную регистрацию и не получит соответствующие разрешения. По данному факту таможенники составили протокол о нарушении таможенных правил по признакам ст. 352 Таможенного кодекса Украины, а товар изъяли до решения суда.

Нормы экологического права Украины, адаптированные к стандартам ЕС начали работать.

Список литературы: 1. В Україні хочуть посилити контроль над імпортом генно-модифікованих продуктів // Економіка. -2009. - 19 жовтня [Электрон. ресурс]. - Режим доступу : http://www.dw-world.de/dw/0»657,00.html. 2. Відомості Верховної Ради України (ВВР). - 2007. - № 35. - Ст. 484. 3. Відомості Верховної Ради УРСР. - 1991. - № 30. 4. Генетически модифицированные продукты [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://mera.su/phpBB3/viewtopic.php?f=30&t=509. 5. Генетически модифицированные продукты [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : right]llttp://www.ip-online.m/files/79333/GMO-b-1.JPG. 6. Голубева А. В импортируемой из Польши свинине обнаружены вредные вещества / А. Голубева. 2.12.2010. - Режим доступа : http://news.mail.ru/economics/4886988. 7. Голубева А. ГМО обнаружены даже в товарах с маркировкой об их отсутствии / А. Голубева. 10.11.2010. - Режим доступа : http://news.mail.ru/economics/4748092. 8. Еженедельник 2000. - 10.11.2010. - Режим доступа : http://2000.net.ua/. 9. Еппесен Хелле. Концерн BASF висадив першу генетичну картоплю - під охороною поліції / Хелле Еппесен // Німецька хвиля: общественно-правовой канал / Наука й техніка. - 25.04.2010 [Электрон. ресурс]. - Режим доступу : http://www.dw-world.de/dw/0»657,00.html. 10. Заглада Л. Кусок вареной колбасы может оказаться «генетической бомбой»! / Л. Заглада // Новости Украины : From-ua.com. - 19.08.2010

[Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://www.from-ua.com/. 11. Закон України «Про Загальнодержавну програму адаптації законодавства України до законодавства Європейського Союзу» від 23 грудня 2010 р. N° 2856-V. Із змінами і доповненнями, внесеними законами України від 14 січня 2009 р. № 852-VI. - Режим доступу : http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T041629.html. 12. Лозо В. Правове регулювання біотехнології в історії екологічного законодавства ЄС / В. Лозо // Бюл. Мін. юст. України. - 2007. - № 7. - С. 103-111. 13. Новости Украины : From-ua.com. - 26.11.10 / [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://www.from-ua.com. 14. Платой Украины за вступление в ВТО будут генетически модифицированные продукты? [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://za.zubr.in.ua/2007/10/28/1358. 15. Official Journal. 16. http://biotech.jrc.it. 17. http://ec.europa.eu/ food/food/biotechnology/

index_en.htm. 18

. http://gmoinfo.jrc.it/default.asp. 19.

http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T091778.html.20 .http://uznaipravdu.org/viewtopic.php?f=30&t=509.21.http://www.org/eng/news/544 .biotechnology_eu_commission. 22. http://www. mfa.gov. ua/eng/diplomacy/7ua-eu. 23. http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=468-2009-%EF. 24. COM. 25. MEMO 28.02.06. 26. SEC (2004) 1063. 27. www.oecd.org/data.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ (ГМО) В ЕВРОПЕЙСКОМ

СОЮЗЕ

Гетьман А. П., Лозо В. И.

Задача права - гарантировать качество пищевых продуктов и безопасность их производства для человека и окружающей среды. Учитывая приоритет здравоохранения и экологии, Европейский Союз с начала 90-х годов принимает акты, регулирующие закрытое использование и преднамеренный выпуск ГМО в окружающую среду, их отслеживаемость и маркировку или продуктов и кормов, содержащих ГМО, а также их транспортировку.

Ключевые слова: рост населения, продовольственная проблема, экологическое право, биотехнология, устойчивое развитие, генетически модифицированные организмы.

THE LEGAL REGULATION OF BIOTECHNOLOGY AND GMOS PRODUCTION IN EUROPEAN UNION Hetman А. P., Lozo V. I.

The growth of population has cause the problem of food supply. Environmental law and biotechnology appear as an instruments to meet this challenge. Legal regulation in this field promote sustainable agriculture and accessible medicines production. But GMOs cause the cut discussion of harmful impact on human health and environment at the same time. EU legislation basing on priority of health and nature protection, regulate GMOs use, traceability, labelling and transporting.

Key words: growth of population, problem of food supply, environmental law, biotechnology, sustainable development,

GMOs.

Поступила в редакцию 19.05.2011 г.