научная публикация
Национальное законодательство и система биобезопасности Беларуси
УДК 504.06: 575.856(476)(047.31)
Окончание. Начало в №7
Требования и порядок проведения оценки воздействия генетически измененных организмов (ГИО) на здоровье человека регламентирует постановление Совета Министров №677 от 04.05.2010 г. Процедура проводится для выявления факторов риска, установления вероятности их реализации и масштаба потенциальных последствий. Кроме того, дифференцированно и в совокупности определяется воздействие всех идентифицированных факторов, осуществляется подготовка информации о возможном неблагоприятном влиянии и его приемлемости, разрабатываются способы предупреждения, контроля и управления рисками [1, 4].
Общими принципами проведения такого рода работ являются научно обоснованный, интегрированный и индивидуальный подходы, сравнение свойств ГИО, несущих потенциальную угрозу здоровью человека, с аналогичными характеристиками немо-дифицированных организмов. Последнее положение обусловлено сложностью оценки риска - в 1993 г. международная Организация экономического сотрудничества и развития сформулировала концепцию «эквивалентности по существу», принятую во всем мире. Она определяет не абсолютную, а относительную безопасность ГМ-продукта, когда за исходный уровень принимается биобезопасность традиционного аналога. Кроме того, особое значение играет последовательность анализа каждого этапа создания ГИО с учетом его типа, предполагаемого способа использования и потенциальной среды высвобождения [1, 6].
При определении риска, проводимом экспертами генно-инженерной деятельности (ГИД), юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, изучается безопасность новых белков и любых эффектов, возникших в результате генетической модификации. Кроме того, рас-
сматриваются снижение пищевой ценности генно-модифицированных продуктов и возможность переноса микрофлоре желудочно-кишечного тракта генов устойчивости к антибиотикам. Получаемая информация включается в материалы, представляемые в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды для проведения государственной экспертизы безопасности ГИД. Нужно отметить, что при поступлении новых данных о генетически измененных организмах оценка риска может быть пересмотрена.
Важное значение для ГИД имеет законодательное обеспечение. Закон «О внесении дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам установления ответственности за нарушение законодательства о безопасности генно-инженерной деятельности» от 18.05.2007 г. в части 1 статьи 15.4 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения и иного обращения с ГИО. Сходные дополнения внесены в часть 1 статьи 278 Уголовного кодекса -при наличии административной преюдиции аналогичные правонарушения наказываются лишением свободы на срок до 7 лет [4].
В Российской Федерации и Евросоюзе практикуется два вида государственной регистрации живых измененных организмов: для выращивания с целью выпуска промышленных товаров и для переработки и применения в производстве продуктов питания, кормов [5]. Особое внимание уделяется продовольственному ГМ-сырью и продукции, изготовленной с его использованием: в соответствии с законодательством реализуется строгий контроль их безопасности и качества. Свободный выбор потребителей обеспечивается благодаря обозначению продуктов питания, ингредиентов и добавок,
изготовленных из ЖИО или содержащих их компоненты. Международно признанные принципы оценки безопасности трансгенных растений и микроорганизмов описаны в так называемом Продовольственном кодексе (Codex Alimentarius). В частности, им предусмотрена маркировка, дающая информацию о применении ГИД, например: «Содержит ГМО-компоненты».
Однако на сегодняшний день Европа не может сохранить объемы производства мяса, молока и яиц без применения кормов из ГМ-растений. Из этого следует, что большая часть животноводческой продукции Евросоюза должна быть обозначена как произведенная с использованием генно-модифицированных организмов (ГМО). Тем не менее, согласно действующим нормам Евросоюза, для животноводческой продукции это необязательно, даже если животные питались ГМ-кормами. В Евросоюзе и Российской Федерации допускается отсутствие маркировки, если в продукте меньше 0,9% ингредиентов из ГМО. Такой подход часто критикуется союзами по защите окружающей среды и прав потребителей как ограничивающий свободу выбора: покупатели хотят знать, получали ли животные гМ-корма. Поэтому в Евросоюзе разрабатываются способы решения этой проблемы. Например, в Германии Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей прилагает все усилия для поиска практичного способа маркировки продуктов [2, 6].
В нашей стране для контроля трансгенных сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов функционирует общая система их государственного учета. Законодательство РБ не запрещает оборот продуктов питания, произведенных из ГМО. Но в соответствии с законами «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» и «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на информацию о составе
№8(102) Август 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 71
i в мире науки |
Таблица 1. Регламентация маркировки продукции содержащей ЖИО/ГМО в разных странах [1, 2, 4, 6]
Евросоюз, Россия,Молдова Маркируется продукция, содержащая более чем 0,9% ингредиентов из ЖИО/ГМО
Беларусь Маркировке подлежат все продукты, содержащие ЖИО/ГМО, независимо от их концентрации
США Маркировка продуктов питания из ЖИО/ГМО не требуется, поскольку считается, что они не представляют какие-либо новые (большие) риски для здоровья потребителей по сравнению с традиционными. Маркировка применяется, если при экспертизе найдены отличия, которые подлежит указать на этикетке, однако если содержание белков и ДНК ЖИО мало (0,1-0,5%), то и такая маркировка необязательна*.
*При использовании гербицид-устойчивых ГМ-растений важнее указывать остаточное содержание гербицида или продуктов его деградации, независимо от наличия ГМО-ДНК/ГМО-белка
продовольственных товаров, в том числе о наличии в них ГМО или их компонентов [4]. Кроме того, в Беларуси постановлениями Главного государственного санитарного врача №116 от 2.09.2003 г. и Совета Министров №434 от 28.04.2005 г. устанавливается беспороговая система допустимых уровней ГМ-компонентов. Таким образом, в республике обозначаются все товары, в которых обнаруживается ГМ-примесь, причем узаконена тотальная проверка всех продуктов, содержащих сою и кукурузу. Кроме того, запрещено
использование ГМО в детском питании и наложен запрет на реализацию немаркированной продукции, имеющей в составе гМо.
Всего для организации ГМО-контроля в республике создано 18 испытательных лабораторий, из них 8 в системе Минздрава, 6 - Госстандарте, 2 - НАН Беларуси, 2- Минсельхозпроде. Экспертиза ГМ-компонентов растительного происхождения в продовольственном сырье и пищевых продуктах осуществляется двумя способами: количественным измерением в реальном
Г
Заявка на высвобождение ГМО
Минприроды принимает и утверждает итоговое решение по заявке, выдает заявителю,представляет информацию в Национальную базу данных по биобезопасности ( <5 дней)
4
Заявитель представляет в Минприроды материалы для оценки риска (заявка и досье на ЖИО)
Секретариат конвенции о биологическом разнообразии
Механизм посредничества по биобезопасности
Министерство природы
НКЦБ утверждает информацию в Национальную базу данных о ¿Ш биобезопасности
(<5 дней)
1
НКЦБ представляет информацию Механизму посредничества по биобезопасности
(<5 дней)
База данных
Экспертный совет утверждает экспертное заключение (< 30 дней)
Минприроды в течение 30 дней представляет экспертному совету и НКЦБ материалы для анализа рисков (полное досье)
Экспертный совет по биобезопасности
Эксперты готовят заключение по оценке рисков (< 120 дней)
Национальный координационный центр биобезопасности
Экспертный совет проводит экспертизу и оценку рисков (< 30 дней)
НКЦБ публикует информацию
по оценкам рисков на вебсайте и организует публичное обсуждение (<5 дней)
Дискуссионные форумы
Эксперты
"К.
и
Эксперты проводят оценки рисков ЖИО с учетом общественного мнения
Общественность выражает свое мнение в дискуссионных форумах на веб-сайте НКЦБ, письмами или по электронной почте (<60 дней)
Общественность
Национальная система оценки рисков биобезопасности Республики Беларусь
времени и качественным иммунофермент-ным анализом. Эти методы в совокупности позволяют на высоком уровне проводить исследования безопасности ГМО [1, 3, 4].
Белорусское законодательство по биобезопасности совершенствуется, в том числе в области госэкспертизы безопасности ГИД, информирования и участия общественности в принятии решений. Регулируются некоторые направления генно-инженерной деятельности, в частности в замкнутых системах, высвобождение ГИО в среду обитания для проведения испытаний, использование живых измененных организмов в хозяйственных целях. Регулируются ввоз, вывоз и транзит через территорию страны генно-инженерных организмов, их хранение и обезвреживание. В общей сложности в настоящее время в этой сфере действует порядка 60 законодательных актов и методических указаний [4].
Таким образом, национальная система биобезопасности Беларуси, созданная отечественными специалистами в процессе выполнения проектов Программы ООН по окружающей среде и Глобального экологического фонда, находится в соответствии с законодательствами стран СНГ и Евросоюза. При этом республика полностью выполняет свои международные обязательства в этой сфере, а ее правительство - обязательства перед своими гражданами.
Сергей Дромашко, руководитель Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, доктор биологических наук
Евгений Попов, ведущий научный сотрудник Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат биологических наук
Елена макеева, ведущий научный сотрудник Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат биологических наук
Литература
1. Ермишин А.П. Биотехнология. Биобезопасность. Биоэтика. -Мн., 2005.
2. Зеехофер Х. Зеленая генная инженерия. - Берлин, 2008.
3. Steward C.N. Plant biotechnology and genetics: principles, techniques and applications. - Hoboken, 2008.
4. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - Мн., 2010.
5. James C. Global status of commercialized biotech // ISAAA brief No.39. - New York, 2008.
6. Извлечения из европейского законодательства в области биотехнологии. Электронный ресурс: http://biosafety.ru/index. php?idp=7&idnt=29.
72 НАУКА И ИННОВАЦИИ №8(102) Август 2011