Научная статья на тему 'Национальное законодательство и система биобезопасности Беларуси'

Национальное законодательство и система биобезопасности Беларуси Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дромашко Сергей, Попов Евгений, Макеева Елена

Национальная система биобезопасности Беларуси, созданная в процессе выполнения проектов Программы ООН по окружающей среде и Глобального экологического фонда, находится в соответствии с законодательствами стран СНГ и Евросоюза. При этом республика полностью выполняет свои международные обязательства в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National legislation and the system of Biosafety Belarus

The national system of Biosafety of Belarus created in the implementation of the UN Programme environment and the Global environment facility, is in accordance with the legislation of the CIS countries and the European Union. The Republic fully meets its international obligations in this area.

Текст научной работы на тему «Национальное законодательство и система биобезопасности Беларуси»

научная публикация

Национальное законодательство и система биобезопасности Беларуси

УДК 504.06: 575.856(476)(047.31)

Окончание. Начало в №7

Требования и порядок проведения оценки воздействия генетически измененных организмов (ГИО) на здоровье человека регламентирует постановление Совета Министров №677 от 04.05.2010 г. Процедура проводится для выявления факторов риска, установления вероятности их реализации и масштаба потенциальных последствий. Кроме того, дифференцированно и в совокупности определяется воздействие всех идентифицированных факторов, осуществляется подготовка информации о возможном неблагоприятном влиянии и его приемлемости, разрабатываются способы предупреждения, контроля и управления рисками [1, 4].

Общими принципами проведения такого рода работ являются научно обоснованный, интегрированный и индивидуальный подходы, сравнение свойств ГИО, несущих потенциальную угрозу здоровью человека, с аналогичными характеристиками немо-дифицированных организмов. Последнее положение обусловлено сложностью оценки риска - в 1993 г. международная Организация экономического сотрудничества и развития сформулировала концепцию «эквивалентности по существу», принятую во всем мире. Она определяет не абсолютную, а относительную безопасность ГМ-продукта, когда за исходный уровень принимается биобезопасность традиционного аналога. Кроме того, особое значение играет последовательность анализа каждого этапа создания ГИО с учетом его типа, предполагаемого способа использования и потенциальной среды высвобождения [1, 6].

При определении риска, проводимом экспертами генно-инженерной деятельности (ГИД), юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, изучается безопасность новых белков и любых эффектов, возникших в результате генетической модификации. Кроме того, рас-

сматриваются снижение пищевой ценности генно-модифицированных продуктов и возможность переноса микрофлоре желудочно-кишечного тракта генов устойчивости к антибиотикам. Получаемая информация включается в материалы, представляемые в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды для проведения государственной экспертизы безопасности ГИД. Нужно отметить, что при поступлении новых данных о генетически измененных организмах оценка риска может быть пересмотрена.

Важное значение для ГИД имеет законодательное обеспечение. Закон «О внесении дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам установления ответственности за нарушение законодательства о безопасности генно-инженерной деятельности» от 18.05.2007 г. в части 1 статьи 15.4 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения и иного обращения с ГИО. Сходные дополнения внесены в часть 1 статьи 278 Уголовного кодекса -при наличии административной преюдиции аналогичные правонарушения наказываются лишением свободы на срок до 7 лет [4].

В Российской Федерации и Евросоюзе практикуется два вида государственной регистрации живых измененных организмов: для выращивания с целью выпуска промышленных товаров и для переработки и применения в производстве продуктов питания, кормов [5]. Особое внимание уделяется продовольственному ГМ-сырью и продукции, изготовленной с его использованием: в соответствии с законодательством реализуется строгий контроль их безопасности и качества. Свободный выбор потребителей обеспечивается благодаря обозначению продуктов питания, ингредиентов и добавок,

изготовленных из ЖИО или содержащих их компоненты. Международно признанные принципы оценки безопасности трансгенных растений и микроорганизмов описаны в так называемом Продовольственном кодексе (Codex Alimentarius). В частности, им предусмотрена маркировка, дающая информацию о применении ГИД, например: «Содержит ГМО-компоненты».

Однако на сегодняшний день Европа не может сохранить объемы производства мяса, молока и яиц без применения кормов из ГМ-растений. Из этого следует, что большая часть животноводческой продукции Евросоюза должна быть обозначена как произведенная с использованием генно-модифицированных организмов (ГМО). Тем не менее, согласно действующим нормам Евросоюза, для животноводческой продукции это необязательно, даже если животные питались ГМ-кормами. В Евросоюзе и Российской Федерации допускается отсутствие маркировки, если в продукте меньше 0,9% ингредиентов из ГМО. Такой подход часто критикуется союзами по защите окружающей среды и прав потребителей как ограничивающий свободу выбора: покупатели хотят знать, получали ли животные гМ-корма. Поэтому в Евросоюзе разрабатываются способы решения этой проблемы. Например, в Германии Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей прилагает все усилия для поиска практичного способа маркировки продуктов [2, 6].

В нашей стране для контроля трансгенных сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов функционирует общая система их государственного учета. Законодательство РБ не запрещает оборот продуктов питания, произведенных из ГМО. Но в соответствии с законами «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» и «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на информацию о составе

№8(102) Август 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 71

i в мире науки |

Таблица 1. Регламентация маркировки продукции содержащей ЖИО/ГМО в разных странах [1, 2, 4, 6]

Евросоюз, Россия,Молдова Маркируется продукция, содержащая более чем 0,9% ингредиентов из ЖИО/ГМО

Беларусь Маркировке подлежат все продукты, содержащие ЖИО/ГМО, независимо от их концентрации

США Маркировка продуктов питания из ЖИО/ГМО не требуется, поскольку считается, что они не представляют какие-либо новые (большие) риски для здоровья потребителей по сравнению с традиционными. Маркировка применяется, если при экспертизе найдены отличия, которые подлежит указать на этикетке, однако если содержание белков и ДНК ЖИО мало (0,1-0,5%), то и такая маркировка необязательна*.

*При использовании гербицид-устойчивых ГМ-растений важнее указывать остаточное содержание гербицида или продуктов его деградации, независимо от наличия ГМО-ДНК/ГМО-белка

продовольственных товаров, в том числе о наличии в них ГМО или их компонентов [4]. Кроме того, в Беларуси постановлениями Главного государственного санитарного врача №116 от 2.09.2003 г. и Совета Министров №434 от 28.04.2005 г. устанавливается беспороговая система допустимых уровней ГМ-компонентов. Таким образом, в республике обозначаются все товары, в которых обнаруживается ГМ-примесь, причем узаконена тотальная проверка всех продуктов, содержащих сою и кукурузу. Кроме того, запрещено

использование ГМО в детском питании и наложен запрет на реализацию немаркированной продукции, имеющей в составе гМо.

Всего для организации ГМО-контроля в республике создано 18 испытательных лабораторий, из них 8 в системе Минздрава, 6 - Госстандарте, 2 - НАН Беларуси, 2- Минсельхозпроде. Экспертиза ГМ-компонентов растительного происхождения в продовольственном сырье и пищевых продуктах осуществляется двумя способами: количественным измерением в реальном

Г

Заявка на высвобождение ГМО

Минприроды принимает и утверждает итоговое решение по заявке, выдает заявителю,представляет информацию в Национальную базу данных по биобезопасности ( <5 дней)

4

Заявитель представляет в Минприроды материалы для оценки риска (заявка и досье на ЖИО)

Секретариат конвенции о биологическом разнообразии

Механизм посредничества по биобезопасности

Министерство природы

НКЦБ утверждает информацию в Национальную базу данных о ¿Ш биобезопасности

(<5 дней)

1

НКЦБ представляет информацию Механизму посредничества по биобезопасности

(<5 дней)

База данных

Экспертный совет утверждает экспертное заключение (< 30 дней)

Минприроды в течение 30 дней представляет экспертному совету и НКЦБ материалы для анализа рисков (полное досье)

Экспертный совет по биобезопасности

Эксперты готовят заключение по оценке рисков (< 120 дней)

Национальный координационный центр биобезопасности

Экспертный совет проводит экспертизу и оценку рисков (< 30 дней)

НКЦБ публикует информацию

по оценкам рисков на вебсайте и организует публичное обсуждение (<5 дней)

Дискуссионные форумы

Эксперты

"К.

и

Эксперты проводят оценки рисков ЖИО с учетом общественного мнения

Общественность выражает свое мнение в дискуссионных форумах на веб-сайте НКЦБ, письмами или по электронной почте (<60 дней)

Общественность

Национальная система оценки рисков биобезопасности Республики Беларусь

времени и качественным иммунофермент-ным анализом. Эти методы в совокупности позволяют на высоком уровне проводить исследования безопасности ГМО [1, 3, 4].

Белорусское законодательство по биобезопасности совершенствуется, в том числе в области госэкспертизы безопасности ГИД, информирования и участия общественности в принятии решений. Регулируются некоторые направления генно-инженерной деятельности, в частности в замкнутых системах, высвобождение ГИО в среду обитания для проведения испытаний, использование живых измененных организмов в хозяйственных целях. Регулируются ввоз, вывоз и транзит через территорию страны генно-инженерных организмов, их хранение и обезвреживание. В общей сложности в настоящее время в этой сфере действует порядка 60 законодательных актов и методических указаний [4].

Таким образом, национальная система биобезопасности Беларуси, созданная отечественными специалистами в процессе выполнения проектов Программы ООН по окружающей среде и Глобального экологического фонда, находится в соответствии с законодательствами стран СНГ и Евросоюза. При этом республика полностью выполняет свои международные обязательства в этой сфере, а ее правительство - обязательства перед своими гражданами.

Сергей Дромашко, руководитель Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, доктор биологических наук

Евгений Попов, ведущий научный сотрудник Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат биологических наук

Елена макеева, ведущий научный сотрудник Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат биологических наук

Литература

1. Ермишин А.П. Биотехнология. Биобезопасность. Биоэтика. -Мн., 2005.

2. Зеехофер Х. Зеленая генная инженерия. - Берлин, 2008.

3. Steward C.N. Plant biotechnology and genetics: principles, techniques and applications. - Hoboken, 2008.

4. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - Мн., 2010.

5. James C. Global status of commercialized biotech // ISAAA brief No.39. - New York, 2008.

6. Извлечения из европейского законодательства в области биотехнологии. Электронный ресурс: http://biosafety.ru/index. php?idp=7&idnt=29.

72 НАУКА И ИННОВАЦИИ №8(102) Август 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.