Гаворачы пра тое, як працавала вышэй згаданая схема полшшгвютычнай мадэлi бела-рускай фшасофп, яшчэ раз адзначым, што яна стварыла вельмi камфортныя умовы для шмат-граннай работы па назапашванш матэрыялу, яго перакладу i фшасофскай iнтэрпрэтацыi. Практыкавалiся рэгулярныя камандзiроукi супрацоушкау аддзела гiсторыi фiласофii у Вшьнюс, Маскву i Ленiнград, дзе з надзвычай-най скрупулёзнасцю яны выбiралi i капiявалi разнастайныя крынiцы, у тым лiку на лацiнскай i польскай мовах. Вынiкi гэтай працы сталi асновай для напiсання манаграфш i навуковых артыкулау У. В. Дуброускага, А. Я. Цукермана, Л. А. Чарнышовай. Крыху пазней, ужо у пачатку 1990-х, была выдадзена своеасаблiвая анталогiя «Помшю фiласофскай думю Беларусi XVII -першай паловы XVIII ст.», у якой была змешчана большая частка перакладзеных i штэрпрэтава-ных крынiц. На гэтай жа факталапчнай базе, дзякуючы аргашзацыйным намаганням i тэарэ-тычным напрацоукам К. С. Пракошынай, была створана школа беларускага рэлтязнауства.
Працэсы перабудовы i дэмакратызацыi гра-мадства дазволШ беларускiм фiлосафам зрабiць чарговы крок, яю па сваёй значнасцi стау вянцом усёй канцэпцыi агульнай тэорьп айчыннай думкi. Менавiта у сумеснай беларуска-лггоускай манаграфii «Фшасофская i грамадска-палиыч-ная думка: дакастрычнiцкi перыяд» (1987) упер-шыню многiя рэчы былi названы сваiмi iмёнамi. Тут, у дадатак да абстрактных у пэунай ступеш разваг пра рэвалюцыйна-вызваленчую барацьбу беларускага народа, у выразнай i зразумелай форме быу уведзены канцэпт «нацыянальнай фiласофскай думю» i пастаулена задача рас-працоукi агульнай канцэпцып нацыянальнага гiсторыка-фiласофскага працэсу. Крыху пазней гэтая ужо ввдавочна эксплiкаваная навуковая праграма становщца краевугольным каменем апошшх манаграфiй А. С. Майхровiча [3, 4]. Тыя iнтэнцыi свабоды i эмансiпацыi ад нацыянальнага i класавага Уцiску, што ставiлiся гэтым фшоса-фам на Усiх этапах яго творчасщ, былi пададзены квштэсенцыяй беларускай нацыянальнай iдэi, светапоглядным падмуркам станаулення Рэ-спублiкi Беларусь як суверэннай i незалежнай дзяржавы.
Лтаратура
1. Еворовский В. Б. [и др.]. Отчет о научно-исследовательской работе «Фшсофш у с1стэме нацыянальнай культуры: параунальны анал(з псторыка-фыасофсш даследаванняу у Беларус( ( Украше» (заключительный) договор с БРФФИ № Г1К-039 от 15 апреля 2011 г.- Мн., 2013. С. 27.
2. Дорошевич Э. К., Конон В. М. Очерк истории эстетической мысли Белоруссии.- М., 1972. С. 6.
3. Майхрович А. С. Поиск истинного бытия и человека Из истории философии и культуры Беларуси / ред. Д. И. Широканов.- Мн, 1992.
4. Майхрович А. С. Становление нравственного сознания: Из истории духовной культуры Беларуси. - Мн., 1997.
инженерные организмы
Резюме. Подробно рассматривается национальная система оценки риска генно-инженерных организмов при подготовке их к выпуску в окружающую среду. Отмечается, что опыт Республики Беларусь в вопросах теоретической разработки процесса такой оценки и подготовке к его практической реализации может быть использован странами Таможенного союза.
Ключевые слова: генно-инженерные организмы, ГИО, законодательство в области ГИО, здоровье человека, оценка рисков ГИО.
Генная инженерия (современные биотехнологии) - технология создания новых комбинаций генетического материала путем проводимых вне клетки манипуляций с молекулами нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) и переноса созданных конструкций генов в реци-пиентный организм, в результате чего достигается их включение и активность в этом организме и у его потомства. Итог генной инженерии -генно-инженерные организмы, ГИО (синонимы: ГМО - генетически модифицированные организмы, ЖИО - живые измененные организмы) -содержащие новую комбинацию генетического материала [1]. Генно-инженерные технологии позволяют производить новые сорта растений, породы животных, штаммы микроорганизмов, обладающие набором хозяйственно-ценных
признаков, которые невозможно отобрать методами традиционной селекции, а также получать продуценты новых, более эффективных лекарственных препаратов, в том числе для лечения наследственных болезней [2].
Среди создаваемых и поступающих на мировой рынок ГИО преобладают генетически модифицированные растения (ГМР). Первые генно-инженерные сорта сельскохозяйственных культур появились в мировом производстве в 1992 г. и к настоящему времени занимают в мире более 175 млн га посевных площадей [3]. За 20 лет были выведены сорта ГМР с улучшенными качественными характеристиками (состав масла, белков, углеводов) и обладающие признаками, обусловливающими их устойчивость к неблагоприятным природным факторам (засухе, засолению почв, холоду, жаре), к гербицидам, насекомым-вредителям, вирусам и др. [4]. ГМР с заданными свойствами показали свою высокую эффективность и преимущество перед сортами традиционной селекции [2]. Большинство опасений относительно возможной угрозы ГМР здоровью человека и окружающей среде не подтвердилось [5].
Республика Беларусь в 1992 г. подписала Рио-де-Жанейрскую декларацию по окружающей среде и развитию и в 1993 г. ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии (вступила в силу 23.12.1993 г.), сторонами которой в настоящее время являются 193 государства - члена ООН и Европейский союз в целом. Принимая во внимание очень короткую историю использования ГИО, большинство стран руководствуется Принципом 15, или принципом предосторожности, этой декларации, который гласит: «В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды».
В соответствии с данным принципом в 2000 г. был разработан и 11.09.2003 г. вступил в силу Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии. Беларусь присоединилась к нему 06.05.2002 г. и приняла все обязательства по его выполнению [6]. Картахенский протокол - важнейший документ, регулирующий межгосударственные отношения в области биобезопасности, ставящий целью «содействие обеспечению надлежащего
уровня защиты в области безопасной передачи, обработки и использования живых измененных организмов, являющихся результатом применения современной биотехнологии и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также рисков для здоровья человека и уделением особого внимания их трансграничному перемещению». К настоящему времени 166 стран, входящих в ООН, выступают сторонами этого договора.
За прошедшие 10 лет после присоединения к Картахенскому протоколу при поддержке Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в Республике Беларусь была создана Национальная система биобезопасности, включающая законодательную и нормативно-регламентную составляющие регулирования безопасности генно-инженерной деятельности. Важной частью реализации данной системы стала организация работы сети лабораторий по детекции ГМО (ЛДГМО) - 18 объектов, подведомственных Минздраву, Госстандарту, Минсельхозпроду и Национальной академии наук, которые расположены во всех областных центрах и г. Минске. Их деятельность обеспечивает тотальную проверку продуктов питания, продовольственного сырья и кормов, поступающих на рынок страны, на наличие генетически модифицированных ингредиентов/компонентов [7]. Результат тестирования определяет, следует ли помещать на товар этикету «Содержит ГМО».
Однако основными объектами, на которые изначально было направлено действие принимаемых законов и постановлений, являются научно-исследовательские институты Беларуси, в которых ведутся работы по созданию генетически модифицированных растений (в основном табак, картофель, лен, клюква) пищевого и технического назначения [8]. До настоящего времени ГМР не высвобождались в окружающую среду и их испытания проходили в замкнутых условиях лабораторий и теплиц. Для определения возможности использования полученных ГМР в практических целях и выращивания их на больших площадях необходимо провести специальные исследования - по оценке безопасности для флоры и фауны, степени экологического риска при их высвобождении. В соответствии с требованиями Картахенского протокола такие исследования необходимо проводить на специально выделенных и оборудованных полях. В Беларуси два таких поля: на экспериментальной базе Института генетики и цитологии и Центрального ботанического сада НАН. Они полностью соответствуют Постановлению Минприроды от 29.08.2006 г.
Галина Мозгова,
старший научный сотрудник Института генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат
биологических наук
Елена Макеева,
заместитель
руководителя
Национального
координационного
центра
биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат
биологических наук, доцент
Сергей Дромашко,
руководитель Национального координационного центра
биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, доктор
биологических наук, доцент
№56 «О требованиях безопасности к опытным полям и другим объектам, предназначенным для проведения испытаний непатогенных генно-инженерных организмов при их первом высвобождении в окружающую среду».
Национальные законодательные документы, регулирующие оценку риска ГИО для здоровья человека, были разработаны в 2006 г.: Закон «О безопасности генно-инженерной деятельности» от 09.01.2006 г. №96-З и Постановление Совета Министров от 08.09.2006 г. №1160 «Об утверждении положений о порядке проведения государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов и примерных условиях договоров, заключаемых для ее проведения, и выдачи разрешений на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний».
Статья 20 Закона определяет случаи, в которых проводится госэкспертиза безопасности ГИО: ей «подлежат непатогенные генно-инженерные организмы при их первом высвобождении в окружающую среду для проведения испытаний и при государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, предназначенных для использования в хозяйственных целях». Объекты данной экспертизы -образцы генно-инженерных организмов; материалы, содержащие сведения о риске возможных вредных воздействий ГИО на здоровье человека и окружающую среду, а также о мерах по предупреждению этого риска.
Таким образом, в отечественном законодательстве определена система оценки потенциальных рисков ГИО для окружающей среды
и здоровья человека и установлено, что она реализуется до первого полевого испытания ГИО и перед первым коммерческим высвобождением.
В Постановлении №1160 Совета Министров Республики Беларусь также введена многоуровне-вость системы оценки потенциального риска ГИО:
■ Оценка, осуществляемая разработчиками перед первым полевым испытанием, а также при государственной регистрации ГИО, позволяет получить информацию, необходимую для проведения госэкспертизы непатогенных генно-инженерных организмов.
■ Экспертная оценка рисков ГИО на основании данных, полученных от разработчика, позволяет принять решение о его высвобождении в окружающую среду вне зависимости от целей и масштабов высвобождения. Заключения и рекомендации, подготовленные экспертами, учитываются компетентными органами для принятия решений относительно высвобождения ГИО и его масштабов.
На рис. 1 представлена схема взаимодействия разработчиков ГИО, экспертов по оценке рисков и государственных органов, ответственных за проведение экспертизы и сроки выполнения ее отдельных этапов, в том числе этап предоставления данных в базу Секретариата Конвенции о биологическом разнообразии, размещенную на интернет-портале [9]. Здесь также отражены моменты по обсуждению с общественностью информации о ГИО, планируемых к высвобождению.
В соответствии с данной схемой заявитель представляет в Минприроды документы, указанные в едином перечне административных процедур, осуществляемых госорганами и иными организациями в отношении юридических лиц
Рис. 1.
Национальная система оценки рисков биобезопасности [10]
Заявка на высвобождение ГМО
Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии
Механизм посредничества по биобезопасности
Минприроды принимает и утверждает итоговое решение по заявке, выдает заявителю, представляет информацию в Национальную базу данных по биобезопасности (< 5 дней)
НКЦБ представляет информацию Механизму посредничества по биобезопасности (< 5 дней)
]
НКЦБ публикует информацию по оценкам рисков на веб-сайте и организует публичное обсуждение (< 5 дней)
Общественность выражает мнение в дискуссионных форумах на сайте НКЦБ, письмами или по электронной почте (< 60 дней)
и индивидуальных предпринимателей, утвержденном постановлением Совмина от 17.02.2012 г. №156, к которому прилагается заявление по форме 1 и информация об оценке риска возможных вредных воздействий ГИО на здоровье человека и окружающую среду, а также о мерах по предупреждению такого риска, применяемых в отношении ГИО, относящихся к высшим растениям, в соответствии с перечнем информации согласно приложению 2, и ГИО, относящихся к прочим организмам, отличным от высших растений, в соответствии с перечнем информации согласно приложению 3 Постановления №1160 Совмина.
25 августа 2006 г. Минздравом Республики Беларусь была одобрена Инструкция о порядке проведения оценки риска возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека, устанавливающая единые требования к выполнению этой процедуры юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями - создателями ГИО или обладателями прав интеллектуальной собственности на них, а также экспертами при проведении госэкспертизы безопасности ГИО [11]. В методических рекомендациях изложены основы процесса оценки потенциального риска для здоровья человека: принципы, соответствующие Картахенскому протоколу по биобезопасности; основные этапы, которых следует придерживаться экспертам при просчитывании риска ГИО, пищевых продуктов и продовольственного сырья, являющихся ГИО, изготовленных из них или их включающих; последовательность процесса оценки потенциальной токсичности и аллергенности; указаны факторы, которые необходимо учитывать разработчикам и экспертам. Определено, что для проведения экспертизы создатели ГИО представляют данные исследований, аналитических экспериментов, анализа предшествующей научной информации, касающейся биологических особенностей реципиентного организма, организмов-доноров, характеристик используемого вектора, трансгенной конструкции и генетической модификации в целом, особенностей принимающей окружающей среды, взаимодействия ГИО с ней, данные о потенциальной токсичности и аллергенности. В случае выявления новых, по сравнению с аналогом, факторов риска либо изменения ранее присутствовавших факторов определяются вероятности их вредного воздействия и его масштабы.
В методических рекомендациях указаны основные направления оценки риска, которые проводятся перед госрегистрацией сортов генно-инженерных растений, пород животных и штаммов непатогенных микроорганизмов [11]:
■ безопасность любых непреднамеренных эффектов модификации (изменения состава ключевых компонентов, путей метаболизма);
■ безопасность новых белков - продуктов трансгенов (их токсический, метаболический эффекты);
■ изменение аллергенного потенциала (аллергенность белков - продуктов трансгенов, изменение аллергенности вследствие плейотроп-ного эффекта генетической модификации);
■ снижение питательной ценности и изменение роли ГМ-продуктов (их компонентов)
в пищевом рационе групп населения;
■ возможность переноса маркерных генов устойчивости к антибиотикам в микрофлору желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и снижения вследствие этого эффективности традиционной терапии.
Методическими рекомендациями установлено, что оценка потенциальной токсичности включает определение химической природы, функций новых синтезирующихся соединений (белков - продуктов трансгенов), а также их концентрации в пищевом продукте, анализ информации о характере генетической модификации для получения уверенности в том, что гены донора, отвечающие за синтез известных токсичных и антипитательных веществ, не экспрессируются в ГИО. Если новое соединение является традиционным пищевым компонентом с известными биологическими функциями и его концентрация в продукте не превышает обычных пределов варьирования, тесты на токсичность необязательны. В случае новых, не имевших истории употребления в пищу белков оценка их потенциальной токсичности основывается на анализе уровня сходства их аминокислотной последовательности с известными токсичными белками, уровня их физико-химической стабильности в условиях, моделирующих среду ЖКТ. Дополнительные исследования потенциальной токсичности проводятся, если: уровни продукции оцениваемых белков в ГИО достоверно выше, чем у аналогичных природных белков; оцениваемые белки имеют известный уровень токсичности или являются природными агентами с антибиологическими функциями (например, PR-белки, сверхпродукция которых в растениях обусловливает их устойчивость к болезням и вредителям); новый белок не имеет истории безопасного употребления в пищу, предварительные тесты показали высокий уровень устойчивости новых белков к физико-химической деградации [11].
Оценка риска аллергенности начинается с характеристики аллергенного потенциала источника трансгенов (потенциальной аллергенности донорного организма). Если источник
трансгена принадлежит к главным и минорным аллергенным источникам, то ГИО и соответствующие пищевые продукты признаются аллергенными, пока не доказано обратное. Далее проводится сравнение аминокислотной последовательности всех новых белков - продуктов трансгенов из аллергенных и неаллергенных источников с аминокислотной последовательностью уже известных аллергенов с использованием международных баз данных (веб-сайтов) для установления факта, является ли новосинтезиру-емый белок сходным по структуре с известными аллергенами. Структурное сходство считается установленным, если обнаружена 35-процентная идентичность последовательностей случайных фрагментов из 80 аминокислот или полная идентичность 6 последовательных аминокислот у сравниваемых белков (вероятный минимальный линейный эпитоп). При получении положительного результата белок - продукт трансгена признается аллергенным. После этого проводится проверка на устойчивость белков к про-теазам ЖКТ. Отрицательный тест указывает на небольшую вероятность того, что исследуемый белок - аллерген, а положительный - на высокую вероятность этого. К тому же признается, что отрицательный тест не является абсолютным доказательством отсутствия аллергенного потенциала у исследованного белка.
Для окончательного решения о его аллерген-ности проводят специфический сывороточный скрининг с помощью радиоаллергосорбентного анализа (RAST) и/или иммуноферментного анализа (ELISA). Если тесты положительные, белок - продукт трансгена признается алергенным. В случае необходимости используется кожный тест (SPT - skin prick test) и более чувствительный иммунологический - DBPCFC (double-blind placebo-controlled food challenge).
Вступление Республики Беларусь в Таможенный союз привело к принятию Технического регламента ТР ТС 021/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» и утверждению перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, включающих медико-биологическую оценку безопасности генно-инженерно-модифицирован-ных организмов растительного происхождения, требования по проведению которой изложены в методических указаниях МУ 2.3.2.2306-07 «Медико-биологическая оценка безопасности генно-инженерно-модифицированных организмов растительного происхождения», утвержденных постановлением от 30.11.2007 г. №80 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Данные методуказа-
ния действуют на этапе госрегистрации ГИО, впервые поступающих на российский продовольственный рынок. Эта оценка включает: экспертизу данных, представленных заявителем (общую характеристику ГМР, композиционной эквивалентности, анализ токсикологических исследований с заключением о безопасности одного или нескольких белков, определяющих проявление заданных признаков у ГМР, о стабильности белка при обработке, хранении, технологической переработке; влияние температуры и pH, возможные модификации и/или образование стабильных белковых фрагментов при различных воздействиях; устойчивость белка к обработке протеолитическими ферментами в эксперименте in vitro; изучение острой пероральной токсичности белка в эксперименте на грызунах и др.); итоги оценки безопасности нативного продукта (данные 90-дневных тестов на грызунах, исследований на молодых быстро растущих животных (цыплятах-бройлерах, ягнятах и др.) и других токсикологических испытаний); результаты анализа аллергенных свойств одного или нескольких белков, определяющих проявление заданных признаков у ГМР (сравнение с известными аллергенами по базам данных, содержащим информацию о трехмерной структуре и функциях аллергенов и родственных им белков); установление потенциальной аллерген-ности белков в иммунохимических исследованиях in vitro с использованием IgE, выделенных из сыворотки крови пациентов, страдающих аллергией; определение устойчивости к воздействию протеолитических ферментов (пепсина); скрининг с использованием сывороток крови пациентов, страдающих аллергией; дополнительные исследования (в том числе in vivo), а также медико-генетическое тестирование с проверкой присутствия одной или нескольких синтетических генетических конструкций методом поли-меразной цепной реакции.
Следует отметить, что методические рекомендации, разработанные в Республике Беларусь и Российской Федерации, сходны в отношении требований к характеру информации о ГМР, которая должна быть предоставлена заявителями, к медико-биологической оценке, проводимой заявителем. Они опираются на аналогичные документы международных организаций, например ВОЗ, а также на отечественный опыт в области токсикологии и аллергологии нетрансформированных организмов. Вместе с тем в утвержденных в России рекомендациях, в отличие от используемых у нас, дано полное описание системы медико-биологических исследований ГИО в случае выпуска нового ГМР, по-
ступающего на рынок страны. Установлено, что токсикологические опыты проводят на лабораторных животных (крысы, возраст 30-40 дней), в рацион которых включают изучаемый ГИО (опытная группа) и его традиционный аналог (контрольная группа) в максимально возможном количестве, не нарушающем баланс основных пищевых веществ. Во время эксперимента ведут динамическое наблюдение за интегральными (внешний вид, двигательная активность, состояние шерстяного покрова, поедание корма, масса тела, масса внутренних органов), гематологическими, биохимическими и морфологическими показателями. Также уникально предусмотренное изучение системных биомаркеров: систем антиоксидантной защиты, ферментов метаболизма антибиотиков и систем регуляции апоптоза. Данные показатели могут быть очень информативными, поскольку они высокочувствительны к чужеродному воздействию. Важным отличием также является и то, что все вышеперечисленные исследования - долгосрочные (отбор биологического материала для них проводится на 30-й и 180-й дни эксперимента), и предусмотренные выборки особей достаточны для получения достоверных различий.
Методические рекомендации описывают процедуру иммунологического анализа ГИО в экспериментах на мышах, которые включают изучение иммуномодулирующих и сенсибилизирующих свойств по следующим тестам: действие на гуморальное звено иммунитета -в тесте определения уровня гемагглютининов к эритроцитам барана и на клеточное звено иммунитета - в реакции гиперчувствительности замедленного типа к эритроцитам барана; действие как сенсибилизирующего агента -в тесте чувствительности к гистамину, действие на естественную резистентность мышей к Salmonella typhimurium; аллергологические тесты на крысах, включая определение тяжести протекания системной анафилаксии и уровня циркулирующих сенсибилизирующих антител (субклассов IgG1 + IgG4) у животных, получающих в составе рациона исследуемый ГИО (опыт) и его традиционный аналог (контроль). Немаловажно и проведение генотоксикологического анализа ГИО (выявление мутагенной активности путем учета хромосомных аберраций в метафаз-ных клетках пролиферирующих тканей) и изучения репродуктивной токсичности (влияния на генеративную функцию на самцах и самках крыс в возрасте 40-50 дней), а также эмбриоток-сического и тератогенного действий, регистрируемых в пренатальном и постнатальном периодах развития.
Таким образом, в Республике Беларусь создана законодательная и нормативно-техническая база, четко регулирующая процедуры оценки рисков ГИО. Заложены теоретические основы экологической и медико-биологической экспертизы безопасности ГИО, планируемых к выпуску в окружающую среду, которые опираются на отечественный опыт изучения немодифицированных организмов, методические рекомендации и инструкции международных организаций. Вступление Беларуси в Таможенный союз привело к утверждению методических рекомендаций, четко прописывающих комплексную медико-биологическую экспертизу биобезопасности с целью регистрации ГМР на рынке. Такие документы своевременны и полезны. С их помощью Беларусь может совершенствовать национальное законодательство и дифференцировать в последующем требования к процедурам оценки рисков: перед первым контролируемым полевым испытанием ГМР, когда количество собранной информации может быть ниже в сравнении с данными многолетних исследований, сопровождающих полевые испытания, и перед первым выпуском ГМР на рынок. Накопленный в нашей стране теоретический материал, четко прописывающий процедуру оценки рисков, а также законодательная база, устанавливающая оценку риска ГИО перед первым выпуском в окружающую среду, могут быть использованы Российской Федерацией и другими странами в дальнейшем совершенствовании законодательства в сфере биобезопасности.
See: http://innosfera.org/2014/11/gmo_risk Литература
1. Макеева Е.Н. Современные технологии изучения геномной ДНК: учеб.-метод.пособие/ Е. Н. Макеева, С. Е. Дромашко.- Мн., 2013.
2. Биотехнология. Биобезопасность. Биоэтика / А. П. Ермишин [и др.]. Национальный координационный центр биобезопасности.- Мн., 2005. Электронный ресурс: http://biosafety.org.by/ sítes/defau lt/files/downloads/Publ ícatíons/Bío (Tech-Saf-Eth).pdf.
3. ISAAA Brief 46-2013: Slides & Tables / International Service for the Acquisition of Agrí-bíotech Applications. 2014. Electronic resource: http://www.isaaa.org/resources/publications/briefs/46/ p ptsl ides/Brief46sl ides.pdf.
4. Поиск ЖИО, генов или организмов / Механизм посредничества по биобезопасности. Электронный ресурс: http://bch.cbd.int/database/organisms/.
5. Оценка рисков / Механизм посредничества по биобезопасности. Электронный ресурс: http:// bch.cbd.int/database/.
6. List of Parties to the Cartagena Protocol on Biosafety / Convention on Biological Diversity. 30.10.2013. Electronic resource: http://www.cbd.int/doc/lists/cpb-ratifications.pdf/.
7. 10 лет Картахенского протокола в Беларуси: от детекции ГМО к оценке рисков / Е. Н. Макеева, Г. В. Мозгова, М. О. Холмецкая, С. Е. Дромашко // Фармацевтические и пищевые биотехнологии и система образования: правовые аспекты: сб. науч. ст.- Гродно, 2013. С. 92-98.
8. Генно-инженерные организмы в Беларуси / Национальный координационный центр биобезопасности. Электронный ресурс: http://biosafety.org.by/geo-by.
9. Добро пожаловать на Центральный портал МПБ / Biosafety Clearing-House. Электронный ресурс: http://bch.cbd.int.
10. Генетически модифицированные организмы и проблемы биобезопасности / С. Е. Дромашко [и др.] .- Мн., 2011.
11. Порядок проведения оценки риска возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека: инструкция по применению / В. Г. Цыганков [и др.] // Утверждена 25.08.2006 г. Министерством здравоохранения Республики Беларусь, рег. № 0760806.- Мн., 2006.