УДК 340
Невский Сергей Александрович
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры оперативно-технических
мероприятий органов внутренних дел
Всероссийского института повышения
квалификации сотрудников МВД России
Ладухин Олег Валериевич
кандидат технических наук,
начальник кафедры оперативно-технических
мероприятий органов внутренних дел
Всероссийского института повышения
квалификации сотрудников МВД России
Sergey A. Nevsky
doctor of jurisprudence, professor,
professor of chair of operating-technical actions
law-enforcement bodies of the All-Russian
institute professional development of staff
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Oleg V. Ladukhin
Candidate of Technical Sciences,
chief of chair of operating-technical actions
law-enforcement bodies of the All-Russian institute
professional development of employees
Ministry of Internal Affairs of Russia
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
PROBLEMS OF THE LAWFUL REGULATION OF OBTAINING AND USING THE TECHNICAL INFORMATION OF TELECOMMUNICATION NETWORKS IN THE ACTIVITY IN DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF THE CRIMES
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования технических данных, формируемых телекоммуникационными сетями, в том
числе сетями сотовой связи, при раскрытии и расследовании преступлений. Анализируются принятые в деятельности оперативных и следственных подразделений методы получения и использования биллинговой информации, существующая нормативная правовая база, регламентирующая данную сферу. Показаны проблемы правового регулирования этого направления в оперативно-розыскной деятельности и в ходе взаимодействия с компаниями-операторами связи, дается оценка соответствия принятых форм проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на получение и предоставление данных об абонентах и оказываемых им услугах связи.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, биллинговая информация, следственные подразделения, оперативно-технические подразделения, оперативно-технические мероприятия,
телекоммуникационные сети.
Annotation. In the article are examined questions of the use of technical specifications, formed with telecommunication networks, including by the networks of honeycomb connection, during the deployment of crimes. Are analyzed the methods of obtaining and of using the billingovoy information accepted in the activity of operational and investigation subdivisions, the existing normative lawful base, which regulates this sphere. The problems of the lawful regulation of this direction in the operational- search activity and in the course of interaction with the company- operators of connection are shown, is given estimation of the correspondence of the forms of taking the operational- search measures accepted, directed toward obtaining and assignment of the data about the subscribers and the exerted by it services to connection.
Keywords: оperational-search activity, billingovaya information, investigation subdivisions, technical-operational subdivisions, technical-operational measures, telecommunication networks.
Анализ деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в 2001- 2014 гг. показал высокую эффективность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (далее -ОРМ), базирующихся на получении и анализе технических данных, характеризующих работу сетей электросвязи. При этом одним из наиболее информативных источников сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, а также скрывающихся от розыска, являются данные, содержащиеся в массивах биллинговой информации предприятий связи и телекоммуникационных компаний (далее -компаний-операторов или операторов связи).
Однако, несмотря на достаточно длительный период активного использования такой информации, в следственной практике и в оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) органов внутренних дел, а также наличие большого количества нормативных правовых документов общего
характера, регламентирующих данную сферу, однозначной трактовки, системной регламентации и комплексного методического обеспечения до последнего времени не разработано.
Проведенный анализ деятельности оперативных подразделений показывает, что подходы к получению, учету, анализу, документированию и представлению в следственные органы как самих данных, так и результатов ее обработки, в разных следственных, оперативных и оперативно-технических подразделениях, в различных субъектах Российской Федерации значительно отличаются. Отмечается неоднозначность в организации взаимодействия правоохранительных органов и компаний-операторов связи, отсутствуют унифицированные алгоритмы взаимодействия между оперативными и оперативно-техническими подразделениями (далее - ОТП), на которые возложены функции получения биллинговой информации для решения задач ОРД, не определено, в рамках каких ОРМ запрашиваются и предоставляются инициаторам данные об абонентах и оказываемых им услугах связи, а также другие сведения о работе информационно-телекоммуникационных систем, необходимые в ходе ОРД.
Применительно к сфере электросвязи, под биллинговыми данными понимаются формируемые сетевым оборудованием сведения о стоимости услуг связи, о тарифах и прочих стоимостных характеристиках, а также о технических, временных и пространственных параметрах работы оборудования связи, необходимых для расчета за предоставляемые услуги. Биллинговая информация используется операторами связи для выставления счетов абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками услуг связи.
В ОРД под биллинговой информацией, используемой в деятельности правоохранительных органов, понимаются данные о соединениях абонентских терминалов сетей связи (телефонов фиксированной и мобильной связи, средств информационного обмена, модемов и т.д.), в том числе данных о неотвеченных вызовах (т.н. «горячий билинг»), об используемом оконечном оборудовании (о серийных номерах терминалов (о номерах IMEI)), справочная информация об абонентах (регистрационные или установочные данные), сведения о приемо-передающем сетевом оборудовании и пространственно-временных характеристиках работы сотовых телефонов (сведения о «базовых станциях», через которые осуществлялось соединение абонента), данные о радиотелефонах, работавших в заданных пространственных областях («трафики соединений» или «зонты»).
Анализ нормативных правовых документов, регламентирующих данную сферу, а также практики деятельности оперативных и оперативно-технических подразделений показывает, что имеются существенные противоречия во взглядах на формы, методы и порядок получения или использования биллинговой информации, как в ОРД, так и в уголовном судопроизводстве.
В деятельности оперативных и оперативно-технических подразделений, как правило, получение и использование в ОРД биллинговой информации осуществляется в рамках ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи». Не меньшее распространение получила практика, при которой данные об абонентах и оказываемых им услугах запрашиваются оперативными службами через оперативно-технические подразделения посредством запросов в бумажном или электронном виде. При этом до настоящего времени отсутствует регламентация определения как самого ОРМ, так и порядка получения детализаций абонентов.
Зачастую осуществляется подмена понятий данных, составляющих охраняемую законом тайну (ст. 63 Закона «О связи»), понятием данных, используемых для информационно-справочного обслуживания; понятия ОРМ «Наведение справок» - понятием ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи», к которым в ряде оперативно-технических подразделений необоснованно относят получение не только данных о соединениях абонентов, но и установление факта работы радиотелефонов или сведений о серийных номерах терминалов (1МЕ1) и БШ-картах, используемых объектами оперативной заинтересованности.
С учетом различий правовых основ и методов работы следственных подразделений и оперативных служб, порядок получения и использования биллинговой информации целесообразно рассматривать отдельно.
Получение информации биллинговых систем следственными подразделениями в рамках уголовного судопроизводства.
Порядок получения и использования биллинговой информации при производстве предварительного следствия установлен ст. 186.1, введенной в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 143-Ф3 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с ней следователи на основании судебного решения вправе получать и использовать в ходе расследования преступлений информацию, содержащуюся в базах данных компаний-операторов самостоятельно, без привлечения оперативных или оперативно-технических подразделений.
Однако, при работе по рассматриваемому направлению по-прежнему в большинстве случаев используются возможности ОТП. Более того, в последнее время оперативно-технические мероприятия стали одной из наиболее распространенных форм сопровождения расследования преступлений.
В настоящее время сформировался следующий порядок получения и данных об абонентах и оказываемых им услугах связи посредством использования возможностей оперативно-технических подразделений:
1) следователем в оперативное подразделение направляется поручение на производство отдельных следственных мероприятий (о производстве ОРМ);
2) оперативным сотрудником в соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществляется подготовка и получение судебного решения на проведение ОРМ;
3) оперативным сотрудником-инициатором мероприятия осуществляется подготовка задания на проведение ОРМ. При этом на каждый из идентификаторов радиотелефона (на каждый из серийных номеров (IMEI)), на каждую из SIM-карт, используемую фигурантами, выписывается отдельное задание. В аналогичном порядке выписываются задания на радиотелефоны и SIM-карты, изъятые при проведении следственных действий, например, обысков, на радиотелефоны потерпевших или на средства связи, обнаруженные на месте преступления в ходе осмотров и т.д. ;
4) задания на проведение ОРМ направляются в ОТП;
5) в соответствии с заданиями проводятся ОРМ по получению, обработке и предоставлению в подразделение-инициатор биллинговой информации. В ОТП для получения данных о соединениях абонентов производится запрос в базы данных абонентов. В ряде случаев осуществляется подготовка запроса в компанию-оператор, направляемый на предприятие связи в порядке, регламентирующем несекретный документооборот (в компаниях-операторах связи переписка по данным вопросам является несекретной). После получения из компании-оператора детализации соединения, на ее основе в порядке, регламентирующем получение информации из каналов связи, готовится отчетный документ (сводка о результатах);
6) в оперативное подразделение-инициатор ОРМ детализации соединений абонентов, а также результаты обработки, представляются в виде результатов ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи»;
7) полученные данные анализируются оперативными сотрудниками, по результатам чего осуществляется выбор той информации, которую нужно сохранить для последующей легализации и передачи в следственное подразделение;
8) информация в виде ответа на отдельное поручение следователя направляется из оперативного подразделения в следственное для приобщения к материалам уголовного дела.
Очевидно, что при подобной организации проведения следственных действий в телекоммуникационной среде следователь получает неполную («усеченную») информацию вместо полных данных, необходимых для принятия решения по делу. При этом он лишен возможности отбора информации, которая имеет отношение к расследуемому преступлению, до него доходит лишь небольшая часть «отфильтрованных» в оперативных и оперативно-технических подразделениях материалов (из всего массива полученных сведений оперативными сотрудниками отбираются только те, которые, с их точки зрения, представляют непосредственный интерес по конкретному объекту).
Получение и использование информации биллинговых систем в оперативно-розыскной деятельности.
В отличие от уголовного судопроизводства, в ОРД отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие порядок получения, учета, систематизации и документирования данных биллинговых систем.
В настоящее время сложилась практика, при которой получение данных из баз абонентов трактуется как ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи» с дальнейшим закреплением порядка проведения мероприятия в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность ОТП. Данная практика осуществляется в одних регионах на основании временных правовых актов, в других - эта деятельность вообще не регламентирована и осуществляется по принципу «так исторически сложилось». На федеральном уровне регламентация данного направления ОРД отсутствует.
В этой связи нет единого подхода, как к получению и предоставлению данных, так и к методикам проведения ОРМ. В одних ОТП осуществляется предоставление данных по запросам фактически в ходе ОРМ «Наведение справок» в соответствии с судебным решением, в других - по заданиям на проведение ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи».
Необходимо отметить, что в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» и Приказе Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16 января 2008 г. № 6 «Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий», а также в других ведомственных нормативных правовых актах, регламентирующих построение соответствующей аппаратуры, понятие «Снятие информации с технических каналов связи» подразумевает проведение мероприятий по получению информации, передаваемой абонентами. При этом однозначно разделены вопросы контроля информационного обмена и получения информации из систем автоматизированного расчета. Принятая в сфере телекоммуникаций нормативная правовая база также исключает трактовку запроса биллинговых данных из информационных массивов, как получение информации из канала связи. Более того, в ней дается прямая трактовка понятий «канала связи» и «информационных систем», не подпадающих под определения ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи». В то же время, запрос и получение данных биллинговых систем (систем автоматизированного расчета) в соответствии регламентирующими документами также однозначно подпадает под определение ОРМ «Наведение справок».
Таким образом, анализ сложившейся правоприменительной практики и действующей нормативной базы в части получения и использования биллинговой информации позволяет сделать следующие выводы:
УПК Российской Федерации предоставляет возможность корректного осуществления следственных действий, связанных с получением и использованием в уголовном процессе данных об абонентах и оказываемых услугах связи;
при расследовании преступлений действия по получению, анализу и использованию биллинговой информации перенесены в сферу ОРД и возложены на оперативные подразделения;
получение данных об абонентах и оказываемых им услугах связи в ходе ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи» не определено соответствующими нормативными правовыми документами и противоречит законодательным актам, регламентирующим сферу телекоммуникаций;
в ходе ОРД вопросы получения и использования биллинговой информации подпадают под определение ОРМ «Наведение справок».
Литература
1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. 1995. 18 августа.
2. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // Российская газета. 2003. 10 июля.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 1 июля 2010 г. № 143-Ф3 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 7 июля.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» // Российская газета. 2005. 2 сентября.
6. Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16 января 2008 г. № 6 «Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий».
Literature
1. Federal law dated August 12, 1995. № of 144-FZ «About the operational-search activity» // Russian newspaper. 1995. On August 18.
2. Federal law dated July 7, 2003. № of 126-FZ «About the connection» // Russian newspaper. 2003. On July 10.
3. Criminal procedure code of the Russian Federation.
4. Federal law dated July 1, 2010. № of 143-FZ «About the introduction of changes in the criminal procedure code of the Russian Federation» // Russian newspaper. 2010. On July 7.
5. Decision of the government of the Russian Federation dated August 27, 2005. № 538 «About the assertion of the rules of interaction of the operators of
connection with the authorized public organs, which achieve operational- search activity» // Russian newspaper. 2005. On September 2.
6. Order of the ministry of information texnologies and connection of the Russian Federation dated January 16, 2008. № 6 «Аbout the assertion of requirements for the networks of electrical communication for taking of operational- search measures».