Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХОТЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХОТЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХОТА / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ОХОТНИЧИЙ БИЛЕТ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / HUNTING / INDIGENOUS PEOPLES / HUNTING TICKET / JUDICIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ештокина Инна Викторовна

В настоящей статье приведен анализ правового регулирования предоставления льготного права на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Рассматривается вопрос о возникновении правовых оснований для осуществления указанного вида охоты. Рассматривается правоприменительная практика судебных органов на территории Красноярского края. Установлены пробелы в правовом регулировании действующего законодательства в данной области общественных отношений. Сформулированы предложения о внесении изменений в федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ештокина Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of hunting in order to ensure the traditional way of life and the implementation of traditional economic activity

The article analyzes the legal regulation of the preferential hunting right in order to ensure the maintenance of traditional lifestyles and implementation of conventional economic activities. The issue of legal bases emergence for implementation of the specified type of hunting is considered. The law enforcement practice of judicial bodies in the Krasnoyarsk krai territory is considered. There have been identified certain shortfalls in the legal regulation of the current legislation in this public relations area. The article formulates proposals on amendments to the Federal legislation and the Russian Federation by-laws.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХОТЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХОТЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕШТОКИНА Инна Викторовна,

студент Юридического института Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: orlovainnav@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье приведен анализ правового регулирования предоставления льготного права на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Рассматривается вопрос о возникновении правовых оснований для осуществления указанного вида охоты. Рассматривается правоприменительная практика судебных органов на территории Красноярского края. Установлены пробелы в правовом регулировании действующего законодательства в данной области общественных отношений. Сформулированы предложения о внесении изменений в федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации.

Abstract: The article analyzes the legal regulation of the preferential hunting right in order to ensure the maintenance of traditional lifestyles and implementation of conventional economic activities. The issue of legal bases emergence for implementation of the specified type of hunting is considered. The law enforcement practice of judicial bodies in the Krasnoyarsk krai territory is considered. There have been identified certain shortfalls in the legal regulation of the current legislation in this public relations area. The article formulates proposals on amendments to the Federal legislation and the Russian Federation by-laws.

Ключевые слова: охота, коренные малочисленные народы, охотничий билет, судебная практика.

Keywords: hunting, indigenous peoples, hunting ticket, judicial practice

Российское государство признается многонациональным государством, в котором порядка 160 народностей, в котором коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы) законодательством присвоен особый статус, права малочисленных народов признаны и гарантируются Конституцией.

В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 малочисленных народов Севера. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года общая численность малочисленных народов Севера (включая также вновь выделенных переписью камчадалов, те-ленгитов, тубаларов, челканцев и чулымцев) составила 244 тыс. человек, причем численность отдельных народов колеблется от 41 тыс. человек (ненцы) до 240 человек (энцы) [1].

Необходимо признать, что неотъемлемым условием развития и стабилизации социально-экономического положения малочисленных народов является предоставление государством приоритетного права доступа к угодьям, в которых указанными лицами может осуществляться традиционная охота.

Правовое регулирование осуществления охоты устанавливается Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте).

Не смотря на то, что Закон об охоте является правовым актом общего характера, его положения закрепили как самостоятельный вид охоты охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, а также установили особый правовой режим её осуществления.

Так, ст. 19 Закона об охоте федеральный законодатель определил конкретные субъекты, которым предоставлено право осуществлять охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности и обозначил их следующим образом: коренные мало-

численные народы; их общины; лица, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования[2].

Кроме того, указанной статьи Закона об охоте устанавливается, что рассматриваемый вид охоты осуществляется свободно без получения специальных разрешений в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личных потребностей.

В целях понимания, категорий лиц, на которых распространяются положения Закона об охоте обратимся к определениям понятий коренных малочисленных народов, общины, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, содержащихся в статье 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее - Закон о гарантиях) и которые раскрыты следующим образом:

1) малочисленные народы - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

2) общины - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры;

3) традиционный образ жизни малочисленных народов - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований [3].

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

Следует отметить, что правовыми актами Правительства Российской Федерации утверждены перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, перечень видов традиционной хозяйственной деятельности, единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также перечень таких народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [4, 5, 6].

Рассмотрев вышеуказанные положения законодательства на данном этапе рассмотрения вопроса необходимо заключить следующее.

Во-первых, для отнесения лица к малочисленным народам необходимо в совокупности этническая принадлежность лица, ведение им самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности), проживание в установленных законодательством местностях.

Во-вторых, льготным правом осуществления традиционной охоты без разрешений могут воспользоваться лица, которые по национальности не являются малочисленными народами, но которые в свою очередь постоянно проживают на территории традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых осуществление охоты является основным источником существования.

Следует обратить внимание на то, что для осуществления традиционной охоты без специального на то разрешения потенциальному претенденту для ведения охоты необходимо иметь статус охотника.

В соответствии с общими требования Закона об охоте для приобретения статуса охотника лицу необходимо оформить охотничий билет.

Согласно предписаниям вышеуказанного закона, охотничий билет может быть выдан дееспособному лицу, у которого факт непогашенной или неснятой судимости за умышленные преступления отсутствует, а также имеется ознакомление с требованиями охотничьего минимума.

Требования к физическому лицу, исчерпывающему перечню и содержанию представляемых им документов устанавливаются и регулируется Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденным Приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13 (далее - Порядок).

Данный порядок предусматривает требование, что при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к малочисленным народностям, а также лицам, которым устанавливается льготное право традиционной охоты наряду с малочисленными народами, на бланке охотничьего билета проставляется специальная отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо раз-

решений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» (далее - отметка) [7].

Таким образом, правоподтверждающим документом на осуществление традиционной охоты в отсутствие разрешений на её ведение будет являться охотничий билет, в котором ставится специальная отметка.

На первый взгляд, рассмотренные нормы законодательства, регулирующие вопросы приоритетного права пользования животным миром малочисленными народами, их общинами и лицами, приравненными к малочисленным народам по объему прав, создают логичную правовую конструкцию, способствуют сохранению самобытного образа жизни и культурных ценностей малочисленных народов.

Однако, в данной области общественных отношений при реализации приведенных норм законодательства существуют правовые проблемы, которые будут ниже рассмотрены на основе правоприменительной практики судебных органов на территории Красноярского края. Так, по мнению суда первой инстанции, лицу, которое относится этнически к малочисленным народам, проживает на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов надлежит доказать, что традиционная охота является для него основным источником существования. В случае, если указанное лицо осуществляет трудовую деятельность, вследствие чего имеет постоянный источник доходов, судебным органом по данному обстоятельству отказывается в проставлении отметки в охотничьем билете либо аннулируется имеющаяся [8].

Указанную позицию судебный орган апелляционной инстанции не поддерживает и постановляет, что указание судебного органа первой инстанции на неотъемлемое условие осуществления данного вида охоты в качестве основы существования применимо исключительно к лицам, которые не относятся к коренным малочисленным народам, но проживают на их территории, а к лицам, относящимся этнически к малочисленным народам, проживающим на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данное требование не предъявляется. Вследствие чего, решения судов первой инстанции отменяются и права лиц, относящихся к малочисленным народам, восстанавливаются в судебном порядке [9].

По мнению судебных органов, в случае если обратившееся лицо, этнически не относится к малочисленным народам, а только лишь проживает на территории традиционного проживания малочисленных народов и осуществляет трудовую деятельность, нельзя признать, что таким лицом осуществляется традиционная охота и, что ведение им такой охоты является основным источником существования и соответственно обратившемуся в судебный орган лицу отказывается в проставлении отметки в охотничьем билете [10].

Из указанного следует заключить, что имеется право-

вая неопределенность в виде отсутствия в федеральном законодательстве определения «ведение охоты в качестве основы существования» и не определена доказательная база, требуемая для подтверждения данного факта.

Необходимо акцентировать внимание на тот факт, что на территории Красноярского края фиксируются отказы в проставлении отметки в охотничьем билете специально уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края (далее - специальный орган).

Вследствие чего потенциальный правообладатель льготного права на осуществление охоты без разрешений вынужден обращаться в судебные органы за защитой своих прав, гарантированных государством.

Позиция специального органа основывается на отсутствии в законодательстве критериев, порядка и механизма проставления отметки в охотничьем билете и как следствие невозможность реализовать предоставленное полномочие.

При рассмотрении таких дел, судебный орган первой инстанции приходит к выводу о неправомерности отказа специального органа исполнительной власти в проставлении отметки в охотничьем билете, поскольку отсутствие детального правового регулирования процедуры простановки отметки не должно быть препятствием для реализации гарантий, установленных федеральными законами. По результатам рассмотрения таких дел, судебный орган обязывает уполномоченный орган исполнительный власти Красноярского края проставить отметку в охотничьем билете, тем самым восстанавливая права малочисленных народов, установленных Основным законом нашей страны. [11, 12].

Необходимо отметить, что в действительности Порядок в действующей редакции не наделил специальный орган полномочием по определению порядка простановки отметки в охотничьем билете, а также не установил перечень оснований и представляемых документов, подтверждающих факт осуще-Библиография:

1. Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 № 132-р <О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации> - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.10.2019).

2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-Фз (ред. от 02.08.20l9) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.10.2019).

3. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.10.2019).

4. Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 (ред. от 25.08.2015) «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации», -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.10.2019).

5. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р (ред. от 26.12.2011) <Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации> - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.10.2019).

6. Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N б31-р (ред. от 29.12.2017) <Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации> - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.10.2019).

7. Приказ Минприроды России от 20.01.2011 № 13 (ред. от 27.09.2016) «Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2011 № 20197) - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.10.2019).

8. Решение Центрального районного суда г. Красноярска по гражданскому делу № 2-2488/2018 от 12.04.2019.

9. Апелляционное определение Красноярского краевого суда по делу № 33-9480/2019 от 08.07.2019.

10. Апелляционное определение Красноярского краевого суда по делу № 33-9291/2019 от 03.07.2019.

11. Решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 15.03.2019 по делу № а-41/2019.

12. Решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 30.09.2019 по делу № 2а-137/2019.

13. Манеева Н.Ф., Карплюк П.Н., Чистякова В.А., Сазонова О.К., Гонохова Т.А., Лукьяненко Т.И. Правовой статус коренных малочисленных народов Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7 (19). С. 143-146.

ствления традиционной хозяйственной деятельности, а также саму принадлежность к малочисленным народам.

Таким образом, исходя из вышеизложенного представляется логичным заключить, что принятие специальным органом нормативного правого акта, регулирующего процедуру простановки и аннулирования отметки в охотничьем билете, при отсутствии соответствующих полномочий образует коррупцио-генный фактор и является неправомерным.

Указанный пробел в законодательстве и как следствие отказ специального органа в проставлении отметки в охотничьем билете, в свою очередь, негативно влияет и затрудняет реализацию и защиту прав и законных интересов малочисленных народов, а также лиц, на которых распространяется действие положений Закона об охоте в отношении осуществления льготного вида охоты без разрешений.

Существует мнение, что на помощь федеральному законодательству обязано прийти региональное, что следует из Конституции Российской Федерации, согласно которой - защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей - находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов [13, с. 144].

Таким образом, подвергнув анализу действующие правовые нормы Федерального законодательства и подзаконных актов, формируется вывод о том, что действующее правовое регулирование по рассматриваемому в настоящей работе вопросу является несовершенным и требует доработки, в связи с чем, полагаю необходимым: внести изменения в Закон об охоте, дополнить его таким понятием как, «охота в качестве основы существования»; внести изменения в Порядок, дополнив его положениями о механизме проставления и аннулирования отметки в охотничьем билете, либо предусмотреть полномочие органа исполнительного власти субъекта Российской Федерации по регулированию данного вопроса на уровне субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.