Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОРСКОГО ТЕРРОРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ СМП'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОРСКОГО ТЕРРОРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ СМП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОРСКОЙ ТЕРРОРИЗМ / АРКТИКА / МОРСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перелехова Т.С.

В настоящей статье проведён анализ понятия морского терроризма и его соотношения с пиратством, освещены вопросы правовой регламентации данного явления, выделяются особенности морского терроризма в районах СМП, предлагаются меры по совершенствованию правового регулирования в целях обеспечения транспортной безопасности.This article analyzes the concept of maritime terrorism and its relationship with piracy, highlights the issues of legal regulation of this phenomenon, highlights the features of maritime terrorism on the territory of the NSR, proposes measures to improve legal regulation in order to ensure transport security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОРСКОГО ТЕРРОРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ СМП»

условиях пытаются включить в чартер. Следует иметь в виду, что такие условия зачастую защищают интересы компаньона, поэтому требуют внимательного исследования.

Заключение. Развитие коммерческого морского судоходства и получение значительных экономических выгод сподвигло многие страны на целенаправленные реформы, которые затрагивают внешнеэкономические взаимоотношения стран в целом. Цели, которые ставили перед собой страны, нуждались в разработке юридических норм, что стало причиной зарождения международных конвенций по морскому праву. В связи с прогрессом в области морских перевозок появилась необходимость в правилах, которые будут приняты повсеместно.

Коммерческая деятельность, которая осуществляется в Мировом океане, связана с производственными процессами. Стороны, участвующие в этой деятельности, в большинстве случаев являются представителями разных стран, что усложняет процесс регулирования отношений, возникающих между ними. Законы и нормы одного государства в корне могут отличаться от законов и норма другого государства, что служит причиной неверных интерпретаций, противоречий и конфликтов.

Таким образом, контроль над регулированием коммерческих отношений осуществляется при помощи единообразных норм, которые в свою очередь регламентируются международными договорами, соглашениями, конвенциями, и заключаются с целью достижения мирных решений конфликтных вопросов во избежание неверных толкований законов.

Многолетний опыт торгового мореплавания доказал, что существует огромное множество оговорок и условий. Именно это стало предпосылкой к созданию стандартных проформ, которые впоследствии стали фактором гармонизации коммерческих отношений на морском транспорте.

Пристатейный библиографический список:

1. Стоянова Р. Правовое регулирование международных морских перевозок грузов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2000.

2. Лебедев В. «История проформы Gencon» - [Электронный ресурс]: https://interlegal.com.ua/ru/publikacii/istoriya_proformy_gencon/ (дата обращения 07.05.2022)

3. Косовская В.А. К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза // Транспортное право. 2002 №3. С. 13-18.

4. Пашковская Л. Виды договоров фрахтования судна. - [Электронный ресурс]: https://maritimelaw.space/types-of-chartering-contracts/ - (дата обращения 07.05.2022)

5. Кокин А.С. Международная морская перевозка грузов: право и практика. М.: Волтерс Клувер, 2007.

6. Гуцеляк В.Н Виды чартеров в международном торговом судоходстве // Труды Института государства и права РАН. 2019. Том 14. № 4. С. 108-130.

7. Проформы чартеров и их юридическая сила агентов (дата обращения 07.05.2022) - [Электронный ресурс]: https://pravo.studio/morskoe-pravo-mejdunarodnoe/proformyi-charterov-yuridicheskaya-102569.html

8. История проформы Gencon - [Электронный ресурс]: www.interlegal.com.ua (дата обращения 07.05.2022)

9. Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (Роттердамские правила). URL: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/rotterdam-rules-r.pdf

10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 5. -Ст.410.

Для цитирования: Перелехова Т.С. Проблемы правового регулирования морского терроризма на территории СМП / ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова // Океанский менеджмент. 2022. № 2(16). С. 23-27

Перелехова Т.С.

ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова. Кафедра Международного и морского права,

Бакалавриат

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОРСКОГО ТЕРРОРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ

СМП

Аннотация. В настоящей статье проведён анализ понятия морского терроризма и его соотношения с пиратством, освещены вопросы правовой регламентации данного явления, выделяются особенности морского терроризма в районах СМП, предлагаются меры по совершенствованию правового регулирования в целях обеспечения транспортной безопасности.

Ключевые слова. Морской терроризм, Арктика, морская безопасность, правовое регулирование, Северный Морской Путь, объекты транспортной инфраструктуры

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF MARITIME TERRORISM ON THE TERRITORY OF

THE NSR

Annotation. This article analyzes the concept of maritime terrorism and its relationship with piracy, highlights the issues of legal regulation of this phenomenon, highlights the features of maritime terrorism on the territory of the NSR, proposes measures to improve legal regulation in order to ensure transport security.

Keywords. Maritime terrorism, Arctic, maritime security, legal regulation, Northern Sea Route, transport infrastructure facilities

В настоящее время проблема морского терроризма на территории СМП представляет большую актуальность. Во-первых, в настоящее время отсутствует какая-либо правовая регламентация данного явления. Во-вторых, в связи с напряжённой ситуацией в данном регионе по причине наличия притязаний на арктические территории России и стран НАТО, возможно проведение провокационных актов морского терроризма. В-третьих, связи с вступлением в Арктический Совет стран Юго-Восточной Азии в качестве наблюдателей, значительно возросло количество перевозок по северному морскому пути. Следует отметить, что пиратство и морской терроризм является довольно распространёнными явлениями в данных районах, сфера а, следовательно, Северный Морской Путь (далее СМП) может использоваться террористами в целях перевозки оружия и иных опасных веществ, запрещённых международными нормами.

Говоря о морском терроризме в Арктике, следует согласиться с мнениям Д.Нинчич и Зеленкова М.Ю., что, несмотря маловероятность данного явления, оно даже в незначительном размере, способно нанести непоправимый ущерб её чувствительной экосистеме, препятствовать развитию торгового мореплавания по СМП, которое в настоящее время пользуется не самой большой популярностью.21

Невозможно не согласиться с позициями Р.Н. Залывского и Э. Ингвилль Мое, что СМП является стратегически важным объектом для России, что не раз подчёркивалось в таких актах как Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2020 и до 2035гг.22

Говоря о морском терроризме, следует отметить его тесную связь с таким явлением как пиратство, вследствие чего часто трудно разграничить такие составы преступлений, как пиратство и морской терроризм».

Следует отметить, что многие юристы-правоведы считают, что понятия «пиратство» и «морской терроризм» являются идентичными и определяют последний как «акт пиратства».

Напротив, Л.Браун отмечает, что данные преступления «ни в коем случае не являются тождественными, и требуют разных подходов», вследствие чего, необходимо провести разграничение между данными понятиями. 23

Микуленко Д.Г. определяется общий объект данных преступлений - суда, имущество пассажиров и членов экипажа и безопасность мореплавания.

Тем не менее, на СМП особыми объектами морского терроризма являются порты и иные виды сооружений (нефтегазовые платформы).

По мнению Бреева А.В. и Зеленкова М.Ю., пираты совершают преступление с целью обогащения (экономической выгоды), а целью террористов на море является запугивание властей какого-либо государства ради выполнения своих, как правило, политических, требований.24

В частности, пираты стараются избегать внимания общественности в отличие от морских

25

террористов, которые всегда демонстративно совершают преступные действия.25

В настоящее время основными источниками международного правового регулирования терроризма являются Конвенция ИМО 1988 года «По борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства» (Римская Конвенция) и международный Кодекс безопасности портов и судов от 2004 года.26

В российском законодательстве отсутствует дифференциация видов терроризма. Основным актом, его регламентирующим, являются ФЗ «О противодействии терроризму», определяющий терроризм» идеологией насилия и практикой воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».27

Применительно к терроризму в пределах СМП, согласно статье 8 Закона, регулирующей его пресечение в категориях морских пространств, допускается уничтожение террористической группировки ВС РФ в случае угрозы экологической среде и безопасности населения.

В настоящее время, безопасность портов, а также их акваторий довольно чётко регламентируется ФЗ «О транспортной безопасности», Транспортной стратегией РФ до 2030 года и другими актами в

21 Зеленков М.Ю. «Совершенствование управления транспортно-логистическими системами в условиях нарастания угроз морского терроризма и пиратства», 2019, Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-upravleniya-transportno-logisticheskimi-sistemami-v-usloviyah-пага81атуа-^го2-тог8к^о-1еггоп2та-ьр1га181уа

22 Ингвилль Э. Мое противодействие терроризму в российской Арктике: законодательство и ключевые субъекты // Арктика и Север. 2017.- 29 . С..11

23 Браун Л. «Морской терроризм», Режим доступа: https://www.intelligencefusion.co.uk/insights/resources/intelligence-reports/maritime-terrorism/;(дата обращения: 12.03.2022)

24 Бреев А.В. «Проблемы правовой регламентации морского терроризма в России»,№10(45),2012

25Микуленко Д.Г. «Участие Великобритании в борьбе с морским пиратством»,2015, Режим доступа: https://cyberleninka.ru/journal/n/aktualnye-problemy-sovremennyh-mezhdunarodnyh-otnosheniy, (дата обращения:14.03.2022)

2бКонвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988).

27 Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-Ф3 (с изм. От 26.05.2021).

зависимости от субъекта принятия, предусматривающими обеспечение безопасности портов и судов с оснащением их специальными средствами охраны для предотвращения террористических актов, а также экологических катастроф.28

Проанализировав нормативную базу, регламентирующую морской терроризм, следует отметить, что данное понятие, а также определение «морской безопасности», в настоящий момент не закреплены ни в одном нормативном акте, что является серьёзной проблемой при квалификации состава преступления в данном случае.

В Кодексе ISPS определены объекты морского терроризма - суда и портовые сооружения, однако, в данном акте отсутствует инструкция по борьбе с террористами в случае их проникновения на судно.29

Римская Конвенция определяет захват судна, имущества и насилие и иные действия, определённые в 3 статье как элементы международного терроризма, частью которого является морской.

Важность Конвенции заключается также в наличие квалифицирующего признака морского терроризма - «запугивание населения».

Однако, действие Конвенции, согласно статье 2, не распространяется на военные корабли иные суда, использующиеся в качестве военно-вспомогательных и др.

Определяя наиболее уязвимые объекты морского терроризма, Зеленков М.Ю. выделяет военные корабли и нефтяные танкеры так, как они способны нанести огромный урон экологической среде.

С учётом военного присутствия в арктических водах ряда стран, вполне возможен захват террористами данных судов, в частности, с целью провокации вооружённого конфликта между государствами-членами Арктического Совета.

На основании вышеизложенного, необходимо определить морской терроризм как совокупность противоправных насильственных действий, направленных на запугивание населения, принуждение правительства и международных организаций на принятие конкретных решений и подрыв международных отношений в области торгового мореплавания посредством захвата судов и дестабилизации иных объектов морской транспортной инфраструктуры.

Анализируя особенности морского терроризма в Арктике, следует отметить, что захват в заложники пассажиров круизных лайнеров не является его характерной чертой, однако, имеет место быть в связи с тем, что развитие коммерческого судоходства способствовало появлению туристических рейсов.

В данном случае, целью террористов является скорее перевозка оружия и запрещённых веществ, захват крупных морских судов (нефтяных танкеров или газовозов ), а также повреждение уязвимых объектов транспортной инфраструктуры(в частности морских портов),что способно нарушить режим их работы, а следовательно препятствовать реализации транспортно - логистических услуг и осуществлению торгового судоходства.

Говоря об особенностях терроризма на территории СМП, следует выделить следующие его особенности:

1) Специфика региона совершения террористических актов (Арктика является довольно сложным макрорегионом с чувствительной экосистемой);

2) Слабая защищённость нефтегазовых платформ, объектов транспортировки углеводородов, морских буровых установок и д.р.;

3) Использование специфических видов транспорта с целью с захвата (нефтяные танкеры, суда ледокольного класса - атомные ледоколы);

4) СМП может использоваться террористами с целью перевозки оружия или запрещённых веществ в целях дальнейшего их использования на сухопутных территориях и в целях поддержки других террористических групп;

5) В связи с напряжённой обстановкой в арктической зоне, возможно наличие связи между террористическими организациями и представителей отдельных стран(заказчиков) в целях оказания влияния на политику участников Арктического Совета(в особенности, стран-наблюдателей);

6) Наличие напряжённой обстановки между Россией и другими странами - участницами.

7) Террористические акты могут совершаться в портах СМП как с замерзающей, так с незамерзающей акваторией в целях подрыва престижа государства как морской державы;

8) Террористические атаки могут использоваться также в целях дестабилизации деятельности нефтегазовых компании, что приведёт к негативным экономическим последствиям.

Последний пункт заслуживает отдельного внимания, в связи с тем, что в настоящее время допускается перевозка газа танкерами и другими судами под иностранным флагом, зафрактованными газовой компанией РФ, несмотря на запрет, предусмотренный в КТМ РФ .Данное исключение может

30

использоваться террористическими организациями'

Таким образом, морской терроризм на СМП характеризуется местоположением и его значением для России, сложной геополитической ситуацией и наличием типов судов ледокольного класса.

28 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

29 Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ОСПС) от 12.12.2002 г.

30 «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

Особое внимание следует уделить портам и их акваториям так, как в данных объектах сосредоточено большое количество судов, которые могут стать инструментом атаки террористов так, как их инфраструктура находится на суше и может быть связана с соседними объектами. В частности, морской терроризм может препятствовать осуществлению мультимодальных перевозок.

Говоря об обеспечении защиты от морского терроризма на СМП, необходимо отметить роль Правительства РФ, которое компетентно устанавливать требования безопасности объектов, проверку выполнения данных требований, а также координацию деятельности органов разных уровней власти.

Такой вывод можно сделать на основании анализа, принятых Правительством Постановления N1651 и требований к акваториям морских портов, определяющих стандарты антитеррористической защищённости ос объектов транспортной системы.31

Таким образом, первоначально, следует закрепить правовую дефиницию, объекты и признаки морского терроризма в Римской Конвенции 1988 года, создание механизмов правового регулирования противодействия морскому терроризму на СМП посредством заключения двусторонних или многосторонних соглашений России с участниками Арктического Совета и регулярная оценка рисков международным сообществом.

В частности, следует предусмотреть обязанность стран-участниц Арктического Совета принятия мер по противодействию морскому терроризму и других актов незаконного вмешательства в Полярном Кодексе.32

Данные меры должны включать в себя создание инструкций и руководств по обеспечению подготовки лиц, обеспечивающих безопасность транспортной инфраструктуры СМП, а также стандартов должного оснащения критически важных объектов в целях обеспечения морской безопасности. В том числе, следует предусмотреть ответственность за нарушение соответствующих требований.

На основе анализа особенностей морского терроризма, представляется необходимым конкретизация данного состава преступления в УК РФ, а также определение ответственности.

Устранить последующие пробелы возможно путём издания Постановлением Правительства Правил реагирования на акты морского терроризма и других актов незаконного вмешательства в Арктической Зоне Российской Федерации. В разделе Правил «Общие положения» должны содержаться правовые дефиниции морской безопасности и терроризма на море, лиц его совершающих, а также квалифицирующие его признаки.

Так, морской терроризм является формой осуществления политического насилия путём совершения террористических актов в отношении объектов транспортной инфраструктуры и иных сооружений, расположенных в пределах СМП.

Морская безопасность представляет собой обеспечение защиты государства и общества путём обеспечения специальных мер по обеспечению защищённости объектов транспортной инфраструктуры и иных сооружений от актов незаконного вмешательства в морском пространстве.

Необходимо закрепления в Правилах типы судов, к которым они могут быть применимы. В частности, необходимо разработать перечень особо уязвимых объектов морского терроризма, включающий в себя нефтегазовые платформы, морские порты, гидротехнические сооружения, акватории, морские буровые установки, суда, перевозящие опасные грузы (нефтяные танкеры), а также военные корабли, подводные добычные комплексы арктического района,

Правила должны определять порядок взаимодействия органов разных уровней власти и администраций морских портов в целях противодействия морскому терроризму на СМП.

Следует предусмотреть в Правилах раздел, регулирующий порядок реагирования на акты незаконного вмешательства, в том числе путём использования радиосвязи, на судах ледокольного класса, в частности, в случае проникновения преступников на судно.

Аналогичные разделы следует предусмотреть по вопросам антитеррористической защищённости иных уязвимых объектов морского терроризма, а также порядок действия Вооружённых Сил РФ со ссылкой на статью 8 Закона «о противодействии терроризму».

В том числе, необходима проработка вопроса об усилении правового контроля при заходе танкеров и других судов, перевозящих газ под иностранными флагами.

В заключение следует отметить, что международное сотрудничество, координация взаимодействия органов власти, создание соответствующих нормативно-правовых актов, а также закрепление термина морского терроризма в международных актах, будут способствовать минимизации роста морского терроризма в арктической зоне Российской Федерации.

Пристатейный библиографический список:

1. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988)

2. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ОСПС) от 12.12.2002.

31 Постановление Правительства РФ от 10 октября 2020 г. N 1651 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию",Режим доступа: СПС «Гарант»

32 Резолюция MSC.385(94)(принята 21 ноября 2014 года)Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), Режим доступа:СПС «Гарант»

3. Резолюция MSC.385(94)(принята 21 ноября 2014 года. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс).

4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 30.12.2021).

6. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ(с изм. От 26.05.2021).

7. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2020 г. N 1651 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию" .

8. Браун Л. Морской терроризм. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.intelligencefusion.co.uk/insights/resources/intelligence-reports/maritime-terrorism/ (дата обращения: 12.03.2022)

9. Бреев А.В. Проблемы правовой регламентации морского терроризма в России - 2012. - №10(45)

10. Зеленков М.Ю. Совершенствование управления транспортно-логистическими системами в условиях нарастания угроз морского терроризма и пиратства. - 2019. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-upravleniya-transportno-logisticheskimi-sistemami-v-usloviyah-narastaniya-ugroz-morskogo-terrorizma-i-piratstva

11. Микуленко Д.Г. Участие Великобритании в борьбе с морским пиратством. - 2015. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/journal/n/aktualnye-problemy-sovremennyh-mezhdunarodnyh-otnosheniy, (дата обращения:14.03.2022)

12. Эльгсаас Ингвилль Мое противодействие терроризму в российской Арктике: законодательство и ключевые субъекты // «Арктика и Север». 2017. - № 29 - С.11

Для цитирования: Семенюк А.И. Актуальные проблемы добычи углеводородов на арктическом континентальном шельфе / ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» // Океанский менеджмент. 2022. № 1(15). С. 27-30.

Семенюк А.И.

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

Магистрант

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ НА АРКТИЧЕСКОМ

КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ

Аннотация. В наше время морской нефтяной комплекс является одним из ведущих отраслей мировой экономики. Если учесть высокие прогнозы запасов углеводородного сырья на Арктическом континентальном шельфе, то можно с уверенностью сказать, что запасов нефти хватит на длительное время. В данной статье рассмотрены не только существенные проблемы при разработке и добычи углеводородов на континентальном шельфе в Арктике, но и пути их решения.

Ключевые слова. Континентальный шельф, Арктика, нефть, запасы, мировой рынок, углеводородное сырьё, месторождения, разработка, добыча, экономика, ресурсы, морской нефтяной комплекс.

ACTUAL PROBLEMS OF HYDROCARBON PRODUCTION ON THE ARCTIC CONTINENTAL

SHELF

Annotation. This article discusses not only significant problems in the development and production of hydrocarbons on the continental shelf in the Arctic, but also solutions. Nowadays, the offshore oil complex is one of the leading sectors of the world economy. If we take into account the high forecasts of hydrocarbon reserves on the Arctic continental shelf, it is safe to say that oil reserves will last for a long time. A fifth of Russia's total oil resources are located in the Arctic. Keywords. Continental shelf, Arctic, oil, reserves, world market, hydrocarbon raw materials, deposits, development, production, economy, resources, offshore oil complex.

Актуальность статьи обусловлена тем, что разработка и добыча углеводородов в нашей стране весьма актуальная тема, так как Россия являлась одной из главных лидеров по добыче и экспорту нефти в 2022 году. В настоящее время на акваториях разведано более, чем 1500 месторождений нефти и среди них, безусловно, имеются гигантские месторождения. На сегодняшний день морская нефтедобыча составляет около 35% от общего объёма добычи нефти на мировом рынке. Добыча нефтяных месторождений на континентальном шельфе достаточно затратное мероприятие для государства. Например, на разведку, освоение и добычу углеводородов на континентальном шельфе тратится ежегодно около 90 миллиардов долларов, включая и строительство морских буровых платформ. В последние годы спрос на новые проекты по добыче и экспорту нефти сократился, в связи со сроками окупаемости вновь возобновившейся энергетики. По сведениям делового журнала «Neftegaz.RU», за последние 4 года российские нефтедобывающие компании придерживались соглашениям ОПЕК, в которых прописаны договорённости, связанные с балансировкой нефтяного рынка на мировом уровне. Но посмотрим и с другой стороны, если взять теорию решения изобретательских задач, сокращенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.