Научная статья на тему 'Правовое регулирование предотвращения незаконных актов в отношении морских судов'

Правовое регулирование предотвращения незаконных актов в отношении морских судов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕЗАКОННЫЕ АКТЫ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕЗАКОННЫХ АКТОВ / МОРСКИЕ СУДА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА МОРЕ / SECURITY / ILLEGAL ACTS / PREVENTION OF ILLEGAL ACTS / MARITIME VESSELS / INTERNATIONAL LAW / CRIMES AT SEA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябова Е.А.

Использование морских пространств и морское судоходство с давних времен и до настоящего времени оказывают значительное влияние на межгосударственные отношения, способствуя созданию и развитию экономических, политических и культурных международных отношений. С использованием морских пространств тесно связаны как жизненно важные интересы человечества, определяемые необходимостью добычи ресурсов, защиты территорий государств, развития науки и торговли, международного сотрудничества, так и отдельно взятой личности. Анализируя, однако, историю освоения морских пространств, историю развития системы как международного права, так и уголовного законодательства прибрежных государств, можно увидеть, что угроза совершения противоправных деяний на море возникла едва ли не с выходом в море первого торгового судна, и существует по сей день наряду со сложившимся порядком мирного морепользования. В пределах морских пространств совершается значительное число актов, представляющих серьезную угрозу всем перечисленным интересам как государств, так и человечества. Наиболее опасные из этих актов признаны мировым сообществом в качестве преступлений как в нормах международного права, так и в правовой системе отдельно взятых государств. Акты пиратства, вооруженного разбоя и морского терроризма, совершаемые против морских судов, представляют серьезную угрозу жизни мореплавателей, безопасности судоходства, морской среде и безопасности прибрежных государств, а их количество свидетельствует о необходимости совершенствования не только системы борьбы с данными актами, но и правового регулирования их предотвращения.The using of Maritime spaces and Maritime navigation has had a significant impact on inter-state relations from ancient times to the present day, contributing to the creation and development of economic, political and cultural international relations. The use of marine spaces is closely linked to both the vital interests of mankind, determined by the need to extract resources, protect the territories of States, develop science and trade, international cooperation, and an individual. Analyzing, however, the history of the development of Maritime spaces, the history of the development of the system of both international law and criminal legislation of coastal States, we can see that the threat of committing illegal acts at sea arose almost with the release of the first merchant ship, and exists to this day along with the established order of peaceful Maritime use. A significant number of acts that pose a serious threat to all the listed interests of both States and humanity are committed within the limits of Maritime spaces. The most dangerous of these acts are recognized by the international community as crimes both in international law and in the legal system of individual States. Acts of piracy, armed robbery and Maritime terrorism committed against ships pose a serious threat to the life of seafarers, the safety of navigation, the marine environment and the security of coastal States, and their number indicates the need to improve not only the system for combating these acts, but also the legal regulation of their prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование предотвращения незаконных актов в отношении морских судов»

Рябова Е.А.

мировой судья судебного участка № 46 Уржумского судебного района Кировской области

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕЗАКОННЫХ АКТОВ В

ОТНОШЕНИИ МОРСКИХ СУДОВ

Аннотация: Использование морских пространств и морское судоходство с давних времен и до настоящего времени оказывают значительное влияние на межгосударственные отношения, способствуя созданию и развитию экономических, политических и культурных международных отношений. С использованием морских пространств тесно связаны как жизненно важные интересы человечества, определяемые необходимостью добычи ресурсов, защиты территорий государств, развития науки и торговли, международного сотрудничества, так и отдельно взятой личности. Анализируя, однако, историю освоения морских пространств, историю развития системы как международного права, так и уголовного законодательства прибрежных государств, можно увидеть, что угроза совершения противоправных деяний на море возникла едва ли не с выходом в море первого торгового судна, и существует по сей день наряду со сложившимся порядком мирного морепользования. В пределах морских пространств совершается значительное число актов, представляющих серьезную угрозу всем перечисленным интересам как государств, так и человечества. Наиболее опасные из этих актов признаны мировым сообществом в качестве преступлений как в нормах международного права, так и в правовой системе отдельно взятых государств. Акты пиратства, вооруженного разбоя и морского терроризма, совершаемые против морских судов, представляют серьезную угрозу жизни мореплавателей, безопасности судоходства, морской среде и безопасности прибрежных государств, а их количество свидетельствует о необходимости совершенствования не только системы борьбы с данными актами, но и правового регулирования их предотвращения. Ключевые слова: безопасность, незаконные акты, предотвращение незаконных актов, морские суда, международное право, преступления на море

LEGAL REGULATION OF PREVENTION OF ILLEGAL ACTS AGAINST SEA

VESSELS

Summary: The using of Maritime spaces and Maritime navigation has had a significant impact on inter-state relations from ancient times to the present day, contributing to the creation and development of economic, political and cultural international relations. The use of marine spaces is closely linked to both the vital interests of mankind, determined by the need to extract resources, protect the territories of States, develop science and trade, international cooperation, and an individual. Analyzing, however, the history of the development of Maritime spaces, the history of the development of the system of both international law and criminal legislation of coastal States, we can see that the threat of committing illegal acts at sea arose almost with the release of the first merchant ship, and exists to this day along with the established order of peaceful Maritime use. A significant number of acts that pose a serious threat to all the listed interests of both States and humanity are committed within the limits of Maritime spaces. The most dangerous of these acts are recognized by the international community as crimes both in international law and in the legal system of individual States. Acts of piracy, armed robbery and Maritime terrorism committed against ships pose a serious threat to the life of seafarers, the safety of navigation, the marine environment and the security of coastal States, and their number indicates the need to improve not only the system for combating these acts, but also the legal regulation of their prevention.

Keywords: security, illegal acts, prevention of illegal acts, Maritime vessels, international law, crimes at sea

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года) в положениях об открытом море определяет в качестве противоправных действий в открытом море пиратство, торговлю людьми, незаконную торговлю наркотиками или психотропными веществами, несанкционированное вещание из открытого моря, разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода[1].

Вместе с тем, преступная деятельность на море в наше время не ограничивается исключительно данным кругом деяний, и включает в себя и морской терроризм, и запрещенные международными нормами либо совершенные с нарушением этих норм действия, влекущие загрязнение окружающей среды, серьезный ущерб водным биологическим ресурсам, то есть, понятие незаконных актов в отношении морских судов ныне является куда более широким.

Проблема предотвращения незаконных актов в отношении морских судов приобрела особую актуальность во второй половине ХХ века, с развитием транспортных морских сообщений. Работу над решением данной проблемы, ставя своей целью объединение усилий государств по предупреждению незаконных действий в отношении судов, начала Международная морская организация с рассмотрения Ассамблеей ИМО в ноябре 1979 г. проблемы морского мошенничества, окончившегося принятием резолюции от 15 ноября 1979 г. A.461(XI) «Баратрия и незаконный захват судов и их грузов» где внимание государств - членов Организации обращено на существование данной проблемы. Совету ИМО поручено рассмотреть возможные меры противодействия мошенничеству подобного рода.

Усилия Совета ИМО в этом направлении нашли свое отражение спустя два года в резолюции от 20 ноября 1981 г. A.504(XII) «Баратрия, незаконный захват судов и их грузов и

другие формы морского мошенничества», которая предлагает правительствам государств-членов усовершенствовать национальное законодательство, включив в него комплекс нормативно-правовых актов, направленных против морского мошенничества. Этой же резолюцией учрежден самостоятельный орган по борьбе с морским мошенничеством - Международное морское бюро, которое стало заниматься различными аспектами незаконных актов в отношении судов, кроме того, в рамках ММБ в Куала-Лумпур (Малайзия) действует Международный центр по пиратству.

Ассамблея ИМО 17 ноября 1983 г. приняла резолюцию А.545(13) «Меры по предотвращению актов пиратства и вооруженного нападения на суда», посвященную исключительно пиратству. Данная резолюция призывала государства к усилению мер по предупреждению и пресечению актов пиратства и вооруженного нападения на суда в своих водах, сообщать в ИМО обо всех случаях пиратских нападений, совершенных в отношении их судов.

К обсуждению проблемы терроризма же привел инцидент 7 октября 1985 года, когда террористы захватили итальянское пассажирское судно "Акилле Лауро", совершавшее круиз по Средиземному морю.

В 1985 году 14 Ассамблея ИМО приняла новую резолюцию А.584(14) «Меры по предотвращению незаконных актов, которые угрожают безопасности судов, их пассажиров и команд». Данная резолюция призывала Правительства, портовые власти и администрации, судовладельцев, судовых операторов, капитанов судов и команды к скорейшему принятию мер к рассмотрению состояния охраны, в случае необходимости мер к усилению охраны портов и судов, кроме того, резолюция поручила Комитету по безопасности на море разработку комплекса мер, которые могут быть приняты для максимального обеспечения безопасности пассажиров и команд на борту судов.

Приведенные резолюции - лишь небольшая часть нормативных актов, с которых началось разрешение проблемы регулирования предотвращения незаконных актов в отношении морских судов, однако характер их свидетельствует о степени важности данной проблемы.

В 1988 г. в Риме принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (с Протоколом 2005 г.), и Протокол о борьбе с незаконными актами, обращенными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (с Протоколом 2005 г.) - так называемые Римские соглашения о борьбе с насилием на море 1988 г. Конвенция вступила в силу в марте 1992 г., участниками данной Конвенции являются более 70 государств. Российская Федерация ратифицировала эту Конвенцию Федеральным законом от 6 марта 2001 г. № 22-ФЗ.

Кратко анализируя положения Конвенции 1988 г., можно увидеть, что Конвенция базируется на основных принципах права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, отсылаясь в этой части к Всеобщей декларации прав человека, и определяя основанием принятия Конвенции развитие мирового терроризма во всех его формах как существенной угрозы в равной степени главным ценностям человечества и мирному использованию морских пространств в целом,

Конвенция ставит перед ее участниками не только задачу борьбы с незаконными актами, совершаемыми против морских судом, но, главным образом, необходимость разработки и внедрения на законодательном уровне таких мер, существование и возможность применения которых будет максимально обеспечивать именно предотвращение таких актов.

В Преамбуле Конвенции подчеркивается антитеррористическая направленность этих соглашений, при этом сама по себе Конвенция не содержит конкретного перечня наименований деяний, которые являются незаконными актами в отношении морских судов.

Между тем, в статье 3 Конвенция закрепляет круг квалифицирующих признаков, при наличии которых преступное деяние может рассматриваться как незаконный акт против морских судов.

Так, Конвенция определяет в качестве субъекта незаконного акта против морских судов любое лицо, которое будет считаться совершающим преступление, если оно незаконно и умышленно захватывает судно или осуществляет контроль над судном с применением силы или угрозой ее применения, равно как и в любой другой форме запугивания, либо если это лицо совершает акт насилия против лица на борту судна, если при этом такой акт может угрожать безопасному плаванию данного судна; либо если разрушает судно, или наносит судну или его грузу повреждение, которое может угрожать безопасному плаванию данного судна, или же помещает или совершает действия в целях помещения на борт судна любым способом устройство или вещество, которое может разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждение, которое угрожает или может угрожать безопасному плаванию данного судна, разрушает морское навигационное оборудование, или наносит ему серьезное повреждение, или создает серьезные помехи его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать безопасному плаванию судна, либо сообщает заведомо ложные сведения, создавая этим угрозу безопасному плаванию судна, либо наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из указанных преступлений. Кроме того, Конвенция указывает,

что лицо также совершает преступление, если оно пытается совершить какое-либо из указанных выше преступлений, или подстрекает к совершению какого-либо из указанных преступлений, совершаемого любым лицом, или является иным образом соучастником лица, которое совершает такое преступление, или угрожает, с условием или без такового, как это предусмотрено национальным законодательством, с целью принудить физическое или юридическое лицо совершить какое-либо действие или воздержаться от него, либо совершить акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна, разрушить судно или нанести судну или его грузу повреждение, могущее угрожать безопасному плаванию данного судна, разрушить морское навигационное оборудование, или нанести ему серьезное повреждение, или создать серьезные помехи его эксплуатации [2].

Анализируя приведенные положения Конвенции 1988 года, очевидно, что главным квалифицирующим признаком незаконного акта против морских судов во всех случаях является угроза безопасности мореплавания. Представляется верным, что еще одной общей чертой всех незаконных актов, совершаемых на море, с учетом специфики области совершения, является средство совершения - все они неизменно совершаются с участием судна, то есть либо с его применением, либо в связи с его использованием. Однако если пиратство носит исключительно корыстный характер, в связи с этим не делая различий между субъектами данного преступления по признаку государственной принадлежности либо иным, то морской терроризм при этом, как следует из определения терроризма в целом, преследует иные, в том числе политические, цели, преследуя также и цели устрашения и запугивания, и носит открытый характер.

Конвенция 1988 года определяет незаконные акты против морских судов, указанные в статье 3, как тяжкие преступления, кроме того, декларируют во всех случаях совершения таких актов неотвратимость преследования лиц, их совершивших. С этой целью Конвенция устанавливает именно обязанность, а не право государств - участников Конвенции либо выдать виновные лица, либо самостоятельно осуществлять их преследование в соответствии с нормами национального законодательства, предусматривая при этом суровые меры наказания за совершение перечисленных в Конвенции преступлений с учетом их тяжкого характера.

Можно сделать вывод, что рассматриваемая норма предусматривает обязанность установления только уголовной ответственности. Однако при этом очевидно, что все деяния, посягающие на безопасность мореплавания неизменно влекут и причинение материального ущерба, и, как следствие, наступление гражданско-правовой ответственности, в связи с чем представляется логичным в рамках уголовного преследования виновных лиц также и возмещение материального ущерба.

Следует отметить еще некоторые особенности данной Конвенции, в частности,, что Конвенция 1988 года не распространяется на военные и военно-вспомогательные суда, равно как и на суда, используемые в таможенных или полицейских целях, положения Конвенции применяются относительно инцидентов, совершаемых в морских пространствах, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства, регулирует вопрос о юрисдикции государств-участников Конвенции, не исключая никакой уголовной юрисдикции, осуществляемой в соответствии с национальным законодательством.

Дополнением Конвенции 1988 года является Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, от 10 марта 1988 г. Расширяя сферу действия Конвенции 1988 года, данный протокол устанавливает действие ее положений в случае совершения незаконных актов также на борту или против стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе

[3].

Еще одним нормативным актом, направленным на борьбе с терроризмом на море является Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), принятый в ответ на печально известные события 11 сентября 2001 года.

В ноябре 2001 года на 22-ой сессии Ассамблеи ИМО единогласно принято решение о необходимости разработки новых мер в отношении судов и портовых средств для принятия их в декабре 2002 года на Конференции Договаривающихся правительств Конференции СОЛАС-74, на которой 9-13 декабря 2002 года принят в т.ч. Международный кодекс по охране судов и портовых средств.

Кодекс ОСПС представляет собой комплекс положений о специальных охранных мероприятиях, обязательных для выполнения судоходными компаниями и портами, устанавливающий требования к судам и портовым сооружениям по охране и защите судоходства от любых противоправных действий террористов, пиратов и мошенников. Особенностью Кодекса ОСПС является то, что он одновременно регулирует охрану судов и портовых средств, что представляется обоснованным с учетом того, зачастую противоправные акты против судов бывают спланированы, а иногда и осуществляются на берегу или вблизи побережья.

Целями Кодекса ОСПС являются создание международной структуры, использующей сотрудничество между Договаривающимися правительствами, правительственными

учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов для выявления угрозы и принятия мер, предупреждающих происшествия, связанные с нарушением охраны судов или портовых средств, используемых в международной торговле, распределение соответствующих ролей и ответственности между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов на национальном и международном уровнях для обеспечения охраны на море, обеспечение заблаговременного и эффективного сбора и обмена информацией, связанной с охраной, предоставление методологии оценок охраны, так чтобы иметь готовые планы и процедуры реагирования на изменяющиеся уровни охраны, обеспечение уверенности в том, что в наличии имеются адекватные и надлежащие меры обеспечения охраны на море [4].

Для достижения поставленных целей, Кодексом установлено большое количество обязательных функциональных требований, в частности определено, что его положения применяются к совершающим международные рейсы пассажирским судам, в т.ч. высокоскоростным пассажирским судам, грузовым судам, включая высокоскоростные суда, вместимостью 500 т и более, морским передвижным буровым установкам, и не распространяются, в чем мы видим сходство с Конвенцией 1988 года, на военные корабли, вспомогательные суда военно-морского флота и другие суда, принадлежащие Договаривающемуся правительству или эксплуатируемые им и используемым только для правительственной некоммерческой службы [4].

Если же подробнее остановиться на правовом регулировании предотвращения конкретных видов названных ранее незаконных актов, то можно упомянуть, что, например, четкое определение пиратству дано в Конвенции об открытом 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.: таковым признается любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершенный с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту; против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства. Также пиратством является любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом; любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению указанных выше действий. Это определение принято многими странами в нормах уголовного законодательства, в том числе отражено в статье 277 Уголовного кодекса РФ.

На 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята Резолюция A/RES/63/111 от 12 февраля 2009 г. по вопросам океана и морского права, призывающая все государства в сотрудничестве с Международной морской организацией к активной борьбе с пиратством и вооруженным разбоем на море путем принятия мер, в том числе касающихся содействия в создании потенциала путем обучения моряков, служащих портов и сотрудников правоохранительных органов в предупреждении, отчетности и расследовании инцидентов, для привлечения виновных к ответственности в соответствии с международным правом, а также путем принятия национального законодательства [5].

На 26-й сессии Ассамблея ИМО приняла Резолюцию А.1025(26) - Кодекс практики расследований преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем против судов, целью которого является предоставление в распоряжение государственных органов унифицированного порядка расследования преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем на море, а также, выражая озабоченность продолжающимися актами пиратства и вооруженного разбоя против торговых судов у побережья Сомали, Резолюцию А.1026(26), в которой призывает все заинтересованные правительства предпринимать все меры предосторожности для защиты судов под своим флагом от нападений пиратов, основанные на рекомендациях, разработанных Организацией [6].

Как уже следует из вышесказанного, Конвенция об открытом 1958 г. и в Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. явились основой для формирования комплекса инструментов правового регулирования борьбы с пиратством, как в международном праве, так и в системах национального законодательства многих государств. В этом комплексе следует отметить, в частности, Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 г., которая определяет порядок сотрудничества государств в целях борьбы с пиратством, определенным образом расширяя при том полномочия этих государств в указанном вопросе.

Борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в том числе на море, посвящена Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., поскольку морской транспорт нередко используется и при осуществлении незаконных перевозок наркотических средств и психотропных веществ, и это единственный международный договор о международном сотрудничестве в этой области [7].

Серьезную угрозу для безопасности судоходства в пределах морских пространств представляют преступления, связанные со столкновением морских судов. В соответствии со ст. 97 Конвенции 1982 г. в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, никакое уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица не может быть возбуждено, иначе как перед судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является [1] Правовое регулирование предотвращения этих деяний осуществляет Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов на море 1972 г.[8]

Еще одна категория деяний, преступность которых признана международным правом, включает деяния, связанные с неоказанием помощи на море, и здесь действуют положения Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. (с изменениями от 27 мая 1967 года), предусматривающая, в частности, обязанности капитана судна оказать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море, в опасности погибнуть [9]. Аналогичные положения содержатся и Международной конвенции о спасании 1989 г. [10].

Конвенции 1982 г. устанавливает понятие «несанкционированное вещание» - это передача, в нарушение международных правил, звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, исключение составляет передача сигналов бедствия. Любое лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде государства флага судна, государства регистрации установки, государства, гражданином которого является это лицо, любого государства, где могут приниматься передачи. или же любого государства, санкционированной радиосвязи которого создаются помехи.[1].

С целью защиты подводных телеграфных, телефонных, высоковольтных кабелей и подводных трубопроводов, проводимых государства в пределах морских пространств Конвенция 1982 г. устанавливает обязанность каждого государства создать комплекс норм, предусматривающих ответственность за разрыв или повреждение подводного кабеля в открытом море каким-либо судном, плавающим под его флагом, или каким-либо лицом под его юрисдикцией, совершаемые намеренно или в силу преступной небрежности таким образом, что это может прервать или затруднить телеграфную или телефонную связь, а равно разрыв или повреждение при таких же обстоятельствах подводного трубопровода или высоковольтного кабеля [1].

Анализируя сказанное, мы видим, что в современном международном праве вопросу предотвращения незаконных актов, совершаемых против морских судов, существует в основе своей достаточный комплекс норм, определяющих как преступность и наказуемость деяний, являющихся незаконными по отношению к морским судам, так и порядок как самостоятельных действий государств в случае свершение таких деяний, как и порядок взаимодействия. Однако, с учетом количества преступлений, совершаемых против морских судов остается неизменно высоким, а также с учетом совершенствования способов и средств реализации преступного умысла в рассматриваемой сфере, тяжести последствий совершения противоправных деяний в морских пространствах, существующее современное законодательство требует постоянного совершенствования как глобального регулирования, так и положений национального законодательства в этой части.

Пристатейный библиографический список:

1. Конвенция ООН по морскому праву. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/

2. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/maritme.shtml

3. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/shelf_security.shtml

4. Международный кодекс пои охране судов и портовых средств. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902019001

5. Резолюция A/RES/63/111. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://undocs.Org/ru/A/RES/63/111

6. Кодекс практики расследований преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем против судов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/57/72

7. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121092/

8. Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов на море [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901005

9. Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901796831

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.