Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВАЦИИ В РОССИИ '

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская авиация / безопасность воздушных перевозок / правовое регулирование / civil aviation / air transportation safety / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.Н. Керницкий, Е.Л. Фарафонтова

Эффективное правовое регулирование гражданской авиации является необходимым шагом для обеспечения квалитативной и безопасной перевозки, а также развития транспортной отрасли в целом. Рассмотрены проблемные аспекты регулирования и меры по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В.Н. Керницкий, Е.Л. Фарафонтова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF CIVIL AVIATION IN RUSSIA

Effective legal regulation of civil aviation is a necessary step to ensure a qualified and safe transportation, as well as the development of the transport industry as a whole. The problematic aspects of regulation and measures to address them are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВАЦИИ В РОССИИ »

УДК 34.096

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВАЦИИ

В РОССИИ

В. Н. Керницкий Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: edu@kernitskiy.ru

Эффективное правовое регулирование гражданской авиации является необходимым шагом для обеспечения квалитативной и безопасной перевозки, а также развития транспортной отрасли в целом. Рассмотрены проблемные аспекты регулирования и меры по их решению.

Ключевые слова: гражданская авиация, безопасность воздушных перевозок, правовое регулирование.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF CIVIL AVIATION IN RUSSIA

V. N. Kernitskiy Scientific Supervisor - E. L. Farafontova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: edu@kernitskiy.ru

Effective legal regulation of civil aviation is a necessary step to ensure a qualified and safe transportation, as well as the development of the transport industry as a whole. The problematic aspects of regulation and measures to address them are considered.

Keywords: civil aviation, air transportation safety, legal regulation.

Развитие такой отрасли, как гражданская авиация в России, и возникновение различных новых сфер ее применения вызвало собой необходимость разработки целесообразной системы воздушного права с глубокой и детальной регламентацией всех сторон ее деятельности. В современном мире гражданская авиация является одной из самых крупнейших воздушных отраслей России, она представляет собой не только перевозку пассажиров до необходимого пункта назначения, но и охватывает различные виды деятельности, например: медицинские перевозки, спорт, культура, транспортировка грузов, авиация служб спасения и различные аварийные работы. Ввиду своей мобильности данный вид транспорта является востребованным сегодня, не имея конкурентоспособных средств транспортировки до пункта назначения как людей, так и предметов.

Статистика говорит о том, что в России объем воздушного движения постепенно растет. Интенсивность воздушного движения в 2019 году достигла крайне высокой отметки в 1,83 млн полетов. Общее количество полетов за минувший год возросло на 15,6%, при этом, большая часть из них сопровождается именно российскими авиационными диспетчерами. Тенденция роста объема гражданских авиационных перевозок, говорит о необходимости тщательного правового регулирования данной отрасли [1].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

Воздушное право является комплексной отраслью российского права. Основой объединения различных норм права в рамках воздушного права служит, с одной стороны, его специфичность, а с другой - общность регулируемых общественных отношений, в целом связанных с авиацией. Законодательным базисом формирования всей системы воздушного права и его основных институтов на территории страны является Воздушный кодекс РФ (далее ВК РФ), это кодифицированный нормативно-правовой акт, который служит основным источником, координирующим отношения в сфере эксплуатации воздушного пространства Российской Федерации и работ в области авиации в целом. ВК РФ направлен на обеспечение нужд граждан страны и экономики в воздушных перевозках, различного рода воздухоплавательных работ, а также на поддержание обороны и безопасности государства, защиты интересов государства, защищенности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности. Источниками воздушного права являются различные международные договоры Российской Федерации, действие которых, в соответствии с Конституцией РФ, имеет преимущество в отношении соответствующих норм внутреннего законодательства государства в случае их коллизии. Международное публичное право в основе своей регулирует отношения суверенных государств в области воздухоплавания и определяет вид правового режима воздушного пространства. Важным моментом является то, что различные нормы международных договоров и конвенций подлежат обязательному применению в процессе осуществления функционирования международного транспорта во взаимоотношениях стран [2].

Правовое регулирование гражданской авиации является одним из гарантов качественных и безопасных авиационных перевозок, однако воздушное право, как и любая другая отрасль права, характеризуется наличием многих проблем, таких как: недовершенность, наличие пробелов законодательной базы, недостаточная активность в исполнении норм и правил Международной организации гражданской авиации (ИКАО), слабое научное оснащение нормотворческой деятельности в области использования воздушного пространства [3].

Начиная с 2014 г. в Федеральном агентстве воздушного транспорта создан и постоянно обновляется "Архив материалов расследований различных инцидентов и производственных происшествий". Сбор таких материалов позволяет сформировать целую сеть коллективного использования информации о безопасности полетов среди всех пользователей авиационных систем и поддержания свободного обмена информацией о фактических и потенциальных недостатках в области обеспечения безопасности полетов, как это предусмотрено рекомендациями приложения 19 «Управление безопасностью полетов» к Конвенции о международной гражданской авиации. События последних лет, которые непосредственно связаны с авиационными авариями и катастрофами, привели к обсуждению среди специалистов вопросов, затрагивающих систему государственного управления в сфере гражданской авиации и осуществления безопасных полетов на воздушном транспорте. В первом квартале 2020 года, в Государственной Думе Российской Федерации Общественный совет «Агентства по развитию транспорта и безопасности», Комитет по транспортной и авиационной безопасности ассоциации «Аэропорты гражданской авиации» провели совместное заседание. Предметом обсуждения собравшихся представителей различных государственных ведомств и ведущих предприятий всей авиационной отрасли послужило законодательное обеспечение авиационной и транспортной безопасности. Выступая на заседании, председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по транспорту и строительству, председатель Общественного совета АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» Александр Старовойтов сообщил, что на текущее время главной проблемой отрасли гражданской авиации остается прежде всего двойное регулирование в сфере авиационной безопасности. Предприятия авиационной отрасли руководствуются в своей деятельности статьей 83 Воздушного кодекса, которая указывает на то, что авиационная безопасность защищена от актов незаконного вмешательства. Однако Российская Федерация, как член ИКАО, должна внедрять международные стандарты в

области безопасности в авиации, которые не всегда соответствуют национальным нормам, авиационные предприятия обязаны единовременно поддерживать функционирование двух параллельных систем по обеспечению безопасности перелетов [4].

Согласно утвержденному в 2012 году Президентом Российской Федерации документу, содержащему основы государственной политики в области авиационной деятельности на период до 2020 года, одной из преимущественных мер государственного регулирования в сфере гражданской авиации, является повышение авиационной безопасности и безопасности перелетов воздушных судов. Для того чтобы не допустить случаи нарушения безопасности авиационных перевозок, обеспечить безопасность пассажиров и грузов, удовлетворить требования международных договоров, а также обеспечить дальнейшую интеграцию национальной транспортной системы в международную транспортно-логистическую систему, необходимо провести комплекс мероприятий по решению проблемы правового регулирования гражданской авиации путем приведения к соответствию, равенству и балансу, между нормами безопасности международного права в отрасли и нормами, регулирующими затрагиваемые аспекты непосредственно на территории Российской Федерации.

Действиями, принимаемыми для решения данного вопроса, могут являться:

- разработка, внедрение и реализация государственных целевых программ, направленных прежде всего на развитие отрасли гражданской авиации; [5]

- внесение изменений в ВК РФ с целью приведения законодательства Российской Федерации в сфере воздушных перевозок в соответствие с международными правовыми нормами; [6]

- создание различных нормативно-правовых актов, конкретизирующих и обобщающих требования к осуществлению безопасных перевозок на территории внутри страны, а также в воздушной акватории других государств.

Таким образом, решение проблем, стоящих перед российской гражданской авиацией, представляется возможным только в том случае, если ее развитие станет одной из приоритетных задач в сфере транспорта. Финансирование, организационная и законодательная поддержка - вот главные и необходимые меры, которые может предпринять государство.

Библиографические ссылки

1. Военное обозрение. Гражданская авиация России: проблемы и успехи в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: https://topwar.ru/166868-grazhdanskaja-aviacija-rossii-problemy-i-uspehi-v-2019-godu.html (дата обращения: 21.03.2020).

2. Кириченко Л. П. Правовые основы регулирования деятельности гражданской авиации : учеб. пособие. Ульяновск : УВАУ ГА, 2004. 310 с.

3. Юрьев С.С. Воздушное право и его понимание субъектами авиационной деятельности // Воздушное право России: развитие и перспективы. Научно-практическая конференция.: Сборник докладов. - СПб., Университет гражданской авиации, 2010, С. 11-26

4. Вечерняя Москва. Проблемы гражданской авиации обсудили в Госдуме [Электронный ресурс]. URL: https://vm.ru/news/776634-problemy-grazhdanskoj-aviacii-obsudili-v-gosdume (дата обращения: 21.03.2020).

5. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902344136 (дата обращения: 21.03.2020).

6. Президент России. Внесение изменений в Воздушный кодекс [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/56200 (дата обращения: 21.03.2020).

© Керницкий В. Н., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.