Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ '

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование / НПА / ИКАО / авиация / перелеты / воздушное судно / law regulation / legal acts / ICAO / aviation / flights / aircraft

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.А. Мишин, Г.И. Петрова

Осуществлен анализ актуальных аспектов правового регулирования безопасности полетов. Определены понятие и сущность безопасности полетов. Осуществлен синтез терминологии и уточнено понятие термина. Изучено национальное законодательство в области регулирования безопасности полетов гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С.А. Мишин, Г.И. Петрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF LAW REGULATION OF FLIGHT SAFETY

This article analyzes the current aspects of legal regulation of flight safety. The concept and essence of flight safety are defined. The terminology was synthesized and the concept of the term was clarified. National legislation in the field of civil aviation safety regulation has been studied.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ »

УДК 656

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЛЕТОВ

С. А. Мишин Научный руководитель - Г. И. Петрова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: sergeiy41296@gmail.com

Осуществлен анализ актуальных аспектов правового регулирования безопасности полетов. Определены понятие и сущность безопасности полетов. Осуществлен синтез терминологии и уточнено понятие термина. Изучено национальное законодательство в области регулирования безопасности полетов гражданской авиации.

Ключевые слова: правовое регулирование, НПА, ИКАО, авиация, перелеты, воздушное судно.

ACTUAL PROBLEMS OF LAW REGULATION OF FLIGHT SAFETY

S. A. Mishin Scientific supervisor - G. I. Petrova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: sergeiy41296@gmail.com

This article analyzes the current aspects of legal regulation of flight safety. The concept and essence of flight safety are defined. The terminology was synthesized and the concept of the term was clarified. National legislation in the field of civil aviation safety regulation has been studied.

Keywords: law regulation, legal acts, ICAO, aviation, flights, aircraft.

Воздушный транспорт - важнейший элемент современной экономики. Отрасль быстро и эффективно развивается. С момента изобретения авиации и по сей день важнейшей задачей последней является обеспечение безопасности. В повышении безопасности полетов заинтересованы все пользователи воздушного транспорта. Сам термин «безопасность воздушных полетов» имеет несколько разнящихся формулировок.

Формулировки «безопасность полетов воздушных судов» и «безопасность полетов» являются по своей сути комплексной характеристикой, присущей полету воздушного транспорта, а также и авиационных работ. Термин подразумевает возможность и уровень обеспечения реализации полетов без угрозы жизни и здоровью людей.

Достаточно четко отражено значение безопасности полетов на международном уровне в ст. 44 Чикагской конвенции, которая определяет ответственность ИКАО (International Civil Aviation Organization) [2] в рамках обеспечения безопасности полетов и гражданской авиации во всем мире.

Важнейшим компонентом обеспечения государственной безопасности полетов является государственная политика в этой области. Документ ИКАО 9859 «Руководство по управлению безопасностью полетов» [1] дает следующее определение государственной политики и целей в области безопасности полетов: это четко обозначенные методики,

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

регламенты, инструкции, средства и методы осуществления административного контроля, процедуры и методы в рамках исправления и выявления недостатков в сфере управления безопасностью полетов. Государственная политика обеспечения безопасности полетов чаще всего включает в себя такие элементы как: нормативно-правовая база регулирования безопасности полетов; сфера ответственности и отчетности в области обеспечения безопасности полетов; расследование авиационных происшествий, катастроф, аварий, инцидентов; правоприменительная практика.

ИКАО является лидером, осуществляющим регулирование вопросов международной безопасности перелетов. Организация обеспечивает эффективное сотрудничество и связи в рамках развития мировой гражданской авиации, формирует межгосударственное и межведомственное взаимодействие в этом направлении.

Этот же тезис реализован в Федеральном законе «О транспортной безопасности» [5], провозглашающем важнейшие принципы безопасности, законности. Главная цель правового регулирования в этой сфере, безусловно, относится к обеспечению безопасности граждан, защите их жизни и здоровья.

Среди проблем правового регулирования безопасности полетов в РФ следует отметить затянутый процесс принятия нормативных правовых актов.

Требования к безопасности полетов закладываются еще на стадии проектирования, испытания, производства авиационного транспорта, реализуются также при изготовлении конструкции воздушных судов. Речь идёт о комплексной ответственности инженеров, летчиков, диспетчеров, всех работников, так или иначе вовлеченных в процесс полета.

Еще одна правовая проблема - это обеспечение правового регулирования безопасности сопровождения воздушных судов в полете. Террористические угрозы и акты в современном мире - один из триггеров общества.

В своё время Главное управление МДВ вместе с Государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта РФ прорабатывали возможности сопровождения милицией внутренних и международных авиарейсов. Однако данный вопрос не урегулирован до сих пор. В соответствии с федеральным законодательством о транспортной безопасности, органы внутренних дел осуществляют свою деятельность в зонах транспортной инфраструктуры и в отношении транспортных средств в рамках Федерального закона «О полиции», котором, однако, не предусмотрено возможности сопровождения воздушных судов.

На борту воздушного судна нередко совершаются преступления, проступки, влекущие как административную, так и уголовную ответственность. Новая редакция статьи о хулиганстве, ужесточающая наказание для авиадебоширов, предусматривает штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей либо обязательные работы на срок до 480 часов, исправительные работы на срок до двух лет, принудительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет. В результате, за последние два года практически в два раза возросло количество уголовных и административных дел, связанных с авиадебошем.

В 2016 году более 1 тыс. 180 пассажиров не были допущены к перевозке, органы внутренних дел на воздушном транспорте привлекли к административной ответственности 1 тыс. 164 человека, к уголовной - 116 человек, еще 459 пассажиров были сняты с воздушных судов.

Подобные действия пассажиров могут нести несомненную угрозу безопасности авиаперелета. Главным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок осуществления авиаперелетов, выступает Воздушный кодекс Российской Федерации, пп. 4 п. 5 статьи 84 которого [3] отмечает, что осуществление контроля за обеспечением авиационной безопасности может включать в себя возможность сопровождения сотрудниками воздушного судна, если получена информация и имеются основания о существовании угроз в отношении безопасности реализации перелета. Однако МВД РФ и

Министерство транспорта России не осуществляют подготовку специальных сотрудников, в чьей компетенции находилось бы выявление и сопровождение подобных авиарейсов. И уже с 2013 году в Положении об Управлении транспортной безопасности функции сопровождения воздушного судна не существует.

Таким образом, как на федеральном, так и на региональном уровне в России детально не урегулирован вопрос обеспечения и правового регулирования возможности сопровождения воздушных судов с целью обеспечения безопасности авиаперелетов. Международные нормы предусматривают возможность сопровождения сотрудником службы безопасности или государственным служащим воздушного судна в рамках достижения безопасности авиаперелета. Это соответствует, в частности, Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях [4].

Уровень безопасности полетов зависит от разнообразных факторов - системных и внесистемных. Системные - факторы внутренних свойств авиационно-транспортной системы. Внесистемные - факторы внешней среды. Большая часть системных факторов зависит от действий экипажа, т. е. человеческого фактора. Также важной является эффективность функционирования техники.

Обеспечение безопасности полетов на современном этапе - актуальная проблема, поскольку каждый случай авиационных катастроф влияет на уровень развития отрасли в целом, на спрос и динамику показателей. Человеческая жизнь является высшей ценностью современного общества. Потому вопросы правового регулирования безопасности полетов должны находиться под пристальным вниманием специалистов и государства.

Библиографические ссылки

1. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП). Бос9859, АЫ/474. Издание третье, 2013 г.

2. Конвенции о международной гражданской авиации Издание первое, июль 2013 г.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 18.02.2020)

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2020)

5. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О транспортной безопасности»

© Мишин С. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.