Научная статья на тему 'Координация деятельности ведомств и организаций в сфере гражданской авиации - основа обеспечения безопасности полетов'

Координация деятельности ведомств и организаций в сфере гражданской авиации - основа обеспечения безопасности полетов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
329
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЁТОВ / АВИАЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SAFETY OF FLIGHTS / REGULATION IN AVIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириченко Людмила Петровна

Статья посвящена требованиям ИКАО о роли и функциях государства в области регулирования ГА. Рассмотрены подходы к решению вопросов обеспечения безопасности полетов в рамках сложившейся системы управления в ГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кириченко Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION OF AGENCY AND ORGANIZATION ACTIVITIES IN THE SPHERE OF CIVIL AVIATION - THE BASES OF PROVIDING FLIGHT SAFETY

ICAO demands of the role and functions of the government in the sphere of civil aviation regulations. Approaches to the solving the problems of providing flight safety in present system of governance in civil aviation.

Текст научной работы на тему «Координация деятельности ведомств и организаций в сфере гражданской авиации - основа обеспечения безопасности полетов»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 347.824:347.822.4

КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДОМСТВ И ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

Л.П. КИРИЧЕНКО

Статья представлена доктором технических наук, профессором Лебедевым А.М.

Статья посвящена требованиям ИКАО о роли и функциях государства в области регулирования ГА. Рассмотрены подходы к решению вопросов обеспечения безопасности полетов в рамках сложившейся системы управления в ГА.

Ключевые слова: безопасность полётов, авиационное регулирование.

Одним из основных и не решенных до настоящего времени вопросов обеспечения деятельности гражданской авиации РФ остается высокий уровень ее аварийности.

В России и в странах - членах ИКАО динамика показателей и причины авиационных происшествий оцениваются для воздушных судов 1-3 классов, так как именно на них осуществляется основной объем перевозок пассажиров и грузов. Анализ относительных показателей безопасности полетов показывает нестабильность уровня безопасности полетов в Российской Федерации. Огромное влияние на безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации оказывают различные факторы, важную роль среди которых играет фактор стабильности и эффективности функционирования органов государственной власти, регулирующих деятельность в рассматриваемой отрасли.

В рамках мирового авиационного сообщества основными субъектами обеспечения безопасности признаются государства в лице своих уполномоченных органов. Руководство ИКАО 8335 - ЛК/879 устанавливает требование о наличии в государстве единого государственного органа, который отвечает за все вопросы гражданской авиации. Одной из ключевых функций соответствующего полномочного органа является определение и распределение задач и координация деятельности ведомств и организаций государства, аэропортов и эксплуатантов воздушных судов и других органов, занимающихся различными аспектами национальной программы безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации или отвечающих за их осуществление.

Требования ИКАО в вопросах о роли и функциях государства в области регулирования гражданской авиации находят выражение в главном тезисе - государство должно создать систему государственного регулирования ГА. Государственное регулирование в сфере ГА имеет очень важное практическое значение - от его эффективности напрямую зависит успешное развитие регулируемых общественных отношений, таких как безопасность полетов.

В России в условиях, когда идет постоянное «непрекращающееся» реформирование системы и структуры исполнительных органов ГА, никто не сможет поручиться за надлежащее исполнение данными органами своих обязанностей по государственному регулированию в сфере гражданской авиации, контролю и надзору за безопасностью полетов. Раздробленность авиационной администрации - фактор изначально неблагоприятный. Результаты административной реформы показывают, что в России в ближайшем будущем не будет единой и сильной авиационной администрации, подобной авиационной администрации США. В рамках СНГ не ожидается создание аналога европейского агентства регулирования гражданской авиации БЛ8Л. Что же можно попытаться сделать, чтобы компенсировать раздробленность авиационного регулирования? Частично ответ на этот вопрос содержится в федеральных и ведомственный целевых программах и программных мероприятиях, предусмотренных государственной программой обеспечения безопасности полетов воздушных судов ГА.

В настоящее время при сложившейся системе управления в гражданской авиации необходим скоординированный подход к решению вопросов обеспечения безопасности полетов, основной целью которого является понимание всеми участниками процесса обеспечения безопасности полетов своей ответственности за предотвращение авиационных происшествий. Скоординированный подход предусматривает:

• внедрение системы контроля за безопасностью полетов путем постоянного мониторинга выполнения требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов в

части безопасности полетов, инспекций и проверок состояния безопасности полетов при выполнении основных производственных функций авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения;

• применение в случае необходимости принудительных мер в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;

• мониторинг новых технологий отраслевой практики в целях повышения эффективности авиационной системы государства;

• ведение баз данных о свидетельствах авиационного персонала, удостоверениях о летной годности воздушных судов и сертификатах организаций гражданской авиации, о нарушениях воздушного законодательства Российской Федерации и сведениях, касающихся авиационных происшествий (инцидентов);

• проведение анализа тенденций в области безопасности полетов, включая данные об авиационных происшествиях (инцидентах) и результаты оценки выполнения требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов в части безопасности полетов, инспекций и проверок состояния безопасности полетов;

• информационное обеспечение безопасности полетов посредством распространения специализированных материалов по безопасности полетов, проведения семинаров и конференций по данной тематике1.

Если говорить о системе контроля за безопасностью полетов, то не определен предмет, субъекты и объекты этой области деятельности. Отсутствуют строгий юридический и иерархический порядок осуществления контроля. Не создан единый государственный орган, объединяющий усилия всех участников процесса обеспечения безопасности полетов.

Продуманная законодательная база - центральный элемент любой транспортной системы, в том числе авиационной. Без законодательства, четко определяющего на всех уровнях управления задачи по государственному регулированию, невозможно консолидировать усилия субъектов, обеспечивающих безопасность полетов. Однако основополагающий правовой акт в области авиационной деятельности - Воздушный кодекс РФ - не содержит разделов, регламентирующих вопросы государственного регулирования и государственного контроля деятельности в области безопасности полетов. Глава 4 ВК РФ устанавливает только общий порядок осуществления государственного контроля в области гражданской авиации.

При организации контроля и надзора должны широко использоваться новые информационные технологии, определенные соответствующими стандартами. Но в авиации до сих пор к новым информационным технологиям относятся как к вспомогательному инструменту. От наличия или отсутствия информационных технологий зависит сам вид системы регулирования. С использованием технологий -одна система регулирования, без них - другая.

Сегодня становится очевидным, что для такой сложной системы, как гражданская авиация, необходим четкий контроль и четкая подчиненность. И приоритетными во многих ситуациях будут требования ИКАО, которые следует выполнять, так как РФ является государством - участником Чикагской конвенции и обязана соблюдать те принципы и правила, которые заложены в этой конвенции.

COORDINATION OF AGENCY AND ORGANIZATION ACTIVITIES IN THE SPHERE OF CIVIL AVIATION - THE BASES OF PROVIDING FLIGHT SAFETY

Kirichenko L.P.

ICAO demands of the role and functions of the government in the sphere of civil aviation regulations. Approaches to the solving the problems of providing flight safety in present system of governance in civil aviation.

Key words: safety of flights, regulation in aviation.

Сведения об авторе

Кириченко Людмила Петровна, окончила Ульяновский политехнический институт (1973), доцент кафедры лётной эксплуатации и безопасности полётов ФГОУ ВПО Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации, автор 16 научных работ, область научных интересов - воздушное право и проблемы безопасности полетов.

1 Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации: утв. распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 641-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.