Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
438
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЗДУШНОЕ ХУЛИГАНСТВО / ТРЕБОВАНИЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Юрий Викторович, Абрамов Вадим Николаевич, Березкин Антон Михайлович

Обосновывается актуальность проблемы обеспечения безопасности на борту воздушного судна, находящегося в полете, путем его сопровождения специально подготовленными сотрудниками. Указывается на пробелы и противоречия нормативных правовых актов Российской Федерации в части правового регулирования указанной превентивной меры обеспечения авиационной безопасности, вносятся соответствующие нормотворческие и организационные предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степаненко Юрий Викторович, Абрамов Вадим Николаевич, Березкин Антон Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY ON BOARD AIRCRAFT

The urgency of the problem of security on Board aircraft in flight, through its support of specially trained personnel. Identifies gaps and inconsistencies in the regulatory legal acts of the Russian Federation in the legal regulation of specified preventive measures to ensure aviation security, are appropriate normative and organizational proposals.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА»

ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ СТЕПАНЕНКО,

Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России», профессор кафедры «Административное и информационное право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации;

ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ АБРАМОВ,

начальник отделения системного анализа и зонального контроля

организационно-контрольного управления Главного управления на транспорте МВД России;

АНТОН МИХАЙЛОВИЧ БЕРЕЗКИН,

начальник отдела правового обеспечения и международного сотрудничества

Главного управления на транспорте МВД России

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Обосновывается актуальность проблемы обеспечения безопасности на борту воздушного судна, находящегося в полете, путем его сопровождения специально подготовленными сотрудниками. Указывается на пробелы и противоречия нормативных правовых актов Российской Федерации в части правового регулирования указанной превентивной меры обеспечения авиационной безопасности, вносятся соответствующие нормотворческие и организационные предложения.

Ключевые слова: транспортная безопасность, авиационная безопасность, сопровождение воздушных судов, воздушное хулиганство, требования по соблюдению транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности.

Y.V. Stepanenko, Honoured lawyer of the Russian Federation, doctor of legal Sciences, Professor, chief scientific officer FGKU «VNII MVD of Russia», Professor of the Department of Administrative and information law Financial University under the Government of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (499) 159-92-75;

V.N. Abramov, head of Department system analysis and zonal control organizational-control control Master of transport management, Ministry of internal Affairs of Russia: e-mail: [email protected], tel. 8 (495) 214-12-69;

A.M. Berezkin, head of Department of legal support and international cooperation Master of transport management, Ministry of internal Affairs of Russia: e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 214-11-55.

Security on Board aircraft.

The urgency of the problem of security on Board aircraft in flight, through its support of specially trained personnel. Identifies gaps and inconsistencies in the regulatory legal acts of the Russian Federation in the legal regulation of specified preventive measures to ensure aviation security, are appropriate normative and organizational proposals.

Key words: transport safety, security, maintenance of aircraft, aircraft hooliganism, requirements to comply with transportation security, Department of transport security.

Первый захват террористами самолета в СССР произошел 15 октября 1970 г.1 В этот день в аэропорту г. Сухуми отец и сын Бразинскасы захватили воздушное судно Ан-24 с 46 пассажирами на борту, выполнявшее рейс по маршруту Батуми - Сухуми - Краснодар. Во время захвата самолета, пытаясь предотвратить угон, погибла бортпроводница Надежда Курченко. После этого чрезвычайного происшествия Правительством страны было принято решение о создании под-

разделений воздушной милиции. В те годы, наряду с выполнением других задач по охране правопорядка на объектах воздушного транспорта, сотрудники Московского управления милиции, сопровождавшие пассажирские рейсы, вылетали в 21 город СССР2.

С тех пор и по настоящее время к числу не до конца решенных проблем обеспечения авиационной безопасности относится проблема правового регулирования и организации сопровождения

воздушных судов в полете. Эта проблема актуализируется всякий раз, когда в стране происходит очередной всплеск так называемого воздушного терроризма. Кроме того, необходимость решения этой проблемы обусловливается заметным распространением в стране «воздушного хулиганства». Речь идет об участившихся в последние годы случаях совершения правонарушений на борту воздушного судна гражданами в состоянии алкогольного опьянения или из хулиганских побуждений, получивших большой общественный резонанс.

В соответствии с приказом МВД России от 29 октября 2001 г. № 951 «О неотложных мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России»3 Главным управлением внутренних дел на транспорте и специальных перевозок МВД России совместно с Государственной службой гражданской авиации Минтранса России в свое время прорабатывался вопрос о целесообразности сопровождения нарядами транспортной милиции международных и внутренних авиарейсов: осуществлялись расчеты, проводились рабочие встречи, изучалось мнение специалистов. Однако тогда этот вопрос так и не был решен.

По результатам проведенного в тот период изучения мнения сотрудников органов внутренних дел на транспорте положительный ответ на вопрос: «Считаете ли Вы целесообразным возврат к сопровождению воздушных судов нарядами милиции?» - дали 82% респондентов. Необходимо отметить, что в настоящее время Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»4 с учетом изменений и дополнений, внесенных в него Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности»5, не урегулированы вопросы сопровождения воздушных судов, находящихся в полете, в том числе силами полиции. По смыслу этого Закона в действующей редакции полиция на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, в том числе в зонах транспортной безопасности, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г № З-ФЗ «О полиции»6. Вместе с тем, действующие законодательные положения не исключают возможности введения сопровождения воздушных судов сотрудниками полиции. Этот вопрос требует лишь дополнительной правовой регламентации хотя бы на межведомственном уровне. В качестве

примера по аналогии можно привести совместный приказ МВД России № 1022, Минтранса России от 27 декабря 2013 г. № 487 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения»7.

На наш взгляд, восстановление института сопровождения воздушных судов в современных условиях является актуальной и важной задачей. В связи с этим издание нормативного правового акта, который бы детально урегулировал данные вопросы, представляется не только целесообразным, но и необходимым. Так, в 2013 г. службами авиационной безопасности авиакомпаний и аэропортов пресечено 29,5 тыс. попыток проноса на борт воздушных судов запрещенных предметов и веществ. Сотрудниками органов внутренних дел на транспорте совместно с авиаперевозчиками сняты с воздушных судов гражданской авиации 574 авиапассажира, из них 20 человек привлечены к уголовной ответственности, 554 - к административной.

Анализ совершенных на воздушных судах правонарушений показал, что наиболее часто пассажиры ведут себя неадекватно в состоянии алкогольного опьянения: курят на борту самоле-та8, повреждают оборудование салона, угрожают физической расправой членам экипажа воздушного судна и пассажирам, а нередко и нападают на них. При этом спиртные напитки пассажиры употребляют как непосредственно во время полета, в том числе приобретенные в магазинах беспошлинной торговли, так и в пунктах общественного питания (кафе, барах и ресторанах) перед вылетом. В целях предупреждения таких правонарушений в 2013 г. не допущено к перевозке воздушными судами 1040 авиапассажиров, из которых 76 человек привлечены к уголовной ответственности и 964 - к административной. Хулиганские действия авиапассажиров, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, не только создают опасность для лиц, находящихся на борту воздушного судна, но и в целом негативно влияют на обеспечение авиационной безопасности. При этом необходимо отметить, что вопросы непосредственного противодействия таким угрозам в настоящее время недостаточно полно и четко урегулированы правом.

Одним из основных нормативных правовых актов, регламентирующих указанные правоотношения, является Воздушный кодекс Российской Федерации9. Подпунктом 4 п. 5 ст. 84 этого Кодек-

и и

И

э о а С

Б

О

ю

<

а С

и О X ю К

н

<

а н и К X

к

5

са установлено, что при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, вправе при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета.

Положениями об управлениях государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по федеральным округам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденными соответствующими приказами Ространснадзора10, закреплено право управлений сопровождать воздушное судно во время полета при наличии информации о возможности нарушения на нем требований авиационной безопасности. Положения об управлениях государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному, Северо-Западному и Южному федеральным округам были переутверждены приказами Ространснадзора соответственно от 31 марта 2014 г. № АК-355фс, от 14 февраля 2014 г. № АК-188фс, от 28 марта 2014 г. № АК-353фс и уже не содержали указанной нормы в прежнем виде. Перечисленные приказы вскоре утратили силу в связи с изданием приказов Ространснадзора от 11 августа 2014 г. соответственно № АК-803фс; № АК-802фс и № АК-801фс. В этот же день, 11 августа 2014 г., были изданы аналогичные приказы и по другим федеральным округам. Однако и в переутвержденных положениях мы не находим норм, связанных с сопровождением воздушных судов специально подготовленными сотрудниками.

До августа 2013 г. организация сопровождения воздушного судна во время полета инспекторским составом в соответствии с Положением об Управлении транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным приказом Ространснадзора от 28 декабря 2010 г. № ГК-1437фс11, была возложена на данное Управление, которое является структурным подразделением центрального аппарата Ространснадзора. Приказом Ространснадзора от 14 августа 2013 г. № АК-878фс было утверждено новое Положение об Управлении транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в котором указанного права на сопровождение уже не содержалось. Не содержится его и в действующем Положении об Управлении транспортной безопасности, утвержденном приказом Ространснадзора от 30 декабря 2013 г № АК-1377фс.

Таким образом, до настоящего времени как на федеральном, так и на ведомственном уровнях не установлен порядок сопровождения воздушных судов, а также не урегулированы вопросы, связанные с передачей и поступлением соответствующей информации о нарушении требований авиационной безопасности, при наличии которой необходимо организовать сопровождение воздушного судна в полете. Решение указанных вопросов, к сожалению, постоянно откладывается12.

Важно отметить, что ранее действовавшая система в части предоставления соответствующих прав по сопровождению воздушных судов полиции и инспекторам Ространснадзора в целом удовлетворяла рекомендациям руководящих документов ИКАО13. Ими предусмотрено, что сотрудник службы безопасности на борту определяется как служащий государственного учреждения (такие сотрудники должны являться служащими правительственных организаций), которому правительством государства-эксплуатанта и правительством государства регистрации разрешено находиться на борту воздушного судна с целью защиты этого воздушного судна и находящихся на его борту лиц от актов незаконного вмешательства. Данные положения корреспондируют с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)14. Так, дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции: федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Кроме этого, ст. 11.3.1 КоАП РФ за нарушение требований авиационной безопасности установлена административная ответственность. Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной нормой, должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которые также уполномочены составлять протоколы об этих административных правонарушениях.

Нарушение соответствующих требований авиационной безопасности, как правило, связано с неисполнением постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 897 «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от

актов незаконного вмешательства»15 и приказа Минтранса России от 28 ноября 2005 г. № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил „Требования авиационной безопасности к аэропортам"» (зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2005 г. № 7321 )16, которым установлены Требования, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта. Кроме того, авторы ряда научных работ по данной проблематике17 указывают на то, что правовое регулирование в рассматриваемой области включает в себя нормы, установленные приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров»18, приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил „Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»"19, приказом Минтранса России от 5 сентября 2008 г. № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил „Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации"»20.

Специализированная ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил поведения граждан, в том числе на воздушном транспорте, устанавливает наказание за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна (дела рассматривают органы, уполномоченные в области авиации, органы внутренних дел такие дела не рассматривают). Представляется, что объективная сторона указанного состава правонарушения не включает в себя действия пассажиров, устраивающих дебош на борту воздушного судна.

Данные действия наиболее соответствуют составам правонарушений, предусмотренных ст. 20.1 («Мелкое хулиганство»), 20.20 («Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах») и 20.21 («Появление в общественных местах в состоянии опьянения») КоАП РФ, или составам преступлений, предусмотренных ст. 211 («Угон судна воздушного...») и 213 («Хулиганство») Уголовного кодекса Российской Федерации21.

Меры административного и уголовного воздействия на нарушителей общественного поряд-

ка на воздушном судне, находящемся в полете, на практике возможно реализовать лишь при условии наличия на борту соответствующего уполномоченного должностного лица, которое должно не только обладать определенным объемом властных полномочий, но и быть способно своими действиями предотвратить соответствующие административные правонарушения и преступления, возможность совершения которых существует на борту воздушного судна. Представляется, что в качестве таких должностных лиц наиболее эффективно могли бы выступить сотрудники вневедомственной охраны полиции, которые при сопровождении воздушных судов будут обеспечивать охрану общественного порядка на борту, а также в случае выявления правонарушений составлять процессуальные документы и применять меры административного принуждения.

Необходимо отметить, что принятие Федерального закона от 3 февраля 2014 г № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» открыло новые перспективы для развития в этой области. Указанным актом внесен ряд существенных изменений как в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», так и в некоторые другие законы. Основные нововведения касаются, прежде всего, создания подразделений транспортной безопасности, которые предназначены для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Кроме того, введен новый вид требований - требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих на объекты транспортной инфраструктуры либо находящихся на этих объектах или транспортных средствах, которые будут обязательными для исполнения. Указанные требования будут установлены Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел22. За неисполнение указанных требований виновные будут привлекаться к административной ответственности, а в случае наступления определенных тяжких последствий - к уголовной ответственности. В

и и

И

э о а X

Б

О

ю

<

а X

и О X ю X

Н

<

а н и X X

X ^

5

связи с этим представляется целесообразным закрепить в требованиях для воздушного транспорта примерную модель поведения пассажира на борту воздушного судна, исключающую совершение им хулиганских либо иных действий, которые могут представлять угрозу воздушному судну, членам его экипажа и пассажирам. Также актуальным представляется вопрос о закреплении в указанных требованиях запрета на употребление алкогольных напитков на борту воздушного судна, если это угрожает или может угрожать его безопасности. Дополнением к данной превентивной мере могло бы стать применение на российских гражданских воздушных судах обязательной видеорегистрации. Анализируя опыт применения средств видеоконтроля на автомобильных дорогах страны, можно сделать вывод об их положительном влиянии на безопасность дорожного движения и возможности распространения такого опыта на воздушные суда. Реализация указанных мер не исключит для авиапассажиров возможности приобретать и провозить спиртные напитки, а сам факт размещения на борту видеокамер будет способствовать осмыслению людьми необходимости соответствующего поведения, напоминая об установленной законом ответственности за противоправные деяния и ее неотвратимости. Использование же на бортах российских воздушных судов видеокамер представляется возможным в рамках реализации ст. 36 Воздушного кодекса («Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов»).

Кроме того, полагаем возможным рассмотреть вопрос об организации дистанционного наблюдения за исполнением требований в области транспортной безопасности на борту воздушного судна с применением аудио- и видеосистем в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспортной безопасности. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. № 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности»23 Минтрансу России по согласованию с МВД России, ФСБ России и Минэкономразвития России было поручено утвердить перечень отнесенных к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на которых осуществляется дистанционное наблюдение за

исполнением требований в области транспортной безопасности с применением аудио- и видеосистем. Представляется целесообразным включить в указанный перечень воздушные суда, следующие по маршрутам, на которых наиболее часто происходят случаи хулиганства на борту. Данная мера будет носить не только превентивный характер, но и позволит оперативно реагировать на осложнение обстановки на борту. Вместе с тем, следует учитывать, что на сегодняшний день деятельность сотрудников органов внутренних дел и Ространс-надзора по сопровождению воздушных судов регламентирована недостаточно четко. Кроме того, Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» ориентирует на то, чтобы субъект транспортной инфраструктуры и перевозчик самостоятельно обеспечивали безопасность транспортного комплекса, в том числе воздушного судна. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть вопрос об участии в этом процессе создаваемых подразделений транспортной безопасности. По нашему мнению, сотрудники подразделений транспортной безопасности могли бы выступить эффективными субъектами указанной функции в случае наделения их соответствующими полномочиями. Конечно, для этого потребуется внесение значительного количества изменений и дополнений в действующее законодательство. При этом круг указанных подразделений транспортной безопасности в части сопровождения воздушных судов должен быть ограничен только подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта. Другие юридические лица, являющиеся подразделениями транспортной безопасности, не могут быть наделены специфическими правоохранительными полномочиями, свойственными только государственным органам и представляющим их должностным лицам.

Необходимо будет решить вопросы, связанные с реализацией соответствующих мер административного принуждения, например, административным задержанием, в условиях нахождения воздушного судна в полете. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о введении дополнительных, аналогичных по содержанию, принудительных мер, не связанных с административными правонарушениями, осуществляемых на основании положений ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения безопасности лиц, находящихся на борту воздушного судна.

Безусловно, заслуживают внимания пред-

ложения, связанные с установлением права перевозчиков формировать и публиковать так называемые черные списки пассажиров, а также отказывать лицам, включенным в такие списки, в заключении договора воздушной перевозки. Речь идет о лицах, допустивших нарушения правил поведения на борту воздушного судна, создавших угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также не выполнивших законные распоряжения командира воздушного судна. Указанная мера воздействия носит гражданско-правовой характер и, как представляется, будет значимой частью комплекса мер, принимаемых для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, при условии тщательной проработки процедурных, организационных и иных вопросов, связанных с принятием подобных решений.

Следует отметить, что проблема сопровождения воздушных судов остро стоит и перед международным сообществом в целом. Так, в марте-апреле 2014 г в г. Монреале (Канада) состоялась Дипломатическая конференция Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по международному воздушному праву. В ее работе приняли участие представители 9 специализированных международных организаций и 86 стран, включая Россию. В ходе конференции стороны не смогли достичь консенсуса в дискуссии по термину «сотрудник службы безопасности на борту воздушного судна» (далее - ССББ), и его определение было изъято из текста проекта Протокола. Вместе с тем, было отмечено, что заинтересованные государства могут использовать определение, предусмотренное Приложением 17 к Чикагской конвенции 1944 г, или вводить для отношений между собой другое определение с включением его в соответствующие двусторонние или многосторонние международные договоры.

Участники конференции также разошлись во мнениях относительно статуса ССББ судна для целей Токийской конвенции. В частности, делегации США и Австралии поддерживали необходимость приравнивания полномочий ССББ к полномочиям командира воздушного судна (ст. 6 Токийской конвенции) для обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества и поддержания должного порядка и дисциплины на борту. Большинство участников Дипломатической конференции согласились с включением в проект Протокола понятия ССББ без определения его статуса и полномочий, которые должны оговариваться только при заключении двусторонних или многосторонних международных договоров по данному вопросу.

Указанная позиция большинства государств в итоге была в целом поддержана специально созданной группой по вопросам ССББ, а в дальнейшем - и пленарным заседанием. При этом в проект Протокола было включено уточнение, что ничто в тексте Токийской конвенции не должно рассматриваться как обязательство учреждать программу ССББ или заключать двусторонние или многосторонние соглашения по данному вопросу. Кроме того, участники конференции согласились с целесообразностью включения ССББ в перечень лиц, к которым может обращаться командир воздушного судна непосредственно или через других членов экипажа для оказания помощи и применения предупредительных мер к недисциплинированному лицу (ст. 6 Токийской конвенции). Аналогичным образом ССББ были добавлены в перечень лиц, которые наравне с пассажирами могут самостоятельно на достаточном основании принимать соответствующие разумные меры.

Участники Дипломатической конференции в целом согласились с целесообразностью внесения изменений в ст. 10 Токийской конвенции с целью включения ССББ в перечень лиц, которые не несут ответственности при судебном разбирательстве по поводу своих действий с недисциплинированным лицом, в отношении которого были предприняты такие действия.

Также участники не достигли единства взглядов относительно целесообразности внесения в конвенцию закрытого списка актов, рассматриваемых в качестве правонарушений. Для этих целей Дипломатической конференцией была подготовлена и утверждена резолюция, рекомендующая провести доработку Циркуляра 288 ИКАО для включения перечня преступлений в указанный документ и дальнейшей рекомендации государствам - членам ИКАО по внесению изменений в национальное законодательство. Участники поддержали идею предоставления командиру воздушного судна большей информации о признаках правонарушений, дающих основание для обращения к правоохранительным органам для выдачи им недисциплинированного пассажира, а также информирования пассажиров о возможных санкциях за такое поведение на борту воздушного судна.

Кроме того, международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА) провозглашено право авиаперевозчика на подачу регрессного иска к недисциплинированному лицу для возмещения убытков, причиненных его действиями. Несмотря на поддержку этого предложения рядом делегаций, по итогам обсуждения проект ст. 18 bis, касающийся указанного права авиакомпа-

U U И

э о а X

X

о

со

<

а X

и О X со X

н

<

а н и X X X

5

и и и э о а С

X

о

со

<

а X

и О X со X

н

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а н и X X

X

<

ний, был отклонен и исключен из итогового текста Протокола. Вместе с тем, с учетом озабоченности, выраженной рядом государств - участников Дипломатической конференции, в итоговый текст Протокола была включена общая норма о том, что ничто в Конвенции не должно толковаться как ограничение права требовать возмещения ущерба в соответствии с национальным правом от высаженного для передачи лица.

Как видно, международное сообщество стоит на пороге принятия единого решения по указанной проблеме, от которого, по нашему мнению, будет во многом зависеть развитие национальных законодательств в целом. В любом случае с учетом большого числа международных полетов данный вопрос необходимо рассматривать в рамках специализированных международных организаций, и прежде всего в рамках ИКАО.

1 Подготовлено при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.

2 Целуйко А.В. Генезис обеспечения безопасности на воздушном транспорте службой досмотра МВД России // Транспортное право. 2013. № 4. С. 25-27 // СПС Консуль-тантПлюс.

3 Документ опубликован не был.

4 Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 837 // СПС КонсультантПлюс.

5 Собрание законодательства РФ. 2014. № 6. Ст. 566 // СПС КонсультантПлюс.

6 Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900 // СПС КонсультантПлюс.

7 Российская газета. 2014. № 34. 14 февр.

8 Примечательно, что на борту воздушного судна в течение всего полета запрещено курить даже электронные сигареты. (Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ОАО «Аэрофлот», утвержденные приказом генерального директора ОАО «Аэрофлот» от 23 января 2014 г. № 14. URL: http://www.aeroflot.ru/cms/sites/all/modules/ booking / docs/ Pravila_vozdushnyh_perevozok_passazhirov_i_bagazha. pdf (дата обращения: 30.10.2014)).

9 Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383 // СПС КонсультантПлюс.

10 Приказы Ространснадзора: от 6 февраля 2011 г. № АК-468фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»; от 6 февраля 2011 г. № АК-469фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»; от 6 февраля 2011 г. № АК-470фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»; от 6 февраля 2011 г. № АК-464фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного

авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»; от 6 февраля 2011 r. № АК-465фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»; от 6 февраля 2011 г № АК-466фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»; от 6 февраля 2011 г № АК-467фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» // СПС КонсультантПлюс.

11 Документ опубликован не был.

12 План мероприятий, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в 2007 г., по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., утвержденный приказом Ространснадзора от 26 февраля 2007 г. № ГК-109фс (п. 18 Плана); План мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации, подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств на 2008 г. по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., утвержденный приказом Минтранса России от 17 марта 2008 г. № 44 (п. 13); План мероприятий, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в 2010 г., по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., утвержденный приказом Ространснадзора от 30 декабря 2009 г. № ГК-1479фс (утратил силу в связи с изданием приказа Ространснадзора от 26 января 2010 г. № ГК-48фс) (п. 22).

13 Руководство по авиационной безопасности. Doc 8973/8.

14 Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1 // СПС КонсультантПлюс.

15 Собрание законодательства РФ. 1994. № 15. Ст. 1795 // СПС КонсультантПлюс.

16 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 4. 23 янв.

17 Авдейко А.Г., Антонов С.Н., Бачило И.Л. и др. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. - М.: Проспект, 2011; Семени-хин В.В. Ответственность организаций и их руководителей. - М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2012.

18 Российская газета. 2007. № 180. 17 авг.

19 Российская газета. 2007. № 225. 10 окт.

20 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 40. 6 окт.

21 Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

22 Проект постановления Правительства РФ «Об установлении Требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта» (по состоянию на 11.04.2014 г. подготовлен Минтрансом России) // СПС КонсультантПлюс.

23 Собрание законодательства РФ. 2013. № 41. Ст. 5193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.