Научная статья на тему 'Экономико-правовые аспекты организации системы международных воздушных перевозок'

Экономико-правовые аспекты организации системы международных воздушных перевозок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / AIR TRANSPORTATION / CIVIL AVIATION / AIRSPACE / INTERNATIONAL TRANSPORTATION / LEGAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасименко Сергей Иванович

Исследуются особенности правового регулирования международных воздушных перевозок; проанализированы ключевые (стратегические) нормативные правовые акты различных уровней международные, региональные, национальные по вопросам использования авиации в целях перевозки как грузов, так и пассажиров. Изложена сущность механизмов современного регулирования воздушных перевозок Международной организацией гражданской авиации; проанализированы свойства среды организации воздушного движения.The article is devoted to the study of some features of the legal regulation of international air transportation; analyzed regulatory legal acts of various levels international, regional, national on the use of aviation in order to transport both goods and passengers. The essence of the mechanisms of modern regulation of air transportation by the International Civil Aviation Organization is described, and the properties of the air traffic management environment are also analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герасименко Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовые аспекты организации системы международных воздушных перевозок»

УДК 339(075.8) DOI 10.24411/2073-0454-2020-10109

ББК 65.5 © С.И. Герасименко, 2020

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Сергей Иванович Герасименко, инженер по качеству

ГКУ «Московский авиационный центр» (115035, Москва, ул. Садовническая, д. 45) E-mail: novolf@mail.ru

Рецензент: кандидат экономических наук, профессор А.М. Еропкин

Аннотация. Исследуются особенности правового регулирования международных воздушных перевозок; проанализированы ключевые (стратегические) нормативные правовые акты различных уровней — международные, региональные, национальные — по вопросам использования авиации в целях перевозки как грузов, так и пассажиров. Изложена сущность механизмов современного регулирования воздушных перевозок Международной организацией гражданской авиации; проанализированы свойства среды организации воздушного движения.

Ключевые слова: международные организации, воздушные перевозки, гражданская авиация, воздушное пространство, международные перевозки, правовые аспекты.

ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF THE INTERNATIONAL AIR TRANSPORTATION SYSTEM

Sergey I. Gerasimenko, Quality Engineer

State Institution "Moscow Aviation Center" (45 Sadovnicheskaya st., Moscow, Russia, 115035) Reviewer: Candidate of Economic Sciences, Professor A.M. Eropkin

Abstract. The article is devoted to the study of some features of the legal regulation of international air transportation; analyzed regulatory legal acts of various levels — international, regional, national — on the use of aviation in order to transport both goods and passengers. The essence of the mechanisms of modern regulation of air transportation by the International Civil Aviation Organization is described, and the properties of the air traffic management environment are also analyzed.

Keywords: international organizations, air transportation, civil aviation, airspace, international transportation, legal aspects.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Герасименко С.И. Экономико-правовые аспекты организации системы международных воздушных перевозок. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):262-5.

Международные пассажирские и грузовые воздушные перевозки являются одним из значимых элементов системы современных международных отношений. В сравнении с другими видами транспорта, международные воздушные перевозки выгодно отличаются от них по ряду определенных показателей. Их преимущества заключаются в оперативности доставки, обусловленной высокими скоростными характеристиками полетов, возможности выбора между различными маршрутами, разнообразии рейсов, способности оперативно ре-

агировать на изменение спроса на различные географические направления.

Указанные преимущества позволяют международным воздушным перевозкам закрепиться на рынке: широкие возможности авиационного транспорта по установлению воздушных мостов между всеми точками на планете, специфические технические и эксплуатационные характеристики воздушного судна. Они стали причиной ряда принципиальных уникальных особенностей международных полетов, которые определяются как

перевозки в аэропространстве более чем одного государства [7].

Для участия в международных воздушных связях государства открывают свое суверенное воздушное пространство для международных полетов и международных воздушных перевозок пассажиров и грузов. При этом государство не заинтересовано в эпизодических полетах, как правило, отношения в этой области определяются контактами с другими странами на постоянной основе. Экономико-правовой формой оформления рассматриваемых отношений являются соглашения о международных воздушных сообщениях. Это помогает сделать их более стабильными и прочными, обеспечить регулярность и эффективность полетов и перевозок. Поэтому одной из главных целей международных воздушных правоотношений является создание условий, обеспечивающих взаимодействие институтов международных полетов и международных авиаперевозок посредством их полного правового регулирования [5, с. 36].

В современных условиях действуют девять международных межправительственных авиационных организаций (ММПАО), которые играют значительную роль в системе международного экономического сотрудничества на воздушном транспорте. Международных неправительственных авиационных организаций (МНПАО) с крайне различной профессиональной специализацией насчитывается около сорока. Важнейшее место среди международных организаций принадлежит ООН и группе ее специализированных учреждений, одно из них — Международная организация гражданской авиации (ICAO).

Правовой основой международных воздушных перевозок являются:

• взаимные межправительственные соглашения о международном воздушном сообщении;

• международные соглашения и конвенции;

• правила внутреннего законодательства.

Взаимные соглашения о международном воздушном сообщении регулируют разнообразные аспекты международных перевозок. В частности, они определяют механизм применения (использования) воздушного пространства; механизм пересечения границы; разрешительную систему для международных перевозок; механизм осуществления перевозок пассажиров и грузов; вопросы сборов и налогов; вопросы перевозок и транзита в третьи государства; страхование гражданской ответственности; положения, касающиеся пограничных, санитарных, таможенных и прочих правил; последовательность перевозок тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов; обязанности перевозчиков по соблюдению внутреннего законодательства стран-участниц договора по проблемам,

не регулируемым двусторонним соглашением, и некоторые другие аспекты.

Каждое государство в национальном законодательстве определяет специфические правила перелета через свои границы и условия пролета через собственную территорию иностранных воздушных судов, осуществляющих международные воздушные перевозки пассажиров и грузов. Главным требованием, используемым в каждом государстве, является необходимость получения от компетентных органов государства разрешения на использование воздушного пространства иностранными авиационными транспортными средствами. Последовательность приобретения этих разрешений оговаривается во взаимных соглашениях и договорах, заключаемых между государствами на уровне правительств. Кроме простых разрешений, двусторонними соглашениями предусматривается механизм выдачи специальных разрешений по соответствующей заявке на каждую конкретную транспортировку.

Международные соглашения и конвенции регулируют общие условия международных воздушных перевозок по вопросам непосредственно авиатранспортных средств, условий работ, воздушного движения, инфраструктуры, частного права, налогообложения, организации перевозок специфических категорий грузов, таможенных вопросов.

Все государства, безусловно, пытаются стремиться к международному сотрудничеству в целях формирования единых стандартов перевозок грузов и пассажиров, а также согласования нормативов по перевозке различных средств и по обслуживанию персонала в пределах условий договаривающихся сторон. Согласно этим стандартам, на межгосударственном уровне заключено большое количество международных соглашений и договоров по отдельным видам транспорта, получивших название «транспортные конвенции». В отдельных случаях многосторонние соглашения о международных перевозках заключены на уровне транспортных предприятий разных государств.

В большинстве международных транспортных конвенций имеются положения, затрагивающие договоры перевозки пассажиров и грузов в соответствующих международных сообщениях.

К международным соглашениям и договорам по воздушному транспорту относится, главным образом, Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 г. и дополненная в последующем протоколами: Гаагским 1955 г., Гватемальским 1971 г. и Монреальским 1975 г. В ней участвуют почти все государства мира.

Далее, следует отметить, что в связи с недавним

присоединением России к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, которая была принята в Монреале 28 мая 1999 г. (Монреальская конвенция), и интеграцией данного акта в российскую правовую систему, Россия официально стала 127-м государством-участником международного договора «Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок». Теперь права пассажиров из России на международных рейсах, причем любых авиакомпаний мира, защищены нормами Конвенции. При этом будет использоваться принцип наиболее полного возмещения, согласно которому, пассажиру будет присуждаться справедливая компенсация за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, повреждение его багажа и задержку рейса. Сильно пострадать от норм Конвенции могут чартерные перевозчики, у которых наиболее часто отмечаются задержки рейсов. Но компенсированы могут быть только прямые убытки пассажиров, а только лишь задержка вылета не будет считаться основанием для выплат.

Варшавская (базовая) конвенция используется в регулярных воздушных сообщениях. Правовой основой договора о воздушных перевозках на привлеченных судах являются положения Гвадала-харской конвенции, касающиеся международных воздушных перевозок, 1961 г. Основные принципы международных договоров, определяющие воздушные перевозки, были сформулированы в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (1944 г.), частью этой конвенции является Устав Международной организации гражданской авиации (1САО).

Российская Федерация участвует в более чем ста тридцати трех международных двусторонних договорах о воздушном сообщении. Все договоры основываются на правилах Чикагской конвенции, которая устанавливает коммерческие права сотрудничающих стран при осуществлении воздушных перевозок пассажиров, грузов, багажа и почты; эти права реализуются назначенными государствами авиационными предприятиями в соответствии с заключаемыми ими коммерческими соглашениями. К этим правам относятся транзитные перевозки, перевозки между странами-партнерами по соглашению, перевозки из государств, участвующих в соглашении, в третьи государства [8,с. 153].

Предоставление авиационным предприятиям указанных прав не может рассматриваться как предоставление права назначенному авиационному предприятию одного государства брать на борт пассажиров, груз и почту для их перевозки между пунктами на территории другого государства, не договаривающегося с этой страной, за вознаграж-

дение или на соглашениях аренды.

Таким образом, следует особо отметить, что правовое регулирование международных воздушных перевозок пассажиров и багажа берет свое начало именно с Варшавской конвенции 1929 г. За 90 лет с момента подписания указанного документа серьезно изменились условия осуществления воздушных перевозок. Это касается как аэронавигации, так и безопасности осуществления авиаперевозок. Поэтому несмотря на изменения, вносившиеся в данную Конвенцию, которые привели к образованию Варшавской системы, на сегодняшний день ее положения серьезно устарели. Тем не менее, документы данной системы применяются в современных условиях и составляют ощутимую конкуренцию Монреальской конвенции 1999 г., более совершенной в плане защиты интересов пассажиров, о чем было сказано выше.

Говоря об отличиях Монреальской конвенции 1999 г. от документов Варшавской системы, в первую очередь, необходимо отметить двухуровневую систему компенсации за ущерб, причиненный пассажиру и его багажу, закрепленную в Монреальской конвенции 1999 г. Помимо этого, если ранее ответственность авиаперевозчика напрямую зависела от наличия его вины, что было зафиксировано в положениях Варшавской системы, то в Монреальской конвенции 1999 г. пассажир получает компенсацию ущерба в соответствии с установленными пределами вне зависимости от вины перевозчика. Помимо этого, Монреальской конвенцией 1999 г. предусмотрена возможность использования электронных билетов. Несомненно, более выгодными для пассажиров являются условия воздушных перевозок, закрепленные в Монреальской конвенции 1999 г., поэтому многие государства уже ратифицировали данный документ, другие стремятся к этому, так как авиакомпании, которые используют положения Монреальской конвенции 1999 г. для правового регулирования международных авиаперевозок, являются более конкурентоспособными на рассматриваемом рынке.

В современных условиях существует несколько направлений развития правового регулирования международных воздушных перевозок. К ним относятся: совместное использование кодов, соглашения о блокировании мест, франчайзинг, проведение политики «открытого неба» и иные формы либерализации отношений в области международных воздушных перевозок.

Появление новых форм сотрудничества авиакомпаний и государств в области перевозок связаны с усилением конкуренции на рынках данных услуг, автоматизацией и компьютеризацией данной отрасли, а также приватизацией предприятий

[4, с 67]. Такие способы сотрудничества при одновременном снижении затрат авиакомпаний расширяют доступ к рынкам перевозок. Из подобных соглашений о сотрудничестве следует, что, хотя авиакомпании и не получают права перевозок на данных маршрутах, они все же могут рекламировать и предоставлять услуги по перевозке как свои собственные.

В настоящее время наиболее важным является развитие двустороннего и многостороннего регионального сотрудничества в области осуществления международных воздушных перевозок, что направлено на либерализацию воздушного пространства, так как данный вид сотрудничества является эффективным и, в том числе, наиболее быстрым способом развития системы взаимодействия между государствами.

Подытоживая вышеизложенное, представляется возможным сделать вывод о том, что воздушные перевозки должны регулироваться согласованно, на основе норм как права, так и аэронавигации. Нельзя допустить ограничений указанных постулатов по каким-либо причинам. Таким образом, большое внимание всем странам следует уделять международным конвенциям, совместным проектам, для Российской Федерации актуально участие в актах ICAO, Европейской экономической комиссии ООН. Только при соблюдении указанных условий возможно обеспечение социальной и экономической эффективности воздушных перевозок и авиации во всех ее проявлениях.

Литература

1. Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору, подписанная в Гвадалахаре 18 сентября 1961 г. // Ведомости ВС СССР. 1984. № 7. Ст. 113.

2. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929 г. // Сборник Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1934. Отд. II. № 20. Ст. 176.

3. Конвенция о международной гражданской авиации: Doc. 7300. — Монреаль: ICAO, 2000.

4. Баталов A.A. Современное международно-правовое регулирование воздушных сообще-

ний: теория и практика. М.: Зерцало, 2008.

5. Бордунов В.Д. Международное воздушное право. Учебное пособие. М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес»; изд-во «Научная книга», 2006.

6. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право: учебник. М.: Высшая школа экономики, 2015.

7. Международные перевозки воздушным и водным транспортом. Международные перевозки грузов в смешанном сообщении — Характеристика международных воздушных перевозок, их особенности [Электронный ресурс]. С. 3. Режим доступа: http://www.madrace.ru. Дата обращения 16 июля 2019.

8. Сухова Л.Ф. Транспортное обслуживание международных экономических связей. Алматы: Казак университеты, 2002.

References

1. The Convention, additional to the Warsaw Convention, for unification of some rules concerning the international air transportations performed by the person who is not the carrier under the contract, signed in Guadalajara on September 18, 1961 // Vedomosti VS of the USSR. 1984. No. 7. Article 113.

2. Convention for the unification of certain rules relating to international air transport, signed in Warsaw on October 12, 1929 // Collection of Laws and Orders of the Workers 'and Peasants' Government of the USSR. 1934. Ed. II. No. 20. 176.

3. Convention on international civil aviation: Doc. 7300. Montreal: ICAO, 2000.

4. Batalov A.A. Modern international legal regulation of air communications: theory and practice. M.: Zertsalo, 2008.

5. Bordunov V.D. The international air law. Textbook. M.: «Aviabusiness»; publishing house «Scientific book», 2006.

6. Erpyleva N. Yu. Private international law: textbook. M.: Higher school of Economics, 2015.

7. International transportation by air and water transport. International cargo transportation in mixed traffic — Characteristics of international air transportation, their features [Electronic resource]. P. 3. Mode of access: http://www.madrace.ru. Date of access 16 июля 2019.

8. Sukhova L.F. Transport service of international economic relations. Almaty: Kazak University, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.