Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования государственной регистрации некоммерческих организаций'

Проблемы правового регулирования государственной регистрации некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
некоммерческие организации / некоммерческие корпорации / государственная регистрация / учредительные документы / non-profit organizations / non-profit corporations / state registration / constituent documents

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Сергеевна Артемьева

В статье рассматриваются существующие проблемы российского законодательства в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций. К вопросам создания и деятельности некоммерческих организаций применяются общие положения правового регулирования деятельности юридических лиц, но с определенными особенностями некоммерческих организаций, а именно двойной регистрацией: в налоговом органе и Министерстве юстиции Российской Федерации (его территориальных органах).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of state registration of non-profit organizations

The article examines the existing problems of legislation of state registration of non-profit organizations. The general provisions of the legal regulation of the activities of legal entities are applied to the issues of establishing the activities of non-profit organizations, but with certain features of non-profit organizations that have manifested themselves in double registration, namely in the tax authority and the Ministry of Justice of the Russian Federation (territorial departments).

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования государственной регистрации некоммерческих организаций»

Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2023. Т. 8, вып. 3. С. 41-44. ISSN 2618-8236 (print).

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2023;8(3):41-44. ISSN 2618-8236 (print). Научная статья

УДК 347.471 DOI: 10.47475/2618-8236-2023-8-3-41-44

Проблемы правового регулирования государственной регистрации некоммерческих организаций

Елена Сергеевна Артемьева

Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева; ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области», Челябинск, Россия arte. elena0406@gmail. com

Аннотация. В статье рассматриваются существующие проблемы российского законодательства в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций. К вопросам создания и деятельности некоммерческих организаций применяются общие положения правового регулирования деятельности юридических лиц, но с определенными особенностями некоммерческих организаций, а именно двойной регистрацией: в налоговом органе и Министерстве юстиции Российской Федерации (его территориальных органах).

Ключевые слова: некоммерческие организации, некоммерческие корпорации, государственная регистрация, учредительные документы

Для цитирования: Артемьева Е. С. Проблемы правового регулирования государственной регистрации некоммерческих организаций // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2023. Т. 8, вып. 3. С. 41-44. DOI: 10.47475/2618-8236-2023-8-3-41-44

Original article

Problems of legal regulation of state registration of non-profit organizations

Elena S. Artemyeva

Ural State Law University named after V.F. Yakovlev; State Institution Forestry Management of the Chelyabinsk Region, Chelyabinsk Chelyabinsk, Russia

arte. elena0406@gmail. com

Abstract. The article examines the existing problems of legislation of state registration of non-profit organizations. The general provisions of the legal regulation of the activities of legal entities are applied to the issues of establishing the activities of non-profit organizations, but with certain features of non-profit organizations that have manifested themselves in double registration, namely in the tax authority and the Ministry of Justice of the Russian Federation (territorial departments).

Keywords: non-profit organizations, non-profit corporations, state registration, constituent documents

For citation: Artemyeva ES. Problems of legal regulation of state registration of non-profit organizations. Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2023;8(3):41-44. (In Russ.). DOI: 10.47475/2618-8236-2023-8-3-41-44

Основным отличием некоммерческой организации (далее — НКО) от общественной организации является регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации. Данная регистрация необходима для возможности софинансирования деятельности некоммерческой организации, т. к. образование юридического лица позволяет открыть банковский счет для получения и перечисления денежных средств, субсидий и грантов.

После регистрации некоммерческие организации могут выплачивать сотрудникам заработную плату, а также вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

© Артемьева Е. С., 2023

Некоммерческие организации становятся полноправными участниками гражданских правоотношений только после внесения сведений об организации в Едином государственном реестре юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ).

Следовательно, необходимо исследовать процедуру государственной регистрации некоммерческих организаций в Российской Федерации.

Некоммерческая организация считается созданной с момента ее государственной регистрации. В течение трех месяцев с момента принятия решения об учреждении организации необходимо подать документы в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган), которое принимает

42

Е. С. Артемьева

решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации1.

Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций производится налоговыми органами.

Необходимо также исследовать зарубежные подходы к регистрации некоммерческих организаций. Так, в Греции решение о регистрации НКО принимает налоговый орган, в Венгрии НКО регистрируется по решению суда2, а в Болгарии НКО регистрирует Министерство юстиции3.

Следует обратить внимание на повышение роли положений устава некоммерческой корпоративной организации4. Данным локальным актом может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации5.

Также необходимо учитывать особенности создания различных организационно-правовых форм некоммерческих корпораций и содержания их основных документов.

Так, устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

1 Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций : приказ Минюста РФ от 26.09.2022 № 199 // Российская газета. 2012. № 58.

2 Меркулова Т. А. Новый Гражданский кодекс Венгрии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. М. : Nota Bene. 2014 № 2. С. 229.

3 Караджова М. Нормативно-правовая регламентация деятельности неправительственного сектора в Республике Болгария // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 3.

4 Артемьева Е. С. Проблемы гражданско-правового регулирования организационно-правовых форм некоммерческих корпораций // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 4. Т. 7. С. 50.

5 О некоммерческих организациях : федер. закон от

12.01.1996 № 7-ФЗ // Собрание законодательства Россий-

ской Федерации. 1996. № 3.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».

В случае если перечисленные положения не находят свое отражение в уставе данного вида юридического лица, то при государственной регистрации в качестве юридического лица ему может быть отказано в приобретении данного статуса.

Рассматривая создание общественных организаций, необходимо обратить внимание на то, что количество учредителей данной организации не может быть менее трех (п. 1 ст. 123.5 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ6).

Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации (п. 2 ст. 123.5 ГК РФ).

Представляется, что на практике данные положения могут быть дополнены в зависимости от конкретного характера деятельности той или иной общественной организации.

Также, рассматривая различные виды ассоциаций (союзов), следует обратить внимание на то, что число учредителей не может быть менее двух. Но есть исключение, так, например, в силу п. 1 ст. 6 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее тридцати учредителей7.

Необходимо обратить внимание и на то, что устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом.

Свои особенности имеет и создание адвокатской палаты. Она образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов. На территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская

6 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая : федер закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32.

7 О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации : закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 // Российская газета. 1993. № 154.

Проблемы правового регулирования государственной регистрации некоммерческих.

43

палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается1.

Правоспособность некоммерческой организации как возможность иметь гражданские права и обязанности возникает с момента признания некоммерческой организации юридическим лицом (ст. 48, 49, 51 ГК РФ).

В судебной практике, например в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2018, касающегося оспаривания решения об отказе в государственной регистрации, указывается на то, что, если в местонахождении данной организации зарегистрировано значительное количество юридических лиц, и в данных ЕГРЮЛ нет точного указания юридического адреса, а именно не указаны дом и корпус, то отказ признается законным и обо-снованным2. Возникает вопрос о необходимости создания критериев определения значительного количества регистраций юридических лиц, также интересно понять, как такое количество влияет на деятельность некоммерческих корпораций. Например, некоммерческая организация заключила договор коммерческого найма с арендодателем с предоставлением юридического адреса, при этом данный арендодатель предложил юридический адрес и другим организациям. Следовательно, возникает вопрос обоснованности отказа в государственной регистрации некоммерческой организации.

Спорным также является вопрос отказа в регистрации товарищества собственников недвижимости. В случае признания решения собрания собственников об учреждении некоммерческой корпорации недействительным отказ в государственной регистрации является обоснованным3.

Однако в другом судебном акте указывается, что в рамках дела о признании недействительной регистрации товарищества собственников жилья не имеют значения обстоятельства, связанные с принятием решения о создании товарищества и с про-

1 Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : федер. закон от 31.05.2002 № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23.

2 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2018 № 09АП-16149/2018 по делу № А40-222432/175 // Справ.-правовая система «Консультант-Плюс». URL: https://wwwxonsultantra/cons/cgi/online.cgi?re q=doc&base=MARB&n=2275064#ycy7wuTWa3ac0SGz (дата обращения: 10.01.2023).

3 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 по делу № А57-30731/2015 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=RAPS01 2&n=93888&cacheid=1F8EED6505EBEA9BE2EC11DBBCE F0B51&mode=splus&rnd=FB6X6Q#0pPBwuToXyV2qDxo1 (дата обращения: 10.01.2023).

ведением общего собрания собственников жилых помещений4.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что придерживаться понимания того, что в рамках дела о признании недействительной регистрации товарищества собственников жилья не имеют значения обстоятельства, связанные с принятием решения о создании товарищества и с проведением общего собрания собственников жилых помещений.

Также отказывают в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с осуществлением деятельности, не предусмотренной в спортивном законодательстве, а именно не предусмотрено проведение покерных турниров5.

Отказывают в государственной регистрации некоммерческим организациям в связи с тем, что исполнение одновременно руководящих и надзорных функций одним органом противоречит нормам законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, так как исключает возможность надлежащего осуществления попечительским советом надзорных функций, которые в соответствии с законом являются его целевой функцией6.

Интересной является практика государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы. Так, в состав учредителей некоммерческой организации могут быть приняты новые лица только по единогласному решению ее учредителей. Например, такое решение единственным учредителем для регистрации представлено не было, вследствие чего государственная регистрация изменений, внесенных в устав, о новых учредителях является не-законной7.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к вопросам создания и деятельности некоммерческих

4 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 № 17АП-5569/2007-ГК по делу № А50-6035/2007-Г17 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cg i?req=doc&base=RAPS017&n=15267&cacheid=69863AFC110 69101F01 E23C5ABFC6957&mode=splus&rnd=FB6X6Q#Kki DwuT0K3DHrCny (дата обращения: 10.01.2023).

5 Определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.03.2014 № 33-3137/2014 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=SOSZ&n=98517&cacheid=670 D6378B734A75625E502F0E31CD37A&mode=splus&rnd=F B6X6Q#2B8mwuTiEwMquan4 (дата обращения: 10.01.2023).

6 Определение Верховного суда Республики Коми от 17.12.2012 по делу № 33-5778АП/2012г // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOSZ&n=64813&cac heid=5F89CB2B3217A9071E36531D714C0EDE&mode=spl us&rnd=FB6X6Q#tQgmwuTSUCCLutJt2 (дата обращения: 10.01.2023).

7 Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 21.01.2016 № 33а-195/2016 // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2023).

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2023. Vol. 8, iss. 3

44

Е. С. Артемьева

организаций применяются общие положения правового регулирования деятельности юридических лиц, но с определенными особенностями некоммерческих организаций, которые заключаются в двойной регистрации: в налоговом органе и Министерстве юстиции Российской Федерации (его территориальных органах).

Следует отказаться от двухступенчатой регистрации некоммерческих организаций: сначала в Министерстве юстиции и в дальнейшем в Федеральной налоговой службе, — а дать право Федеральной налоговой службе регистрировать некоммерческие организации на основании типовых уставов различных форм некоммерческих организаций.

Список источников

1. Артемьева Е. С. Проблемы гражданско-правового регулирования организационно-правовых форм некоммерческих корпораций // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 4 (7). С. 50-54.

2. Караджова М. Нормативно-правовая регламентация деятельности неправительственного сектора в Республике Болгария // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 3. С. 107-113.

3. Меркулова Т. А. Новый Гражданский кодекс Венгрии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 2. С. 226-233.

References

1. Artemyeva ES. Problems of civil law regulation of organizational and legal forms of non-profit corporations. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo = Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2022;(4(7):50-54. (In Russ.).

2. Karadzhova M. Regulatory and legal regulation of the activities of the non-governmental sector in the Republic of Bulgaria. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya = Bulletin of State and Municipal Administration. 2015;(3): 107-113. (In Russ.).

3. Merkulova TA. The New Civil Code of Hungary. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel 'stva i sravnitel 'nogo pravove-deniya = Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2014;(2):226-233. (In Russ.).

Информация об авторе

Елена Сергеевна Артемьева — аспирант (Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева), заместитель начальника юридического отдела (ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области»).

Information about the author

Elena S. Artemyeva — postgraduate student (Ural State Law University named after V.F. Yakovlev), Deputy Head of the Legal Department (State Institution Forestry Management of the Chelyabinsk Region).

Статья поступила в редакцию 07.06.2023; одобрена The article was submitted 07.06.2023; approved после рецензирования 15.09.2023; принята в печать after reviewing 15.09.2023; accepted for publication 21.09.2023. 21.09.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.