Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИАЦИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ / ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РФ / КОММЕРЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надеин И. О., Фарафонтова Е. Л.

Каждая страна стремиться использовать свое национальное воздушное пространство в полной мере, этому способствует развитие авиации общего назначения. Определяющую роль в реализации возможностей в данной сфере играет ее эффективная правовая регламентация. В статье рассмотрены некоторые проблемы правового регулирования использования авиации общего назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF GENERAL PURPOSE AVIATION ACTIVITIES

Each country strives to use its national airspace to the full; this is facilitated by the development of general aviation. The decisive role in the implementation of opportunities in this area is played by its effective legal regulation. The article discusses some of the problems of legal regulation of the use of general aviation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ»

УДК 347.82

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

И.О. Надеин, Е.Л. Фарафонтова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: pravo-sibsau@mail.ru

Каждая страна стремиться использовать свое национальное воздушное пространство в полной мере, этому способствует развитие авиации общего назначения. Определяющую роль в реализации возможностей в данной сфере играет ее эффективная правовая регламентация. В статье рассмотрены некоторые проблемы правового регулирования использования авиации общего назначения.

Ключевые слова: авиация общего назначения, Воздушный кодекс РФ, коммерческая авиация, гражданская авиация.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF GENERAL PURPOSE AVIATION ACTIVITIES

I. O. Nadein, E. L. Farafontova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: pravo-sibsau@mail.ru

Each country strives to use its national airspace to the full; this is facilitated by the development of general aviation. The decisive role in the implementation of opportunities in this area is played by its effective legal regulation. The article discusses some of the problems of legal regulation of the use of general aviation.

Keywords: general aviation, Air Code of the Russian Federation, commercial aviation, civil aviation.

Использование воздушного пространства подразумевает под собой эксплуатацию воздушных транспортных средств, авиация применяется как в хозяйственных, так и в коммерческих целях. Авиатранспорт имеет большое значение для России, с учетом ее обширной территории, добраться до отдельных населенных пунктов возможно только по воздуху. Развитие транспортной коммуникации нашего государства предполагает интенсивное совершенствование воздушного транспорта и наличие разветвленной сети авиаперевозок, которые должно затрагивать не только крупные города, но и местные поселения. Хорошо скоординированное воздушное сообщение отмечалось в СССР, помимо федеральных (региональных) аэропортов существовал ряд местных воздушных узлов, базирующихся на перевозках грузов, пассажиров и багажа между городами и более мелкими населенными пунктами регионов и для выполнения иных целей.

Развитие авиации в мировом сообществе обычно идет по двум направлениям. К первому относится коммерческое воздушное сообщение, служащее для общественных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, находящееся под эгидой государства. Остальные цели использования воздушного пространства реализуются путем осуществления полетов судами малой авиации, так называемой авиацией общего назначения (далее АОН). Небольшие авиасуда обладают высокой маневренностью, взлетают и приземляются на сравнительно небольшой участок ровной поверхности и могут удовлетворять многочисленные потребности общества и государства, такие

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

как услуги малой санитарной и полицейской авиации, аэрофотосьемки, осуществление сельхоз-работ, учебных полетов в частных аэроклубах и центрах подготовки пилотов, частных полетов из города в город и многое другое [2]. Во всем мире данное направление развития авиационной отрасли процветает, так как это прежде всего экономически выгодно и социально востребовано.

В настоящее время прослеживается отсутствие интереса к использованию воздушного пространства РФ в данном аспекте при существующей весьма большой потребности малых городов в местных авиаперевозках, авиация общего назначения находится у нас в зачаточном состоянии. Несовершенство государственного урегулирования в сфере авиации общего назначения является основным препятствием для развития данной важной области воздушного сообщения. Государственные органы ранее занимались регуляцией сугубо общественного транспорта и все принципы его регламентации были спроецированы на АОН, так же на деятельность авиапредприятий. На практике это проявилось в желании применить принципы сертификации эксплуатанта воздушного судна (далее ВС), как частного, так и коммерческого, которые ранее были установлены лишь для общественного транспорта. В итоге, процедуру сертификации смогли преодолеть лишь некоторые частные ВС из всего количества зарегистрированных суден.

Это объясняется тем, что определенные в России требования к сертификации частных ВС не соответствует рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), ка-саемых правил полетов авиации общего назначения. Сегодня, чтобы пользоваться малым воздушным судном весом до 595 кг, следует выполнить его регистрацию, сертификацию, включая единичный экземпляр воздушного судна (ЕЭВС), соответствовать медицинским требованиям к физическим лицам - пилотам воздушных судов авиации общего назначения (АОН), иметь удостоверение пилота, выданное 1САО физическим лицам и пр. [3]. Все эти многочисленные требования создают условия для незаконной деятельности недобросовестных чиновников и в конечном итоге к коррумпированности данной сферы.

Как считают многие авторы, порядок регистрации суден малой авиации давно пора упростить [3]. Проверка летной годности должна состоять из двух основных элементов:

- проверка соответствия данного экземпляра ВС сертификату типа (или сертификату единичного экземпляра ВС) в совокупности с возможными сертификатами единичных или типовых модификаций, дооборудования и т.п. [5];

- контроль технического состояния ВС, его узлов и агрегатов (путем контроля соблюдения регламента технического обслуживания, ведением технической документации и возможного инструментального и визуального контроля) [5]. Устранение сложностей в регистрации и сертификации АОН должно влечь за собой значительное пополнение используемого парка малого авиатранспорта.

Также не решены вопросы планирования использования воздушного пространства. Например, в Воздушном кодексе РФ не указано, что сертификат экземпляра ВС выдается государственным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Количество аэродромов для малых авиасуден можно пересчитать по пальцам. Практически нет документов о безопасности полетов, которые необходимо было бы предъявлять при продаже ВС АОН в частное владение. Серьезный недостаток системы обеспечения безопасности полетов АОН - отсутствие в нормах летной годности требований и рекомендаций по значению показателей безопасности полетов с позиций теории рисков, как это принято для магистральных ВС [4].

Позитивным стремлением к развитию АОН можно было бы счесть введение "неконтролируемого воздушного пространства" на малых высотах, ниже нижнего эшелона по примеру остальной части мира [5]. В России воздушное пространство хорошо организовано лишь для коммерческой авиации, передвижения которой контролируется диспетчером управления воздушным движением (далее УВД). В частной авиации процесс регистрации полета в УВД, подача плана полета и одобрение его, наиболее длителен и обременен солидными тратами на работу данных служб, что становится серьезным препятствием для использования АОН.

В большинстве государств АОН занимает значительное место в авиационном поле. Например, в США сектор АОН ежегодно вносит в среднем 150 млрд. долларов в национальную экономику, создает рабочие места для 1 500 000 человек, суммарный доход которых составляет 53 млрд. долларов. В Европе на АОН работает 8 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. В России

таковых имеется порядка 250, да и то редко связанных с деятельностью АОН, поскольку это редкая «птица» в российском небе [1].

В статье рассмотрены лишь некоторые проблемы АОН. Следует активно развивать такой важный сегмент российской авиации, выводить из застоя перспективную авиаотрасль, это ускорит подъем экономики. Применение малых авиасуден позволит решить множество социальных вопросов, облегчить связь провинции с центром, увеличить количество рабочих мест и взымае-мых налогов, поможет наполнить казну России.

Библиографические ссылки

1. Авиация общего назначения: стратегический просчет регулятора [Электронный ресурс] // Aviation EXplorer.URL: https://www.aex.ru/docs/1/2014/9/14/2117/ (дата обращения: 10.03.2019).

2. АОН или авиация общего назначения, в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Avia.Pro. URL: http://avia.pro/blog/aon-ili-aviaciya-obshchego-naznacheniya-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 11.03.2019).

3. Упрощение процедур в авиации общего назначения [Электронный ресурс] // Российская общественна инициатива. URL: https://www.roi.ru/21374/ (дата обращения: 12.03.2019).

4. Развитие авиации общего назначения: проблемы и перспеткивы [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/razvitie-aviatsii-obschego-naznacheniya-problemy -i-perspektivy (дата обращения: 12.03.2019).

5. Концепция развития АОН в России - взгляд РАОПА [Электронный ресурс] URL: http://www.aviajournal.com/arhiv/2000_2002/magazine/200011/st2_2000.html (дата обращения: 12.03.2019).

© Надеин И.О., Фарафонтова Е.Л., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.