УДК 614.8.069
АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЧАСТНОЙ АВИАЦИИ
Н. И. Стаценко, К. А. Васильченко Научный руководитель - Н. В. Юрковец
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В связи с многократным увеличением парка авиации общего назначения на территории России учащаются происшествия связанные с эксплуатацией летательных аппаратов. В данной теме рассматривается проблема возникновения, не контролируемого развития малой авиации и необходимостью решения этого вопроса по средствам издания законов обеспечивающих необходимый контроль.
Ключевые слова: авиация общего назначения, малая авиация, катастрофы, нарушение требований безопасности
ANALYSIS OF THE USE OF PRIVATE AVIATION
N. I. Statsenko, K. A. Vasilchenko Scientific Supervisor - N. V. Yurkovets
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochiy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Due to the multiple increase fleet of general aviation in Russia become more frequent occurrence associated with the operation of aircraft. This topic deals with the problem of occurrence is not controlled by small aviation development and the need to address this issue by means of publication of the laws providing the necessary control.
Key words: general aviation, small aircraft, crash, security breach.
Каждый год на территории России происходят десятки происшествий связанных с эксплуатацией легкомоторной авиации, а в течение последних лет наблюдается тенденция увеличения количества катастроф повлекших за собой человеческие жертвы.
По данным МЧС, в 2014 году значительно выросло количество авиакатастроф в России. По сравнению с 11 месяцами 2013 года количество аварий летательных аппаратов увеличилось почти на треть в соответствующем периоде 2014 года. 37 чрезвычайных происшествий случилось в прошлом году, и особенно много с самолетами малой авиации. А согласно данным Росавиации, с начала этого года произошло 31 авиационное происшествие с воздушными судами авиации общего назначения, в которых погибли 29 человек. Из них 13 инцидентов произошли с незарегистрированными воздушными судами.
Почти каждую неделю случается ЧП в воздухе. По сведениям МАКа, в прошлом году случилось 28 авиационных происшествий и 16 катастроф, которые унесли 33 жизни. Отдельным пунктом идут коммерческие вертолеты - 16 инцидентов, 3 8 погибших.
Так, например, 8 августа 2015 года в Подмосковье над Истринским водохранилищем вследствие столкновения гидроплана с вертолётом произошло крушение. По словам очевидцев, пилот допускал опасные маневры, в том числе пытаясь напугать отдыхающих на водохранилище. Предварительно в момент крушения гидросамолет налетел сверху на вертолет Robinson и
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2
оторвал ему винт. Кроме того гидросамолет взлетел без разрешения властей. Установлено, что на борту гидроплана находились пять человек, в том числе двое детей. На борту вертолета - четверо, в том числе один ребенок. Все 9 человек погибли.
Говоря о росте аварийной статистики в малой авиации нельзя не обратить внимания на тот факт, что ее ухудшение отчасти закономерно, поскольку проходит на фоне роста авиапарка частных воздушных судов малой авиации. Так, за последние годы их количество выросло почти в два раза, и продолжает расти. В 2007 году были упрощены процедуры государственной регистрации, в частности исключено требование о необходимости предоставления перед государственной регистрацией сертификата летной годности воздушного судна. По состоянию на март 2016 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации было зарегистрировано 2894 воздушных судна, принадлежащих физическим лицам и это без учета не зарегистрированных воздушных судов.
В связи с этим следует отметить такой фактор опасности как выполнение полетов при отсутствии или с просроченным сертификатом летной годности. Например, ежегодно 40 - 45% авиационных происшествий в авиации общего назначения происходит с воздушными судами, не имеющими действующего сертификата летной годности.
Анализ причин происшествий с воздушными судами показывает, что пилоты в ущерб личной безопасности пренебрегают выполнением правил полетов и основных положений воздушного законодательства, соблюдением эксплуатационных ограничений, правил летной эксплуатации и поддержания летной годности эксплуатируемых воздушных судов. При этом ставя под угрозу не только свою безопасность, но и безопасность пассажиров и других граждан оказывающихся поблизости.
Также помимо всего сказанного выше хочется отметить еще ряд проблем возникающих в данной сфере человеческой деятельности.
Для комплексного соблюдения правил безопасности приаэродромные территории должны отображаться в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, причем с обозначениями ограничений - в первую очередь для того, чтобы в этих местах не строили и не возводили конструкции, которые могут помешать воздушным судам. Но, к сожалению, зачастую приаэродромная территория не определена, и возникают сложности. Например, в жилом доме, построенном в ста метрах от взлетно-посадочной полосы, будут проблемы, как с эксплуатацией, так и с шумовой нагрузкой.
Вскрыты многочисленные факты эксплуатации площадок без утвержденной в установленном порядке инструкции по производству полетов, без аэронавигационного паспорта. Практически во всех субъектах Центральной России выявлены площадки, на которые не составлялся аэронавигационный паспорт - это грубейшее нарушение.
Кроме того, известны факты размещение площадок на земельных участках с иным видом разрешенного использования. Проще говоря, либо нет документов, либо выделенный участок земли должен использоваться для сельского хозяйства, а на нем самовольно аэроклуб либо частное лицо создали взлетно-посадочную полосу. В Брянской, Тамбовской, Калужской, Тверской и Московской областях земли сельскохозяйственного назначения используются для организации воздушных площадок. К сожалению, практически очень быстро земли вокруг аэродромов оказываются замусорены, а порой - и залиты бензинами, маслами, и они попадают в ручьи, которые используют для полива действительно работающих полей.
Нарушение правил использования воздушного пространства. Так, в Белгороде установлен факт полетов в приграничной зоне без разрешения территориального органа ФСБ.
Также не редко халатное отношение к требованиям личной и общественной безопасности. Так, на многих посадочных площадках использованные емкости для масел свалены кучей буквально рядом со стоянками воздушных судов, хотя законодательство требует, чтобы это расстояние составляло не менее 100 метров. Значительная часть площадок не огорожена, а зачастую и не охраняется. А, например, в Липецке на одной из площадок прокуратура выявила трещины взлетно-посадочной полосы, что угрожало безопасности взлетов и посадок.
Исходя из написанного выше мы имеем: выполнение полетов не сертифицированных или вовсе не зарегистрированных воздушных судов, многократные нарушения правил эксплуатации
и нарушения безопасности полета, создание угрозы безопасности общественности и многочисленные катастрофы, в том числе и с человеческими жертвами. Данный вопрос должен решаться комплексом мер по созданию необходимых условий для надзорных органов, чтобы усилить контроль над малой авиацией, также необходимо принимать меры на законодательном уровне, а именно увеличение штрафов и введение уголовной ответственности.
Библиографические ссылки
1. Частная малая авиация - полет на красный свет. Независимый аналитический доклад о некоторых актуальных проблемах и негативных тенденциях авиационной безопасности в АОН России. Москва 2015
2. Безопасность полетов АОН в 2006 - 2015 годах [Электронный ресурс].
URL: http://www.aex.ru/docs/4/2016/5/11/2429/ (дата обращения 05.10.16).
3. Малая авиация сигналит SOS [Электронный ресурс].
URL:http://www.trud.ru/article/20-03-2015/1323273_malaja_aviatsija_signalit_sos.html (дата обращения 5.10.16).
4. Вертолетом, рухнувшим в Истринское водохранилище, управлял чемпион мира [Электронный ресурс]. URL: http://www.topnews.ru/news_id_80569.html (дата обращения 05.10.16).
© Стаценко Н. И., Васильченко К. А., 2017