Научная статья на тему 'Анализ происшествий при эксплуатации воздушных судов общего назначения'

Анализ происшествий при эксплуатации воздушных судов общего назначения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ / МАЛАЯ АВИАЦИЯ / КАТАСТРОФЫ / НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ / GENERAL AVIATION / SMALL AIRCRAFT / CRASH / SECURITY / BREACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стаценко Н.И., Васильченко К.А., Писарев Н.С.

В связи с многократным увеличением парка авиации общего назначения на территории России учащаются происшествия, связанные с эксплуатацией летательных аппаратов. В данной теме рассматривается проблемы, связанные с возникновением не контролируемого развития авиации общего назначения и необходимостью решения этого вопроса по средствам издания законов, обеспечивающих необходимый контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стаценко Н.И., Васильченко К.А., Писарев Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF OPERATING GENERAL AVIATION

Due to the multiple increase fleet of general aviation in Russia become, more frequent occurrence associated with the operation of aircraft. This topic deals with the problem of occurrence is not controlled by small aviation development and the need to address this issue by means of publication of the laws the necessary control.

Текст научной работы на тему «Анализ происшествий при эксплуатации воздушных судов общего назначения»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2

УДК 656.65

АНАЛИЗ ПРОИСШЕСТВИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Н. И. Стаценко, К. А. Васильченко, Н. С. Писарев Научный руководитель - Н. В. Юрковец

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: awa@yandex.ru

В связи с многократным увеличением парка авиации общего назначения на территории России учащаются происшествия, связанные с эксплуатацией летательных аппаратов. В данной теме рассматривается проблемы, связанные с возникновением не контролируемого развития авиации общего назначения и необходимостью решения этого вопроса по средствам издания законов, обеспечивающих необходимый контроль.

Ключевые слова: авиация общего назначения, малая авиация, катастрофы, нарушение требований безопасности.

ANALYSIS OF OPERATING GENERAL AVIATION

N. I. Statsenko, K. A. Vasilchenko, N. S. Pisarev Scientific Supervisor - N. V. Yurkovets

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: awa@yandex.ru

Due to the multiple increase fleet of general aviation in Russia become, more frequent occurrence associated with the operation of aircraft. This topic deals with the problem of occurrence is not controlled by small aviation development and the need to address this issue by means of publication of the laws the necessary control.

Keywords: general aviation, small aircraft, crash, security, breach.

Каждый год на территории России происходят десятки происшествий, связанных с эксплуатацией легкомоторной авиации, а в течение последних лет наблюдается тенденция увеличения количества катастроф, повлекших за собой человеческие жертвы.

Для примера можно привести случай, произошедший 8 августа 2015 года в Подмосковье над Истринским водохранилищем вследствие столкновения гидроплана с вертолётом произошло крушение. По словам очевидцев, пилот допускал опасные маневры, в том числе пытаясь напугать отдыхающих на водохранилище. Предварительно в момент крушения гидросамолет налетел сверху на вертолет Robinson и оторвал ему винт. Кроме того, гидросамолет взлетел без разрешения властей. Из-за этого происшествия погибло 9 человек, в том числе трое детей.

Данный случай не является единичным, из года в год происходят десятки происшествий с десятками человеческих жертв.

Для наглядности рассмотрим статистические данные авиационных происшествий с воздушными судами авиации общего назначения, приведенные в таблице 1

По представленным данным можно видеть, как за последние шесть лет увеличилось количество происшествий, связанных с авиацией общего назначения. В чем же причина?

Секция «Экологияпромышленного региона »

Таблица 1

Статистические данные авиационных происшествий 2011-2016_

Год Авиационные происшествия Жертвы

2011 24 22

2012 29 36

2013 23 16

2014 29 34

2015 37 46

2016 35 30

Говоря о росте аварийной статистики в авиации общего назначения нельзя не обратить внимания на тот факт, что ее ухудшение отчасти закономерно, поскольку проходит на фоне роста авиапарка частных воздушных судов. Так, за последние годы их количество выросло почти в два раза, и продолжает расти.

В 2007 году были упрощены процедуры государственной регистрации, в частности исключено требование о необходимости предоставления перед государственной регистрацией сертификата летной годности воздушного судна.

По состоянию на март 2016 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации было зарегистрировано 2894 воздушных судна, принадлежащих физическим лицам и это без учета незарегистрированных воздушных судов.

Также, в связи с этим следует отметить такой фактор опасности как выполнение полетов при отсутствии или с просроченным сертификатом летной годности. Например, ежегодно 40-45 % авиационных происшествий в авиации общего назначения происходит с воздушными судами, не имеющими действующего сертификата летной годности. Что негативно сказывается на безопасности проведения полетов.

Анализ причин происшествий с воздушными судами показывает, что пилоты в ущерб личной безопасности пренебрегают выполнением правил полетов и основных положений воздушного законодательства, соблюдением эксплуатационных ограничений, правил летной эксплуатации и поддержания летной годности эксплуатируемых воздушных судов. При этом ставя под угрозу не только свою безопасность, но и безопасность пассажиров и других граждан, оказывающихся поблизости.

Исходя из сказанного, мы видим, что выполнение полетов, часто проходящее на не сертифицированных или вовсе на не зарегистрированных воздушных судах, а также многократные нарушения правил эксплуатации и нарушения безопасности полета, влекут за собой увеличение статистики многочисленных катастроф, в том числе и с человеческими жертвами.

Данный вопрос должен решаться комплексом мер по созданию необходимых условий для надзорных органов, чтобы усилить контроль над авиацией общего назначения, также необходимо принимать меры на законодательном уровне, а именно увеличение штрафов и введение уголовной ответственности.

Библиографические ссылки

1. Состояние безопасности полетов в гражданской авиации 2015.Москва2016

2. Безопасность полетов АОН в 2006-2015 годах [Электронный ресурс]. URL: Ийр://^^аех.ги/аос8/4/2016/5/П/2429/(дата обращения 05.10.16).

3. Малая авиация сигналит SOS [Электронный ресурс].Ц^: http://www.trud.ru/article/20-03-2015/1323273_malaja_aviatsija_signalit_sos.html (дата обращения05.10.16).

© Стаценко Н. И., Васильченко К. А., Писарев Н. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.