Научная статья на тему 'Особенности привлечения общественных организаций к выполнению функций по государственному регулированию в области авиации общего назначения на примере Британской ассоциации микролегкой авиации'

Особенности привлечения общественных организаций к выполнению функций по государственному регулированию в области авиации общего назначения на примере Британской ассоциации микролегкой авиации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ НОРМАМ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ / БРИТАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ МИКРОЛЕГКОЙ АВИАЦИИ (ВМАА) / ПИЛОТ-ИСПЫТАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Игорь Валентинович, Компанец Алексей Михайлович

В статье дан анализ места и роли Британской ассоциации микролегкой авиации (BMAA) в выполнении функций государственного регулирования деятельности в области проектирования, производства, испытаний, допуска к эксплуатации, подготовки авиационного персонала и эксплуатации сверхлегких воздушных судов, к которому она привлекается авиационной администрацией Великобритании (САА).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ATTRACTION OF PUBLIC ASSOCIATIONS TO FULFILLMENT OF FUNCTIONS ON STATE REGULATION IN GENERAL AIRCRAFT ON AN BMAA EXAMPLE

This article gives an analysis of BMAA role and place in fulfillment of functions on state regulation in designing, production, tests, the admission to operation, and preparation of air staff and operation of microlight aircrafts, in which CAA involves BMAA.

Текст научной работы на тему «Особенности привлечения общественных организаций к выполнению функций по государственному регулированию в области авиации общего назначения на примере Британской ассоциации микролегкой авиации»

2010

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности

№153

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 629.7.014.16

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ БРИТАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ МИКРОЛЕГКОЙ АВИАЦИИ

ИВ. НИКИТИН, А. М. КОМПАНЕЦ Статья представлена доктором технических наук, профессором Ципенко В.Г.

В статье дан анализ места и роли Британской ассоциации микролегкой авиации (BMAA) в выполнении функций государственного регулирования деятельности в области проектирования, производства, испытаний, допуска к эксплуатации, подготовки авиационного персонала и эксплуатации сверхлегких воздушных судов, к которому она привлекается авиационной администрацией Великобритании (САА).

Ключевые слова: сертификат соответствия нормам летной годности, Британская ассоциация микролегкой авиации (ВМАА), пилот-испытатель.

Британская ассоциация микролегкой авиации (BMAA) представляет собой общественное объединение организаций и физических лиц, занимающихся проектированием, производством и эксплуатацией моторных микролегких летательных аппаратов (ЛА). В других странах подобные ЛА называются сверхлегкими, в Великобритании определение "микролегкий" принято в связи с тем, что определение "сверхлегкий" уже было ранее использовано для другого класса ЛА с несколько большей полетной массой, чем принята в определении ФАИ.

За более чем 50 лет своего существования BMAA из военной, а потом и из спортивной отрасли постепенно находила себе все более широкое применение. Деятельность ВМАА имеет одобрение Британской авиационной администрации САА.

Сегодня ВМАА включает в себя до 200 авиаклубов, производственных предприятий, организаций-разработчиков, эксплуатантов сверхлегких воздушных судов (СВС). Многие из этих клубов образованы на базе конструкторских бюро, некоторые имеют летные школы, тренировочные центры, часть из них заинтересованно исключительно в спортивной или туристической деятельности. Из-за большого роста числа СВС в эксплуатации имеет место развитие деятельности ремонтных предприятий. ВМАА также обеспечивает своих членов необходимой технической и научной литературой.

Парк членов ВМАА состоит из микросамолетов, дельталетов, мотодельтапланов, паралетов, мотопарапланов и насчитывает около 3000 экземпляров СВС. В большей мере преобладают микросамолеты и дельталеты.

Организации и физические лица, занимающиеся проектированием, производством и эксплуатацией других сверхлегких ВС: дельтапланов, парапланов, мотопарапланов, паралетов, автожиров образуют в Великобритании свои общественные объединения, например, такие как Ассоциация общедоступных полетов - Popular Flying Association (PFA), Британская дельтапланерная и парапланерная ассоциация -British Hang Gliding and Paragliding Association (BHGPA)

В Великобритании недавно принято следующее новое определение моторных СВС: «Приводимый в движение мотором летательный аппарат с взлетной массой не более 390 в одноместном варианте и 495 кг в двухместном варианте. Это определение распространяется также и на все СВС ВМАА.

Для допуска СВС к полетам в Великобритании необходимо соответствие правилам «BCAR section S» (British Civil Aviation Regulation) Британской администрации гражданской авиации - Civil Aviation Administration (САА), которые распространяются на все классы СВС.

В противоположность к большинству других стран мира испытания и допуск СВС, производящихся серийно, как и коммерческих гражданских ВС, проводятся непосредственно САА. Испытания единичных экземпляров моторных СВС проводит РБА или ВМАА. СВС должны проходить ежегодную инспекцию технического состояния. Это осуществляется представителями ВМАА или РБА по поручению САА.

Полеты на СВС регулируются более либеральным правилам авиации, нежели полеты более тяжелых ВС АОН и коммерческих ВС.

СВС, не имеющие сертификата типа, не получают сертификат соответствия Нормам летной годности экземпляра, но на них выдается разрешение на полет. Это тонкое различие имеет множество преимуществ и неудобств. В частности, это означает, что при полетах на таких СВС не может взиматься оплата за перевозку пассажиров, однако есть преимущества, связанные с упрощением одобрения и сертификации проекта, его модификации и обслуживания.

При эксплуатации СВС запрещаются полеты над скоплениями людей, густонаселенными пунктами, городами и поселками в любое время суток, даже на высоте 500м и более. Исключением служит условие, если СВС совершает взлет и посадку со специально оборудованной ВПП.

Не разрешается выполнять фигуры высшего пилотажа. Крутой разворот, не превышающий 60 градусов, не считается такой фигурой, так же как и преднамеренная потеря скорости в горизонтальном полете и на вираже с креном до 30 градусов. Запрещаются полеты в темное время суток или полеты по приборам. Пилот должен лететь в условиях постоянной видимости земли. Необходимо вести постоянно формуляр учета работы мотора и планера СВС. В них необходимо записывать время налета, любые проверки, ремонт, модификации, аварии и другие происшествия.

СВС, не имеющие сертификата типа, не могут быть использованы для перевозки пассажиров, получивших в лотерее в качестве приза полет на СВС, в также перевозить пассажиров в благотворительных целях. Для этого СВС должен иметь Сертификат соответствия нормам летной годности для выполнения коммерческих полетов, выданный САА.

Разрешение на полет, выданное в Великобритании на соответствующий экземпляр СВС, действительно только на ее территории и не дает право на выполнение полетов в других странах. Для совершения полета, включая взлет, посадку, перелет через государство в других странах на Британских СВС, необходимо получить соответствующее разрешение у компетентных органов этих стран. Однако между САА и рядом европейских государств заключено соглашение, которое позволяет упростить процесс получения этого разрешения.

Обязательным критерием соответствия Нормам летной годности является сертификация по уровню шума. Существует два вида сертификатов по уровню шума: первый ориентирован для типа СВС, второй выдается непосредственно на отдельно взятый экземпляр.

Все типы СВС, прошедшие сертификацию в САА, автоматически имеют сертификат по шуму. Остальные СВС, производящиеся серийно или домашней постройки, подлежат проверке для получения подтверждения соответствия уровню шуму.

К процедурам прохождения Норм летной годности относятся процедуры, связанные с получением разрешения на полеты, правила модификации, технический уход и обслуживание, ответственность владельца СВС.

ВМАА требует, чтобы каждый построенный в домашних условиях СВС прошел летные испытания, и иногда необходимо пройти несколько летных испытаний и последующих модификаций для соответствия нормам летной годности.

В качестве летчика - испытателя владелец вправе выбрать любого пилота, аттестованного в ВМАА с соответствующим уровнем квалификации. Квалификация пилотов в ВМАА определяет 3 класса пило-тов-испытателей СВС:

- Категория "А" (пилот-испытатель 1 класса). Пилот категории "А" должен иметь квалификацию, достаточную для того, чтобы совершать первые полеты на новых типах и экземплярах СВС. Это обязательно пилот с большим опытом, налетом часов, знающий особенности летных испытаний и способный произвести ясные и краткие сообщения об испытательном полете. Пилот, у которого должно быть по крайней мере 500 ч налета, в качестве командира СВС в том же или подобном классе СВС, на которые он имеет допуск на испытания.

- Категория "В" (пилот-испытатель 2 класса). Пилот должен иметь квалификацию, достаточную для того, чтобы проводить испытания новых серийных СВС (заводской летчик-испытатель), знать осо-

бенности летных испытаний. Опытные летчики-испытатели из других отраслей авиации, имеющие небольшие знания в сверхлегкой авиации, могут быть отнесены к категории "В". При этом у такого пилота должно быть по крайней мере 300 ч налета, в качестве командира СВС в том же или подобном классе СВС, на которые он имеет допуск на испытание.

- Категория "С" (проверяющий пилот). Может выполнять полеты на СВС после незначительной их модификации. Пилот категории "С" должен иметь по крайней мере 150 ч налета на СВС или опыт, приравненный этому рассмотренный Главным летчиком-испытателем, и не совершавшего неудачных, опасных или незаконных полетов.

В последнее время ВМАА заботится об интересах владельцев СВС в Великобритании и ряде европейских стран. Она уполномочена CAA на осуществление деятельности в области обучения и обеспечения выполнения требований в отношении летной годности. Своими основными задачами в ВМАА ставят развитие сверхлегкой авиации, снижение расходов на полеты до минимума для его членов и представление их в национальных и международных спортивных соревнованиях.

BMAA поддерживается спортивным комитетом Великобритании и назначен официальным представителем Королевского аэроклуба по всем вопросам, связанным со сверхлегкой авиацией в международной авиационной федерации - Federation Aeronatique Internationale (FAI). Ежегодно проводится торговая выставка для членов ВМАА. Дважды в месяц ассоциация издает журнал «Microlight Flying», который охватывает большинство важных аспектов, касающихся полетов на СВС, в том числе новости соревнований, репортажи о полетах и статьи на технические темы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитин И. В. Классификация сверхлегких летательных аппаратов и анализ состояния сверхлегкой авиации в России// Научный Вестник МГТУ ГА, серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности, № 103, 2006. - С. 82-88

2. Никитин И. В. Разработка теории полета, требований и методов оценки летной годности: дисс. ... д-ра. техн. наук. -М., 2008. - 380 с.

3. Guide to airworthiness procedures. Issue 7, BMAA, The Bullring, Deddington, Banbury, Oxon, 0X15 0TT 2004.

PECULIARITIES OF ATTRACTION OF PUBLIC ASSOCIATIONS TO FULFILLMENT OF FUNCTIONS ON STATE REGULATION IN GENERAL AIRCRAFT ON AN BMAA EXAMPLE

Kompanets A. M. , Nikitin I. V.

This article gives an analysis of BMAA role and place in fulfillment of functions on state regulation in designing, production, tests, the admission to operation, and preparation of air staff and operation of microlight aircrafts, in which CAA involves BMAA.

Сведения об авторах

Никитин Игорь Валентинович, 1953 г.р., окончил МИИГА (1979), научный руководитель СКБ МГТУ ГА, доктор технических наук, автор свыше 90 научных работ, область научных интересов - сверхлегкая авиация, проектирование и конструкция, сертификация и испытания, применения сверхлегких воздушных судов в экономике, аэродинамика и динамика полета.

Компанец Алексей Михайлович, 1986 г.р., окончил МГТУ ГА (2008), аспирант кафедры АКПЛА МГТУ ГА, область научных интересов - аэродинамика и эксплуатация сверхлегких воздушных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.