Научная статья на тему 'МИРОВАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ'

МИРОВАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АВИАЦИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ / АВИАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / БИЗНЕС-АВИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуков В.Е.

Изучение вопросов развития и становления авиации общего назначения в разных странах является актуальной задачей для осмысливания перспектив развития такого вида авиации. Исторический аспект и общие направления развития авиации общего назначения, изложенные в данной статье, создают базу для анализа возможностей становления и развития этого вида предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИРОВАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ»

УДК 338.47

В.Е. Жуков

канд.техн.наук. доцент СПбГУГА, г. Санкт-Петербург, РФ

МИРОВАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация

Изучение вопросов развития и становления авиации общего назначения в разных странах является актуальной задачей для осмысливания перспектив развития такого вида авиации. Исторический аспект и общие направления развития авиации общего назначения, изложенные в данной статье, создают базу для анализа возможностей становления и развития этого вида предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова:

Авиация общего назначения, авиационные работы, бизнес-авиация.

Авиация общего назначения (АОН) - это термин для всех операций гражданской авиации, за исключением регулярных воздушных перевозок и нерегулярных воздушных перевозок за вознаграждение, а также аренда воздушных судов. Полеты авиации общего назначения варьируются от планеров и парапланов до корпоративных бизнес-джетов. Большинство мировых авиаперевозчиков имеют сертификат эксплуатанта авиации общего назначения и большинство мировых аэропортов имеют специализацию по обслуживанию авиации общего назначения.

Не много истории происхождения АОН. В историческом плане можно выделить два периода развития авиации общего назначения. Страной зарождения этого типа гражданской авиации являются Соединенный Штаты Америки. После Первой мировой войны многие предприимчивые пилоты начали использовать самолеты для так называемой в те годы "служебной авиации" - коммерческой фотографии, геодезии, помощи правоохранительным органам, сельскохозяйственных целей, таких как посев подкормка растений, борьба с вредителями, и других видов деятельности. В Соединенных Штатах имелось избыточное количество военных и учебных самолетов, а также более крупных самолетов, таких как DH-4, что позволяло не дорогой и простой способ организовать свое дело в области гражданской авиации. К концу 1920-х годов, когда списанные военные самолеты и двигатели к ним стали заканчиваться, новые компании начали предлагать усовершенствованные двигатели и самолеты, в том числе самолеты с закрытыми кабинами, которые могли вместить от двух до пяти человек, что создавало больше комфорта при выполнении полетов отпала надобность в шлемах, защитных очках и значительно уменьшился шум двигателя.

На протяжении 1930-х годов, несмотря на Великую депрессию развитие перевозок с использованием услуг, предоставляемых некоммерческими авиаперевозчиками продолжались, и практика использования личных самолетов для ведения бизнеса стала признанным аспектом современной торговли, особенно по мере того, как американская промышленность продолжала свою модель географического позиционирования и совершенствования дивизиональных структур управления подразделениями корпораций. В целях экономии времени и сокращения затрат на управленческий персонал деловая авиация позволила предоставить возможность для доставки первых менеджеров компаний в места, где коммерческие авиакомпании не летают, а автомобильные или железнодорожные перевозки требуют много времени.

После Второй мировой войны, ускоряющийся спрос на личные и служебные самолеты породил термин авиации общего назначения термин означал все полеты, которые не подпадают под категорию военных или регулярных воздушных перевозок. Такие производители, как Piper, Cessna и Beechcraft, представляли расширяющееся производство легких воздушных судов, хотя сектор авиации общего назначения включал множество модифицированных самолетов, которые варьировались от двухмоторных бомбардировщиков Douglas A-26 перестроенных, с роскошными пассажирскими салонами, до -( 2» )-

четырехмоторных DC-4, переоборудованных для тушения лесных пожаров. Для легких воздушных судов производители двигателей, такие как Lycoming, Continental и другие, усовершенствовали эффективные горизонтально расположенные поршневые двигатели, которые производили от 65 до более чем 200 лошадиных сил. Массовое производство сделало их доминирующими на международном рынке.

На протяжении 1950-х годов Piper и Cessna производили монопланы с высоким крылом с двумя-четырьмя сиденьями, пригодные для краткосрочных личных деловых полетов. Beechcraft представил стильный цельнометаллический самолет Bonanza, с убирающимся шасси, более высокой скоростью и просторной четырехместной кабиной. Производители установили новое поколение компактного облегченного радиосвязного и навигационного оборудования (впоследствии получившего название авионики), которое улучшило возможности полетов в плохую погоду. В конечном итоге, все три производителя выпускали двухмоторные самолеты, нацеленные на деловые поездки, которые могли перевозить от четырех до шести человек в более комфортных условиях на более высоких скоростях. Эти конструкции в конечном итоге развились в корпоративные транспортные средства.

Хотя самолеты, производимые в Соединенных Штатах, доминировали в мировом парке авиации общего назначения, проекты из других стран также завоевали значительный рынок и стали важной составляющей в экономике многих глобальных регионов. Канада, с большой историей использования самолетов для полетов над дикой природой, произвела достаточно прочный самолет, получивший название «Бобер», построенный канадской фирмой De Havilland. С большим радиальным двигателем из 450 лошадиных сил, высококрылый «Бобер» мог перевезти от шести до семи человек, или около 770 кг. полезной нагрузки. Обычно загрузка этого самолета была больше представленных характеристик. Размеры "Бобра" позволяли пилотам совершать посадки на коротких взлетно-посадочных полосах. Оснащенные либо поплавками, либо лыжами, в зависимости от местности и сезона, бобры могли достичь практически любой точки канадской дикой природы лесов, озер и арктической местности.

Советский Союз произвел самолет аналогичной по универсальности Ан-2, конструкторское бюро Антонова. Благодаря радиальному двигателю мощностью 1000 лошадиных сил, Ан-2 обладал вместительным фюзеляжем, который мог вместить 12 пассажиров или1800 килограмм груза. Введенный в эксплуатацию в 1947 году, он имел конфигурацию биплана, а его большая площадь крыла давала ему отличные летные характеристики для выполнения полетов на малой высоте при выполнении сельхозработ. Способность Ан-2 работать с грунтовых и укороченных взлетно-посадочных полос, которых было достаточно много в Советском Союзе, сделала его классическим многоцелевым самолетом. Во многих отдаленных районах, таких как Сибирь, Ан-2 выполнял полеты под флагом Аэрофлота в качестве местного и регионального пассажирского авиаперевозчика, а также грузового самолета и самолета санитарной авиации. Эти самолеты работали в странах Социалистического содружества в Польше, Румынии, Чехословакии, ГДР и в Латинской Америке, Африке и Азии.

В Великобритании Компания Beagle Aircraft Ltd. занималась производством легких самолетов было выпушено всего несколько десятков таких воздушных судов, но они не смогли конкурировать со своими хорошо оснащенными аналогами от американских производителей, продукция которых была поддержана эффективными международными дилерскими сетями.

Французы также занимались производством легких самолетов, чтобы конкурировать с американскими продуктами. Как и в Британии, в послевоенные десятилетия появились и исчезли десятки типов таких воздушных судов.

С началом эпохи реактивного двигателя более надежного менее шумного авиация общего назначения также претерпела изменения и была дополнена еще одной составляющей это бизнес авиацией. Для выполнения полетов стали использоваться малые реактивные двигатели с достаточно мощной тягой и низким расходом топлива. Первым появился Lockheed JetStar 1957 год, за которым вскоре последовал Североамериканский Sabreliner. Эти самолеты были забыты с появлением в 1963 году самолета Learjet 23 . Этот самолет с пятью-семью пассажирами имел максимальную скорость около 900 км. в час и дальность полета 2945 км. Любимый знаменитостями, Learjet стал почти общим термином для многих последующих

самолетов business jet. В их числе были отличные самолеты из Франции (Dassault), Израиля (IAI) и Соединенного Королевства (De Havilland and Hawker Siddeley), с турбовинтовыми двигателями. В настоящее время лучшими и популярными самолетами являются Boeing Business Jet (вариация 737), Bombardier Global Express, Dassault Falcon 900 и Gulfstream 650/700, с межконтинентальной дальностью полета и высокими дозвуковыми скоростями.

В современных условиях авиация общего назначения является постоянно развивающимся сектором транспортного комплекса многих экономически развитых стран.

Авиация общего назначения особенно популярна в Северной Америке, где более 6300 аэропортов доступны для общественного пользования пилотами самолетов общей авиации (около 5200 аэропортов в США и более 1000 в Канаде. Для сравнения, регулярные рейсы выполняются примерно из 560 аэропортов США. По данным Ассоциации владельцев воздушных судов и пилотов США, авиация общего назначения обеспечивает более одного процента ВВП Соединенных Штатов, что составляет 1,3 миллиона рабочих мест в сфере профессиональных услуг и производства. [1]

Согласно классификации, принятой в США, авиация общего назначения включает в себя всю авиационную технику, не используемую в коммерческой авиации и в структурах министерства обороны (под выражением "коммерческая авиация" в США понимается авиация для выполнения регулярных авиаперевозок, а не вообще все, что позволяет зарабатывать деньги). Одним из важнейших элементов АОН является деловая авиация. Деловые самолёты - это такие самолёты, которые используются компаниями или частными лицами для нужд собственного предприятия.

В США принято разделять деловые перевозки на две категории:

- бизнес-перевозки - использование самолётов для полётов, связанных с бизнесом, в который вовлечены предприниматели-владельцы самолётов (чаще всего для таких перевозок используют одномоторные поршневые самолёты, в качестве пилота может выступать сам владелец самолёта, примером бизнес-перевозок может служить использование самолетов АОН торговыми агентами и врачами);

- корпоративные перевозки - использование самолетов корпорациями (компаниями) для перевозок сотрудников и имущества компаний (в качестве корпоративных, в основном, используются реактивные или турбовинтовые самолеты, пилотируют их, как правило, профессиональные пилоты, являющиеся сотрудниками компании, технический персонал также, чаще всего, состоит в штате компании).

Все достоинства бизнес-авиации, как отмечают эксперты NBAA (Национальная ассоциация деловой авиации), приводят к главному результату - повышению производительности персонала компании во время перелета. Обеспечивается это следующими факторами.

1. Экономия времени - главное достоинство деловой авиации. Способность беспересадочного перелета между небольшими локальными аэродромами.

2. Повышение продуктивности работы во время полета - наличие офисного оборудования на борту самолета и отсутствие посторонних свидетелей, затрудняющих конфиденциальные переговоры. Последнее является важным качеством, так как часто борт самолета используется как место ведения переговоров.

3. Сокращение нерабочего времени сотрудников компании, проведенного вне дома и семьи - важный фактор для Западных стран. Гибкий график, легкое достижение пункта назначения позволяют решать поставленные перед командированным сотрудником или руководителем фирмы задачи в течение одного рабочего дня.

4. Информационная защищенность - сведение до минимума возможности утечки информации, отсутствие посторонних свидетелей и нежелательного общения.

5. Максимальная личная безопасность - реактивный бизнес-самолет, как правило, пилотируемый двумя опытными пилотами, обладает гораздо большей степенью безопасности по сравнению с самолетами рейсовой авиации.

6. Полная свобода в планировании полета - возможность при необходимости оперативно изменять график полета, время пребывания в одном месте без риска выплаты неустоек и привязки к рейсам. Возможность избегать ночных полетов.

7. Имидж компании. [2,3]

В использовании авиации общего назначения в США не придерживаются общего принципа, установленного ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта), разделять работы авиации общего назначения (GA) - спортивные полеты, туризм, шоу и пр. и авиационные работы (WA) -патрулирование, сельскохозяйственные работы, медицинская помощь, аэротакси и пр.

Авиация общего назначения (GA) предоставляет услуги частным лицам, предприятиям и местным сообществам с учетом индивидуальных, гибких перевозок "от двери до двери", которые способствуют мобильности, производительности бизнеса и региональная сплоченности. Основанный на использовании частных самолетов, GA предлагает альтернативу регулярным коммерческим полетам, реагируя на потребности пользователей с большей гибкостью и адаптивностью благодаря более низкие эксплуатационные ограничения или менее сдерживающие экономические соображениям. [4]

Авиация общего назначения (GA) в Европейском союзе (ЕС) является разнообразной и динамичной, сектор претерпевает быстрые изменения, вовлекая в себя широкий спектр воздушных судов различной дальности действия от планеров до сложных бизнес-джетов и предоставления дорогостоящих услуг, таких как как воздушные работы или аварийные и деловые перевозки от двери до двери. Как таковой, Авиация общего назначения является важной частью авиационной промышленности ЕС. [4] В Европе термин " авиация общего назначения" определяется как:

- деятельность по запросу, включая воздушное такси (менее 19 пассажиров) и деловая авиация;

- корпоративная авиация;

- авиационные работы;

- досуговые полеты, включая воздушный спорт;

- тренировочный полеты. [4]

Авиация общего назначения (АОН) и деловая авиация, в частности, образуют транспортную сеть, которая дополняет, а зачастую превосходит по значимости транспортную систему, образуемую регулярными и чартерными рейсами и другими видами транспорта.

Из всех достоинств АОН самым важным, возможно, является ее гибкость. Компании, эксплуатирующие воздушные суда (ВС) АОН, могут удовлетворить практически все запросы по перевозке. ВС АОН обслуживают большее количество пунктов, чем авиакомпании.

Исследование, проведенное немецкой компанией консультантов по управлению, ярко иллюстрирует важную АОН роль по сравнению с регулярными авиаперевозками, автомобильным и железнодорожным транспортом. По их выводам, более высокая стоимость использования деловой авиации возмещается сэкономленным по сравнению с другими видами транспорта. [5] Список использованной литературы:

1. Fandom, General aviation: [Электронный ресурс] URL: https://world-airports.fandom.com/ wiki/General_aviation (дата обращения 20.07.2020).

2. BizavWeek - электронный еженедельник /АОН по-американски/. 2018: [Электронный ресурс]. URL: http://www.bizavnews.ru/231/2116 (дата обращения 20.07.2020)

3. NBAA - национальная ассоциация деловой авиации 2020: [Электронный ресурс]. URL: https://nbaa.org/ (дата обращения 20.07.2020)

4. Statistical data, data analysis and recommendation on collection of data in the field of general aviation in Europe (final report) 2015:[Электронный ресурс]. URL:

https ://ec.europa.eu/transport/sites/transport/files/modes/air/studies/doc/2015- 12-analysis-and-recommendation-on-collection-of-data-in-the-field-of-general-aviation-in-europe.pdf (дата обращения 20.07.2020)

5. Авиация общего назначения Проблемы, проблемы и проблемы Размышления пилота накануне 21 века // Доклад Д-ра Бруно Кеппелера Вице-президента АОПА-Швейцария/: 2001. URL: http://www.avion.ru/info/docs/publications/21.html (дата обращения 20.07.2020)

© Жуков В.Е., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.