© Симаева Е.П., 2012
®
УДК 347.1 (470.45) ББК 67.404.01
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Е.П. Симаева
Представленная статья посвящена вопросам совершенствования правового регулирования инвестиционных правоотношений в Российской Федерации в условиях финансовой нестабильности. В статье четко обозначены основные проблемы, связанные с правовым обеспечением инвестиционной безопасности: отсутствие унифицированной нормативноправовой базы в области инвестиционной деятельности; отсутствие законодательного закрепления основных институтов инвестиционного права («инвестиционная безопасность», «инвестиционный договор»), а также предложения по их разрешению.
Ключевые слова: инвестиционная безопасность, экономическая безопасность, предпринимательская деятельность, инвестиционная деятельность, защита прав инвесторов, финансовый кризис, инвестиционное право, коллективное инвестирование.
Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, в том числе инвестиционные, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.
В современной рыночной экономике государство выступает одновременно и как инвестор, и как инициатор и регулятор инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение интересов общества в целом, реализацию приоритетных целей его хозяйственного и социального развития.
Однако на современном этапе развития экономических отношений, в условиях мировой финансовой нестабильности, в период вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) российское
инвестиционное законодательство требует своего дальнейшего совершенствования. Инвестиционное законодательство, как отрасль российского законодательства, призвано создать необходимые благоприятные условия для улучшения инвестиционного климата регионов России, обеспечить правовые и социально-экономические гарантии при привлечении частных инвестиций, а также экономическую безопасность хозяйствующих субъектов в инвестиционной сфере.
Немаловажное значение в сфере правового регулирования инвестиционной деятельности приобретает законодательное закрепление отдельных институтов инвестиционного права, таких как «инвестиционный договор»; «инвестиционная безопасность»; «инвестиционный консультант». К сожалению, определения указанных институтов до сих пор не нашли своего отражения в нормах права.
В науке инвестиционного права наряду с понятием «инвестиционная безопасность» употребляются также термин «экономическая безопасность в инвестиционной сфере». Представляется, что данные термины тождественны по своей природе. Так, экономист А.В. Кучумов определил в своем диссертационном исследовании экономическую безопасность инвестиционной сферы как со-
стояние, при котором создаются условия защиты инвестиционных ресурсов, направляемых в экономику России [2].
Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин под инвестиционной безопасностью понимает способность национальной хозяйственной системы генерировать инвестиционный процесс, поддерживающий устойчивый рост и стратегическую конкурентоспособность экономики. При этом политика инвестиционной безопасности может быть реализована по трем направлениям: обеспечение общей достаточности инвестиций для устойчивого развития экономики; оптимизация отраслевой и территориальной структуры инвестиций; наполнение инвестиционного процесса, всех реализуемых инвестиционных проектов инновационным содержанием. В этой связи необходимо выделить ряд индикаторов, отражающих пороговые уровни инвестиционной безопасности: показатели инвестиционной активности субъектов хозяйствования; динамика и структура инвестиций в основной капитал (в разрезе видов экономической деятельности, в территориальном разрезе, по функциональной структуре инвестиций, а также по источникам их финансирования); интенсивность модернизации производственного аппарата экономики; масштабность и результативность инновационных процессов в экономике в целом [3].
Сегодня при обеспечении инвестиционной безопасности государства важно найти баланс между стремлением увеличить объем привлекаемых инвестиций и необходимостью ориентировать их приток в преимущественно высокотехнологичные отрасли экономики.
Кроме того, в соответствии с п. 58 Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» для обеспечения национальной безопасности за счет экономического роста Российская Федерация основные усилия сосредоточивает на развитии науки, технологий и образования, совершенствовании национальных инвестиционных и финансовых институтов в интересах достижения необходимого уровня безо-
пасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах [5].
России необходим переход на инновационный путь развития, выведение страны в число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны. Таким образом, следует решительно поддерживать инновационный сектор национальной экономики, чтобы иностранные инвестиции способствовали востребованности национальной инновационной продукции, а не создавали для нее «уничтожающую конкуренцию».
Содержание инвестиционной безопасности составляют не только условия, способствующие защите прав субъектов инвестиционной деятельности при реализации инвестиционных проектов, но и иные факторы, устраняющие проблемные вопросы, возникающие при осуществлении деятельности на территории Российской Федерации у иностранных инвесторов (см. рис.).
Одной из мер по обеспечению инвестиционной безопасности в Российской Федерации можно назвать создание в 2010 г. института федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов. Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена. За 2 года институт зарекомендовал себя достаточно успешно. Всего поступило 87 обращений, 67 проблем (77 %) к марту 2012 г. были успешно решены. При этом 58 (66 %) из 87 проблем касались регионального уровня.
Согласно ст. 5 ФЗ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности [6].
Несовершенство российского законодательства. 3 %
Условия нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации
Таможенное законодательство 10 '
Дискрим инац ия иностранных компаний.
(при рассмотрении споров с российскими компаниями)
22%
Превышение
полномочий
государственных
органов
(злоупотребления)
14%
Защита прав собственности 10%
. Налогообложение 2%
Миграционное
законодательство
3%
Регулирование торговой деятельности 6 %
Административные барьеры (длительные сроки и высокие затраты при реализации инвестиционных проектов (действия местных администраций, проблемы подключения и т.д.))
29%
Условия и факторы, влияющие на инвестиционную безопасность
Применительно к правовому обеспечению инвестиционной безопасности среди международных нормативно-правовых актов можно выделить Конвенцию о защите прав инвестора, которая была заключена в Москве 28 марта 1997 года. В соответствии с положениями Конвенции, инвестор имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему решениями и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц, противоречащими законодательству страны-реципиента и нормам международного права. Конвенция вступила в силу 21 января 1999 г., однако Российская Федерация выразила намерение не участвовать в Конвенции Распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2007 г. № 166-рп. Между тем указанный международный договор направлен на создание общего инвестиционного пространства и эффективную защиту прав инвестора.
Определяя понятие и признаки инвестиционной безопасности, следует обратиться к общему термину «безопасность», а также понятию «экономическая безопасность», составной частью которого является инвестиционная безопасность. Экономическая безопасность представляет собой устойчивое состояние защищенности национальной экономики, при ко-
тором она способна обеспечить: эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии сохранения социально-политической и военной стабильности государства; технологическую самостоятельность и неуязвимость страны перед лицом внешних и внутренних угроз и влияний; защиту национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках вне зависимости от изменения тактических целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз и влияний, прогрессивного развития личности, общества и государства [7]. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и в международном плане.
В отношении родового понятия безопасности среди специалистов существует сходная трактовка, определяющая ее как такое состояние субъекта, при котором в условиях негативного и деструктивного воздействия внутренних и внешних факторов посредством предотвращения, минимизации, нейтрализации или ликвидации такого воздействия обеспечивается поддержание жизнедеятельности, стабильность, а также поступательное развитие этого субъекта [1].
146
Е.П. Симаева. Проблемы правового обеспечивания инвестиционной безопасности
В юридической науке употребляется также понятие безопасности в гражданском праве. Так, по мнению ученых В.В. Абрамова и В.С. Белых, безопасность в гражданском праве выступает как элемент стабильности развития всей системы гражданско-правовых отношений, в том числе предпринимательских, выражающийся в постоянном и целенаправленном процессе прогнозирования, минимизации, устранения, предупреждения опасностей и угроз посредством функционирования механизмов управления рисками и охраннозащитных механизмов в случае причинения вреда частноправовым и социально значимым интересам, направленный на стабилизацию и обеспечение условий для нормального функционирования и развития всей экономической системы общества [1].
Представляется, что инвестиционную безопасность можно определить как элемент экономической безопасности, состояние защищенности основных интересов и прав субъектов инвестиционной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов, В. В. Теоретико-правовые проблемы понятия «безопасность» в гражданском пра-
ве / В. В. Абрамов, В.С. Белых // Гражданское право. - 2012. - № 2. - С. 3-5.
2. Кучумов, А. В. Обеспечение экономической безопасности в инвестиционной сфере России : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Кучумов Алексей Валерьевич. - М., 2007. - 135 с.
3. Нарышкин, С. Е. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития / С. Е. Нарышкин // Вопросы экономики. -2010. - № 5. - С. 16-25.
4. Порядок обращения инвесторов по проблемным вопросам, возникающим при ведении бизнеса в Российской Федерации // Материалы официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru /minec/activity/sections/investmentpolicy/index. -Загл. с экрана.
5. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.». - Электрон. текстовые дан. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
6. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ. - Электрон. текстовые дан. -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». - Загл. с экрана.
7. Экономическая безопасность хозяйственных систем : учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Колосова. - М. : Изд-во РАГС, 2001. - 446 с.
ISSUES OF LEGAL ASSURANCE OF INVESTMENT SECURITY UNDER CONDITIONS OF FINANCIAL INSTABILITY
E.P. Simaeva
The article is devoted to the improvement of the legal regulation of investment relations in the Russian Federation under the conditions of financial instability. The article explicitly outlines the key issues related to legal guarantee investment security: the lack of a harmonized regulatory framework for investment, the lack of legislative recognition of the basic institutions of the investment law (“investment security”, “investment agreement”), as well as proposals to address them.
Key words: investment security, economic security, entrepreneurship, investment, investor protection, financial crisis, investment law, collective investment.