УДК 346.1
Е.К. Арбузова
магистрант,
ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный
экономический университет»
В.А. Макеев
студент,
ФГБОУ ВО ««Санкт-Петербургский государственный
экономический университет»
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы правового регулирования инвестиционной и строительной деятельности в России. Выполнен анализ нормативно-правовой базы с акцентом на процессах согласования взаимодействия участников инвестиционно-строительной сферы. Исследуются вопросы координации экономических интересов города и инвесторов при реализации мер государственной поддержки.
Ключевые слова: инвестиционно-строительная сфера, недвижимость, законодательство, правовой режим.
E.K. Arbuzova, Saint-Petersburg State University of Economics
V.A. Makeev, Saint-Petersburg State University of Economics
PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITIES IN RUSSIA
Abstract. The article considers the problematic issues of legal regulation of investment and construction activity in Russia. It analyzes the regulatory framework with emphasis on the processes of harmonization of interaction of participants of investment and construction sector. It disclosed the issues of coordination of economic interests of the city and investors in the implementation of measures of state support.
Keywords: investment and construction sector, real estate, law, legal regime.
Переход к рыночным отношениям в нашей стране определил значительные перемены в строительной сфере: частные инвесторы, преследуя в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, стали осуществлять инвестирование в капитальное строительство, в то время как ранее только государство являлось инициатором этого процесса. Сложившаяся ситуация привела к изменениям в нормативно-правовой базе, регулирующей взаимоотношения в сфере строительства [1].
Проанализируем нормативно-правовую базу в инвестиционно-строительной сфере, акцентируя внимание на процессах согласования взаимодействия ее участников. Сегодня законодательными органами власти уделяется внимание противодействию некоторым вредным для общества процессам самоорганизации, в частности образованию коррупционных схем и связей. В 2008-2009 гг. был сформулирован ряд важнейших законов, связанных с противодействием коррупции, в том числе и на этапе, когда происходит формирование новой законодательной базы. Органы законодательной власти в целом ведут серьезную работу в отношении предупреждения, выявления и уничтожения стихийно образующихся коррупционных связей [2].
Инвестиционно-строительная деятельность регламентируется обширной нормативной базой. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации на всех уровнях в области градостроительной деятельности закреплены в Градостроительном кодексе Российской Федерации [3]. Важной частью данного нормативного акта являются отдельные аспекты, которые регулируют информационное обеспечение градостроительной деятельности. Участники и объекты земельных отношений определяются Земельным кодексом Российской Федерации [4]. В нем также регламентированы наиболее важные с экономической точки зрения вопросы, связанные с оформлением прав на землю, приобретением земельных участков для строительства, их арендой и оценкой.
Одним из базовых нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в капитальном строительстве, является Гражданский кодекс Российской Федерации. Он устанавливает правовой статус застройщиков, подрядчиков, принципы перехода и возникновения прав собственности на объекты недвижимого имущества [5].
Аспекты возникновения прав на недвижимое имущество представлены в законодательстве о регистрации прав на недвижимое имущество. В его рамках определены органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, и критерии необходимости такой регистрации [6]. Регистрация договоров участия в долевом строительстве позволяет снизить риск двойных продаж одних и тех же квартир и является одним из необходимых шагов для ограничения негативных для общества процессов самоорганизации, связанных с образованием преступных сообществ. Комплекс нормативно-правовых актов о землеустройстве дает определение следующим понятиям: «землеустроительная документация», «объекты землеустройства», «землеустройство», также устанавливаются основания, при которых землеустройство является обязательным [7]. Документы землеустройства являются необходимыми при предоставлении земельных участков для капитального строительства, что делает их наличие обязательным при осуществлении инвестиционно-строительной деятельности. Рентабельность проектов капитального строительства во многом определена условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Регламент подключения устанавливается специальными документами, в рамках которых определен алгоритм подачи запроса на получение технических условий, регламент их выдачи организациями, обслуживающими сети инженерно-технического обеспечения, порядок расчета возможностей подключения, условия предоставления ресурсов [8]. Наряду с федеральным законодательством, которое охватывает большую часть существенных для инвестиционной и строительной сферы аспектов, в Санкт-Петербурге также разработана нормативная база в этой области, которая тоже в значительной степени определяет процессы самоорганизации [9]. Наиболее важным является комплекс законов, регулирующих вопросы передачи для строительства и реконструкции объектов недвижимости, которые находятся в распоряжении органов власти Санкт-Петербурга.
Кроме этого, необходимыми для привлечения инвестиционных средств для осуществления капитального строительства являются меры государственной поддержки в случае, если объект инвестирования находится на территории Санкт-Петербурга.
Сущность и алгоритм реализации этих мер является одним из ключевых элементов в рамках комплексного подхода к управлению. Согласование экономических интересов города и инвесторов при реализации мер государственной поддержки является серьезной задачей, реализация которой позволит интенсифицировать инвестиционные процессы на территории Санкт-Петербурга [10]. Наиболее распространенными мерами государственной поддержки зачастую выступают налоговые льготы, особые условия осуществления платежей за земельные участки, на которых планируется капитальное строительство. Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территориях разных субъектов реализуются в достаточной степени и федеральными органами государственной власти.
Базовыми механизмами, стимулирующими самоорганизационные процессы в области осуществления инвестирования и капитального строительства, являются все перечисленные выше, но наряду с ними иногда государство может само принимать прямое участие в инвестиционно-строительной деятельности [11]. Основные направления развития и территориального планирования Санкт-Петербурга в области капитального строительства утверждаются в Генеральном плане Санкт-Петербурга. В прилагаемом к закону о Генеральном плане положении о территориальном планировании Санкт-Петербурга определяется стратегический вектор его развития. Наряду с перечисленными нормативно-правовыми актами, деятельность в сфере капитального строительства регулируется сводами правил, государственными стандартами и строительными нормами и правилами.
В результате анализа правового обеспечения инвестиционно-строительной деятельности можно утверждать, что нормативная и правовая база может стимулировать и ограничивать различные бизнес-процессы, происходящие в данной сфере. С одной стороны, необходимо обеспечить четко прописанные регламенты принятия решений в инвестиционно-строительной сфере, ограничить любые исключения при принятии решений, использовать современные достижения теории аукционов при формировании нормативных и правовых актов, регламентирующих распределение государственного заказа, ресурсов. С другой стороны, необходимо формировать нормативную и правовую базу создания и функционирования инструментов, стимулирующих и интенсифицирующих положительные для общества процессы в области улучшения инвестиционного климата, развития строительного сектора экономики региона и страны в целом.
Список литературы:
1. Бузырев В.В., Селютина Л.Г., Мартынов В.Ф. Формирование системы организации инвестирования инновационных процессов в строительстве // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 3. - С. 261-264.
2. Конарев А.Г. Современные аспекты развития строительной сферы в России // Символ науки. - 2016. - № 1-1(13). - С. 127-129.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1. - Ст. 16.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32.
6. Селютина Л.Г., Евсеева Е.И., Мартынова А.В., Нектов В.В., Николюк Е.С. Социальное жилищное строительство в России: реалии и перспективы развития // Научное обозрение. - 2015. - № 21. - С. 218-220.
7. Селютина Л.Г. Конкурентные процессы в современном строительстве // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2013. - № 1 (60). - С.101-106.
8. Песоцкая Е.В., Селютина Л.Г. Управление инновационно-инвестиционными процессами в строительстве. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 227 с.
9. Батынков А.П. Саморегулирование в строительстве: проблемы и пути решения // Приволжский научный вестник. - 2015. - № 6-2 (46). - С. 8-10.
10. Егорова М.А., Селютина Л.Г., Доржиева Ц.-Д.Д. Управление инвестициями: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2012. - 90 с.
11. Селютина Л.Г., Сушко А.И. Роль и место информации в проектировании и управлении строительством // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 17. - С. 272-276.