Научная статья на тему 'Участие органов власти в управлении инвестиционно-строительной деятельностью в регионе'

Участие органов власти в управлении инвестиционно-строительной деятельностью в регионе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
259
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / REGION / INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITY / INFRASTRUCTURE / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Веселков В. В., Костецкий Д. А.

В статье выполнено исследование особенностей развития инвестиционно-строительной сферы как динамично развивающейся системы, определена роль в самоорганизационном развитии исследуемой системы процессов функционирования инфраструктуры. Наибольшее влияние на создание условий, в которых происходят процессы самоорганизации, оказывает именно система управления, при этом основную роль здесь играют органы власти. Показано, что государство всегда выступает ключевым фактором социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF AUTHORITIES IN THE MANAGEMENT OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITIES IN THE REGION

The paper used to study the characteristics of the investment and construction sector as a dynamic system defined role in the development of self-organization processes of the studied system infrastructure operation. The greatest influence on the creation of conditions in which there are processes of self-organization, it has a control system, and the main role is played here by the authorities. It is shown that the state is always the key to socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Участие органов власти в управлении инвестиционно-строительной деятельностью в регионе»

УДК 338.4

В. В. Веселков

студент,

ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

Д.А. Костецкий

магистрант,

ФГБОУ ВО ««Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ

Аннотация. В статье выполнено исследование особенностей развития инвестиционно -строительной сферы как динамично развивающейся системы, определена роль в самоорганизационном развитии исследуемой системы процессов функционирования инфраструктуры. Наибольшее влияние на создание условий, в которых происходят процессы самоорганизации, оказывает именно система управления, при этом основную роль здесь играют органы власти. Показано, что государство всегда выступает ключевым фактором социально-экономического развития.

Ключевые слова: регион, инвестиционно-строительная деятельность, инфраструктура, самоорганизация.

V.V. Veselkov, Saint-Petersburg State University of Economics

D.A. Kostecky, Saint-Petersburg State University of Economics

PARTICIPATION OF AUTHORITIES IN THE MANAGEMENT OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITIES IN THE REGION

Abstract. The paper used to study the characteristics of the investment and construction sector as a dynamic system defined role in the development of self-organization processes of the studied system infrastructure operation. The greatest influence on the creation of conditions in which there are processes of self-organization, it has a control system, and the main role is played here by the authorities. It is shown that the state is always the key to socio-economic development.

Keywords: region, investment and construction activity, infrastructure, self-organization.

В течение последних двадцати пяти лет важные изменения произошли в строительной сфере. При этом следует выделить ряд наиболее существенных процессов самоорганизации. Первым является появление и укрепление хозяйственных связей между участниками региональной инвестиционно-строительной сферы. Вторым и наиболее важным с экономической точки зрения является переход от преобладания государственных заказчиков и исполнителей к ряду частных юридических лиц, действующих на свой страх и риск в условиях конкуренции [1]. В связи с этим, рассмотрим особенности развития инвестиционно-строительной сферы как самоорганизующейся системы. Наибольшее влияние на создание условий, в которых происходят процессы самоорганизации, оказывает именно система управления, при этом основную роль здесь играют органы власти.

Законодательная ветвь власти закрепляет правовые принципы и условия функционирования всех субъектов [2]. Нормативно установленные условия, в которых функционируют участники инвестиционной и строительной деятельности, во многом определяют

процессы самоорганизации, происходящие в этой сфере. Исполнительная ветвь существенно влияет на возможность реализации различных инвестиционных проектов, контролирует ход их реализации, а также может являться инициатором некоторых из них, имеющих высокую социальную значимость для города [3]. В совокупности органы государственной власти во многом определяют инвестиционный климат в регионе. От инвестиционного климата в регионе зависит решение инвестора о реализации проекта в области капитального строительства. Вследствие этого он оказывает влияние и на экономическое развитие региона. Успешность в осуществлении проектов капитального строительства связана с выбором территории, на которой он реализуется [4].

Базовыми структурами в системе исполнительной власти Санкт-Петербурга, в ведении которых находится инвестиционная и строительная деятельность, можно назвать следующие: Комитет по строительству, Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по инвестициям, Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга. Являясь государственным заказчиком при реализации строительства объектов за счет средств Санкт-Петербурга, Комитет напрямую влияет на объемы строительства и ввода социальных объектов и объектов жилищного строительства для отдельных категорий граждан [5]. В настоящее время одним из направлений деятельности Комитета в сфере снижения стоимости жилья для граждан стала разработка комплекса предложений и мероприятий по развитию кластера производства строительных материалов в регионе. Приоритетные программы, в реализации которых существенное значение принимает это учреждение, связаны с жилищным строительством, а также с реновацией существующей застройки [6]. Одной из ключевых задач этого комитета является развитие долевого строительства в Санкт-Петербурге. Формой осуществления долевого строительства, наряду с другими, может быть создание жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативов. Этот процесс напрямую определяет объемы финансирования жилищного строительства, в силу того, что граждане являются основными источниками финансовых ресурсов в жилищном строительстве региона на настоящий момент [7].

Комитет по строительству способен оказывать существенное влияние на процессы самоорганизации, происходящие в области жилищного строительства и в другой плоскости. Появление новых производств строительных материалов в масштабе инвестиционно-строительной сферы региона также является одним из примеров процесса самоорганизации [8]. Наиболее существенными задачами Комитета по градостроительству и архитектуре можно считать формирование архитектурного облика и организацию взаимодействия смежных комитетов в этой области. Особое место для развития информационной инфраструктуры региона занимает Комитет по земельным ресурсам, являющийся одним из трех информационных узлов наряду с двумя другими, связанными со строительными и эксплуатируемыми объектами, которые необходимы для эффективного функционирования информационной инфраструктуры региона. Оказывая существенное влияние на поддержание и развитие информационной инфраструктуры в инвестиционно-строительной сфере, Комитет участвует в интенсификации процессов

самоорганизации, происходящих в регионе. В зоне ответственности Комитета по инвестициям находятся вопросы реализации проектов государственно-частного партнерства, а также другие направления инвестирования бюджетных средств Санкт-Петербурга.

Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга осуществляет государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Данный орган государственной власти во многом обеспечивает качество капитального строительства и реконструкции. Кроме этого, необходимыми для привлечения инвестиционных средств для осуществления капитального строительства являются меры государственной поддержки в случае, если объект инвестирования находится на территории Санкт-Петербурга [9]. Сущность и алгоритм реализации этих мер является одним из ключевых элементов в рамках системного подхода к управлению. Согласование экономических интересов города и инвесторов при реализации мер государственной поддержки является серьезной задачей, реализация которой позволит интенсифицировать инвестиционные процессы на территории Санкт-Петербурга. Базовыми механизмами, стимулирующими самоорганизационные процессы в области осуществления инвестирования и капитального строительства, являются уже перечисленные выше, но наряду с ними иногда государство может само принимать прямое участие в инвестиционной деятельности, связанной с капитальным строительством [10].

В заключение отметим, что в последнее время появилась новая форма регулирования инвестиционно-строительной деятельности - саморегулирование. Инструментом для реализации процесса саморегулирования являются саморегулируемые организации. По сути же, членство в саморегулируемой организации дает возможность организациям, занимающимся строительством, проектированием, изыскательскими работами, осуществлять свою деятельность [11]. Вместе с тем они не имеют выраженных хозяйственных взаимоотношений в инвестиционно-строительном процессе. Принятие законов о саморегулировании запустило серьезные процессы взаимодействия между строительными организациями, которое привело к созданию существенного количества саморегулируемых организаций в строительной сфере. Этот процесс свидетельствует о том, что закончился период революционных преобразований отрасли, и она вступила в фазу эволюционного развития. Для этой фазы характерно стремление к самосохранению и самовоспроизводству структур.

Список литературы:

1. Селютина Л.Г. Конкурентные процессы в современном строительстве // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2013. - № 1 (60). - С.101-106.

2. Макушкин В.А. Анализ современных условий развития строительного бизнеса в России // Наука и современность. - 2016. - № 42. - С. 124-128.

3. Selyutina L.G., Bondar O.Y., Magomedragimov M.R. Actual aspects of the integrated approach to urban areas development // Paradigmata poznani. - 2016. —№ 1. -P. 30-31.

4. Конарев А.Г. Современные аспекты развития строительной сферы в России // Символ науки. - 2016. - № 1-1(13). - С. 127-129.

5. Селютина Л.Г., Евсеева Е.И., Мартынова А.В., Нектов В.В., Николюк Е.С. Социальное жилищное строительство в России: реалии и перспективы развития // Научное обозрение. - 2015. - № 21. - С. 218-220.

6. Костецкий Д.А. Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). - С. 385-387.

7. Селютина Л.Г. Моделирование процесса аккумуляции инвестиционных ресурсов в жилищную сферу // Экономика строительства. - 2002. - № 12. - С.25-33.

8. Селютина Л.Г. Организация строительного производства: учебник. - СПб.А Изд-во СПбГИЭУ, 2012. - 534 с.

9. Песоцкая Е.В., Селютина Л.Г. Управление инновационно-инвестиционными процессами в строительстве. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 227 с.

10. Николюк Е.С. Развитие крупных городов: проблема инновационного инвестирования // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 1 (53). - С. 231-234.

11. Батынков А.П. Саморегулирование в строительстве: проблемы и пути решения // Приволжский научный вестник. - 2015. - № 6-2 (46). - С. 8-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.