Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экология / территория / регион / Южный Урал / Челябинская область / будущие поколения / геополитика / баланс / законодательство.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салмина С.Ю.

Для освещения актуальных проблем правового обеспечения эколого-экономического развития региона автором была выбрана Челябинская область, которая является одной из неблагополучных в экологическом отношении территорий. Исторически экологические проблемы региона Южного Урала восходят к первой половине ХХ столетия. Массовая кампания по индустриализации страны, проводившаяся советской властью в начале 1930-х гг., крайне негативно сказалась на экологическом равновесии региона. В дальнейшем ситуация продолжала усугубляться до тех пор, пока не стало очевидной острая необходимость реализации мер, направленных на восстановление экологического благополучия территории. Современные тренды повышения качества уровня жизни в регионе невозможно представить без стабилизации экологической ситуации. В последнее время поиск путей соблюдения экологического баланса неоднократно становился предметом обсуждения в средствах массовой информации, научных конференциях, политических форумах, общественных слушаниях и тому подобных мероприятиях. Автором представлено собственное видение данных проблем на основе системного подхода, изучения действующей законодательной базы, мнений и точек зрения ученых и экологических активистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-379-382 NIION: 2018-0076-5/22-717 MOSURED: 77/27-023-2022-5-916

САЛМИНА Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории и регионального развития экономического факультета Челябинского государственного университета, e-mail: salmina_1969@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Для освещения актуальных проблем правового обеспечения эколого-эко-номического развития региона автором была выбрана Челябинская область, которая является одной из неблагополучных в экологическом отношении территорий. Исторически экологические проблемы региона Южного Урала восходят к первой половине ХХ столетия. Массовая кампания по индустриализации страны, проводившаяся советской властью в начале 1930-х гг., крайне негативно сказалась на экологическом равновесии региона. В дальнейшем ситуация продолжала усугубляться до тех пор, пока не стало очевидной острая необходимость реализации мер, направленных на восстановление экологического благополучия территории. Современные тренды повышения качества уровня жизни в регионе невозможно представить без стабилизации экологической ситуации. В последнее время поиск путей соблюдения экологического баланса неоднократно становился предметом обсуждения в средствах массовой информации, научных конференциях, политических форумах, общественных слушаниях и тому подобных мероприятиях. Автором представлено собственное видение данных проблем на основе системного подхода, изучения действующей законодательной базы, мнений и точек зрения ученых и экологических активистов.

Ключевые слова: экология, территория, регион, Южный Урал, Челябинская область, будущие поколения, геополитика, баланс, законодательство.

SALMINA Svetlana Yurievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Economic Theory and Regional Development, Economics Faculty, Chelyabinsk State University

PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE CHELYABINSK REGION)

Annotation. To highlight the current problems of legal support for the ecological and economic development of the region, the author chose the Chelyabinsk region, which is one of the ecologically unfavorable territories. Historically, the environmental problems of the Southern Urals region date back to the first half of the twentieth century. The massive campaign for the industrialization of the country, carried out by the Soviet government in the early 1930s, had an extremely negative impact on the ecological balance of the region. In the future, the situation continued to worsen until the urgent need to implement measures aimed at restoring the ecological well-being of the territory became apparent. Modern trends in improving the quality of life in the region cannot be imagined without stabilizing the environmental situation. Recently, the search for ways to maintain the ecological balance has repeatedly been the subject of discussion in the media, scientific conferences, political forums, public hearings and similar events. The author presents his own vision of these problems based on a systematic approach, studying the current legislative framework, opinions and points of view of scientists and environmental activists.

Key words: ecology, territory, region, South Ural, Chelyabinsk region, future generations, geopolitics, balance, legislation.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Введение. Предваряя освещение проблем правового обеспечения эколого-экономического развития Челябинской области, следует отметить, что на сегодняшний день ситуация с правовым обеспечением охраны окружающей среды обстоит неоднозначным образом и нуждается в научном и эмпирическом анализе. С одной стороны, происходит определенное ужесточение норм природоохранного законодательства, а, с другой, - либерализация режима контрольно-надзорных мероприятий. Челябинская область принадлежит к числу территорий, где состояние окружающей среды в течение практически всего советского и постсоветского периода обстояло крайне неблагоприятным образом.

Тем не менее, за последние несколько лет ситуация в регионе изменилась к лучшему достаточно радикально. Думается, это происходит в силу ряда как объективных причин, так и субъективных факторов. Так, экологические вызовы времени требуют принятия решительных мер по обеспечению настоящих и будущих поколений благоприятной окружающей средой. Кроме того, продуктивное взаимодействие заинтересованных властей с представителями региональной бизнес-элиты в плане реализации долгосрочных и амбициозных экологических программ, наметившееся в течение последнего времени, внушает оптимизм. Что касается состояния изученности проблемы, следует отметить репрезентативный уровень работ М. С. Кургузикова, В. А. Петри и других исследователей [4].

Целью исследования является освещение проблем правового обеспечения эколого-эконо-мического развития региона на примере Челябинской области.

Методология работы основывается на формально-юридическом, а также на сравнительно-правовом методах исследования.

Основная часть. Непростая геополитическая ситуация, сложившаяся в стране, диктует свои сценарии развития дальнейших событий. Постановление Правительства РФ, направленное на смягчение режима проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении промышленных предприятий и организаций страны и регионов, связано с необходимостью оказать государственную поддержку предпринимателям всех уровней [3]. Именно эту цель преследовали законодатели, когда принимали решение отменить плановые мероприятия и выездные проверки вплоть до окончания 2022 г.

Внеплановые контрольно-надзорные мероприятия могут быть реализованы только в исключительных случаях, в частности, когда существует непосредственная угроза жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан. Внеплановые

контрольные мероприятия, как и ранее, должны быть в обязательном порядке заблаговременно согласованы с органами прокуратуры. В этом отношении вышеупомянутое Постановление Правительства РФ не содержит законодательной новеллы.

Представляет интерес наметившаяся тенденция смещения действий Росприроднадзора с карательных мероприятий на профилактические. С одной стороны, надзорное ведомство намерено действовать осторожно, не вызывая излишней нервозности у представителей бизнеса. С другой стороны, когда речь идет, действительно, о серьезном причинении вреда окружающей среде, соответствующие ведомства проявляют бескомпромиссность. Но по отношению к социально ответственным бизнес-структурам вместо проверок, носивших зачастую формальный характер, Министерство экологии Челябинской области предпочитает профилактические поездки к природополь-зователям, главным образом, для того чтобы своевременно разъяснять им обязательные экологические требования.

Тем не менее, справедливую озабоченность у экологов региона вызывает смещение сроков завершения проекта по квотированию выбросов с 2024 г. на 2026 г. Как известно, проект был запущен в 2020 г. и распространялся на двенадцать городов - Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. Впечатляющий проект по радикальной очистке окружающей среды столицы Южного Урала изначально базировался на национальном проекте «Экология» и его подпроекте, который имел название «Чистый воздух». Поскольку Челябинск вошел в перечень городов, где на основании Федерального закона «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» от 26.07.2019 № 195-ФЗ планировалось сократить на 20% совокупные выбросы от всех наземных загрязнителей [1].

Организационно-правовыми предпосылками для реализации этого проекта стали формироваться поэтапно, когда с 2019 г. между промышленными предприятиями и правительством области стали заключаться соглашения. Первоначально они были заключены с шестнадцатью региональными предприятиями. Девять из них находилось в городе Челябинске или в непосредственной близости от него. С инициативой выступили АО «ЧЭМК» (Челябинский Электрометаллургический комбинат), АО «ЧЦЗ» (Челябинский Цинковый завод), ПАО «ЧКПЗ» (Челябинский куз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

нечно-прессовый завод), ПАО «ЧТПЗ» (Челябинский трубопрокатный завод), завод «Техно», ЧМК (Челябинский металлургический комбинат), «Мечел-Кокс», завод «Минплита» и Коркинский разрез (ООО «Промрекультивация). На протяжении последующих нескольких лет вплоть до настоящего времени эта практика получила дальнейшее распространение. Таким образом, грандиозный федеральный экологический проект получил успешную реализацию на региональном уровне.

В итоге к настоящему времени заключено тридцать три двухсторонних соглашения между областным правительством и промышленными гигантами города. Помимо вышеупомянутых предприятий, соответствующие соглашения заключили заводы «Сигнал» и «Оксид», Челябинский завод металлоконструкций, «Донкарб Графит» (электродный завод), группа «Конар», ЧТЗ-Урал-трак, ПАО «Фортум» и «Завод «Пластмасс»», находящийся на территории города Копейска, расположенного в ближайшем пригороде областного центра. Правовая ценность и значимость этих соглашений состоит в том, что предприятия добровольно берут на себя ответственность инвестировать средства в модернизированное оборудование для очистных сооружений. Но с введением санкций ситуация с поставкой импортного оборудования весьма существенно осложнилась. Так, крупнейший в области Челябинский Электрометаллургический комбинат получил отказ от пяти иностранных компаний, с которыми ранее были заключены договоры на поставку оборудования для очистных сооружений. Очевидно, это частный пример, аналогичная ситуация наблюдается повсеместно и отнюдь не только в Челябинской области. Несмотря на данное обстоятельство, предприятия города и области вовсе не собираются отказываться от своих экологических обязательств и продолжают реализовывать данный проект.

Что же касается правоприменительной практики по экологическим спорам, профессиональное юридическое сообщество справедливо полагает, что здесь возобладает наметившаяся на данном этапе тенденция к досудебному урегулированию, которая приведет к тому, что в ближайшем будущем судебные споры с государственными органами в сфере экологии будут сведены к минимуму. Судьи уже сейчас при вынесении решения учитывают, принял ли причинитель вреда своевременные меры по его устранению, стремился ли устранить вынесенные в его адрес замечания до судебного процесса и так далее. Со своей стороны органы исполнительной власти и надзорные ведомства будут выносить предписания по поводу взыскания экологического вреда более часто, нежели в настоящий момент, а суммы будут увеличиваться. Таже справедливо, что экологический

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

аудит (комплаенс), менеджмент и страхование должны стать основными инструментами приро-допользователей.

Что же, в свою очередь, побудило законодателей вплотную заняться проблемами сохранения экологического равновесия? Вопрос риторический, так как общеизвестно, что в мае 2020 г. произошла экологическая катастрофа в Норильске с разливом дизтоплива и в июне того же года в Усолье Сибирском, когда с предприятия, брошенного пятнадцать лет назад, произошла утечка ртути и других отравляющих веществ в крупнейшую водную артерию сибирского региона Ангару. Катастрофы получили широкий общественный и политический резонанс. Президент РФ В.В. Путин поручил Правительству детально разобраться в причинах столь печальных событий. В феврале 2021 г. суд обязал компанию Норникель выплатить 146 млрд руб. Столь беспрецедентная сумма была выплачена в полном объеме.

Примечательно, что, главе Росприроднад-зора С. Родионовой был задан вопрос о том, каким образом следует принудить промышленные предприятия соблюдать природоохранное законодательство, тем более, в том случае, если это предприятие градообразующее, как, например, большинство предприятий, расположенных в горнозаводской зоне Урала. Она, в свою очередь, справедливо отметила, что следует создать такие условия, чтобы природопользователям было невыгодно нарушать закон. Здесь весьма уместно вспомнить знаменитого французского мыслителя Шарля Луи Монтескье, который еще в ХYШ веке в своем трактате «О духе законов» писал, что законодательство должно быть построено таким образом, чтобы его невыгодно было нарушать [5].

Представляется весьма перспективной с точки зрения защиты экологии и соблюдения экологического баланса поправка, внесенная законодателями в п. 3 ст. 78 Федерального закона об охране окружающей среды, устанавливающая порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды [2]. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2023 г. [3]. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Таким образом, срок исковой давности введен беспрецедентный, что, безусловно, является законодательной новеллой. Но процедура банкротства по-прежнему остается «лазейкой» для предприятия-причинителя вреда. С нашей точки зрения, необходимо обязать такие предприятия заблаговременно резервировать на счетах денежные средства с целью компенсации причиненного вреда природе. Какова будет судебная практика применения обновленной ст. 78 ФЗ

«Об охране окружающей среды» покажет время [2].

Что касается позитивных событий в сфере экологии региона, безусловно, следует заострить внимание на том, что Шершневское водохранилище, являющееся основным источником запаса питьевой воды для крупнейшего областного города, планируется подвергнуть комплексной очистке. Государственный океанографический институт имени Зубова победил на торгах, цена контракта составила 14,1 миллиона руб. В период с весны 2022 г. до октября 2023 г. специалисты института должны определить основные источники загрязнения водоема и предложить наиболее эффективные способы его очистки.

Говоря о позитивных сдвигах в решении экологических проблем Южно-Уральского региона, нельзя не упомянуть грандиозный проект по реконструкции города Карабаша, расположенного на территории Челябинской области и снискавшего «славу» одного из самых загрязненных городов не только в масштабах региона, но и в масштабах страны. Это не просто проект по реконструкции и модернизации небольшого уральского города, который находится в одном из живописных мест уральских гор.

Этот проект без преувеличения можно назвать экологической революцией. 26 января 2022 г. было подписано знаменательное соглашение между губернатором Челябинской области Алексеем Текслером и Председателем Совета директоров АО «РМК» (Русская Медная Компания) Игорем Алтушкиным. Речь идет о реализации комплексной программы развития Карабашского городского округа до 2025 г. В ближайшие несколько лет в городе планируется установить систему новых очистных сооружений, проложить новые транспортные артерии, создать рекреационные зоны и досуговые центры для отдыха и досуга горожан и гостей города. Уже сейчас облик города существенно изменился, недвижимость поднялась в цене, воздух стал чище, а городская среда значительно комфортнее.

Заключение.В столь небольшой по объему статье автор не претендует на всеобъемлющее освещение проблем, связанных с правовым обеспечением и эколого-экономическим развитием региона. Мы акцентировали внимание лишь на нескольких аспектах и очевидно, что поле деятельности в этом отношении настолько широко, что хватит нашим потомкам. В этой связи актуальным становится уточнение дефиниции «право будущих поколений», уже предложенное рядом российских ученых правоведов [4]. Представители будущих поколений, действительно, имеют полное право на благоприятную окружающую среду, которое должно быть гарантировано уже сейчас.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ»О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» [Электронный ресурс] // URL: www.consultant.ru (дата обращения: 12.05.2022).

[2] Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты

Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: www.consultant.ru (дата обращения: 12.05.2022).

[3] Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 12.05.2022).

[4] Кургузиков М.С., Петри В.А. Об экологических правах будущих поколений // Российское право: образование, практика, наука. 2021. № 6. - С. 79-82.

[5] Монтескье Ш.Л. О духе законов / Сост., пер. и коммент. примеч. авт. А.В. Матешук. - М.: Мысль, 1999. - 672 с.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 26.07.2019 № 195-FZ «O provedenii eksperimenta po kvotirovaniyu vybrosov zagryaznyayushchih veshchestv i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti snizheniya zagryazneniya atmosfernogo vozduha» [Elektronnyj resurs] // URL: www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).

[2] Federal'nyj zakon ot 30.12.2021 № 446-FZ (red. ot 26.03.2022) «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj Zakon «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // URL: www. consultant.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).

[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10 marta 2022 g. № 336 «Ob osobennostyah organizacii i osushchestvleniya gosudarstvennogo kontrolya (nadzora), municipal'nogo kontrolya» [Elektronnyj resurs] // URL: https://base.garant.ru (data obrashcheniya: 12.05.2022).

[4] Kurguzikov M.S., Petri V.A. Ob ekologicheskih pravah budushchih pokolenij // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2021. № 6. - S. 79-82.

[5] Montesk'e Sh.L. O duhe zakonov / Sost., per. i komment. primech. avt. A.V. Mateshuk. - M.: Mysl', 1999. - 672 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.