Научная статья на тему 'Проблемы правового обеспечения экологической безопасности'

Проблемы правового обеспечения экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
573
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового обеспечения экологической безопасности»

всего по законам природы, законам экологии, законам развития Вселенной и потому своё бытие, свою трудовую деятельность он должен рассматривать с позиции именно этих законов. Современные экологи под богатством любой экосистемы понимают разнообразие видов составляющих её живых организмов, количество, качество и эффективность преобразования в них вещественных, энергетических и информационных ресурсов, устойчивость, живучесть, надёжность этих систем, их способность к самоорганизации, самоадаптации и саморазвитию. Оценку этого богатства невозможно свести лишь к финансовой абстракции человека, поэтому такую абстракцию необходимо дополнить некоторой совокупностью других информационных абстрактных символов, что обуславливает переход к информационной теории стоимости.

Кратко суть информационной теории стоимости можно свести к тому, что качество, цена, богатство любой экосистемы, в том числе с участием человека, пропорциональны количеству накопленной в них информации, но не в её простом шено-новском понимании, а с учётом смысловой нагрузки, информации об уровне, эффективности и тенденциях её саморазвития, самоорганизации и самоадаптации, в том числе об экономических результатах хозяйственной деятельности. Количество новой подобной информации, произведённой за определённый период, следует оценивать как стоимость экосистемы, что позволит, например, цену производимых товаров и услуг свести не столько к их количеству, сколько к их качеству (информационной ценности). Современные информационные технологии позволяют решать подобные задачи быстро, эффективно и достаточно доходчиво.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Ю.М. Вишневецкий

г. Черкесск

Проблемы экологической безопасности, характеризующиеся наличием реальной вероятностью возникновения естественных или антропогенных изменений окружающей среды, а также среды обитания человека в негативном направлении, в последнее время претерпевают значительные трансформации.

Правовая охрана природы не самоцель, а необходимое средство защиты человека и окружающей его природной среды от неблагоприятного воздействия различных факторов включая собственно хозяйственную деятельность человека. Цель правовой охраны природы - предотвратить наступление вредных последствий антропогенной деятельности человека, стихийных сил самой природы, что означает необходимость сохранения и даже повышения качественных характеристик окружающей природной среды, в связи с чем изначально следует определить объекты ее правовой охраны.

Под объектом природы понимается как вся естественная среда обитания жизнедеятельности человека, так и ее отдельные компоненты. Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что являются экологической (социально-экологической) ценностью, которая проявляется в обеспечении качества биологического режима жизни человека.

Правовое обеспечение охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия загрязняющих веществ реализуется различными отраслями законодательства: конституционного, гражданского, уголовного, административного, здравоохранительного, природоохранительного, природноресурсного, а также нормативно-

правовыми актами, международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Россией.

Конституцией России закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В основе системы экологического законодательства РФ лежит закон Российской Федерации от 10.01.02 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Данным законом провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме. Также приняты законы по охране и рациональному использованию отдельных видов природных ресурсов.

Государство предусматривает целый ряд мер организационно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды включая систему разнообразных государственных органов как общего управления (Президент, Государственная Дума, Правительство, органы местного самоуправления и администрации субъектов Федерации), так и специально уполномоченные органы комплексного управления (Министерство природных ресурсов, Госсанэпидемнадзор и др). Кроме того, государство через систему специализированных кадастров производит количественный и качественный учет природных ресурсов.

Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль. Нормирование качества - это установление показателей (нормативов) предельно-допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека. Норма ПДВ - это такая мера воздействия на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли.

Управление охраной окружающей природной среды включает экологический контроль, задачей которого является наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер, предусмотренного законодательством об охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов.

Система экологического контроля включает в себя не только государственный и общественный надзор, но и экологический мониторинг (включая международный), проведение экологической экспертизы, оценку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания. Экологический мониторинг направлен на всю среду или на ее отдельные компоненты (природные объекты, природные комплексы и ресурсы).

Экологическая экспертиза по реальной значимости является не менее важной частью системы экологического контроля. По своему характеру к ней примыкает такая мера предварительной оценки, как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.

Экономический механизм охраны природной среды включает следующие части: лицензии на природопользование - разрешения с указанием видов, объемов, лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; лимиты -экологические ограничения (предельные нормы) по территориям с указанием объема предельного использования (изъятия) природных ресурсов, а также выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов.

Основанием эколого-правовой ответственности является эколого-правовое (экологическое) правонарушение - взятые во взаимосвязи вина (в любой форме), противоправность деяния (как действие, так и бездействие), вред (угроза вреда, всегда носящая форму экологического характера) окружающей природной среде (первичный вред) и через нее здоровью человека (производный вред) и его имуществу (ущемление имущественных интересов законного пользователя, арендатора, собственника). Главное в составе экологического правонарушения - это причинение экологического вреда, от характера и объема которого зависит наступление юридической ответственности.

Уголовно-правовая ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т. е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть - экологическую безопасность населения.

Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания - штраф, а наиболее типичная мера - изъятие орудий и средств совершения правонарушения вплоть до конфискации средств передвижения. Размеры штрафа исходят из минимального размера оплаты труда на момент совершения правонарушения в кратном исчислении, если иное не указано в законе. Следует подчеркнуть, что наложение штрафа не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда.

Наиболее эффективна гражданско-правовая ответственность, применяемая к субъектам за причинение вреда природной среде, здоровью человека, имуществу граждан и хозяйствующих субъектов в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства. Гражданско-правовая экологическая ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба в объеме, включающем реальный вред, упущенную выгоду и неполученный доход.

Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего был причинен экологический вред.

Однако практика применения природоохранного законодательства показала слабость и разобщенность действующих нормативных актов, законодатели не смогли создать единой системы охраны единой природы. В результате даже соединение в одно ведомство нескольких природноресурсных и одного природоохранного федеральных министерств в мае 2000 года только добавило неразберихи и привело к резкому ухудшению состояния окружающей среды в России.

Для достижения положительных результатов особенно эффективным является сочетание экономического механизма природопользования с контрольными функциями и административным управлением.

Наиболее слабым звеном действующего механизма управления природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность предприятий в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Практика функционирования предприятий показывает, что в настоящее время экономический ущерб от нерационального использования природных ресурсов непосредственно на конечных показателях их хозяйственной деятельности сказывается незначительно. Это же можно сказать и о поощрении тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании природных ресурсов и соблюдении экологических нормативов. Анализ практики применения действующего экономического механизма управления природопользованием показывает, что требуется его совершенствование на основе разработки правовых, экономических и организационных мер, которые позволят достичь реальных результатов в решении проблемы

рационального природопользования. Эффективность экономического механизма комплексного использования природных ресурсов во многих отраслях сейчас снижается из-за отсутствия стройной системы стимулирования повышения комплексности освоения ресурсов. К сожалению, на современном этапе развитие хозяйственных отношений значительно опережает развитие законодательной базы, в том числе это относится и к стимулированию рационального природопользования. Экономические и правовые рычаги защиты природной среды и предупреждения ее загрязнения являются важным фундаментом для дальнейшего развития экономико-правовых отношений в области экологической безопасности.

В основе этого механизма должны быть положены экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за соблюдение законодательства об охране природы. Данное законодательство также требует коренного переустройства. Для создания законодательного обеспечения единой природы необходима стройная единая система природоохранительного законодательства. Во главе ее должен стоять комплексный нормативный акт об охране природы со статусом конституционного федерального закона. Основой для такого закона может стать доработанный закон "Об охране окружающей среды". В развитие его основных положений следует принять ряд федеральных законов, в первую очередь об экологической безопасности, экологическом контроле и т.д. Затем с учетом этих законов доработать существующие "ресурсные" законы (водный и лесной кодексы и др.), а также привести в соответствие с ними и другие отрасли права.

Без решения этой основополагающей задачи невозможно обеспечить экологическую безопасность России.

ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В.В. Волочков

Государственный агроэкологический университет, г.Житомир

Possibilities of ecologycal monitoring of humanity are increasing constantly, because the limit of economical mind resoult of this monitoring, as the rule, are intact, negative for person. Positivism of ecological monitoring provides by realising and strict performing ecological laws, principels, rules. Ancknowing actions don't dispense with responsibility for nature the VIP for total decisions and operations.

Если под экосистемой понимать самодостаточную, самоорганизующуюся и самоуправляющуюся совокупность живых организмов и окружающей среды, то напрашивается отрицательный ответ на вопрос о возможности управления состоянием такой экосистемы. Однако многовековой опыт человечества свидетельствует об обратном: человек оказывает существенное управляющее воздействие на все экосистемы планеты, вплоть до биосферы. Правда, в силу неосознанности такого воздействия результаты управления, как правило, оказываются негативными прежде всего для самого человека

Кажущаяся проблематичность управляющего воздействия человека на экосистему, в которой он существует, вытекает из превалирующей экологической безграмотности всех субъектов хозяйственной деятельности. Там, где люди поняли суть, значения и тенденции развития экосистемы, управляющие воздействия, как правило,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.