10. Скиба А. П. Междисциплинарные меры безопасности в отношении лиц, имеющих заболевания: обоснование необходимости разработки // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2010. № 1 (18).
11. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64 (в ред. от 28.12.2013) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // РГ. 2011. 8 апреля.
nale for development // Criminology: yesterday, today and tomorrow. 2010. № 1 (18).
11. Federal Law of 06.04.2011 № 64-FZ (ed. by 12.28.2013) «On the administrative supervision of persons released from prison» // Russian newspaper. 2011. 8 April.
УДК 343.35 : 355 ББК 67.408
С. В. Шепилов
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАХ НА МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ
Статья посвящена проблеме правового регулирования сохранности военных материальных ресурсов как одной из сфер экономической безопасности государства. Автор предлагает использовать систему мер эффективного воздействия, направленных на недопущение и минимизацию количества таких угроз.
Ключевые слова: правовое регулирование, экономическая безопасность, преступления, командование, должностные лица, воинские формирования.
PROBLEMS OF LAW ENFORCEMENT WHEN THE INFRINGEMENT MATERIAL RESOURCES
OF MILITARY UNITS
The article are a problems of a legal regulation to safety military material resource, as one of the spheres thrifty economic to safety state, with offers of the measures efficient influence, not admission, directed on minimization amount such threats, but at presence, eliminating the damage.
Key words: legal regulation, economic safety, crimes, damage, consequences, command, executives, soldierly shaping.
Современная политическая, экономическая и социальная ситуация в Российской Федерации имеет положительную динамику развития, несмотря на внутренние проблемы и агрессивную политику западных стран.
Впервые после распада СССР практически в полном объеме закрыт вопрос обеспечения жильем военнослужащих, нет перебоев с финансированием военных организаций, а денежное довольствие военных стало стабильным и имеющим средний уровень по стране.
Указанные меры значительно повысили престиж военной службы, но наряду с этим не снизили уровень правонарушений в области сбережения военного имущества, определенного Федеральным законом от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». Нанесение материального ущерба государству отдельными категориями военнослужащих имеет серьезные масштабы. Между тем нормами ответственности многие
правонарушения не охватываются, а те, которые имеются и призваны охранять военное имущество от преступных посягательств, являются в большей степени номинальными и не представляют эффективного барьера для борьбы с ними.
Мы уверены, что в обозримом будущем Россия станет еще более сильным и процветающим государством. Но чтобы ускорить данный процесс, необходимо обратить внимание на проблему правового регулирования сбережения военного имущества. Сегодня указанные преступления вышли на уровень, когда в своей совокупности, а порой даже по отдельности, они стали угрожать экономической безопасности Российской Федерации, чем, безусловно, подрывают ее обороноспособность. Поэтому, наряду с компетентной политикой, необходимо одновременно поддерживать высокий уровень обороноспособности и защищать экономику государства.
Одной из составляющих роста экономики, в частности, является надлежащая сохранность военного имущества как части государственного имущества и его благосостояния в целом. Если не учитывать данный фактор, то какие бы темпы роста производства не были достигнуты, экономического развития не произойдет, в лучшем случае мы будем иметь вос-полняемость, означающую «топтание на месте», а в худшем - экономический спад из-за нецелесообразной траты ресурсов, имеющих свойство заканчиваться.
Военная служба функционально предназначена для обеспечения военной безопасности государства, но при этом нельзя забывать о возможности ее влияния на другие виды безопасности, например экономическую, экологическую, информационную. Вооруженные Силы и другие войска страны - это не изолированный социальный механизм, а органическая и неотъемлемая часть нашего общества со своими социально-экономическими, демографическими, организационно-управленческими и правовыми особенностями, которые позитивно или негативно отражаются на преступности военнослужащих и ее причинах [1].
На фоне ситуации с «Оборонсервисом», когда нанесен ущерб военному имуществу в особо крупных размерах, а обвиняемые привлекаются к общеуголовной ответственности, налицо пробелы в военно-уголовном законодательстве. Отчуждение недвижимого имущества войск по заниженным ценам, заключение государственных контрактов за денежное вознаграждение, некачественное строительство военных объектов и принятие незаконных решений на немыслимые суммы их удорожания, когда ущерб государству исчисляется в миллиардах рублей, виновные лица либо избегают уголовной и материальной ответственности, либо привлекаются по несоизмеримым вреду санкциям, что также подтверждает неурегулированность законодательства в этом вопросе.
Наряду с особо крупным ущербом, служебная практика свидетельствует о большом количестве фактов нанесения меньшего материального ущерба войскам, который не является предметом освещения средств массовой информации. Документы финансовых ревизий, сведения по судебной защите, договорно-правовой работе, материалы административных расследований и претензионной деятельности свидетельствуют о ежегодном росте не только количества таких правонарушений, но и сумм ущерба от них, исчисляемых десятками миллионов рублей.
В войсках, кроме того, имеют место факты непринятия мер для возмещения нанесенного органам военного управления ущерба в части наложения штрафных санкций, перерасхода затрат на коммунальные услуги, отмены не соответствующих законодательству приказов командиров по прохождению военной службы и непредоставлению социальных гарантий военнослужащим, некачественного выполнения договорных обязательств контрагентами и непокрытия судебных издержек.
Первопричиной безразличия должностных лиц к вышеуказанным проблемам являются затраты не собственных, а бюджетных, государственных денежных средств и отсутствие соизмеримой вреду ответственности. Вместе с тем возможность избежания ответственности обусловлена особым порядком признания наличия материального ущерба на основании судебного решения, акта ревизии или проверочной комиссии. Только при наличии указанных документов организуется работа по возмещению установленного (выявленного) ущерба. Однако в жизни войск, даже по выявленному ущербу, зачастую работа ограничивается формализмом, не приносящим положительного экономического эффекта, либо вообще не проводится.
Имеющиеся правовые нормы, в том числе и общеуголовные, направленные на сохранность военного имущества, не способны устранить причинение экономического вреда государству, в связи с чем, на наш взгляд, требуется:
- привести к общему определению, конкретизировать и нормативно урегулировать понятие военного имущества и виды ущерба, что позволит расширить перечень военного имущества, попадающего под охрану уголовного законодательства;
- установить порядок работы по недопущению, фиксации и устранению ущерба;
- наделить правом признания ущербом (наряду с имеющимися основаниями) руководителей органов военного управления с возложением соответствующих прав и обязанностей;
- определить ответственность командиров (начальников) за непринятие мер по устранению (возмещению) ущерба либо неэффективную работу в указанном направлении;
- установить максимальные пределы потребления энергетических ресурсов (электроэнергии, воды, газа) органами военного управления с порядком контроля их превышения;
- конкретизировать пределы дисциплинарной и уголовной ответственности, которые
следует применять в обязательной совокупности с материальной ответственностью.
Деятельность командования по сохранности военного имущества и недопущению различного рода ущербов должна носить системный характер и включать в себя:
- надлежащее оформление (закрепление), поддержание качественного состояния и учет государственного имущества;
- плановый и внеплановый контроль (проверки) целевого использования вверенного государственного имущества и потребленных энергетических ресурсов;
- своевременное и эффективное принятие мер по восстановлению выявленных нарушений в использовании и сохранности государственного имущества, а также восполнению сверхлимитных затрат на энергетические ресурсы;
- привлечение к ответственности (материальной, дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой) виновных в порче, утрате или хищении военного имущества;
- поощрение военнослужащих за обеспечение сохранности государственного имущества, эффективную работу по его восполнению (устранению ущерба) и экономное использование энергетических ресурсов по результатам проверок, претензионной или судебной работы;
- своевременное списание имущества, отслужившего установленные сроки использования, и его утилизацию;
- качественный прием и передачу имущества в случае формирования, реорганизации или ликвидации подразделений и воинских формирований;
- ведение административной, претензионной и судебно-исковой работы по возмещению ущерба, причиненного войскам, до полного восстановления ценового эквивалента утраченного имущества;
- единый учет недостач, утрат, хищений с принятием мер по их ликвидации и применение штрафных санкций как к нарушителям, так и недобросовестным исполнителям;
- списание безнадежных к взысканию сумм ущерба с привлечением к ответственности виновных в сложившейся ситуации (попустительстве) должностных лиц;
- развитие нормативно-правовой и научной базы по сохранности военного имущества и энергетических ресурсов в военных организациях.
Несмотря на прописные истины, в основной массе воинских коллективов эта работа не
организована. Перенос на «второй план» работы по обеспечению сохранности государственного имущества и экономного потребления энергетических ресурсов воинскими должностными лицами происходит по следующим основным причинам: отсутствие личной заинтересованности (незаинтересованности) в ее результатах; непринятие мер по ликвидации материального ущерба и сокрытие или незнание реального положения дел в данном направлении; сложность квалификации преступлений против порядка сбережения военного имущества и их отграничения от смежных составов правонарушений; отсутствие правового регулирования по ряду правонарушений (преступлений и дисциплинарных проступков), наносящих ущерб обороноспособности страны и экономике; слабая система контроля за сохранностью вверенного имущества, материальных средств и лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, первоосновой выхода из создавшегося положения видится корректировка военно-уголовного законодательства и обновление нормативно-правового регулирования.
Применение уголовного законодательства в области защиты военной собственности от преступных посягательств на сегодняшний день далеко от уровня, необходимого для эффективного обеспечения государственных и общественных интересов в области военной безопасности государства.
При всем уважении к профессионалам, которые работали над военно-уголовным законодательством Российской Федерации, практика его применения указывает на необходимость внесения в него следующих изменений и дополнений, направленных на борьбу с преступными посягательствами военнослужащих на военное имущество:
1. Предусмотреть меры ответственности за нанесение материального ущерба и бездействие власти.
2. Криминализировать утрату военного имущества в военное время или боевой обстановке.
3. Усилить охрану военного имущества путем корректировок ст. 346-348 Уголовного кодекса Российской Федерации в части конкретизации норм, уточнения объекта, расширения предмета и форм посягательства, а также субъектного состава.
По аналогии с другими действующими нормами УК РФ - Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным
уставом ВС РФ при наличии в новых нормах состава правонарушения, по ряду ограничений не образующего состава преступления, рассматривать их как грубый дисциплинарный проступок с вытекающими отсюда последствиями.
Данные меры создадут не только серьезные барьеры правонарушениям в сфере сохранности военного имущества, но и определят возможности восполнения ущерба, нанесенного ими. В целях неотвратимости ответственности и соразмерности в возмещении ущерба внести поправки в ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» и издать приказы министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, об утверждении положений по обеспечению сохранности военного имущества.
На основании вышеизложенных норм завершить процесс внесения поправок принятием совершенно нового федерального закона «О противодействии угрозам экономической безопасности», который стал бы связующим нормативным регулятором и фундаментом в борьбе с преступлениями против порядка сбережения не только военного имущества, материальных ценностей и потребляемых энергетических ресурсов, но и всей государственной собственности.
Нарушение сохранности военного имущества происходит из-за желания наживы либо беспечности, непрофессионализма, что несоизмеримо с конституционной обязанностью граждан России по защите своего отечества.
Наличие только одного качественного законодательного регулирования указанной проблемы не решит, в связи с чем возрастает роль
воспитательной, социальной, разъяснительной, претензионной, судебной и профилактической работы командования органов военного управления. Каждый солдат должен понимать смысл нахождения на военной службе, чувствовать свою значимость в деле обороны страны, знать меры ответственности за свои действия и характер своей социальной защиты. Это определит его сознательное поведение, направленное на недопущение правонарушений. К этому же призывал В. И. Ленин: «Не за страх, а за совесть исполнять все законы о Красной Армии, все приказы, поддерживать дисциплину в ней всячески...» [2].
Наряду с этим нельзя забывать, что качественная и эффективная работа командования органов военного управления также может быть обеспечена только в совокупности со следующими мерами: сосредоточением усилий государства на борьбе с правонарушениями и против порядка сбережения военного имущества; наделением соответствующими полномочиями командиров для принятия своевременных и надлежащих мер по обеспечению сохранности военного имущества; оказанием практической помощи командованию органами военной юстиции и военной полиции в борьбе с правонарушениями в сфере сохранности военного имущества.
Таким образом, необходимость внесения изменений в законодательную базу по защите военного имущества назрела давно и требует системного воздействия для укрепления обороноспособности и экономики России.
Литература
1. Военно-уголовное право: история, теория, современные проблемы и методология исследования: учебно-методическое пособие / под общ. ред. С. Н. Шарапова. М., 2010.
2. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. Т. 39. URL: http://lenin-ulij anov.narod.ru/sobran_0 .html
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-Ф3. URL: http:// consultant.ru
4. Федеральный закон от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». URL: http:// consultant.ru
5. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». URL: http:// consultant.ru
Bibliography
1. Military and criminal right: history, theory, modern problems and methodology studies: educational methodical grant/ ed. by S. N. Sharapo-va. Moscow, 2010.
2. Lenin V. I. Comp collected works: in 55 vols. Vol. 39.
3. Criminal code from 13.06.1996 № 63-FZ. URL: http:// consultant.ru
4. Federal law 12.07.1999 № 161-FZ «About material responsibility military employees». URL: http:// consultant.ru
5. Federal law from 27.05.1998 № 76-FZ «About status military employees». URL: http:// consultant.ru