Научная статья на тему 'Проблемы позвоночника у артистов балета'

Проблемы позвоночника у артистов балета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1911
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы позвоночника у артистов балета»

М.Н. Шапкина

ПРОБЛЕМЫ ПОЗВОНОЧНИКА У АРТИСТОВ БАЛЕТА

Балетный театр все чаще стал обращаться к техникам современного танца, свободной пластике и другим видам современной хореографии, которые предъявляют к связочному аппарату позвоночника артиста свои специфические требования. Практика показывает, что при увеличении функциональных требований к связкам возникает необходимость укреплять мышцы, которые обеспечивают их натяжение. Иначе возможно хроническое перенапряжение связок, что сопровождается болевыми ощущениями1.

Позвоночник можно сравнить с деревом, корни которого уходят в крестец и дальше в ноги, обеспечивая поддержку, стабильность и равновесие тела. Позвоночник и спина представляют собой сложную взаимосвязь костей, нервов, мышц и связок. Позвоночник начинается в верхней части туловища, с того места, где голова смыкается с шеей, и заканчивается копчиком, который находится на самой крайней точке крестца. С позвоночником связаны руки (через плечевой пояс), грудь (через ребра), ноги (через тазовый пояс). Самые главные кости в позвоночнике - позвонки, их можно прощупать, если наклониться вперед. Это кости, которые входят одна в другую и удерживаются на месте, благодаря окружающим их мышцам и связкам. Они имеют костные дуги, смыкающиеся вместе и образующие позвоночный канал, в котором размещаются нервы спинного мозга.

Три естественных изгиба дают возможность позвоночнику двигаться в любых направлениях, вытягиваться и выдерживать нормальные нагрузки, поддерживая остальную часть тела2. Если один из этих естественных изгибов слишком выдается или становится слишком плоским, по сравнению с естественной формой (что часто можно встретить у балетных артистов), то они компенсируются за счет других частей позвоноч-

ника. В результате этого позвоночник оказываются перегруженным, что выражается болью в различных частях спины, плечах и даже ногах.

Позвоночник поддерживают окружающие его мышцы - такие, как параспинальные, абдоминальные, бедренные сгибающие мышцы и подколенные сухожилия. Параспинальные мышцы расположены параллельно позвоночному столбу. Если эти мышцы слишком затянуты, то естественные изгибы становятся чрезмерными, возникает отклонение туловища назад. Если слишком растянуты, то сложно прогнуть спину в нижней части спины. Если мышцы задней части ноги (подколенные сухожилия) слишком затянуты (малоподвижны и неэластичны), то они начинают оттягивать нижнюю часть спины вниз, и в результате этого поясничный прогиб становится плоским, а грудной отдел выдается вперед. Недоразвитые абдоминальные мышцы (мышцы нижней части живота) не обеспечивают достаточной поддержки для поясничного отдела позвоночника, заставляя его выпячиваться вперед, и вызывают сильные болезненные ощущения в поясничном отделе позвоночника.

Крестцово-подвздошные боли могут быть также результатом травмы бедренной связки или травмы поясничного отдела позвоночника. Артисты балета являются первыми кандидатами на ротационные травмы крестцово-подвздошных связок и мышц3. Существует много заболеваний, сопровождаемых болями в спине: ишиас, люмбаго, смещение межпозвоночного диска - это лишь некоторые из них. Большая часть болей в спине возникает из-за механических или структурных нарушений, вызываемых неправильным владением тела. Скованность мышц в нижней части спины, слабые мышцы живота, перенапряжение мышц в целом, часто встречаются у танцовщиков. Кроме того, вывихи и переломы конечностей приводят к изменению двигательного стереотипа, перекосу таза, что способствует развитию заболеваний позвоночника. Тело - замкнутая система: если одна его часть плохо функционирует, страдает вся структура. Наше тело устроено так, что его тяжесть передается через

центр ка дого позвонка: вес голов - через центр первого позвонка, вес головы и первого позвонка - через центр второго позвонка и так - через весь позвоночник до центра таза, а затем через колени, голени и ступни. Если в результате травмы, неправильной осанки или неверно выполняемых упражнений сила тяжести смещается назад, вперед или в сторону, это создает дополнительное напряжение в суставах, костях, связках.

При выполнении балетных движений, не подготовленных специальными тренировками, происходит перенапряжение мышц, обеспечивающих движения туловища. Нарушается функция связок и хрящей позвоночного столба. Если пренебречь профилактическими мерами, то может развиться хроническое заболевание с периодически возникающими болями в спине.

Физиологией движения танцовщиков занимается отдельная наука, за рубежом она получила название танцевальная кине-сиология. Эта область знаний сформировалась в США в середине 60-х годов XX века. Танцевальная кинесиология основана на анализе движений, который включает структурный, биохимический и нейромышечный анализ. Знание и анализ принципов анатомического строения тела, работы мышц, устройства и работы суставов, помогает улучшить физическое состояние танцовщиков и избежать травм.

Для выработки правильной осанки, в особенности балетной, то есть для формирования у человека способности правильно согласовывать движения частей тела, большое значение имеет координация мышечной деятельности. Она достигается строго взаимосвязанной и последовательной сменой напряжений мышц тела. Эффективность работы мышц - это минимум усилий для совершения заданного действия. Процесс, направленный на эффективное действие мышц, включает уменьшение работы активных внешних мышц до минимума, включение в работу глубоких внутренних слоев, что создает экономию движения без излишних затрат.

Профессиональные танцовщики, достигшие зрелого возраста, часто демонстрируют движения без видимого напряжения -

и это вопрос выживания. С возрастом в теле начинают проявляться следствия мышечного перенапряжения, и танцовщики, которые используют гораздо больше усилий, чем необходимо, как правило, рано заканчивают исполнительскую деятельность. Характерно, что артисты балета, активные в своей деятельности и в сорок лет, научились распределять свои силы так, чтобы выдать тот же самый результат без излишнего телесного напряжения. Если молодые танцовщики смогут сформировать привычку рациональной работы мышц, то их карьера, возможно, будет дольше.

Перемещая кости, мышцы всегда работают группами. Они могут лишь тянуть, но не толкать. Чтобы вызвать движение, одна группа мышц сокращается, но при этом какая-то другая, противоположная, должна растягиваться. Доминирование одной мышцы над другими во время движения означает, что другие мышцы работают меньше. В ходе анализа желаемой комбинации движений обнаруживаются конкретные мышцы, которые наиболее задействованы в работе суставов. Если эти мышцы слабые, то неизбежно их компенсаторное сжатие. Это, в свою очередь, создает нейромышечные блоки, которые требуют лишней затраты энергии. Если бы танцор мог проанализировать действие-источник напряжения, детальное и точное состояние мышц, которые должны быть сильными и эластичными, то была бы большая гарантия того, что мышцы работают эффективно.

Существует ряд методов телесно-ориентированной терапии, которые включают кинесиологический анализ. Это метод И. Пилатеса, метод М.Фельденкрайза, метод Ф.Алексан-дера и другие4. Одним из основных методов является йога -древнейшая система знаний о человеке. Главная цель телесно-ориентированных подходов - поддерживать спокойное, внимательное движение без излишних энергозатрат, а также решать проблемы со здоровьем.

Условно все направления в лечении позвоночника можно разделить на традиционные и нетрадиционные5. Провести

грань е ду эти и понятия и трудно. ак, напри ер, традиционная для Китая акупунктура (иглоукалывание) для нас является нетрадиционным методом лечения. При проблемах позвоночника необходимо обратиться к специалисту, провести комплексное обследование. Как правило, в период между обострениями врач вертебролог рекомендует общеукрепляющий комплекс упражнений или занятия йогой в оздоровительном центре. В лечебной физкультуре используются упражнения, по форме напоминающие позы йоги. Как считают специалисты, практика йоги способствует эффективному лечению и профилактике заболеваний позвоночника.

Йога является точной наукой, основанной на глубоком знании анатомии и физиологии человеческого тела6. Правильные методики обучения рассчитаны на людей любого возраста: с пяти лет, и верхних возрастных пределов не существует. Кроме того, специалистами разрабатываются комплексы упражнений, которые позволяют заниматься человеку в любой физической форме, с любыми проблемами со здоровьем, и в том числе с любыми заболеваниями позвоночника. Позы йоги воздействуют на глубинные мышцы, которые держат позвоночные диски, расслабляя жесткие, зажатые и деформированные участки, а затем укрепляя их. При любых проблемах с позвоночником, даже самых тяжелых, занятия йогой просто необходимы. Позвоночник должен аккуратно сгибаться вперёд, назад, влево, вправо, скручиваться в обе стороны, но перед этим необходимо акцентировать внимание на вытяжении позвоночника с целью увеличения межсегментарного пространства для освобождения дисков от компрессии во время выполнения всех этих движений.

Что это дает? Уменьшается боль, увеличивается амплитуда движений, улучшается приток крови и лимфы, обеспечивая тем самым разогрев и питание глубоких мышц спины, стимулируя их регенерацию механическим воздействием. При проработке различных отделов позвоночника применяется соответствующий их анатомическому строению и функциям подбор

асан (поз), которые способны напрямую воздействовать на костную структуру и мышечную ткань. Достигается эффект проработки глубоких «внутренних» мышц, которые недоступны обычным методам массажа и акупунктуры. Направленность напряжения на фоне общего расслабления не участвующих в прорабатываемом участке мышц - еще один мощный фактор правильного выполнения асан, обеспечивающий необходимое перераспределение крови. Важная роль отведена дыханию: ровное и глубокое дыхание помогает развивать и укреплять легкие. Уникальная, проверенная тысячелетиями система йоги позволяет контролировать и направлять оздоровительный процесс практикующего. Человеческий организм настолько адаптивен, что даже при дегенеративных изменениях он способен восстановить утраченную форму и повысить работоспособность суставов. Существуют разные позы йоги для устранения основных болей в спине. Вот некоторые из них7:

1. Простая поза, сидя с поворотом туловища (Бхараваджа-сана), помогает снять напряжение и боль в нижней части спины, плеч, шеи.

2. Поза стоя, с поворотом позвоночника (Уттхита Марича-сана), помогает ослабить боли в области крестцово-повздош-ных суставов.

3. Поза героя, в положении лежа (Супта Вирасана), помогает развить подвижность бедер, укрепить коленные суставы и стопы.

4. Поза вытянутого треугольника (Уттхита Триконасана) помогает развить подвижность в области шеи, плеч и колен, исправляет дефекты осанки.

5. Поза стоя, с оттяжкой большого пальца ступни (Уттхита Хаста Падангуштасана I, II) помогает снять напряжение с задней части ног, удлинить и растянуть параспинальные мышцы.

6. Плечевая стойка (Сарвангасана) помогает растянуть и укрепить позвоночник, ослабить боли в нижней части спины.

Важно приступать к занятиям под наблюдением йогатера-певта, который является специалистом по болям в позвоночнике

и который сможет подобрать комплекс асан в каждом случае индивидуально. Первое, что могут дать позы йоги танцовщикам, - это облегчение физической боли. Позы, которые укрепляют спину, помогут стабилизировать работу чрезмерно растянутых связок и мышц, разболтанных суставов и заставляют двигаться затянутые и скованные мышцы, суставы, связки, делая их более эластичными.

Рекомендуется выполнять сбалансированный комплекс упражнений йоги ежедневно. Достаточно во всех отношениях вернуться к «запрограммированному» природой естеству или хотя бы не мешать ей злоупотреблениями, присущими современному урбанизированному человеку. А если, помимо этого, применить уникальную по своему всестороннему и мощному оздоровительному эффекту систему, состоящую из правильного питания, дыхания, водного баланса, психического равновесия, терморегуляции, гидротерапии (внутренней и внешней) и комплекса упражнений йоги, то функции самовосстановления человеческого организма значительно возрастают.

В заключение нужно отметить, что за рубежом многие учебные заведения включают дисциплину йоги в обязательную программу подготовки артистов балета. Физические нагрузки танцовщиков значительно превышают естественные для человеческого организма. Поэтому важно использовать метод йоги в процессе учебы и в дальнейшей профессиональной деятельности, с целью саморегуляции, восстановления и профилактики травм.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Sally Sevey Fitt. Dance kinesiology. - 2-е изд. - Schrimer Thomson Learning, 1996.

2 Томас В. Майерс. Анатомические поезда. - Harcourt Publishers Limited, 2001. - С. 61-63, 221-241.

3 Цыгунов М. Как избежать болей в спине. - Советский балет, 1980. - № 3.

4 Телесно-ориентированные подходы основаны на соматическом процессе. Этот процесс влияет на ту группу нервных волокон, которые осуществляют взаимодействие мышц, кожи, суставов. Все упражнения данных методов вызывают появление нервных импульсов, обеспечивающих выполнение какого-либо движения в момент мысленного представления о нем.

5 А.А. Вишневский - доцент курса вертебрологии кафедры травматологии и ортопедии Санкт-Петербургской медицинской академии, кандидат медицинских наук, нейрохирург СПб Центра хирургии позвоночника. В своей книге «Болезни позвоночника: взгляд современной медицины» (СПб, Издательская компания «Невский Проспект», 2007) рекомендует занятия йогой.

6 Практическая энциклопедия йоги. - М: Изд-во Эксмо, 2006. - 400 с.

7 Комплекс упражнений подобран при участии консультанта - врача-педиатра, психолога, ведущего йога-терапевта Центра йоги «Экаграта», М. Цури-ковой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.