Научная статья на тему 'Проблемы познания феномена профессиональной культуры в современном российском контексте'

Проблемы познания феномена профессиональной культуры в современном российском контексте Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Максимова Л. Н.

В статье показаны различные подходы комплексного изучения профессиональной культуры. Вслед за синтезом исторического и современного взгляда на профессиональную культуру в качестве перспективного направления автор выделяет межпарадигмальный подход, т.е. подход, учитывающий преимущества, рациональные стороны и специфику различных парадигм социологического знания. Обоснована актуальность изучения обширного проблемного поля профессиональной культуры и выявления тенденций, перспектив развития этого феномена в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы познания феномена профессиональной культуры в современном российском контексте»

ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ КОНТЕКСТЕ

© Максимова Л.Н.1

Саратовский государственный технический университет,

г. Саратов

В статье показаны различные подходы комплексного изучения профессиональной культуры. Вслед за синтезом исторического и современного взгляда на профессиональную культуру в качестве перспективного направления автор выделяет межпарадигмальный подход, т.е. подход, учитывающий преимущества, рациональные стороны и специфику различных парадигм социологического знания. Обоснована актуальность изучения обширного проблемного поля профессиональной культуры и выявления тенденций, перспектив развития этого феномена в современной России.

Ныне широко обсуждаются национальные программы, которые, с одной стороны, выглядят частью системных социальных перемен, а, с другой, экстремальным процессом спасения депрессивных отраслей и изменения общего качества жизни, которое по-прежнему очень низко. Совершенно ясно, что ещё далеко до того, чтобы указанный процесс перестал быть латанием отдельных прорех и повышение качества жизни почувствовал на себе каждый россиянин. Одной из преград на этом пути является состояние современной российской профессиональной культуры. Это создаёт проблемную зону во всех проектах реформирования разнообразных социальных сфер. Рядовой член общества озабочен вопросом, улучшают ли реформы качество медицинского обслуживания не только в его техническом и материальном эквиваленте, но в аспекте профессионализма врачей. То же самое касается сферы образования, строительства, экологии, коммунального хозяйства и др. Деструктивные моменты, которые накапливались годами, всё ещё носят системный характер и находятся в глубинных пластах каждой сферы, в частности, на уровне профессиональной культуры, без которой невозможно нормальное воспроизводство общества.

Профессиональная система России нуждается в глубоком и качественном реформировании. Цель реформирования видится в повышении профессионализма специалистов и управленцев, в гармонизации профессионального образования, которое должно избавляться от дурной массовости, формализма, инерционности и просто откровенной халтуры, в преодоле-

1 Заведующая кафедрой Иностранных языков, кандидат педагогических наук, доцент

нии расхождения между органичными профессиональными интересами, склонностями, с одной стороны, и вынужденным выбором, с другой.

Менталитет современного профессионала - это многоуровневое образование, сложность которого детерминирована не в последнюю очередь напластованием разновременных представлений, мировоззренческих посылов, интериоризированных практик разных эпох. Скажем, в гуманитарных профессиях выделяют три ментально-поведенческих модели: советскую, рыночную, гуманистическую [1]. Предполагается, что модели эти вступают в сложное взаимодействие в сознании профессионала, в мотивационной сфере профессиональной деятельности. Сам процесс этого взаимодействия нуждается в тщательном исследовании.

Одним из факторов повседневного сознания является постоянное ощущение неопределенности и тревоги, когда приходится обращаться за услугами к специалистам. Рядовой гражданин не уверен, существует ли внятный и ясный потребителю профессиональных услуг механизм подлинно качественного отбора претендентов, годных для избранной профессии. Механизм экспертной оценки работодателем профессиональных возможностей соискателя рабочего места столь же неясен и явно не отличается признаками системности. Важным фактором профессионализации общества и повышения профессиональной культуры является оптимальный уровень требовательности потребителей профессиональных услуг, прозрачность для гражданского общества меры ответственности специалиста за непрофессиональную работу и в то же время системы прав профессионала. При этом речь идет не о прописанных стандартах, не о бюрократической иерархии, а о механизмах, которые формируются и в профессиональных сообществах, и в гражданском обществе в целом.

В связи со сказанным заметим, что проблема познания феномена профессиональной культуры стоит весьма остро и является необходимым условием совершенствования профессиональной системы. Среди по-прежнему распространенного в литературе о профессиях абстрактнонормативного моделирования профессиональной деятельности теряется нить подлинной жизни социума и его членов. Вместе с тем разнообразие направлений, подходов, методов и аспектов изучения феномена профессиональной культуры вызывает потребность постоянной рефлексии, осмысления общих контуров, тенденций и структурных элементов данной области знания. Возникает необходимость неких обобщений, объемлющих хотя бы часть сложной действительности профессионального мира.

Одним из секторов комплексного изучения профессиональной культуры является синтез синхронного и исторического подхода, т.е. изучения профессии в ее сегодняшнем состоянии и историческом развитии. Изучение современного социокультурного содержания отдельных профессий и их соотношения в актуальном срезе профессиональной системы малоэффективно без обращения к исторической динамике. Целью такого синтеза

является не только полнота научного знания или, скажем, поиски примеров для подражания, но приближение к константным составляющим профессии, к ее внутренним механизмам, имманентным свойствам. Взгляд на современное состояние профессии сквозь призму ее истории позволяет бросить объемный взгляд на весь цикл развития профессии, избежать искажения перспективы. О связи исторического профессиоведения и проблемы профессиональной культуры пишет, в частности, Е.А. Киселева в своей статье «От психологической классификации профессий к исторической» [2].

Историческое изучение профессиональной культуры нужно начинать в рамках изучения отдельной профессии. Здесь открываются самые различные возможности. Так, например, можно изучать мифологию профессии в прошлом, настоящем и гипотетическом будущем, как это делает А.В. Соколов применительно к профессии библиотекаря [3]. Профессиональная мифология мыслится как уникальный фрагмент профессиональной культуры наряду с профессиональной этикой и фольклором, представляющий собой «синтез (сплав) знания, веры и вымысла» [4]. Добавим, что мифология профессии по определению предполагает цельный образ мира, каким он складывается под влиянием профессиональной деятельности. Если доминантой прошлого А.В. Соколов считает миф о книжном просвещении и сакрализацию книги, то доминантой настоящего библиотечной профессии - процессы глобализации и создание единого информационного пространства. Будущее книги и библиотеки принципиально вариативно. Стоит заметить, что внутренняя структура профессиональной мифологии требует более тщательного изучения. Под профессиональной мифологией подразумеваются некие целостные ментальные конструкции, которые складываются и в сознании носителей профессии, и в сознании потребителей профессиональных услуг, поэтому им присуща неоднородность и сложные соотношения. Изучение этого элемента профессиональной культуры, несомненно, необходимо, однако требует более выверенного научного инструментария и опоры на источники. Интуитивное реконструирование профессиональных мифов может осуществляться лишь на стадии научной гипотезы.

Существует и другая возможность, связанная с поисками исторических источников, отражающих самоидентификацию профессионалов определённой эпохи и их восприятие обществом. В этом направлении широко используется интерпретационный метод, примененный к таким источникам, как мемуары, дневники, переписка, внешние отклики, фольклор, детские игры, литературные произведения, кинофильмы [5]. Отражаются также такие факторы профессиональной культуры, как социальный генезис, создание профессиональных групп, т.е. внутреннее структурирование, идеология и профессиональный этос в его стремительной динамике,

как осмысление собственного статуса, оправданности и перспективы деятельности. Сравнивая два упомянутых направления в историческом исследовании профессиональной культуры, мы бы отдали предпочтение последнему: во-первых, оно базируется на разнообразном спектре исторических источников, во-вторых, ставит более выполнимую задачу детального изучения одного исторического отрезка развития профессии.

Вслед за синтезом исторического и современного взгляда на профессию в качестве перспективного направления следует выделить межпара-дигмальный подход, т.е. подход, учитывающий преимущества, рациональные стороны и специфику различных парадигм социологического знания и разные направления в социологии профессий. Мы полагаем, что такие подходы, как, скажем, стуктурно-функционалистский, критический, герменевтический, отражают отдельные стороны профессиональной подсистемы общества. Самодостаточное смыслопорождение внутри отдельной профессии не отменяет тот факт, что профессия дает ее носителю определенные социальные преимущества и определенную власть, а профессиональная подсистема социально дифференцирована и внутренне конфликтна. Более того, герменевтическое толкование профессиональной культуры не может не отражать внешние реалии, ибо они отражаются в самих профессиональных самоидентификациях. С другой стороны, профессиональная культура, несомненно, диалогична, как и культура в целом: она и «вопрошает», и «отвечает», вступая в диалог с меняющимися структурно-функциональными особенностями социума, с другими социокультурными подсистемами. Таким образом, для исследователя она одновременно должна быть и субъектом, и объектом. Отсюда и сочетание аналитического объективирования и включенного наблюдения, абстрагирования от конкретных носителей и интерпретации с персоналистским уклоном.

Весьма перспективным, например, представляется синтез критического взгляда на профессионально-статусную подсистему общества в ее социальной динамике и герменевтического изучения дискурса самоидентификации профессионала в кризисный период. Речь идет о тотальной перестройке приоритетов и мотиваций профессиональной деятельности. И связано это отнюдь не только с вопросами оплаты, но и с собственно культурными категориями (цель, смысл, оправданность, идеал и др.). Подобный синтез подчеркивает взаимозависимость объективных и субъективных факторов системы. В целом же именно объемный взгляд на профессиональную систему позволяет концептуализировать само явление: приблизиться к пониманию его многоаспектности, внутренних источников динамики, сконструировать условные модели тех или иных фрагментов системы. В нашем обществе взаимодействуют разнонаправленные векторы профессионализации и депрофессионализации, автономизации и бюрократизации. Для того, чтобы понять их соотношение, нужно изучать

конкретные профессиональные группы, их реальную профессиональную культуру, включающую изменившийся код статусной самоидентификации динамичную систему социально-профессиональных позиций, властных полномочий профессиональной группы, роли государства и общества в лице потребителей профессиональных услуг и профессиональных ассоциаций в динамике системы.

Каждая конкретная парадигма социологии профессий открывает возможность рассмотреть всю систему под определенным углом зрения или в определенной плоскости. Если, например, рассмотреть герменевтическую парадигму, то мы увидим следующие закономерности. Теоретическими, или философскими основами данной парадигмы является феноменология и герменевтика. Системообразующими положениями можно считать актуализацию внутреннего опыта, имманентного смысла и системы смыслов, присущих социокультурному феномену, ориентацию на семиотикогерменевтическую процедуру познания, доверие к инсайдеру как носителю культуры, реалистическую установку на познание субъективной стороны социальной практики, отказ от схематизации и наложения на действительность априорных теоретических построений.

Понимание профессиональной культуры с точки зрения ее носителей является философски обоснованным и подкреплено соответствующим набором методов. Проблемными зонами изучения профессиональной культуры как субкультуры в рамках герменевтического подхода являются недооценка идеальной составляющей культуры и разработка новых путей достижения достоверного знания. Последний аспект характеризует одну из ярких тенденций парадигмы в целом. При всем стремлении к достоверному знанию, исследователи профессиональной культуры не могут не признать таких ограничений, как доминирование субъективного фактора, как влияние культурных смыслов исследователя на интерпретацию добытых сведений.

Еще одной перспективной линией следует признать разработку проблемы внутреннего драматизма профессиональной культуры, т.е. детальное изучение ее системных противоречий. Драматизм ощущается прежде всего в области культурной самоидентификации профессионала, а также в процессе формирования культурного кода профессиональной группы.

Так, например, можно выделить группу противоречий, связанных с социальными переменами в современной России. Они касаются изменений приоритетов и мотиваций деятельности в условиях перехода к рынку по сравнению с традиционными советскими представлениями о самореализации в сфере профессии. Эти явления порождают частый разрыв между способностями, склонностями носителя профессии и его профессиональным выбором; между уровнем профессионального мастерства и статусом носителя профессии.

Следующая зона драматических столкновений связана с разнонаправленными векторами бюрократизации профессиональной системы и авто-номизации профессии. В этой области можно отметить противоречия между творческим потенциалом профессионала и инерцией профессиональной организации; между факторами профессиональной культуры, которые складываются в сложном, меняющемся контексте практической профессиональной деятельности, и инерционной схемой нормативов и практик профессиональной системы в целом.

Наконец, существуют универсальные противоречия профессиональной сферы, носящие системообразующий характер и наполняющиеся позитивным или негативным содержанием в зависимости от конкретной ситуации: это противоречия между профессионалом и объектом его деятельности, между идеальной составляющей профессиональной культуры и реальными условиями существования профессии, между объективными потребностями общества и субъективными целями профессионалов, между скрытыми и явными интенциями членов профессионального сообщества, между различными статусными позициями как внутри профессии, так и в профессиональной подсистеме в целом, между профессионализмом и дилетантизмом.

Автономизация профессиональной деятельности не может расти только по чьей-то воле снизу или сверху. Если подходить к ней как к системному культурному процессу, то стоит иметь в виду несколько факторов, в том числе органичное вписывание прав и обязанностей профессионала, меры его свободы и ответственности в реальный контекст профессиональной деятельности, в ее подлинный культурный код. И в этом процессе важную роль играет рефлексия и саморефлексия по поводу этоса повседневной профессиональной деятельности. Профессиональная система нуждается в том, чтобы сложились благоприятные условия для ее развития по собственным имманентным законам. В таком случае есть надежда, что она более гибко будет отвечать подлинным запросам общества и регулироваться профессиональными ассоциациями и контролироваться гражданским обществом, а рядовой гражданин, обращаясь к специалисту, не будет испытывать стресс из-за стихийности и неопределенности в области прав профессионала и его ответственности.

В связи со всем, что сказано выше, актуальным представляется изучение обширного проблемного поля профессиональной культуры и выявление тенденций, перспектив развития этого феномена в современной России. Эффект концептуализации данного феномена поможет, в частности, выявить отдельные структурные позиции обширного поля профессиональной культуры, что, в свою очередь, прояснит пути решения болезненных социальных проблем. В завершении выскажем пожелание: раз уж обновление российского общества получает формы инициирования все новых и новых национальных программ, то позволим себе помечтать о

национальном проекте профессионализации всех сфер трудовой деятельности.

Список литературы:

1. Симкачёва М.В. Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения. Автореф. дисерт. ... канд. фи-лол. наук. - Казань, 2006. - С. 8.

2. Историческое профессиоведение: сб. науч. ст. / Отв. ред. В.Н. Владимиров. - Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2004. - С. 82-93.

3. Соколов А.В. Библиотечная мифология: вчера, сегодня, завтра // Библиотековедение. - 2006. - № 1. - С. 112-118.

4. Соколов А.В. Библиотечная мифология: вчера, сегодня, завтра // Библиотековедение. - 2006. - № 1. - С. 113.

5. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Трузера и крабы для советского потребителя: будни подпольного капитализма фарцовщиков // Профессии. doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. - М., 2007. - С. 152-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.