Научная статья на тему 'Перспективы изучения феномена профессиональной культуры'

Перспективы изучения феномена профессиональной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Лариса Николаевна

Рассматривается современная ситуация в сфере профессиональной деятельности. Выделяются системообразующие противоречия профессиональной культуры. Отмечается связь понятия «профессионализм» в организации совместной деятельности с целым рядом категорий, определяющих как процесс организации деятельности, так и результат деятельности, а также критерии ценности затраченного времени и усилий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents different theoretical sociological approaches to the phenomenon of professional culture. Different contradictions are considered in the paper to analyze the diversity of the phenomenon. The aim of the article is to understand the specific nature of professional culture and the character of interaction.

Текст научной работы на тему «Перспективы изучения феномена профессиональной культуры»

УДК 316.72

Л.Н. Максимова

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается современная ситуация в сфере профессиональной деятельности. Выделяются системообразующие противоречия

профессиональной культуры. Отмечается связь понятия «профессионализм» в организации совместной деятельности с целым рядом категорий, определяющих как процесс организации деятельности, так и результат деятельности, а также критерии ценности затраченного времени и усилий.

L.N. Maximova PROFESSIONAL CULTURE PHENOMENON RESEARCH PROSPECTS

The article presents different theoretical sociological approaches to the phenomenon of professional culture. Different contradictions are considered in the paper to analyze the diversity of the phenomenon. The aim of the article is to understand the specific nature of professional culture and the character of interaction.

Профессиональная культура - понятие историческое. Наряду с определением её констант следует сразу оговорить социально-исторический и культурно-исторический контекст, который актуален для нашего исследования. Это так называемый период перехода к рыночной экономике, характеризующийся, в частности, глубокими изменениями в профессиональной сфере. Имеются в виду, например, внутренняя перестройка понятия престижа, статусных позиций, соотнесённых с профессией, метаморфозы социокультурной стратификации в этой сфере и многое другое.

Совершенно очевиден вопрос о национальной специфике, российском колорите. Даже на уровне повседневного сознания ясно, что у россиян происходит тотальная перестройка приоритетов и мотиваций деятельности. И связано это отнюдь не только с вопросами оплаты, но и с собственно культурными категориями (цель, смысл, оправданность, идеал и др.). Среди множества различных коллизий в сфере профессиональной деятельности в современной России назовём следующие:

- нелёгкая дилемма между верностью уже полученной в советскую эпоху традиционной профессии и необходимостью выживания в российских реалиях;

- выбор, стоящий перед молодыми людьми, получившими в течение последнего десятилетия профессиональное образование, не дающее выгод в современных условиях;

- столкновение инерционных параметров профессиональной подсистемы общества с требованиями времени;

- традиционное отсутствие прямой зависимости между уровнем образованности и профессионального мастерства, с одной стороны, и уровнем жизни, с другой.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время многие выпускники высших учебных заведений, получившие образование по традиционным специальностям, идут работать в магазины, салоны связи, на относительно прибыльные места, далёкие от профиля образования. Иногда они мыслят себя в качестве менеджеров, не догадываясь, что здесь тоже необходима особая подготовка и культура.

В коммерческие структуры ещё в 1990-е годы ушли многие люди старшего поколения, имеющие высшее образование и традиционные специальности. Их ситуация определялась необходимостью стремительной адаптации к постсоветскому культурному пространству с его резкими сломами привычных ценностей и варварскими приметами перехода к рыночным реалиям. «Советское» сознание было для них не исторической или реликтовой категорией, а их жизненным содержанием, неотъемлемой частью личности.

Вместе с тем традиционные профессии сохранили свою привлекательность для значительного числа россиян. Они (россияне) продолжали трудиться в медицине, педагогике, музейном деле, театре и в других традиционных профессиональных сферах, когда положение дел там было бедственным и даже катастрофическим. Продолжают и сейчас, когда правительство объявило о национальных программах и дало надежду на изменение ситуации к лучшему. Некоторые выпускники вузов постсоветской эпохи также не отказываются от работы в сфере своей традиционной профессии. Причины могут быть самые разные. Одни чувствуют, что не способны к коммерции, другие плывут по течению, третьи выбирают работу по призванию. Мотивация многовариантна, как и в случае выбора стези, перспективной в плане доходности, но абсолютно не соответствующей ни образованию, ни, возможно, склонностям и способностям. Такие культурные феномены, как мотивы выбора сферы трудовой деятельности, необходимо изучать детально, не облегчая себе задачу ссылкой исключительно на критерий доходности.

Попутно скажем, что рыночные отношения - это сфера культуры, которая имеет более короткую историю изучения в нашей стране, нежели сфера профессиональной деятельности. И здесь есть свой разрыв между желаемым и наличным уровнем, быть может, более резкий, чем где бы то ни было. Участники процесса рыночных отношений воспитывались не в вакууме, а в том же культурном пространстве, что и приверженцы традиционных профессий (бюджетники). Изучая проблемы профессиональной культуры в современной России, мы не сможем обойти и проблему культуры рыночных отношений.

Реальная сложность данной ситуации определяется многими факторами. В частности, отсутствие полноценной профессиональной реализации в традиционной сфере деятельности накладывается на встречный процесс: формирование культуры рыночных отношений также связано с большими сложностями. Вполне возможно, что в этих двух встречных процессах есть какие-то общие сегменты взаимозависимости. Некая зона неопределённости, нереализованности, если угодно, вынужденного исполнения чужих социальных ролей, проживания чужих жизней, - всё это нимало не способствует совершенствованию и просто нормальному развитию профессиональной культуры. В результате возникает весьма опасная тенденция размывания самого понятия и девальвации профессиональной культуры как таковой. Это совершенно противоречит явно обозначенной и официально декларированной тенденции деидеологизации и профессионализации общества. В то же самое время, сознание некоей жизненной ущербности, обделённости, непрестижности, характерное для многих представителей традиционных профессий, также вносит болезненный диссонанс в профессиональную деятельность.

Перед многими профессионалами возникает вопрос: можно ли сохранить свою профессиональную культуру, вступив в рыночные отношения? Можно ли, оставшись в традиционной профессии, зарабатывать деньги благодаря своей предприимчивости? Этот сегмент пересечения двух культурных сфер на деле обширен и сложен в психологическом и в социокультурном плане. Представители традиционных профессий, оставшиеся верными своему первоначальному выбору и полученному образованию, не могут не реагировать на

вызовы времени. Процесс их включения в культурное поле формирующегося рынка не менее драматичен, нежели у их бывших коллег, которые сменили сферу деятельности и ушли в коммерцию.

В Европе, практически на всей ее территории, независимо от исторической конфигурации этно-национальных государственных объединений в различные исторические периоды, профессиональная деятельность развивалась как определенным образом социально организованная разновидность жизнедеятельности. Ее появление и развитие связано с развитием городов (в отличие от социальной организации жизнедеятельности при традиционном, сельском укладе жизнедеятельности). Способы организации жизнедеятельности в деревне и в городе были столь различны, что во многие европейские города средневековья крестьяне допускались только в определенное время, отведенное для торговли и отправления ограниченного круга социальных обязанностей. Профессии «крестьянин» не существовало ни в Европе ни в России вплоть до Х1Х века, крестьянин - это человек вне профессии, «природное существо», соответственно, не было ни способов меры труда, ни критериев эффективности индивидуальной профессиональной деятельности. Именно поэтому в Советской России с такой легкостью прижились «трудодни», «палочки» как мера труда колхозника. Мера, которая не была определена ни относительно ограничений во времени личной жизни, ни относительно индивидуального вклада в результат совместной деятельности. Поэтому и вознаграждение за трудовую деятельность не дифференцировалось, усреднялось.

Профессиональная деятельность в Европе шла одновременно с социальной дифференциацией городского населения как по мере развития традиционных видов деятельности (сапожники, портные, кабатчики), так и по мере возникновения новых профессиональных сфер деятельности. Социальная профессиональная дифференциация в большинстве городов Европы шла на основе цехового принципа организации деятельности. Для социальной дифференциации в городском социуме цеха осредствлялись как посредством выделения специальной территории внутри городского пространства, так и специфической знаковой цеховой символикой - знаменами, помещениями для ритуальных отправлений, конструкцией жилья, совмещенного с зоной профессиональной деятельности, представительством в городском совете, одеждой, жесткими поведенческими ритуалами и практиками. Внутри цеховая организация строилась на принципах разделения по уровню квалификации - ученик, подмастерье, мастер. Сравнительная внешняя профессиональная квалификация определялась по уровню квалификации мастерской в целом, внешний продукт для потребителя был связан только с клеймом мастера, хотя мог быть выполнен и субъектом внутреннего квалификационного уровня «подмастерье». Для посвящения в мастера при таком принципе социальной организации существовало множество социальных ритуалов Европейской культуры. Строго говоря, нынешняя борьба с «самиздатом», исключившим из цены культурного продукта как товара авторское право на произведенную и выведенную в тираж «вещь» - есть продукт многовековой борьбы за ценность авторского права на идею, лежащую в основе создания нового продукта. Современное деление внутри профессии на «автора» - мастера и «профессионала» - подмастерье, исполнителя, «тиражировщика» - четко прописано в законодательстве всех стран, считающихся цивилизованными. За исключением России.

В России практики профессионализации по мере совершенствования разделения труда складывались на иных принципах. Практически понятия «профессионализм», «квалификация» до Х1 Х века в России не существовали, уровень квалификации определялся через понятия группы «умелец», «мастак», «ловкач», имеющих

архетипическое расхождение с понятиями «профессионал» и «мастер». «Я не знаю неудач, потому что я ловкач».

Усилия по достижению конкретного результата не оценивались, четкие цели не дифференцировались, проекта, плана по достижению конкретного результата практически

не существовало. Оригинальные архитектурные постройки в России в основном связаны с именами архитекторов либо европейских, либо прошедших обучение в Европе. Практически специалисты - «умельцы» очень редко могли повторить результат своей деятельности, тиражировать его (кроме простейших, канонических). Поэтому в становлении российской профессиональности такую ценность имело понятие «канон», «образец». За «ловкий» результат могло последовать произвольно определенное вознаграждение, а могло и не последовать, практически большинство продуктов труда имело четко выраженный «авторский» почерк, производителю часто приходилось доказывать его соответствие формулировке заказчиком своей потребности.

Делая предварительные выводы, мы можем сказать, что понятие «профессионализм» в организации совместной деятельности связано с целым рядом категорий, определяющих как процесс организации деятельности, так и результат деятельности, а также критерии ценности затраченного времени и усилий.

1. Наличие цели деятельности - декларированной и сформулированной в соответствии с определенными практиками социальной коммуникации. Цель при этом мы будем определять как образ желаемого результата, включающий в себя как образ самого результата, так и представления о тех средствах и ресурсах, которые потребуются для его достижения.

1.1. Необходимо учитывать, что цель деятельности является самостоятельным результатом определенного этапа деятельности. Целеполагание может быть самостоятельным видом профессиональной деятельности. В идеале профессионально сформулированная цель учитывает не только средства, необходимые для ее реализации, но и источники их получения, затраты на их приобретение, варианты замещения средств и ресурсов.

1.2. Целеполагание как часть профессиональной деятельности связано с оперированием символическими элементами, деятельности, когда какая-то часть реальности определяется субъектом деятельности как объект его деятельности. Целеполагание при этом есть деятельность по определению того, что же, собственно, является объектом деятельности, определению существенных характеристик этого объекта, формирование образа изменения состояния объекта после приложения к нему субъектом определенного комплекса средств и ресурсов воздействия.

1.3. По утверждению Г.П.Щедровицкого, индивидуальные цели не транслируются для того, чтобы стать основой совместной деятельности. Они либо воплощаются в индивидуальный проект, включающий в себя трудовые затраты узких профессионалов, достигающих в рамках кооперации определенных результатов, либо генерируются в процессе специального профессионально оснащенного этапа - коллективного целеполагания как основы для формирования коллективного проекта.

В связи со всем, что сказано выше, актуальным представляется изучение обширного проблемного поля профессиональной культуры и выявление тенденций, перспектив развития этого феномена в современной России. Эффект концептуализации данного феномена поможет, в частности, выявить отдельные структурные позиции обширного поля профессиональной культуры, что, в свою очередь, прояснит пути решения болезненных социальных проблем. Наиболее адекватным для исследования данного явления нам представляется межпарадигмальный подход, учитывающий рациональные стороны различных парадигм социологической мысли и разные направления в социологии профессий. Мы полагаем, что такие подходы, как, скажем, структурно-функционалистский, критический, герменевтический, отражают отдельные стороны профессиональной подсистемы общества. Самодостаточное смыслопорождение внутри отдельной профессии не отменяет тот факт, что профессия даёт её носителю определённые социальные преимущества и определённую власть, а профессиональная подсистема социально дифференцирована и внутренне конфликтна. Более того, герменевтическое толкование профессиональной культуры не может не

отражать внешние реалии, ибо они отражаются в самих профессиональных самоидентификациях. С другой стороны, профессиональная культура несомненно диалогична, как и культура в целом: она и «вопрошает», и «отвечает», вступая в диалог с меняющимися структурно-функциональными особенностями социума, с другими социокультурными подсистемами. Таким образом, для исследователя она одновременно должна быть и субъектом, и объектом. Отсюда и сочетание аналитического объективирования и включённого наблюдения, абстрагирования от конкретных носителей и интерпретации с персоналистским уклоном.

Мы полагаем, что профессиональная культура представляет собой системное социальное образование, внутренне драматичное по природе, ибо развивается в ходе системных конфликтов противоборствующих социокультурных феноменов. В содержательной плоскости профессиональная культура может быть определена как система смыслов и ценностей, порождаемых и формирующихся в процессе профессиональной подготовки и деятельности, а также в процессе исторического развития профессии. Определённые фрагменты и уровни этого образования соприродны культуре как

таковой (например, наличие подсистем сохранения, трансляции, воспроизводства, креативного уровня и т.д.). Иные сегменты специфичны (например, неразрывная связь с системами труда и вознаграждения). Профессионалы, включены ли они в профессиональную организацию или трудятся индивидуально, принадлежат к профессиональному сообществу.

Профессиональная микрокультура складывается из сложного взаимодействия индивидуальных склонностей, интересов, способностей, наконец, особенностей воспитания, образования и ближней культурной среды, с одной стороны, и исторически сложившейся культурной традиции избираемой профессии, с другой. Обе ипостаси данной микрокультуры не могут не зависеть от общего культурного климата эпохи, от фазы развития общественного сознания. Такой важнейший концепт, как выбор профессии, отражает специфику этого взаимодействия.

Профессиональная макрокультура включает в себя систему профессий в её нормативном и реальном социокультурном содержании, политику в области профессий, исторически сложившуюся культурную традицию профессий в её актуальном воплощении, складывающиеся в обществе в данную эпоху представления о престиже, недостатках и преимуществах профессий, о статусных позициях в этой области.

Существуют также специфические культурные подсистемы конкретных профессий, имеющие свою структуру, свои центральные или ядерные конструкты и свою периферию, свои субъектно-объектные особенности, внутреннюю специфику межличностных отношений и т.д. Изучая современную российскую реальность в избранной нами области, стоит учитывать и соотношение различных ипостасей профессиональной культуры.

В обыденном сознании, в том числе сознании профессионалов, профессиональная культура - это оценочная категория и категория достижения. Она якобы может отсутствовать даже у людей, получивших специальную подготовку и, наоборот, присутствовать у талантливых дилетантов. Само по себе такое понимание следует всесторонне изучать в самых разнообразных его вариациях. Существует, например, мнение, согласно которому профессиональная культура включает в себя доведённую до автоматизма профессиональную технологию. Мало кто из респондентов интерпретирует профессиональную культуру в нейтральном ключе, не видя в ней только уровень профессионального мастерства и способностей. Такое расхождение в повседневном и научном понимании также делает избранную нами проблему важной и достойной тщательного исследования.

К системообразующим противоречиям профессиональной культуры, актуальным на современном этапе развития нашей страны, относятся, как мы предполагаем, следующие:

- между идеальной составляющей профессиональной культуры и реальными условиями существования профессии;

- между скрытыми и явными интенциями членов профессионального сообщества;

- между творческим потенциалом профессионала и инерцией профессиональной организации;

- между традиционными представлениями о реализации в сфере профессии и изменившимися в условиях перехода к рынку приоритетами и мотивациями деятельности;

- между профессионалом и объектом его деятельности;

- между способностями, склонностями носителя профессии и его профессиональным выбором;

- между объективными потребностями общества и субъективными целями профессионалов;

- между различными статусными позициями как внутри профессии, так и в профессиональной подсистеме в целом;

- между уровнем профессионального мастерства и статусом носителя профессии;

- между профессионализмом и дилетантизмом (неодномерное и парадоксальное противоречие);

- между нормативным и идеальным целеполаганием и такими конструктами профессиональной культуры, которые отражают способы достижения цели.

В ходе изучения феномена профессиональной культуры, возможно, будут выявлены и другие противоречия, но даже a priori ясно, что каждое из обозначенных противоречий может быть конструктивным и неконструктивным, в зависимости от содержательного наполнения и культурной конкретики. Предполагается, что эти антиномии представляют собой подвижную иерархию и вступают в системные отношения, актуализируясь, так или иначе, в конкретном социокультурном контексте.

Максимова Лариса Николаевна -

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Иностранные языки» Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 11.10.06, принята к опубликованию 05.12.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.