Научная статья на тему 'Культура профессионального мышления мастера производственного обучения'

Культура профессионального мышления мастера производственного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ / ЦЕННОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильиных Л. А.

В статье представлен анализ содержания и структуры культуры профессионального мышления мастера производственного обучения, отражающий сложные отношения связей и взаимной обусловленности его профессиональной культуры, деятельности и мышления. Показана роль интеграционных процессов при формировании культуры профессионального мышления мастера производственного обучения. В частности, развитая культура профессионального мышления является условием развития мастера производственного обучения как субъекта педагогического труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the content and structure of vocational training of master of thinking reflects the complex relations of mutual ties and tying its professional culture, activities and thinking. The role of integration processes in the formation of culture of professional thinking master training. In particular, the development of a culture of thinking is a prerequisite for professional development training as a master teacher subjects Labor.

Текст научной работы на тему «Культура профессионального мышления мастера производственного обучения»

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

ИЛЬИНЫХ Л.А.

В статье представлен анализ содержания и структуры культуры профессионального мышления мастера производственного обучения, отражающий сложные отношения связей и взаимной обусловленности его профессиональной культуры, деятельности и мышления. Показана роль интеграционных процессов при формировании культуры профессионального мышления мастера производственного обучения. В частности, развитая культура профессионального мышления является условием развития мастера производственного обучения как субъекта педагогического труда.

The article analyzes the content and structure of vocational training of master of thinking reflects the complex relations of mutual ties and tying its professional culture, activities and thinking. The role of integration processes in the formation of culture of professional thinking master training. In particular, the development of a culture of thinking is a prerequisite for professional development training as a master teacher subjects Labor.

Педагогическая деятельность мастера производственного обучения обращена к изменению обучающегося в рамках целей и ценностей профессионального образования (профессионального обучения, развития и воспитания) посредством моделирования профессиональной деятельности, рефлексии действий обучающегося в рамках этой деятельности. Будучи организатором действий, рефлексии, профессионального самоопределения обучающегося, формирования культуры профессионального мышления обучающихся, мастер, неизбежно должен сам обладать культурой профессионального мышления, быть рефлексивно самоорганизованным и критериально обеспечивающим свою рефлексию. Мышление включено в различные звенья целостной развивающейся педагогической деятельности. Содержанием мышления становится действие и рефлексия обучающегося и его педагога. Сложнейший характер согласования и различения разнородного содержания педагогического мышления требует наиболее тонких и мощных методов и средств организации мышления. Поэтому педагог особое внимание должен уделять рефлексии своего профессионального мышления и культуре профессионального мышления в целом.

Анисимов О.С. отмечает, что необходимо организовывать не только мыслительные процессы, но и их результаты как таковые. В качестве понятий и категорий должны выступать средства теории мышления и деятельности или средства методологического анализа и проектирования мышления, деятельности, результатов (продукта деятельности). Автор подчеркивает что, культурное мышление предполагает в себе четыре слоя: рефлексия результата, движение содержания, рефлексия процесса, средств мышления и применение средств организации рефлексии. Последнее снимает многозначность, неопределенность организационного («технического») отношения к процессу и содержанию мышления. Эти же четыре слоя должны быть и в профессиональном рефлексивном мышлении, если мы хотим сделать его культурным.

Практически в педагогических вузах, педагогических колледжах, учреждениях системы повышения квалификации не формируют культуру профессионального мышления применительно к условиям педагогической деятельности, также как механизмы и культура профессионального мышления не являются содержанием профессионального обучения и образования в образовательной системе.

Первым шагом в решении проблемы становления культуры профессионального мышления мы считаем возможно более целостное понимание выделенного феномена, что значительно реальнее в рамках феноменологического подхода сделать через описание или, выра-

Профессиональное образование. Столица | № 5 2009

1

жаясь в терминологии А. Маслоу, эстетическое постижение вместо абстрактного познания. Конечная цель эстетического, неабстрагирующего познания — полное постижение объекта, при котором все его грани равно важны, прекрасны, одинаково достойны восхищения, при котором нет места анализу и оценке. Здесь нет стремления упростить и расчленить объект, а наоборот — стремление к более целостному постижению его достоинств».

Описательную модель процесса становления культуры профессионального мышления педагога мы рассматриваем как способ «конкретного, эстетического, феноменологического, не абстрактного познания всех ее сторон и составляющих, не отвергая бесполезных, на первый взгляд, не имеющих утилитарного значения компонентов, как ориентир в педагогическом целеполагании. Чтобы деятельность воспитателя протекала сообразно объективным закономерностям, их (эти закономерности) следует выявить. Для этого, как нам представляется, следует последовательно определиться: 1) в понимании культуры профессионального мышления мастера производственного обучения и затем 2) в понимании процесса его развития.

Проводя исследование педагогических условий развития культуры профессионального мышления учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования (1994-2001г.), мы выделили ведущие факторы культуры профессионального мышления, ее структуру, отражающую сложные отношения связей и взаимной обусловленности культуры, деятельности и мышления.

На основании анализа структуры культуры профессионального мышления с точки зрения культурно-исторического и социокультурного подходов можно выделить системные, интегративные, социокультурные компоненты трех составляющих культуры профессионального мышления будущего педагога:

- личностной (раскрывает культуру профессионального мышления педагога как специфический способ реализации индивидуально-сущностных особенностей человека и его мышления) -мотивационно-потребностный; знания, умения, навыки операционально-технической сферы; эмоционально-чувственная сфера самооценки;

- профессиональной (раскрывает профессиональную (педагогическую и предметную) направленность мышления, профессионально-ценностные ориентации) - профессиональноценностные ориентации; профессиональное мышление (педагогическое и предметное);

- социально-культурной (раскрывает меру социальной активности человека, его представления о культуре) - позиционно-системные ориентации, открытость.

Профессионально педагогическая деятельность мастера производственного обучения является сложной, полифункциональной. Наряду с компетенциями педагога, воспитателя, мастер производственного обучения должен владеть компетенциями рабочего (не может не владеть), что накладывает отпечаток и на культуру профессионального мышления мастера производственного обучения.

Мастер производственного обучения в отличие от учителя, преподавателя вуза, воспитателя создает условия для овладения обучаемыми профессиональной деятельностью, получения квалификации или, в необходимых случаях, переквалификации посредством организации такого образовательного процесса, который является по своей природе целостным, состоящим из двух частей - производственной и образовательной.

Сложность профессиональной деятельности мастера связана с тем, что он должен эти две части так взаимно приспособить, осуществить такое взаимодействие, взаимодополнение, чтобы направить его на развитие личности будущих рабочих, самореализацию, самовыражение, самоутверждение, устойчивость, социальную самозащиту, активность, творчество, овладение современными достижениями науки, системой общечеловеческих ценностей и идеалов.

Деятельности мастера производственного обучения состоит в организации и осуществлении (обеспечении) процесса профессионального обучения обучающихся и включает в себя следующие направления:

Тесное переплетение и насыщение каждой из основных форм профессиональной деятельности педагога профессионального обучения - педагогической и производственнотехнической - возможно благодаря наличию у мастера культуры профессионального мышления. Именно она позволяет специалисту встать на путь образования самообразования и самореализации, сознательного и ответственного выбора тех способов мышления и действий, которые способствуют сохранению и развитию гуманистической культуры, овладению новыми технологиями и тем самым преодолеть потребительские и эгоцентрические ориентации.

Обладая культурой профессионального мышления, человек овладевает ментальными средствами, позволяющими ему не только находить решения в сложных производственных (в нашем случае педагогических) ситуациях, но и развиваться.

В культуре профессионального мышления мастера производственного обучения интегрируются различные формы мышления, что требует определить роль интеграционных процессов в ее становлении. Профессиональное мышление мастера производственного обучения - это единство научного и прикладного педагогического мышления, специально-научного мышления по преподаваемой дисциплине (для мастера производственного обучения, например, так называемого технического мышления) и частнометодического мышления. Лишь единство указанных сторон профессионального мышления педагога является условием развития мастера производственного обучения как субъекта педагогического труда.

У мастера производственного обучения формируется методическое мышление, которое синтезирует в себе: а) научное мышление отдельной науки, основы которой он преподает; б) научно-исследовательское педагогическое мышление; в) прикладное педагогическое мышление. При решении чисто преподавательских задач мастер мыслит категориями и методами своей науки, поэтому у него формируется техническое мышление, обращается к производственным факторам. В то же время он обращается к знаниям по психологии обучения и дидактике (педагогическим факторам) при обдумывании способов объяснения явлений, понятий, законов и теорий преподаваемой им науки. Возникает синтез знаний педагога по преподаваемой дисциплине и определенных психолого-педагогических знаний (интеграция педагогических и производственных факторов1), что влечет за собой формирование системы знаний и способов мышления относительно методики преподавания отдельного учебного предмета (производственного обучения).

В интеграционном процессе мышления «педагога - воспитателя - мастера» каждый из типов мышления обусловливается целями и функциями педагогический деятельности мастера производственного.

Вероятно, между типами мышления мастера, педагога и воспитателя существует поле культурной интеграции. Оно определяет качество процесса становления культуры профессионального мышления мастера производственного обучения. Это поле выступает точкой равновесия трех типов мышления и его смыслообразующее значение фундаментально (рис. 1).

Содержательная характеристика взаимосвязанных векторов представлена в табл. 1.

1 Обобщая опыт выделения педагогических факторов (законов) и производственных факторов (законов), с учетом специфики историко-педагогического характера исследования, Чапаев Н.К. дает следующие трактовки данных явлений. Педагогические факторы совокупность обстоятельств, условий и особенностей конкретно взятой образовательной среды, обеспечивающих ее функционирование на определенном этапе ее становления и развития. Производственные факторы - совокупность обстоятельств, условий и особенностей конкретно взятой производственной среды (отрасли, предприятия), обеспечивающих ее функционирование на определенном этапе ее становления и развития.

В интеграционном процессе мышления «педагога - воспитателя - мастера» каждый из типов мышления обусловливается целями и функциями педагогический деятельности мастера производственного.

Вероятно, между типами мышления мастера, педагога и воспитателя существует поле культурной интеграции. Оно определяет качество процесса становления культуры профессионального мышления мастера производственного обучения. Это поле выступает точкой равновесия трех типов мышления и его смыслообразующее значение фундаментально (рисунок).

Содержательная характеристика взаимосвязанных векторов представлена в таблице.

Профессиональная культура и профессиональная деятельность находятся в постоянном развитии. Культура профессионального мышления мастера производственного обучения открытая система, требует, чтобы мастер имел дело не только с готовыми системными знаниями, но и постоянно работал над их расширением. Это предполагает не просто владение некоторыми навыками работы со все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками (поиск, переработка, распространение), а способность получить новое профессиональное (и специальное и психолого-педагогическое) знание, самостоятельно выстраивая целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде (восприятие - мышление - применение), переводя его из хаотического состояния в упорядоченное проектировать и совершенствовать на этой основе профессиональнопедагогическую деятельность.

Мышление

воспитателя

Вектор

воспитательной

деятельности

Специальное

(техническое)

мышление

Вектор производственнотехнологической деятельности

Методическое

мышление

предметника

Вектор

методической (преп ода вательс ко й) деятельности

Поле интеграции типов мышления в культуре профессионального мышления мастера производственного обучения

Профессионально-педагогическая деятельность мастера производственного обучения - поле интеграции производственных и педагогических факторов

Рисунок. Схема сопряженности векторов становления культуры профессионального мышления в процессе интеграции типов мышления

В результате интеграции образуется особое понятийное мышление мастера производственного обучения (соответствующее современному уровню развития профессионального образования и производства). Оно содержит категории, наиболее обще характеризующие различные аспекты и направления пропрофессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения его профессиональный мир. Полиструктурность педагогического знания непосредственно вытекает из его полисистемности и означает наличие в нем понятийных «страт», «слоев», пластов. Так, А. Л. Беляевой разработана своего рода стратификационная модель понятийного аппарата дидактики профтехобразования, состоящая из четырех групп. Отличительной чертой их выступает свойственный каждому из них соответствующий набор понятий. Например, в состав первой группы входят «общество», «наука», «труд», «практика»; второй «подготовка», «познание», «образование»; третьей - «инженерно-педагогическая деятельность», «совместная деятельность», «военно-патриотическая деятельность» и т. д.; четвертой «планирование», «учебная документация», «критерии оценки деятельности».

Таким образом, культура профессионального мышления гармонично включает знания по специальным и психолого-педагогическим дисциплинам в обобщенную картину мира, образ мышления и образ деятельности мастера производственного обучения. Смыслы профессиональной (производственной) и педагогической культуры становятся строительным материалом внутреннего интеллектуального мира мастера производственного обучения, его культуры профессионального мышления.

Таблица. Вариативное содержание взаимосвязи и взаимовлияния векторов деятельности в процессе становления культуры мышления

Вектор воспитательной деятельности Вектор производственнотехнологической деятельности Вектор методической (преподавательской) деятельности

Понимание проблем воспитания. Целеполагание в воспитательной работе. Моделирование и системное проектирование воспитательной работы. Осуществление воспитательной деятельности на основе морально-этических норм. Организация субъект-субъектных отношений. Выбор и реализация воспитательных технологий и др. Контроль и коррекция результатов. Работа с технологической документацией, нормативными документами, справочной литературой и другими информационными источниками. Построение, оформление и чтение чертежей, схем и составление спецификаций. Определение свойств материалов. Выполнение расчетов технических и эксплуатационных параметров машин и оборудования, работа с вычислительной техникой. Сбор и обработка результатов наблюдений и хронометражных данных функционирования объектов производства. Выполнение слесарных операций. Выполнение объемов работ, соответствующих рабочей профессии не ниже 4-5 разряда согласно ЕТКС. Проведение инструктажа по технике безопасности и выдаче сменного наряда. Контроль за ведением, приемкой и браковкой выполненных объемов работ, соблюдение правил техники безопасности. Владение системой психологопедагогических знаний. Педагогическое целеполагание. Моделирование и проектирование процесса изучения дисциплины. Выбор и реализация педагогических технологий Владение методикой преподавания предмета. Контроль и коррекция результатов.

Поле культурной интеграции векторов воспитательной, производственно-технологической, методической (преподавательской) деятельности:

Проведение практических занятий и учебно-производственных работ по профессиональному (производственному) обучению. Организация выполнения практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Создание условий для овладения обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Подготовка обучающихся к выполнению и сдаче квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Создание условий для общеобразовательного, профессионального, культурного развития обучающихся, привлечение их к техническому творчеству.

Участие в работе по профессиональной ориентации обучающихся.

Подготовка оборудования и соответствующей оснастки к занятиям, совершенствование материальной базы. Заведование мастерской, кабинетом и принятие мер к своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения.

Обеспечение соблюдения безопасности труда. Выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Участие в заключении договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики о осуществлять контроль за их выполнением.

Участие в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической, диагностической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим.

Участие в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров. Систематическое повышение профессиональной квалификации._____________________________________________________________

Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональное мышление, профессиональная деятельность, культура профессионального мышления, ценности, интеграция, система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.