21. Семитко, А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс / А. П. Семит-ко, — Екатеринбург, 1996, —207 с.
22. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права / А. Ф. Черданцев. — М.: Юрайт, 1999.-432 с.
УДК 374.03
Н. В. Дапичев, Е. Ю. Суховецкая
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРАВОВОЙ ВОСПИТАННОСТИ КУРСАНТОВ ВВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
МВДРОССИИ
Современный этап развития общественных отношений заметно опережает качество подготовки специалистов в вузе и усиливает таким образом зависимость темпов развития общества от уровня и масштабов высшего профессионального образования, требует поиска новых форм и методов его развития.
Поскольку проблемы качества правовой воспитанности курсантов являются весьма значимыми в плане подготовки курсантов, оптимизации управления образовательным процессом, в ввузе особую актуальность приобретают вопросы совершенствования правовой подготовки курсантов.
Проблема обеспечения качества правовой подготовки курсантов настолько сложна, что ее разрешение невозможно без опоры на широкий круг научных, методических и педагогических исследований.
Правовая подготовка играет структурообразующую роль в формировании правовой воспитанности курсантов ввузов внутренних войск по следующим причинам:
1) наличие правового сознания - ключевая компетенция, без которой не может состояться не только гражданин государства, но и просто цивилизованный человек;
2) правосознание, законопослушность являются основанием правовой воспитанности курсанта, которая не может сформироваться вне системы образования.
Правовая подготовка должна предоставлять личности возможность для ее индивидуальной реализации в обществе посредством постановки участниками образовательного процесса социально значимых целей, а ее уровень определяться качеством обучения и воспитания.
В связи с этим качество правовой воспитанности курсантов целесообразно рассматривать с позиций результативности правового обучения и воспитания в условиях военного вуза, как определенный уровень образо-
ванности курсанта, а качество правового образования курсанта - как комплексную, системную и целостную характеристику определенных параметров.
Кроме качества обученности (уровня освоения курсантом ввуза внутренних войск МВД России системы правовых знаний, умений и навыков), инновационные критерии оценивания качества правовой воспитанности курсантов включают группу таких показателей, как: уровень сформированное™ системы ценностных ориентаций, правовых качеств личности и уровень позитивной социально-правовой активности в поведении, которых курсант достигает в ходе образовательного процесса, в соответствии со своими возможностями, желаниями, целями правового образования, а также в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
Необходимость перехода образования на высокий качественный уровень, повышение требований к правовой подготовленности курсантов в ввузе в современных условиях вызваны изменением ситуации, в результате которой высшая школа России стала ориентироваться на подготовку компетентного во многих областях знаний курсанта, на формирование личности, самостоятельно управляющей выбором действий и определяющей сферу их применения, способной нести ответственность за свои правомерные и противоправные деяния, с высокой степенью адаптивности в ситуации изменения профессиональной пригодности.
Теоретическое исследование показало, что качество правовой воспитанности курсанта в условиях ввуза необходимо рассматривать как способность образовательной системы удовлетворять, с одной стороны, потребности внешней среды в специалистах соответствующей квалификации, с другой - потребности личности в получении конкурентоспособных знаний.
Исследование практической работы в высшей военной школе позволило выделить противоречия между:
® современными требованиями к качеству правовой воспитанности курсантов и ограниченностью возможностей их удовлетворения на основе традиционных подходов к управлению образовательным процессом;
• инновационными процессами в правовом образовании и отсутствием механизма обеспечения их согласованного и положительного воздействия на правовое воспитание курсантов;
Образование является ведущим механизмом воспроизводства общественного интеллекта, а в его структуре основную позицию занимает высшее образование как механизм воспроизводства науки и культуры в целом.
Образная трактовка понятия качества образования приводится в работе М. М. Поташника [6, с. 320]. Слово «качество» производно от слов «как», «какой», обладающий какими свойствами. В практике обычно пользуются одной из двух трактовок - философской или производной.
В словаре С. И. Ожегова дается такое понятие качества: «1. Наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других. 2. То или иное свойство, достоинство, ступень пригодности чего-либо» [2, с. 172].
Понятие «качество образования» в его философской интерпретации может быть применено и к различным моделям образовательной практики. В философии эта категория не носит оценочного характера, а потому философской трактовке качества бессмысленно ставить вопрос об измерении качества.
Здесь уместно отметить, что в Словаре по образованию и педагогике [4, с. 20] «качество образования выпускников трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания».
В работе С. Е. Шишовой и В. И. Кальнея [6] качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обз^чения, материально-техническую базу, кадровый состав и т. п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.
Как отмечено Н. А. Селезневой, «качество - сложная философская, системная, экономическая и социальная категория, раскрываемая через систему определений, отражающих единство системно - структурного и ценностно-прагматического аспектов» [1, с. 199].
Таким образом, существует много определений понятия «качество». Наиболее распространено определение качество образования, которое понимается в общем случае как соответствие стандарту, норме. То есть, качество выступает одной из своих граней, аспектов, а именно определяет полезность, ценность объектов, их пригодность к удовлетворению определенных потребностей, к реализации определенных целей, норм, доктрин, т. е. адекватность требованиям, потребностям, нормам.
В свою очередь, качество правового воспитания курсантов можно рассматривать как соответствие (адекватность) принятым в образовательной доктрине, социальным требованиям и нормам (стандартам).
Практика организации правового воспитания курсантов с позиций новых подходов находится сегодня на стадии становления. Задача высшей военной школы состоит в том, чтобы помочь курсанту достигнуть такого уровня правовой подготовленности и воспитанности, которая не просто позволит ему участвовать в правоотношениях без эксцессов, но и даст воз-
можность включиться в конструктивную профессиональную деятельность, а также проявлять себя свободной личностью, обладающей системой сформированных правовых взглядов.
Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности» [3; 5].
Выделяются следующие составляющие правовой воспитанности: правовая грамотность, правовое мышление и правовая умелость, правовая активность.
Развитие правовой грамотности осуществляется на практических занятиях, на которых курсанты проводят сравнительно - сопоставимый анализ документов, делают выводы о сходстве и различии концептуальных основ. Правовое мышление и умелость основывается на юридической практике и предусматривает разбор ситуаций, которые могуг иметь место в правоприменении.
Целью правового воспитания курсантов является достижение сознательного и добровольного исполнения требований законов, развитие у них чувства уважения к праву, к закону, правильной позиции в сфере правоотношений.
Важнейшим условием эффективности формирования правового сознания является организация правового воспитания.
Изменение содержания образовательного процесса в ввузе внутренних войск МВД России, повышение его влияния на эффективность воспитания нравственных и правовых качеств у курсантов составляют главный аспект совершенствования всего военно-педагогического процесса.
Анализ проблем формирования правовой воспитанности курсантов в образовательном процессе на основе интегративного, личностно-ориентированного, целостного и деятельностного подходов, позволяет сделать следующие выводы:
• правовое воспитание курсантов - задача комплексная, решаемая не только педагогикой и психологией, но и философией, социологией, юриспруденцией, многими другими науками;
• анализ отечественного и зарубежного опыта правового воспитания позволяет утверждать, что во все исторические периоды развития современного общества эта проблема, была и остается одной из приоритетных.
В то же время необходимо выделить и ряд условий, затрудняющих реализацию повышения качества правовой воспитанности курсантов в образовательном процессе на основе интегративного, личностно-ориентированного, целостного и деятельностного подходов.
1. Условия личностного характера. Растущие потребности курсантов, как и всей молодежи в целом, не реализуются в рамках образовательного процесса.
2. Условия педагогического характера. Неразвитость взглядов к проблеме интегративного подхода в правовой подготовке способствовали тому, что педагог оказался в стороне от ее осуществления.
3. Условия правового характера. Сложности осуществления правового воспитания курсантов отражают сложности современной ситуации: нарастание социальной напряженности, политической и экономической нестабильности.
Формирование правовой воспитанности курсантов включает:
• овладение правовыми знаниями (усвоение понятий и положений);
• осознание правовой нормы (ее назначения, общественной и личностной значимости);
• претворение приобретенных правовых знаний и убеждений в поведение.
Роль правовых знаний в формировании правовой воспитанности личности определяется тем, что они являются основой, на которой утверждаются правовые взгляды, представления, убеждения, определяются направленность и установка поведения.
Задачи командиров, преподавателей по правовым дисциплинам в современных условиях состоят в формировании у курсантов твердого внутреннего убеждения в необходимости укрепления воинской дисциплины, всемерного повышения боевой готовности, точного соблюдения правовых норм, а также в создании в воинском коллективе моральной атмосферы, исключающей возможность нарушения закона.
Поддержание боевой готовности и воинской дисциплины, укрепление законности и правопорядка во многом зависят от того, насколько хорошо командиры знают и умеют применять законодательство. В курсантских подразделениях военно-учебных заведений внутренних войск МВД России возможности воспитательного воздействия коллектива значительно шире, чем в гражданских условиях.
Наиболее важными направлениями формирования у курсантов правовой воспитанности с учетом интеграции, личностной ориентации, целостности и деятельностности в обучении и воспитании в военноучебных заведениях внутренних войск МВД России, являются:
1. правовое образование, воспитывающее уважение к праву, сознательное, добросовестное исполнение законов, стремление активно бороться за укрепление воинской дисциплины и правопорядка;
2. формирование правового сознания в комплексном процессе правового, воинского и нравственного воспитания;
3. четкая организация службы войск, поддержание в курсантских подразделениях уставного порядка, воспитывающего дисциплинированность и организованность;
4. личная примерность офицеров вузов в исполнении законов;
5. вскрытие и устранение причин и условий, способствующих совершению проступков и преступлений;
6. правовая пропаганда;
7. создание в коллективе атмосферы, исключающей возможность совершения правонарушений;
8. организация индивидуальной воспитательной работы с личным составом на основе глубокого изучения и учета особенностей каждого человека, его настроения, привычек, нужд и запросов, а также анализа складывающихся в воинском коллективе взаимоотношений.
Результаты правового воспитания в курсантском подразделении зависят от правильности учета особенностей современной молодежи, ее повышенной восприимчивости, открытости для всего интересного и нового.
Реализация юридических обязанностей и прав в значительной мере определяет гражданскую позицию человека, его социальную активность. Каждый курсант, готовясь к самостоятельной военно-профессиональной деятельности, должен глубоко осознать сущность права и его роль в прогрессивном развитии нашего общества.
Воинская дисциплина, законность и правопорядок во многом зависят от знания и умения офицеров подразделений и преподавателей применять на практике законодательство.
Важным условием, обеспечивающим оптимизацию правового воспитания, выступает систематическая работа по повышению педагогической компетентности преподавателей. Особое место в структуре мастерства преподавателя занимают профессиональные знания.
Переструктурирование содержания правовой подготовки и представление ее в виде интегративного, системного знания с реализацией функциональных взаимозависимостей позволяют добиться повышения готовности курсантов к применению освоенных навыков и умений в правовых вопросах в предстоящей профессиональной деятельности.
Таким образом, повышение качества правовой воспитанности курсантов является перманентной педагогической проблемой, для решения которой необходимо, в первую очередь, подготовить специальные кадры преподавателей, работающих в системе высшего военного профессионального образования, и создать условия для непрерывного роста уровня правового образования.
Выявление и попытки решения проблемы повышения качества правовой воспитанности курсантов вузов внутренних войск во многом будут способствовать решению проблемы социализации личности, так как чем выше уровень качества правового образования, тем более успешно происходит адаптация курсантов к их будущей служебно-боевой деятельности.
Библиографический список
1. Новое качество образования в современной России. Труды Исследовательского центра / Под ред. Н. А. Селезневой. - М.: ИЦПКПС, 1995.
2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка./ С. И. Ожегов. - М., 1988.
3. Певцова, Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е. А. Певцова // Журнал российского права - 2004. - № 3.
4. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. -М., 1995.
5. Почтарь, Т. М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. ... канд.юрид.наук / Т. М. Почтарь. - М., - 2001.
6. Шишова, С. Е., Кальней, В. А. Мониторинг качества образования / С. Е. Шишова, В. А. Кальней. - М., 1998.
7. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. -М., 2000.
УДК37.013.21: 316.647.5
Т. М. Петрова
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Начало третьего тысячелетия характеризуется обострением различных противоречий в жизни общества. В частности, в последнее десятилетие отмечается феномен, который называют этническом парадоксом современности. Он заключается в том, что большинство сформированных в прошлом идеологий угверждают, что межэтнические противоречия должны уйти в прошлое в результате интернационализации экономики и культуры. Но происходит обратный процесс - нарастание противоречий и конфликтов на межэтнической основе.
Также к наиболее острым проблемам современности относятся региональная политика и процессы глобализации. Обе проблемы тесно связанны с общением людей, их способностью вести диалог друг с другом. Не случайно B.C. Библер подчеркивает что «проблема диалога - это не только и не столько проблема обмена информацией, но, прежде всего - проблема диалога культур» [2, с. 7]. Он ставит её в один ряд с экологическими проблемами и считает не менее важной для выживания человечества. Региональные проблемы назрели в результате отсутствия у членов общества навыков толерантного поведения, что повлекло за собой непонимание, агрессию и конфликт, а глобализация же способствует развитию таких качеств личности, которые помогают мирно сосуществовать в едином, мультикультурном