Научная статья на тему 'Проблемы повышения качества обучения в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Проблемы повышения качества обучения в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения качества обучения в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы»

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

КРАСНОВА О.В.

Современная жизнь настолько динамична, что темпы развития техники опережают темпы развития человека, и к тому времени, как он освоил определенную специальность, она уже может перестать существовать как социально значимая, а полученные знания слишком быстро устаревают. В реальном мире востребованность тебя как специалиста в своей области и компетентность напрямую зависят от желания и способности обучаться, обучаться в любом возрасте, и места лишения свободы не без исключения.

В последние годы увеличилось число осужденных с крайне низким образовательным уровнем (не более 4-5 классов массовых образовательных 11-летних школ или специальных школ интернатного типа для детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии), неграмотных, не имеющих семьи, постоянного места жительства, страдающих различными социально-значимыми заболеваниями. В течение ближайших лет численность этой категории осужденных будет возрастать.

Более 90% осужденных не имели никаких профессиональных навыков, либо полностью их утратили. Ежегодно в исправительные учреждения поступает свыше 100 тыс. осужденных, не имеющих ни образования, ни рабочей специальности. Так, только в 2006 году в исправительные учреждения поступило 139,7 тыс. осужденных, не имеющих никакой профессии. Около 40% осужденных в возрасте до 25 лет, как правило, нигде не работали и не учились. У этих категорий осужденных практически отсутствуют привычки, как к систематическому труду, так и к постоянному пополнению и усовершенствованию своих знаний.

Важной и неотъемлемой частью воспитательного процесса, направленного на исправление осужденных и их успешную адаптацию в обществе после освобождения, может и должен стать процесс их обучения и самообразование, которое указанная категория лиц получит в исправительном учреждении. Одновременно образование должно являться важным элементом социальной адаптации [1] и реабилитации осужденных после отбытия наказания.

Право на образование - это реально существующая и гарантированная государством возможность каждого гражданина пользоваться всеми отраженными в законе благами в сфере образования [2].

Проведенный анализ показал, что существующее законодательство не позволяет осужденным в полной мере реализовать свое конституционное право на образование в широком диапазоне от основного общего до высшего профессионального образования.

Ученые утверждают, что образование благотворно влияет на человека. Это утверждение подкреплено многовековой историей и практикой человечества.

Да и заботиться о повышении образовательного уровня человека - одна из основных задач государства. И осужденные не являются исключением.

На сегодняшний день действующая Конституция РФ довольно узко регулирует общественные отношения в сфере образования. Она не содержит исчерпывающего перечня элементов содержания права на образование, и, помимо этого, входящие в нее нормы включают весьма расплывчатые формулировки и довольно нечеткие гарантии реализации права граждан на получение различных видов образования. В связи с этим узловые положения Основного закона государства о праве граждан в сфере образования получили свое развитие в текущем законодательстве. Центральное значение здесь имеют федеральные законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Кроме этого, учитывая, что в законодательном порядке все тонкости отразить невозможно, для конкретизации положений Конституции и этих законов существует целая система подзаконных нормативно-правовых актов,

регулирующих основные вопросы реализации рассматриваемого нами права (постановления Правительства, приказы Министерства образования, уставы образовательных учреждений и т.д.)

Среди них особый интерес, обусловленный предметом нашего исследования, представляет «Положение об организации получения основного и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» Приказ Министерства юстиции РФ и Министерства образования РФ № 61/70 от 27.03.2006 года

На сегодняшний день в литературе категорию «образование» принято воспринимать в весьма различных значениях. Данная ситуация связана с тем обстоятельством, что различные сферы образования соприкасаются с целым рядом наук - экономикой, педагогикой, психологией, юриспруденцией и др.

Что касается интересующего нас правового аспекта, то под образованием, по нашему мнению, следует понимать именно юридическое обеспечение и регуляцию процесса приобретения системы знаний, умений и навыков, а также его конечный результат в виде получения соответствующего документа об образовании.

Не буде преувеличением сказать, что сегодня система образования в местах лишения свободы не привносит в своей деятельности стратегию здравого смысла. Иначе говоря, не учитывает спектр потребностей осужденных в знаниях.

Жизнь меняется ежеминутно, перемены затрагивают всех - педагогов, начальников отрядов, администрации колоний и, конечно же, осужденных. Однако, образовательные учреждения в колониях, увы, по-прежнему остаются негибкой системой, не поспевающей за бегом времени. И не вровень с XXI веком стремиться встать образование осужденных, а в лучшем случае просто топчется на месте.

И это не вина системы образования, а беда ее. Беда потому, что современная школа в исправительном учреждении постепенно оказалась в своеобразной локальной зоне: сетка учебных часов - программа по дисциплине - тема урока - оценка.

Сегодня нужно заявить откровенно, в условиях рыночной экономики: спрос знания со стороны осужденных больше, чем тот объем информации, который предлагает им школа. Спрос больше предложения, а школа в широком смысле удовлетворить его не в состоянии, и никто, кроме педагогов, это сделать в пенитенциарной системе не сможет, если говорить о завтрашнем дне.

У государства нет единого мнения, да и знаний о потребностях осужденных в образовании. Кто может с уверенностью сказать, что хотят знать осужденные, как эти знания помогут им в предстоящей жизни на свободе, как будут способствовать их социальной реабилитации, насколько эти знания согласуются с потребностями общества и в конечном итоге работают на перевоспитание осужденных?

Безграмотность лиц, осужденных к лишению свободы не только поражает, но и пугает: «... Я был потрясен когда услышал приговор суда это была трагедия. Прежне отношение сдесь сохранил комне - Кент, а более никто ково знаю. Я часто вспоминаю свое прошлое зделал я преступление мне хотелось жить на широкую ногу и я незлодей, хотя меня и называют зыком. Я до осуждения не чиго не читал я и щас не чиго не читаю. К воле готовлюсь думаю че я буду делать. Смыслом моей дальнейшей жизни: выйти на свободу и начать новую жизнь. Лучше буду есть на воле черный хлеб, чем на зоне белый. Стотя 144 Ш.П. .». Увы, это подлинник -письменные ответы осужденного на вопросы корреспондента.

Сегодня на принуждении далеко не уедешь, и страхом не перевоспитаешь. До настоящего момента остается неурегулированным вопрос с законодательством РФ об образовании. Основной закон Российской Федерации, Конституция РФ, по-прежнему, довольно узко регулирует общественные отношения в сфере образования.

Что уж говорить о рабочих программах, по которым обучаются осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях. Они значительно устарели и в связи с этим, конкурентоспособность школы в борьбе за информационно-воспитательное воздействие на осужденных, ее способность к выживанию, будут стремиться к нулю и стремительно удаляться прочь от реалий современного мира. Что нередко и происходит в системе образования, когда педагоги вчерашними знаниями учат осужденных сегодня, как им жить завтра.

Самый важный из этих вопросов: «В чем сегодня заключается государственная политика в области образования осужденных?». Если в Германии, Великобритании, Канаде положение дел в образовании осужденных являлось одной из обязательных характеристик общей государственной политики, то вряд ли найдется человек, утверждающий, что и у нас в России существует подобный оценочный подход к обучению осужденных.

Почему сотрудники исправительных учреждений и педагоги, работающие с осужденными, не очень-то ясно представляют себе сущность государственной политики применительно к образованию лиц, отбывающих наказание?

Назовем лишь наиболее существенные причины. Казалось бы, политику в сфере образования осужденных должны определять органы управления образованием всех уровней, начиная с федерального Министерства образования, и им в помощь -академические институты РАО, ИУУ. Однако, пенитенциарная система остается закрытой для посторонних глаз до сих пор. Неизбежно приходится сталкиваться с такими понятиями, как «специфика контингента», «режим содержания осужденных» и т.п., отражающими весьма сложную атмосферу, в которой работают школы в исправительных учреждениях. Видимо, поэтому управленческие инстанции образования, призванные вырабатывать стратегию и отражать ее в нормативных актах, идут по гораздо более легкому, но вряд ли верному пути - ставят на одну доску обычную вечернюю школу и школу при исправительном учреждении, уравнивая их и в обыденной практике, часто даже на «законодательном» уровне.

Не парадокс ли: учебные планы и программы везде одинаковы, и по ним обучаются и впервые попавшие в воспитательную колонию подросток, и осужденный, у которого скоро пальцев на руке не хватит, чтобы отметить татуировкой очередную «командировку» в исправительное учреждение [3].

Если говорить о школах при исправительном учреждении, то думается, что в них должны учиться все или почти все осужденные, независимо от возраста: 20-летние, и 50летние. Если кто-то хочет получить среднее образование, школа должна предоставить такую возможность. Кого интересуют проблемы семейных взаимоотношений, они могли бы прослушать в школе квалифицированно прочитанный курс по этой тематике. У кого-то достаточно серьезные проблемы со здоровьем, которые трудно решить в условиях пенитенциарного учреждения, почему бы в школе не ввести в обязательном порядке курс валеологии (в колониях всех видов режима жизненно необходим такой предмет). Кто-то из осужденных решил выяснить для себя, что такое предпринимательство; в школе можно было бы посещать занятия по экономике.

Не секрет, что, находясь в местах лишения свободы, большинство осужденных утрачивает многие знания и навыки, необходимые для жизни на свободе. Школа в исправительных учреждениях, в частности, и должна, на наш взгляд, восстанавливать эти социально-бытовые навыки и знания.

В образовательных учреждениях при исправительных колониях, как показали проведенные нами исследования, нужны новые дисциплины. При этом, не надо отказываться от традиционных предметов, а лишь изменить их содержание применительно к условиям пенитенциарной системы, ориентируясь на предстоящее возвращение осужденного в общество с его последующей адаптацией. Школа могла бы дать

возможность и учителям в полной мере реализовать свои способности и возможности, свой творческий потенциал.

В школе при исправительных колониях должны быть самые разнообразные программы по самым разным предметам, которые должны объединяться одним понятием: формированием у осужденных необходимой компетентности в соответствии с их запросами и потребностями общества, куда они вернутся после окончания срока лишения свободы.

Кроме того, школа должна оказывать осужденным психологическую помощь, давать психологические знания, необходимые для полноценной жизни на свободе, прививать навыки самопознания и самооценки. Чем больше было бы подобных программ, тем больше было бы пользы для осужденных, для начальников отрядов, для администрации исправительных колоний и для школ при исправительных колониях.

Если осужденный начинает задумываться о своей жизни, начинает осмысливать ее и те причины, которые привели его сюда, пытается понять себя, значит, он становится на путь исправления.

Есть еще одна «болевая точка» в жизни образовательных учреждений при исправительных колониях: это Государственные образовательные стандарты. Должны ли они быть одинаковыми для всех? Должны, конечно. Настораживают не сами стандарты, а их безликость и одинаковость.

Все образовательные учреждения в пенитенциарной системе, независимо от типа колонии, прикованы к одной и той же сетке часов, к одному и тому же перечню предметов, программ и т.п. Перед учебной программой по предмету все равны - и малолетний правонарушитель, и рецидивист, и педагог школы при исправительных колониях. Получается, что мы везде, где только можно, боремся с уравниловкой, а в системе образования для осужденных, с точки зрения органов управления образованием, отказаться от нее никак не можем. Применительно к образовательным учреждениям в пенитенциарной системе при разработке Государственных образовательных стандартов уместно вспомнить формулу «Не навреди!». Ведь каждый человек, отбывающий наказание, - это биологическая мина, настроенная на конфликтную ситуацию, это стрессовый заряд непредсказуемой силы и направленности, готовый в любую минуту причинить непоправимый ущерб. А поэтому недостаточно разработанные стандарты, если таковые появятся, в условиях образовательных учреждений исправительных колоний могут сделать непоправимое, в человеческих судьбах - учительских и ученических.

Образовательные стандарты, на наш взгляд, должны способствовать социальной реабилитации и адаптации учащихся-осужденных.

Как нет политики в сфере образования осужденных, так нет и стандартов, так как нет концепции образования осужденных. Нет доктрины образования осужденных.

Доктор психологических наук А.М. Зимичев в «Комсомольской правде» от 06.04.1991 г. отметил: «Для того чтобы педагогика помогала сегодня выжить в условиях рынка, нужно, чтобы обязательно был и рынок самих педагогических систем».

Сегодня, к сожалению, им неоткуда взяться, рынку педагогических систем в условиях пенитенциарных учреждений.

На наш взгляд, образовательные учреждения при исправительных колониях должны встать на путь постепенного преобразования в учебные заведения нового типа - психологопедагогические центры по подготовке осужденных к жизни на свободе. Подобные центры создали бы те «островки», которые стали прообразом и примером для преобразования всей пенитенциарной системы (эти центры занимались бы одновременно как минимум и психолого-педагогическим образованием сотрудников исправительных учреждений, не говоря уже об общем образовании тех, кто не имеет образования, а таких сотрудников в исправительных колониях сегодня достаточно много).

Выгодно ли будет экономически переналаживать систему педагогического воздействия на осужденных в местах лишения свободы через образовательные учреждения всех видов и типов? Думается, выгоднее, чем разрушать, потом заново воссоздавать сеть учебных заведений на развалинах прежней системы.

Помимо этого, следует принять положение, устанавливающее порядок реализации лицами, осужденными к наказанию в виде лишения свободы, права на получение высшего и послевузовского образования, повышения профессиональной квалификации и получение дополнительных образовательных услуг либо внести дополнения в уже действующее положение о порядке организации получения основного и среднего общего образования лицами данной категории, одновременно переименовав его соответствующим образом.

Согласно норм действующего законодательства, в высшие учебные заведения могут быть зачислены граждане, не достигшие указанного предельного возраста, имеющие необходимое базовое образование (основное, среднее и высшее, соответственно) и прошедшие конкурсные вступительные испытания. Какие-либо иные требования или запреты в действующем законодательстве отсутствуют. Отсюда следует, что, в общем, лица, содержащиеся в исправительных учреждениях общего режима, не лишены указанного права. Однако такое ощущение возникает только с первого взгляда, при более же детальном исследовании проблемы становится ясно, что реализация этого права осужденными на практике весьма затруднена. Подобное положение вещей обусловлено нахождением лица в постоянном заключении и невозможностью выхода за пределы исправительного учреждения [4]. Представляется бесспорным, что разночтения при решении данного вопроса должны быть исключены, равно как и недопустима путаница, которая имеется при его освещении в юридической литературе.

Исследуя проблемы права осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях на образование, мы столкнулись с ситуацией, когда такие важные вопросы как возможность повышения профессиональной квалификации, а также получения этими лицами дополнительных общеобразовательных услуг, в том числе и платных, не урегулированы не только в законодательном порядке, но и даже не нашли своего отражения ни в одной научной публикации. Такая ситуация, по нашему мнению, существенно нарушает рассматриваемое конституционное право осужденных и требует незамедлительной правовой регламентации.

Неурегулированным в законодательном плане остается вопрос выплаты стипендий осужденным, отбывающим наказание в исправительных колониях общего режима, обучающимся в очных профессионально-технических учреждениях, базирующихся на территории исправительных учреждений. Согласно норм закона, всем лицам, зачисленным на учебу в аналогичные государственные учебные заведения, выплачивается стипендия. Каких-либо ограничений этого права для осужденных не предусматривает ни один правовой акт. Соответственно, невыплата стипендий лицам данной категории является прямым нарушением закона, и любые аргументы и доводы, проводимые в поддержку отсутствия этого права у рассматриваемой нами категории лиц, с юридической точки зрения является абсолютно несостоятельными. Однако, это не означает, что мы выступаем за необходимость введения механизма реализации последними права на получение стипендий. Совсем наоборот, ведь даже с позиции социальной справедливости осужденный, находящийся на полном государственном обеспечении, и простой студент, не имеющий такой возможности. Не могут быть в одинаковых условиях.

Нельзя оставить без внимания еще один нюанс. Вся нормативно-правовая документация, регламентирующая процесс организации образования осужденных, предусматривает следующий порядок сбора и использования информации, необходимой для изучения, например, образовательных потребностей осужденных педагогам образовательного учреждения при исправительной колонии: все необходимые сведения собирает, систематизирует, анализируют администрация исправительной колонии, службы

исправительной колонии и должностные лица, отдел воспитательной работы, медикосанитарная часть, начальники отрядов и затем передают их для использования, анализа, прогнозирования педколлективу образовательного учреждения при исправительной колонии.

На практике педагогам перекрыт доступ к любым видам информации, касающейся лиц, отбывающих наказание; сотрудники исправительной колонии не занимаются сбором сведений об осужденных, имеющих образовательную направленность (например, уровень образования, наличие документов, подтверждающих факт обучения в образовательном учреждении и т.д.)

Необходимость иметь базу данных для организации образовательного процесса и закрытость для педагогов информации об осужденных - главное противоречие и одновременно условие, ориентирующее на поиск критериев, источников, инструментария для исследования рынка образовательных услуг и образовательных потребностей в исправительной колонии.

В общей педагогике функция сбора информации реализуется посредством методов наблюдения, эксперимента, разнообразных методов опроса, обобщения независимых характеристик, социометрии, тестов и т.п. При этом, методами анализа первичных данных являются: содержательный (качественный);

количественный (статистический); описательный, исторический;

экспериментальный; моделирования педагогических явлений.

Эмпирический материал, полученный нами в результате практической работы с лицами, отбывающими наказание, дает основание указать на следующие причины, по которым в специфических условиях взрослой мужской колонии затруднительно использовать такие традиционные педагогические методы, как интервьюирование, наблюдение, анализ результатов деятельности осужденных, изучение директивных и плановых документов, научно-методических программ, материалов коллегий министерств и ведомств, протоколов заседаний ученых советов, служебной переписки, дополненные личными контактами, беседами с абонентами, анализом карт обратной связи.

Практика показывает. Что общеобразовательное обучение лиц, лишенных свободы, развивает их общий кругозор, повышает уровень интеллекта и цивилизованности, препятствует рецидиву преступности. Доказано, чем выше образовательный уровень, тем реже человек совершает преступления.

Обучение способно воспитывать и исправлять личность. Если соблюдаются определенные условия:

1. Сообщаемые сведения являются достоверными;

2. Знания доступны для восприятия;

3. Знания воздействуют на интеллект и эмоции, вызывают соответствующие чувства (эмоциональность восприятия);

4. Осуществляется профессиональная ориентация заключенных, помощь им в выборе профессии;

5. Осужденный приобретает необходимые трудовые навыки и умения;

6. Полученные знания фактически применяются в труде.

Эти хорошо известные постулаты, сопровождающие процесс общего и профессионального обучения. Сегодня, в условиях массовой безработицы среди осужденных, должны быть приведены в «боевую готовность».

Мы не ставим цели полностью отказываться от традиционных предметов, а лишь предлагаем изменить их содержание применительно к условиям пенитенциарной системы, ориентируясь на предстоящее возвращение осужденного в общество с его последующей адаптацией. Школа могла бы дать возможность и педагогам в полной мере реализовать свои способности и возможности, свой творческий потенциал.

В образовательном учреждении при исправительных колониях должны быть самые разнообразные программы по самым разным предметам, которые должны объединиться одним понятием: формированием у осужденных необходимой компетентности в

соответствии с их запросами и потребностями общества, куда они вернутся после окончания срока лишения свободы.

Таким образом, анализируя изложенный материал и подводя итоги исследования особенностей реализации права на образование лицами, содержащимися в исправительных учреждениях общего режима, нам хотелось бы дать его определение. Под данным правом следует понимать единую систему правовых возможностей, предоставленных осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях для реализации своих потребностей в образовательной сфере.

Перечисленные высказывания и предложения не ставят своей задачей охватить все проблемы, с которыми сталкиваются в своей практической деятельности педагоги и сотрудники исправительных учреждений. Они скорее могут рассматриваться как эскизный набросок возможной концепции обновления системы образования осужденных.

Список литературы

1. Полозюк В. Обучение осужденных - требование времени // Преступление и наказание. 2002. №1 С.28

2. Румянцева Т.С. Конституционное право на образование в социалистических странах. М.: Наука, 1987. С.12.

3. Сломчинский А.Г., Харков И.Д. Проблемы общего образования осужденных. Поиски, находки, решения. М., 2002.

4. Дольникова Л.А. Указ. соч. С.59. Прокопов М.П. Проблемы общеобразовательного и профессионально - технического обучения осужденных к лишению свободы // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды 18. М.: Академия МВД СССР, 1980. С.208.

5. Дольникова Л.А. Указ. соч. С.59. Прокопов М.П. Проблемы общеобразовательного и профессионально - технического обучения осужденных к лишению свободы // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды 18. М.: Академия МВД СССР, 1980. С.208.

6. Уголовно-исполнительное право России / Учебник. М. «Юрист» 1997. С.104-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.