Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах образования осужденных'

К вопросу о проблемах образования осужденных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2484
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / EDUCATION / TRAINING / CORRECTIONAL INSTITUTION / CONDEMNED PERSON / MODERNIZATION OF EDUCATIONAL SYSTEM / PEDAGOGICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щепкина Нэилэ Каюмовна

В статье освещаются проблемы педагогического сопровождения исправительной системы в направлении ее гуманизации. Приводятся наиболее общие широко распространенные проблемы организации образования в исправительных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the problems of pedagogical support of corrective system in the direction of its humanization. The very general widespread problems of education organization in correctional institutions are listed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах образования осужденных»

К вопросу о проблемах образования осужденных

Н. К. Щепкина (Амурский государственный университет)*

В статье освещаются проблемы педагогического сопровождения исправительной системы в направлении ее гуманизации. Приводятся наиболее общие широко распространенные проблемы организации образования в исправительных учреждениях.

Ключевые слова: образование, обучение, исправительное учреждение, осужденный, модернизация системы образования, педагогические кадры.

To the Question on Problems of Condemned Persons’

Education

N. K. Shchepkina

(Amur State University)

The article covers the problems of pedagogical support of corrective system in the direction of its humanization. The very general widespread problems of education organization in correctional institutions are listed.

Keywords: education, training, correctional institution, condemned person, modernization of educational system, pedagogical staff.

Демократические преобразования в российском обществе, претворение в жизнь принципов гуманизма, законности и социальной справедливости, а также присоединение в 1987 г. российской исправительной системы к Европейским пенитенциарным правилам — все это побудило учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, к обеспечению новых, более высоких требований по защите гражданских прав и безопасности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы.

С точки зрения перевоспитания осужденного и его последующей социальной адаптации система исполнения уголовных наказаний способна сделать достаточно много. Здесь, с одной стороны, жесткие методы воздействия в условиях социальной изоляции человека, с другой стороны, организация в исправительных учреждениях групп социальной защиты осужденных, обеспечивающих в том числе реализацию их прав на образование. Однако с точки зрения органи-

зации жизни осужденного в исправительном учреждении и подготовки его к освобождению система исполнения уголовных наказаний должна стать более рациональной. Исправления можно достичь не только и не столько обеспечением изоляции. Помощь лицам, совершившим преступление и отбывающим наказание в местах лишения свободы, нельзя сводить лишь к проведению сеансов психотерапии или предоставлению каких-либо социальных услуг.

Благодаря тенденциям гуманизации пенитенциарной системы во второй половине XX в. в уголовно-исполнительной системе происходит смещение карательных акцентов на исправительные. В 90-е годы выдвинутые перед исправительной системой цели перевели, по сути дела, проблему неизбежного наказания за совершенные преступления из юридической плоскости в педагогическую сферу перевоспитания и ресоциализации осужденного. Однако заметим, что педагогическая наука пока не накопила значитель-

* Щепкина Нэилэ Каюмовна — кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета социальных наук Амурского государственного университета. Тел.: +7 (4162) 39-46-20. Эл. адрес: sh210@mail.ru

ный потенциал в теории и практике решения пенитенциарных проблем. Достаточно упомянуть, что основополагающими ориентирами в этой отрасли знания и реализации практических задач до сих пор выступают идеи А. С. Макаренко. Не умаляя значения и роли этого выдающегося педагога и его трудов, все-таки отметим, что научных исследований педагогической пенитенциарной тематики сегодня проводится крайне недостаточно и темпы эти еще неудовлетворительны.

В истории пенитенциарной науки указывалось, что одним из существенных средств исправления и перевоспитания осужденных и вместе с тем определяющим в дальнейшем их жизнь после освобождения из мест лишения свободы является образовательный фактор. Вопросам, как использовать образовательный фактор для исправления осужденных, как включить их в образовательную и социально значимую деятельность, посвящены работы С. А. Ветошкина (Ветошкин, 2005), М. А. Галагузовой (Галагузова, 2002), А. Г. Сломчинского (Сломчинский, 2002) и др. Вместе с тем малоизученными остаются проблемы: модернизации образовательной системы, функционирующей в условиях пенитенциарной среды; доступности образования разного уровня в закрытых учреждениях; влияния образования на ресоциализацию и адаптацию личности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы; формирования у них социально значимых качеств и ценностных отношений и др.

Специалисты в области уголовно-исполнительной системы основное предназначение образования видят в том, чтобы оно помогало осужденным стать законопослушными гражданами, обладающими знаниями и умениями, необходимыми для полноценной жизни в современном обществе. Это достигается в значительной степени путем обучения социальным навыкам, создания условий для развития познавательных способностей и их реализации в созидательной общественно полезной деятельности. Изуче-

ние новых подходов к решению этих проблем особенно важно для лиц, освободившихся из колоний. Не имеет смысла говорить о достойной жизни человека, если у него нет работы, семьи, постоянного места жительства, нет соответствующего образования, отсутствует доверие к людям, нет понимания со стороны общества и пр.

Вместе с тем вопрос образования осужденных вызывает в обществе неоднозначную оценку: от крайне негативной до сомнительной. Переломить общественное мнение весьма затруднительно. Во-первых, в обществе отношение к осужденным и освобожденным из мест лишения свободы чаще всего негативное. Во-вторых, сложилось четкое неверие в то, что человек, находясь в заключении, исправляется и, выходя из колонии, готов нормально жить и трудиться. В-третьих, пенитенциарная система — это своеобразная закрытая среда, информация из которой распространяется в узких профессиональных кругах.

Следует заметить, что международными правилами предусмотрено обеспечение осужденных возможностью повышения их образовательного уровня. В настоящее время Уголовно-исполнительным кодексом РФ предписано в обязательном порядке организовать обучение осужденных, не достигших 30 лет и не имеющих общего образования и какой-либо профессии. Это требует создания в каждом месте лишения свободы определенного образовательного социокультурного пространства, разработки и осуществления разносторонних программ обучения, целями которых должны быть улучшение перспектив на успешную социальную реабилитацию осужденных после освобождения, поддержание в них уверенности в завтрашнем дне, повышение их уважения к самим себе. Требование обоснованное, потому что, выйдя на свободу, человек сталкивается с определенными проблемами трудоустройства. Лишившись поддержки родных и близких, он с большей долей вероятности может вернуться в исправительное учреждение. А ведь стоит заметить, что порядка

80% осужденных — это люди в возрасте от 18 до 45 лет. Рано или поздно эти люди выйдут на свободу, впереди у них 15-30 лет активной деятельности.

В силу объективных причин состояние общего и профессионального образования в исправительных учреждениях ФСИН России сложное. Во многом потому, что на переходном этапе — в 90-х годах — в ряде исправительных учреждений общеобразовательные школы вообще были закрыты из-за перенаселенности колоний. Тогда помещения учебных аудиторий использовались для размещения осужденных. После принятия новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса РФ, где законодательно подтверждалась обязательность общего и начального профессионального образования, в исправительных учреждениях вновь стали открываться школы и соответствующие учебные заведения начальной профессиональной подготовки. В настоящий момент статистика такова: в местах лишения свободы сегодня функционирует 510 вечерних общеобразовательных школ и учебно-консультативных пунктов, в которых обучается более 60 тысяч осужденных. Более 80 тысяч осужденных получают рабочие специальности в 338 профессиональных училищах и 152 их филиалов (Полозюк, 2006: 4).

Одна из проблем, характерных для современной ситуации пенитенциарных учреждений, связана с реорганизацией самой образовательной системы для осужденных. Так, вечерние сменные общеобразовательные школы колоний перешли в подчинение местных органов образования. Это требует проработки многих вопросов, которые до сих пор решаются плохо.

Еще одна проблема — подбор кадров для работы в вечерних (сменных) общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования, функционирующих на территории пенитенциарного учреждения. Для собственных нужд ФСИН России готовит специалистов разных профилей. Так, в учебную подготовку социальных работников и психологов входит ос-

воение содержания и технологий работы с осужденными и лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Обучение же в вечерних школах и профессиональных училищах при исправительных учреждениях ведут педагоги, не прошедшие такой специальной подготовки. В педагогических учебных заведениях вообще не уделяется внимания делу подготовки студентов к организации обучения взрослых, не говоря уже об осужденных исправительных колоний или подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Кроме того, и сами местные органы образования, и подведомственные им институты повышения квалификации педагогических кадров оказались не готовы к сопровождению этих школ, оказанию методической помощи педагогам, работающим со специфическим контингентом. Необходимость такой подготовки очевидна, поскольку попадающие в колонии лица в большинстве своем имеют искаженное сознание, запущенное девиантное поведение, ряд психических и психологических отклонений. В исправительных колониях часто встречаются осужденные, страдающие психопатией, таких лиц примерно одна треть от общего числа содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Часто встречаются осужденные, которые учились во вспомогательных школах. В работе с ними нужны специфические образовательные технологии, о которых в большинстве своем педагоги таких школ не имеют представления.

Проблема организации учебного процесса в таких учебных заведениях заключается еще и в том, что очень многие из поступающих в исправительные учреждения лиц не имеют образования, соответствующего их возрасту. На сегодняшний день ситуация такова, что, например, в воспитательных колониях порядка 45-50% подростков до осуждения нигде не учились и не работали. То же самое можно сказать и в отношении взрослых осужденных.

В исправительных учреждениях система общего и начального профессионального

образования представлена школами, учебно-консультационными пунктами, профессиональными училищами и их филиалами. А вот целостной системы получения осужденными среднего профессионального или высшего профессионального образования в период отбывания ими наказания не существует. Нельзя сказать, что такой потребности у осужденных нет. Опросы, проводимые нами, показывают, что порядка 70% осужденных хотели бы получить образование этих уровней.

В прежние времена сам факт нахождения под следствием или в местах лишения свободы автоматически закрывал человеку дорогу к диплому. С 2001 г. действуют изменения, внесенные в законодательство. Часть 4 статьи 108 УИК РФ предписывает администрации исправительных учреждений оказывать содействие в получении осужденными среднего профессионального и высшего образования. Как правило, это либо традиционная заочная форма обучения, либо все более распространяющаяся современная дистанционная форма обучения. В процессе предоставления осужденным таких возможностей принимают участие как государственные, так и негосударственные средние и высшие профессиональные учреждения. На сегодняшний день профессиональную подготовку осужденных осуществляют свыше 65 вузов и 30 среднеспециальных учеб-ных заведений, где обучаются около 2000 человек.

В заключение отметим, что для системы исполнения наказаний образование является ведущим средством, способствующим ре-

шению проблемы социальной реабилитации отбывающих наказание. Вместе с тем образование в исправительной деятельности пенитенциарного учреждения рассматривается не только как составляющая часть процесса перевоспитания и исправления осужденных, но и как фактор, способный оказать объективное стабилизирующее воздействие на положение дел в местах лишения свободы и позитивное влияние на криминогенную с итуацию в социуме в целом. Для образовательных учреждений развитие системы обучения осужденных помогает расширить возможности внедрять и отрабатывать новые технологии образовательного процесса. Для осужденных это возможность поверить в свои способности, приобрести знания и умения, востребованные на рынке труда, успешно адаптироваться к жизни после освобождения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ветошкин, С. А. (2005) Пенитенциарная педагогика: сущность и основные категории // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. Мин-во образования РФ ; РАО. М.

Галагузова, М. А. (2002) Социальная работа с осужденными : учеб. пособие. М. : Издательство МГСУ.

Сломчинский, А. Г. (2002) Проблемы общего образования осужденных: Поиски, находки, решения : учебно-метод. пособие. М. : Издательство МГСУ.

Полозюк, В. (2006) Научить учиться // Преступление и наказание. №7. С. 2-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.