Научная статья на тему 'Тьютор (преподаватель-консультант) как субъект обязательства возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы'

Тьютор (преподаватель-консультант) как субъект обязательства возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-КОНСУЛЬТАНТ) / ОСУЖДЕННЫЕ / ОТБЫВАЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / A TUTOR (A TEACHER-ADVISER) / PRISONERS / EDUCATIONAL SERVICES IN HIGHER VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брылякова Екатерина Станиславовна

в статье проанализирована возможность участия нового субъекта обязательства возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования осужден ным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, тьютора (преподавателя-консультанта), охарактеризован его правовой статус и предложены варианты легализации его деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TUTOR (A TEACHER-ADVISER) AS THE SUBJECT OF THE OBLIGATION OF REPAYABLE EDUCATIONAL SERVICES OF HIGHER VOCATIONAL TRAINING OF PRISONERS

the author shows a tutor (a teacheradviser) as the subject of the obligation of repayable educational services of higher vocational training of prisoners. The article deals with the legal status and the forms of legalization of a tutor's activity.

Текст научной работы на тему «Тьютор (преподаватель-консультант) как субъект обязательства возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы»

Гражданское право

уда 347.515.3 E.S. BRYLYAKOVA*

ББК 67.404.213

Б89 A TUTOR (A TEACHER-ADVISER) AS THE SUBJECT

OF THE OBLIGATION OF REPAYABLE EDUCATIONAL SERVICES OF HIGHER VOCATIONAL TRAINING

OF PRISONERS

Аннотация: в статье проанализирована возможность участия нового субъекта обязательства возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, - тьютора (преподавателя-консультант^), охарактеризован его правовой статус и предложеныва-рианты легализации его деятельности.

Ключевые слова: тьютор (преподаватель-консультант); осужденньщ отбывающие наказание в местах лишения свободы; образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования.

ЕКАТЕРИНА

СТАНИСЛАВОВНА

БРЫЛЯКОВА*

ТЬЮТОР (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-КОНСУЛЬТАНТ) КАК СУБЪЕКТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Annotation: the author shows a tutor (a teacher-adviser) as the subject of the obligation of repayable educational services of higher vocational training of prisoners. The article deals with the legal status and the forms of legalization of a tutor’s activity.

Key words: a tutor (a teacher-adviser); prisoners; educational services in higher vocational training.

Сторонами обязательства возмездного оказания услуг из содержания гл. 39 ГК РФ выступают заказчик и исполнитель. В ГК РФ правовой статус исполнителя обязательства возмездного оказания услуг не определен Л.В. Санникова предлагает определять его в качестве «услугодателя» полагая, что данный термин в большей степени отражает специфику обязательств по оказанию услуг и их обособленность от обязательств по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ1. Под услугодателем она понимает «лицо, обязанное оказать услугу, то есть совершить действия по сохранению или изменению невещественного блага»2. Полагаем, что подобный подход вполне приемлем и к отношениям в сфере обязательств по оказанию услуг высшего профессионального образования. Если исходить из концептуального подхода, в соответствии с которым услугодатель выступает как должник в обязательстве, а исполнитель - как лицо, непосредственно оказывающее услугу, то услугода-телем образовательных услуг будет образовательная организация (учреждение, автономная некоммерческая организация). В качестве исполнителя следует обозначить лицо, осуществляющее индивидуальную педагогическую деятельность либо относящееся к профессорско-преподавательскомусо-ставу образовательной организации.

Таким образом, на доктринальном уровне оценки субъектного состава обязательства по оказанию услуг высшего профессионального образования формируется две парные категории - заказчик

* Адъюнкт кафедры гражданскогоправа и процесса (Академия ФСИН России).

E-mail: Kots [email protected].

llO

образовательных услуг (услугополучател!), ус-лугодатель и исполнитель данных услуг.

Специфическим получателем образовательных услуг являются осужденные, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы. Одним из основных принципов обращения с заключенными, нашедшим отражение в Резолюции 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.3, стало право участвовать в образовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности. В Резолюции 1990/20 Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1990 г. содержится рекомендация о том, что все заключенные должны иметь доступ к образованию, включая высшее образование, а когда это возможно, им следует разрешать получать образование за пределами тюрьмы4 .

Согласно Европейским пенитенциарным правилам, принятым 11 января 2006 г. Комитетом министров Совета Европы, процесс получения образования осужденными состоит в следующем: «28.7. Насколько это реально осуществимо, образование заключенных должно: а. быть интегрировано в общенациональную систему образования и профессионального обучения, с тем чтобы после освобождения они могли без проблем продолжить свое образование и профессиональную подготовку Ь. проходить под патронажем внешних учебных заведений... 106.1. Одним из ключевых элементов режима для осужденных заключенных должна быть систематическая программа образования, включая профессиональное обучение, направленная на повышение общеобразовательного уровня заключенных... 2. Все осужденные заключенные должны поощряться к участию в... программах профессионального обучения». Европейские пенитенциарные правила также определяют требования к персоналу пенитенциарного учреждения, а именно: «81.1. До того как занять должность, персонал должен пройти курс подготовки по выполнению своих общих и конкретных обязанностей и обязан сдать теоретический и практический экзамены. 2. Администрация обеспечивает, чтобы на протяжении всего срока работы все сотрудники поддерживали и повышали свои знания и профессиональные навыки на курсах подготовки и повышения квалификации без отрыва от работы, которые должны организовываться с надлежащей периодичностью... 89.1. Насколько это возможно, в состав персонала должно включаться достаточное число специалистов, например... социальных

работников, учителей и преподавателей профессиональной подготовки...»5.

Помимо международных актов, заслуживает внимания и правоприменительный опыт в организации образовательного процесса для осужденных в Германии и Норвегии. В частности, в Германии педагоги и социальные работники после предварительных собеседований, изучения потенциальных возможностей осужденного составляют акт, на основании которого его направляют в соответствующее исправительное учреждение. Так, в тюрьму г. Мюнстера направляются лица для завершения среднего образования, в тюрьму г. Варлея - желающие получить нужную профессию и ремесло, в тюрьму г. Геллерме - студенты5. В исправительных учреждениях Норвегии имеются штатные должности инструкторов по профессиональному обучению осужденных7 .

По состоянию на 1 июня 2010 г. в учреждениях УИС, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 850,8 тыс. человек8, однако не все из них имеют возможность реализовать свое право на получение образовательных услуг. Обращение к правовому положению осужденных к наказанию в виде лишения свободы позволяет сделать вывод об ограничении их отдельных имущественных и личных неимущественных прав, а следовательно, об отличиях в их правоспособности по сравнению с правоспособностью иных граждан. Лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, обладают ограниченной правоспособностью вследствие прямого указания закона. Очевидно, что лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, ограничено в предусмотренном ст. 18 ГК РФ праве избирать место жительства и нематериальное благо свободы передвижения (ст. 150 ГК РФ), а значит, не может поступить в учреждение высшего профессионального образования на очную форму обучения. Да и возможность заочного обучения также существенно снижается, ибо предполагает периодические выезды за пределы исправительной колонии в вуз для сдачи экзаменационной сессии, поэтому наиболее вероятной возможностью получить высшее образование для осужденных в местах лишения свободы остается система дистанционного обучения9 .

Учитывая специфику оказания образовательных услуг осужденным, предусматривающую доминирование дистанционных технологий, следует обратить внимание на различные варианты совершенствования гражданско-правового регулирования статуса субъектов рас-

Гражданское право

Гражданское право

сматриваемых обязательств. В качестве таковых могли бы выступать представители услу-годателя - тьюторы. Они могут быть определены как лица, содействующие передаче образовательных услуг от имени услугодателя -учреждения высшего профессионального образования, то есть трансляции блага образованности заказчикам (услугополучателям) - осужденным.

Представляется, что тьютор должен соответствовать общим требованиям к своему статусу как представителя услугодателя в обязательстве по возмездному оказанию образовательных услуг осужденным:

- наличие полной дееспособности;

- высшее профессиональное образование;

- владение методикой и технологией дистанционного обучения;

- обладание статусом лица, осуществляющего индивидуальную педагогическую деятельность, или наличие трудовых или гражданско-правовых отношений тьютора с определенным учреждением высшего профессионального образования, чтобы первый был его представителем в том или ином исправительном учреждении;

- наличие специальных правомочий от образовательной организации на осуществление данной деятельности.

Полагаем, что в качестве такого субъекта обязательства возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, вполне могли бы выступать следующие категории: профессорско-преподавательский состав высших учебных учреждений; практические сотрудники ФСИН России, имеющие высшее профессиональное образование и определенный стаж работы непосредственно с осужденными, содержащимися в местах лишения свободы, и получившие дополнительную квалификацию; лица, окончившие высшее учебное заведение ФСИН России и получившие знания, умения и навыки в качестве тьютора при работе с осужденными, отбывающими наказание в пенитенциарных учреждениях.

Иными словами, схематично деятельность тьютора можно представить как участие в трансляции образовательных услуг осужденным, содержащимся в местах лишения свободы, от имени услугодателя - образовательного учреждения высшего профессионального образования, по согласованию с администрацией соответствующих исправительных учреждений

ФСИН России. Представляется оправданным, на наш взгляд, легитимизировать данную деятельность в Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» или в отдельной главе Закона РФ «Об образовании», изложив ее определение в следующей редакции:

«Деятельность тьютора (преподавателя-кон-сультанта) представляет собой разновидность деятельности, приносящей доход, осуществляемой от имени организации высшего профессионального образования со средством трансляции (передачи) образовательных услуг на основе обучения с помощью дистанционных технологий лицам, находящимся в местах принудительной изоляции, в специализированных учреждениях воспитательного и лечебно-воспитательного профиля.

Тьютором в целях настоящего Закона признается гражданин Российской Федерации, обладающий полной дееспособностью, высшим образованием, соответствующими знаниями в сфере дистанционных технологий оказания услуг высшего профессионального образования».

Таким образом, исходя из требований Европейских пенитенциарных правил, предъявляемых к сотрудникам пенитенциарных учреждений и обозначенных нами обобщенных требований к статусу тьютора, полагаем, что в случае создания и успешной апробации института тьюторства в местах лишения свободы целесообразно открытие специализаций в вузах по подготовке профессиональных тьюторов, способных удовлетворять потребности во благо образованности осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях России. Наряду с этим в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации необходимозаимствовать положительный опыт европейских стран относительно функционирования специализированных тюрем, куда осужденные направляются для отбывания наказания, исходя из их социальных потребностей в работе или обучении. Создание подобных (первоначально в качестве экспериментальной площадки) исправительных колоний положительно скажется на ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и одновременно позволит более продуктивно организовать социально-воспитательную работу с осужденными, в частности, по предоставлению образовательных услуг. В этих колониях осужденные по желанию могли бы получить высшее образование (завершить обучение). В них вузы могли бы направлять своих представителей -

тьюторов для непосредственного оказания образовательных услуг. В связи с этим правовое регулирование деятельности тьюторов и колоний модельных площадок для дистанционного обучения должно осуществляться специальным положением об исправительных учреждениях -центрах образования осужденных и инструкцией тьютора по оказанию образовательных услуг

в сфере высшего профессионального образования. На наш взгляд, осуществление подобных предложений позволило бы более полно выразить идею публичных начал в обязательстве по возмездному оказанию образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования осужденных в условиях их изоляции от общества.

1 См.: СанниковаЛ.В. Обязательстваоб оказании услуг в российскомгражданском праве. М., 2007. С. 18.

2 Там же.

3 См.: Международныеакты о правах человека: сб. док. М., 2002. С. 210-211.

4 См.: КойлЭ. Подходк управлению тюрьмой с позиции прав человека: пособие для тюремного персонала. Лондон, 2002. С. 91.

5 Европейские пенитенциарные правила. ЦЯЬ.:1Щр:\у\у\у./ацг.огц/25 .Ыпй

6 См. подробнее: Бутенко Т.П. Правовое регулирование образования осужденных к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: дис. ... канд. юрид. наук М., 2007. С. 94-116; Каирбаева Л.К. Проблемы ресоциализации осужденных. иКЬ.:Шр:// www.rusnauka.com.

7 См.: Бутенко Т.П. Указ; соч. С. 94-116.

8 См.: Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации иКЬ.:Шр:// www.fsin.su

9 См., напр.: В Красноярском крае 12 заключенных пройдут посвящение в первокурсники иКЬ.:Шр:// m.newslaЬ.ru/news.

Гражданское право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.