© 2007 г. С.П. Тарасенко
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В современных условиях среди мер, способствующих экономическому росту страны, особенно возрастает роль и значение преобразований в сельском хозяйстве, которое стало одним из приоритетных направлений развития национальных проектов в Российской Федерации. Программа развития сельского хозяйства страны на 2008 - 2012 гг. предусматривает увеличение бюджетного финансирования АПК в полтора раза [1]. Среди основных направлений аграрной политики в этот период: увеличение бюджетных средств для крестьян; внедрение особых налоговых режимов; увеличение закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд; реализация разумных принципов таможенно-тарифного регулирования рынка; повышение роли консультационного и информационного обеспечения сельскохозяйственных производителей; антимонопольное регулирование рынка;
Однако темпы роста инвестиций в АПК ниже, чем в остальных отраслях экономики. Основная причина, повлекшая за собой спад и кризис в сельском хозяйстве области, как и в целом по стране, - диспаритет цен. Это означает перераспределение дохода и ресурсов в масштабе экономики страны в пользу несельскохозяйственных отраслей экономики. Происходит изъятие части валовой продукции из аграрного сектора экономики. В сельском хозяйстве сложилась ситуация, когда вырученных от продажи продукции и услуг денежных средств недостаточно даже для возмещения израсходованных в процессе производства материальных ресурсов.
Значительные объемы инвестиций ежегодно направляются на приобретение сельскохозяйственной техники. В среднем в год приобретается 500 - 600 тракторов, более 300 зерноуборочных комбайнов, более 200 плугов, 650 культиваторов, 520 - 560 сеялок.
За последние три года увеличились объемы средств, направляемых на приобретение оборудования по производству овощей и картофеля. Такие хозяйства, как ЗАО «Крона» Каменского р-на, ЗАО «Шахаевское»
участие общественных организаций в аграрной политике и т. д. Очевидно, для решения таких сложных и глобальных задач как в России в целом, так и в отдельных ее регионах необходимо коренным образом совершенствовать формы и методы инвестиционной политики в сельском хозяйстве, направленные на повышение инвестиционной привлекательности в отрасли.
В последние шесть лет экономика Ростовской области имеет устойчивые темпы развития. Происходит также рост объемов инвестиций в основной капитал. Они возросли с 11,1 млрд р. в 1999 г. до 57,7 млрд р. в 2005 г. [2, с. 2-3].
Эта же тенденция характерна и для предприятий АПК области. В 2000 г. объем инвестиций за счет всех источников финансирования составил 3,2 млрд р., в 2005 г. -7,5 млрд р. (таблица).
Веселовского р-на, ООО «Красный сад» Азовского р-на, ОАО «Ключевое» Аксайского р-на, ОАО «Золотая Коса» Неклиновского р-на приобрели современное импортное оборудование капельного орошения общей стоимостью 13,3 млн р.
000 «Исток-1» Семикаракорского р-на, ЗАО «Крона» Каменского р-на, 000 «Родина» Неклиновского р-на, «Бакланниковский» Семикаракорского р-на приобрели импортную сельскохозяйственную технику для возделывания овощей и картофеля стоимостью свыше 60 млн р.
Другое актуальное направление капитальных вложений - животноводство. До текущего года в эту отрасль направлялись незначительные средства. Хотя инвестиции в основной капитал с 1999 г. росли более высокими темпами, чем рост объемов производства, это позволило снизить износ основных средств за четыре года на 10,2 % [2].
В мае 2002 г. постановлением администрации Ростовской области были утверждены «Мероприятия по развитию животноводства в Ростовской области на
Инвестиции в основной капитал в АПК Ростовской области за 2001 - 2005 гг., млн р. [2]
Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2005 к 2001 (раз)
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования, всего 2 841,7 3 608,9 4 249,3 5 991,2 7 556,2 2,65
В том числе: сельское хозяйство 1 614,2 2 467,0 2 743,9 3 659,9 4 700,0 2,91
лесное 9,3 10,2 10,1 4,5 7,0 0,75
пищевая промышленность 1 218,2 1 131,7 1 495,3 2 326,8 2 849,2 2,33
2002 - 2005 годы». Для реализации запланированных мероприятий были выбраны несколько хозяйств, которые получили целевую финансовую помощь в размере 48,7 млн р. на закупку племенного скота и приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования.
Хозяйствами области было приобретено племенного поголовья из-за рубежа: в 2003 г. - 284 гол. КРС; в 2004 г. - 200; в 2005 г. - 66, 33 гол. свиней. В ПЗ «Ка-яльский» Азовского р-на было приобретено 202 гол. КРС; ЗАО СКВО Зерноградского р-на приобрело 1480 гол. КРС; ООО «Прогресс-Агро» Песчанокопского р-на -609 гол. КРС [2].
Для животноводства характерен длительный цикл окупаемости инвестиций (до 7 лет), поэтому, несмотря на существующий спрос на рынке, оно считается непривлекательным для инвесторов. Более перспективным для них является птицеводство. В развитие сектора активно инвестируют крупные холдинги. Например ООО «Производственная компания «Оптифуд» (Москва) реконструирует в Ростовской области птицефабрики с привлечением средств на сумму свыше 300 млн р.
Инвестирование в развитие животноводства значительно возросло в текущем году, в связи с реализацией приоритетного направления «Ускоренное развитие животноводства» в рамках национального проекта «Развитие АПК».
Не привели к положительным результатам усилия Минсельхозпрода, агентства инвестиционного развития области, глав муниципальных образований, руководителей предприятий по восстановлению консервной промышленности. Ликвидированы консервные заводы в Ростове-на-Дону и Семикаракорске, простаивает и не развивается завод в ст. Багаевской, а также комбинат детского питания в Азове.
Сдерживает развитие молочного и мясного животноводства нехватка мощностей молзаводов и мясокомбинатов.
В числе главных причин нехватки перерабатывающих мощностей в области - незначительный ежегодный объем получаемой пищевыми предприятиями прибыли - как следствие имевших место ранее и развивающейся сегодня ситуации в макроэкономике страны на основе, прежде всего диспаритета цен.
Так, если в 2003 - 2004 гг. прибыль, полученная крупными и средними сельхозпредприятиями, в целом по области составляла свыше 2 млрд р., то в 2005 г. уже -1,9 млрд р.
Если в доперестроечный период прибыль являлась основным источником инвестиций перерабатывающих предприятий, то сегодня она занимает незначительную часть в общем объеме вложений в основные фонды.
По этой же причине не развиваются действующие и не строятся новые колбасные, молочные, кондитерские, хлебопекарные цеха крупными коллективными хозяйствами, райпотребсоюзами, районными потребительскими обществами.
Доля собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций снизилась с 47,6 в 2002 г. до 40,9 % в 2005 г.
Вместе с тем, наблюдается тенденция увеличения в структуре инвестиций доли привлеченных средств: в 2005 г. она составила 59,1 % (за 2003 г. - 53,7 %). При этом в структуре привлеченных средств за 2005 г. уменьшилась доля кредитов банков (на 5,4 %), одновременно отмечалось увеличение доли бюджетных средств на 5,1 % за счет роста финансирования инвестиций в основной капитал из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и местных бюджетов [2].
Не оправдались надежды на рост капитальных вложений в АПК сторонних инвесторов. Есть только отдельные случаи прихода их в область, но нет системы, а главное, стабильного прироста в этом направлении. В качестве примера такого сотрудничества можно привести деятельность ООО «Производственная компания «Оптифуд» по реконструкции птицефабрик в Ростовской области, ООО «Евродон» - по строительству комплекса по производству мяса индейки, ООО «Компания ЮНИМИЛК» - по строительству молкомбината.
Иностранные инвестиции, несмотря на значительные усилия Минсельхозпрода, Агентства инвестиционного развития области, глав муниципальных образований фактически, за редким исключением, не пришли в АПК Ростовской области.
Значительный стимулирующий эффект на привлечение инвестиционных кредитов сельхозтоваропроизводителями оказало предоставление за счет средств федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства от 11.06.2002 г. № 403 и № 121 от 02.03.2004 г. субсидий для возмещения части затрат по инвестиционным кредитам, направленным на приобретение техники, оборудования для животноводства птицеводства и кормопроизводства, племенного скота сроком до 5 лет [1].
Отделом инноваций, инвестиционной политики и социального развития села совместно с отраслевыми отделами проводится большая работа по расширению базы субсидирования, оформлению пакетов документов. Данным отделом разработан и постоянно обновляется «Каталог актуальных инвестиционных проектов в АПК Ростовской области», который включает в себя технико-экономическое обоснование 35 - 40 проектов. Он доводится потенциальным инвесторам через сайты Министерства сельского хозяйства России, министерства сельского хозяйства и продовольствия, министерства экономики Администрации Ростовской области.
44 проекта в области АПК включены в «Программу экономического и социального развития Ростовской области на 2003 - 2006 годы». Их реализация также находится под контролем министерства.
Анализ современного состояния сельского хозяйства Ростовской области, значимость и перспективность его развития показывают хозяйственно оправданную необходимость в привлечении дополнительных инвестиций как необходимого условия осуществления воспроизводственного процесса в отрасли. Решение это-
го вопроса принадлежит в первую очередь региональным органам власти, обеспечивающим разработку и реализацию инвестиционной политики, направленную на активизацию инвестиционной деятельности в системе воспроизводства аграрной сферы области. Представляется целесообразным осуществлять инвестиционную политику по двум направлениям:
- стратегическому, предполагающему создание системы мер долгосрочного характера, соответствующих основной цели инвестиционной политики;
- оперативно-тактическому, предлагающему способы и методы решения тактических и текущих задач инвестиционной деятельности и обеспечивающему конкретизацию возможности реализации стратегически значимых целей.
Сегодня на первое место выдвигается в качестве глобальной, конечной цели развития области обеспечение экологически здорового, комфортного проживания человека, удовлетворение его многообразных потребностей, улучшение условий его жизни. Важным средством для достижения данной цели служат именно инвестиционная политика и эффективное управление инвестиционными процессами. Поэтому стратегия формирования инвестиционной политики в регионе должна иметь глубокую научно-методическую базу.
Существуют различные подходы к активизации инвестиционной деятельности и выводу экономики из кризиса. Однако при всём многообразии предложений и программ их можно объединить в два подхода: «комплексный» и «конкретный».
Сущность первого заключается в сбалансированном развитии всех отраслей экономики, взаимоувязке содержания основных народнохозяйственных программ. Объектом данного подхода является развитие народного хозяйства в целом. Сторонники «конкретного» подхода полагают, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов рост экономики может быть обеспечен поддержкой тех отраслей, которые способны влиять на развитие других. Его объектом является инвестиционно привлекательная отрасль или народнохозяйственный комплекс.
При этом существуют различные точки зрения на критерии, обусловливающие выбор таких отраслей:
- наличие мультипликативного эффекта, позволяющего развивать не только данную отрасль, но и другие сферы экономики;
- структурообразующий характер поддерживаемой отрасли;
- продукция данной отрасли должна насыщать национальный рынок, при этом замещая импортную;
- продукция должна подвергаться максимально возможной степени переработки внутри страны, что будет способствовать снижению в экспорте доли необработанного сырья;
- устойчивый платежеспособный спрос на продукцию, производимую в развиваемой отрасли или комплексе;
- социальная значимость отрасли или комплекса как вклад в создание валового регионального продукта;
- эффективность использования ресурсов и затрат.
Стратегические действия инвестиционной политики должны быть направлены, по нашему мнению, на такие конкретные региональные программы, которые могут обеспечить устойчивый рост и эколого-эконо-мическую безопасность региона, решение социальных и демографических проблем, и дадут синергетический эффект.
Для Ростовской области такой отраслью является сельское хозяйство, которое отвечает практически всем требуемым критериям экономического роста. В отрасли занято 17,3 % населения области [3, с. 19], продукция сельского хозяйства составляет 15,5 % валового регионального продукта. Стабильное развитие сельского хозяйства позволит активизировать работу предприятий первой сферы АПК, а также наиболее полно загрузить производственные мощности перерабатывающих предприятий и вывести их из кризисного состояния.
При формировании региональной инвестиционной политики в сельском хозяйстве необходимо опираться, с одной стороны, на основополагающие принципы государственной инвестиционной политики в АПК, с другой - на принципы самореализации региона, предусматривающие улучшение регионального инвестиционного климата и создание условий для эффективной деятельности в аграрной сфере. В связи с этим региональная инвестиционная политика в сельском хозяйстве должна развиваться по трем направлениям:
1. Формирование финансовой базы для осуществления инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве, включающей разнообразные источники: федеральное и региональное бюджетное финансирование на возвратной и безвозвратной основе, банковское кредитование, иностранное инвестирование, средства кредитных кооперативов и страховых обществ, собственные средства сельскохозяйственных предприятий и другие.
2. Государственное регулирование региональной инвестиционной деятельности в отрасли, которое заключается в разработке и реализации стратегических программ развития отрасли, обосновании региональных приоритетов, законодательном и организационном оформлении инвестиций, создании информационно-аналитической системы, регулировании инвестиционных потоков и прочей деятельности.
3. Систематическая оценка инвестирования воспроизводственного процесса в регионе и районах области и управление ими через активизацию инвестиционной деятельности.
Инвестиционная политика в сельском хозяйстве в ближайший период должна ориентироваться на долевую поддержку государства. Хотя по этому поводу существуют различные мнения. Некоторые экономисты считают, что не следует регулировать производство сельскохозяйственной продукции и вообще вмешиваться государству в аграрный сектор экономики; мнение других таково, что государство должно полностью контролировать производство продуктов питания.
Мы же, основываясь на мировом опыте развития сельского хозяйства, считаем, что государство должно принимать непосредственное участие в деятельности аграрного сектора. Это связано в основном со спецификой сельскохозяйственного производства: сезонностью, подверженностью влиянию природно-климатических условий, обусловливающих рискованность вложений капитала в него. Во всех экономически развитых странах аграрный сектор является приоритетным в развитии экономики. Только при должной государственной поддержке аграрного сектора, страховании рисков иностранные и отечественные инвесторы решатся вкладывать инвестиции в сельское хозяйство.
Государственную поддержку сельских товаропроизводителей за счет централизованных инвестиций следует осуществлять с учетом перехода от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной и платной основе. При этом выделенные средства должны возвращаться государству в ценах года, по которому производится их возврат.
Средства федерального бюджета на безвозвратной основе должны направляться на: реализацию программ по подготовке кадров, выполнение крупных природоохранных мероприятий, развитие ветеринарной службы и службы химзащиты, госсортсети и других бюджетных организаций.
В условиях недостаточной активности отечественных инвесторов целесообразным является привлечение иностранных капиталов. В настоящее время Министерством сельского хозяйства РФ совместно с Центром международных инвестиций в АПК осуществляется программа «Международные инвестиции в АПК», направленная на создание в России и её регионах благоприятных условий для развития сельского хозяйства и смежных отраслей экономики.
Главная цель программы - привлечение в отрасли АПК прямых иностранных инвестиций в создание высокоэффективных производственных структур, обеспечивающих решение стратегических задач развития аграрного сектора экономики и, как следствие, резкое увеличение его производственно-технологического потенциала. В ходе её реализации предполагается улучшить законодательную основу инвестиционной деятельности, подготовить отраслевые и региональные проекты, а также сформировать совместно с зарубежными партнерами необходимые финансовые институты. К их числу относят:
- Фонд гарантирования инвестиций в АПК, обеспечивающий снижение коммерческих и некоммерческих рисков;
- Аграрный банк реконструкции и развития, создаваемый при участии международных финансовых организаций для осуществления средне- и долгосрочного кредитования под низкую процентную ставку, в первую очередь, сельское хозяйство;
- Российская компания сельскохозяйственного развития, учреждаемая для проведения краткосрочного финансирования сезонных сельскохозяйственных работ, среднесрочного кредитования лизинговых операций, инвестиционной деятельности.
Инвестиционная политика Ростовской области в текущем и последующих годах будет направлена на закрепление позитивных тенденций, сформировавшихся в экономике области и активизации инвестиционного процесса. Основной целью инвестиционной политики в Ростовской области является наращивание общего объема инвестиций за счет более эффективного использования бюджетных и привлечения внебюджетных ресурсов.
Мы придерживаемся мнения, что эффективно решить эту задачу способны предлагаемые отделом инноваций, инвестиционной политики и социального развития села механизмы и инструменты по привлечению инвестиций в АПК области, в том числе:
- стимулирование привлечения инвестиций в эффективные производства;
- мобилизация инвестиционных ресурсов за счет предоставления государственной поддержки в соответствии с областным законом «Об инвестициях в Ростовской области» № 151-ЗС от 01.10.2004 года;
- расширение поля инвестиционной деятельности за счет вовлечения в инвестиционный процесс банковского сектора (заключены соглашения о сотрудничестве в рамках Приоритетного национального проекта между Минсельхозпродом области и шестью коммерческими банками);
- привлечение к инвестиционному процессу фондового рынка (предоставление бюджетных инвестиций на условиях передачи в государственную собственность Ростовской области части акций акционерных обществ);
- расширение поля инвестиционной деятельности силами инвестиционных институтов, страховых компаний и т. д.
Литература
1. webagro.ru
2. О вложении инвестиций в развитие АПК Ростовской области с 2001 по 2006 годы // Donland.ru
3. Ростовская область 2005: Стат. сб. Ростов н/Д, 2006.
Ростовский международный институт экономики и управления 29 ноября 2006 г.