Научная статья на тему 'Проблемы повышения эффективности государственных программ Российской Федерации'

Проблемы повышения эффективности государственных программ Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОРРУПЦИЯ / ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC PLANNING / BUDGET PLANNING / CORRUPTION / LEGAL PROBLEMS / ECONOMIC PROBLEMS / SOCIAL PROBLEMS / METHODOLOGICAL PROBLEMS / STATE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

Новый государственный менеджмент, означающий отход от принципов бюрократии, затратного характера политики государства, переосмысления методов государственного регулирования, сегодня как никогда актуален для повышения конкурентоспособности, эффективности экономики. Он предопределяет необходимость изменения подходов к бюджетному, стратегическому планированию, формированию, распределению государственного бюджета Российской Федерации, перехода от затратного характера формирования и распределения средств государственного бюджета к применению государственных программ, программно-целевых методов управления. Государственные программы стали инструментом бюджетного, стратегического планирования. Согласно действующей нормативно-правовой базе разработку государственных программ осуществляет федеральный орган исполнительной власти, который является ответственным исполнителем государственной программы [1, 5]. Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Принцип эффективности использования бюджетных средств»[1] участник бюджетного процесса должен исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Методика оценки эффективности оказывает непосредственное воздействие на эффективность государственных программ и конкурентоспособность экономики. Методику оценки эффективности государственных программ каждый ответственный исполнитель государственной программы разрабатывает и утверждает самостоятельно. Эффективность государственной программы определяет качество государственного управления. Общество и государство заинтересованы в том, чтобы триллионы рублей государственного бюджета были наиболее эффективно использованы для развития национальной экономики. В статье проводится анализ сложившейся практики оценки эффективности государственных программ, рассматриваются вопросы методологии эффективности государственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of increase in efficiency of state programs of the Russian Federation

The new state management meaning withdrawal from the principles of bureaucracy, the expensive nature of policy of the state, reconsideration of methods of state regulation is very modern for improving competitiveness, efficiency of economy today. He predetermines need of change of approaches to the budget, strategic planning, formation, distribution of the state budget of the Russian Federation, transition from the expensive nature of formation and distribution of means of the state budget to application of state programs, program and target methods of management. State programs became the instrument of the budget, strategic planning. According to the operating regulatory framework development of state programs is carried out by federal executive authority which is an executive of the state program along with collaborators and participants of the state program. According to Article 34 of the Budgetary code of the Russian Federation "The principle of efficiency of use of budgetary funds" the participant of the budgetary process has to proceed from need of achievement of the set results with use of the smallest amount of funds (economy) and (or) achievement of the best result with use of the amount of funds (effectiveness) determined by the budget. The technique of assessment of efficiency makes direct impact on efficiency of state programs and competitiveness of economy. Each executive of the state program develops a technique of assessment of efficiency of state programs and claims independently. The efficiency of the state program defines quality of public administration. Society and the state are interested in that trillions of rubles of the state budget were most effectively used for development of national economy. In article the analysis of established practices of assessment of efficiency of state programs is carried out, questions of methodology of efficiency of state programs are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения эффективности государственных программ Российской Федерации»

Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»

№ 1 (2018) ISSN 2500-1841

http://www.agequal.ru [email protected]

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2018, № 1 http://www.agequal.ru/pdf/2018/AGE QUALITY 1 2018.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мхитарян Ю.И. Проблемы повышения эффективности государственных программ Российской Федерации //

Электронный научный журнал «Век качества». 2018. №1. С. 7-19. Режим доступа:

http ://www. agequal. ru/pdf/2018/118001 .pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 351/354

Проблемы повышения эффективности государственных программ

Российской Федерации

Мхитарян Юрий Иванович,

доктор экономических наук, генеральный директор ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс»

Аннотация. Новый государственный менеджмент, означающий отход от принципов бюрократии, затратного характера политики государства, переосмысления методов государственного регулирования, сегодня как никогда актуален для повышения конкурентоспособности, эффективности экономики. Он предопределяет необходимость изменения подходов к бюджетному, стратегическому планированию, формированию, распределению государственного бюджета Российской Федерации, перехода от затратного характера формирования и распределения средств государственного бюджета к применению государственных программ, программно-целевых методов управления.

Государственные программы стали инструментом бюджетного, стратегического планирования. Согласно действующей нормативно-правовой базе разработку государственных программ осуществляет федеральный орган исполнительной власти, который является ответственным исполнителем государственной программы [1, 5].

Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Принцип эффективности использования бюджетных средств»1 участник бюджетного процесса должен исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 18.12.2018).

Методика оценки эффективности оказывает непосредственное воздействие на эффективность государственных программ и конкурентоспособность экономики. Методику оценки эффективности государственных программ каждый ответственный исполнитель государственной программы разрабатывает и утверждает самостоятельно.

Эффективность государственной программы определяет качество государственного управления. Общество и государство заинтересованы в том, чтобы триллионы рублей государственного бюджета были наиболее эффективно использованы для развития национальной экономики. В статье проводится анализ сложившейся практики оценки эффективности государственных программ, рассматриваются вопросы методологии эффективности государственных программ.

Ключевые слова: стратегическое планирование, бюджетное планирование, коррупция, правовые проблемы, экономические проблемы, социальные проблемы, методологические проблемы, государственный менеджмент.

Объем государственного бюджета Российской Федерации по годам с 2016 по 2018 гг. составляет соответственно 17,2; 17,6; 17,8 трлн рублей. Федеральный бюджет - главное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для развития страны, обеспечивается реализация социальной политики, национальной безопасности.

Существенная доля государственного бюджета формируется и распределяется на основе государственных программ. Государственные программы стали основой формирования государственного бюджета Российской Федерации. От их эффективности зависит результативность бюджетных расходов, реализация стратегических целей государственного управления, возможность реализации государственного бюджета в качестве мультипликаторного фактора с множественным резонансным эффектом для повышения эффективности конкурентоспособности национальной экономики.

Оценка эффективности государственных программ - методологическая, экономическая, правовая и политическая проблема. Неполнота, непрозрачность информации о государственных программах, проводимых в их рамках мероприятиях создают благоприятную среду для коррупции в сфере управления государственными финансами. Потребность в повышении эффективности реализации государственных программ определяет необходимость анализа сложившейся практики и совершенствования нормативно-правовых положений, определяющих оценку эффективности государственных программ.

Надо отметить, что согласно ст. 28 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2 порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации; координацию, методическое обеспечение разработки и корректировки государственных программ Российской Федерации обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке

2 О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 18.12.2018).

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития - Министерство экономического развития Российской Федерации.

Возможность влияния оценки эффективности реализации государственных программ на бюджетное, стратегическое планирование определяется местом оценки в системе стратегического планирования. Какое место в системе стратегического, бюджетного планирования занимает оценка эффективности реализации государственных программ Российской Федерации? «Государственная программа Российской Федерации», согласно п. 31 ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»3, - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментам государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Государственная программа - инструмент стратегического планирования. Согласно п. 1 ст. 3 того же Закона стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации4.

В системе стратегического планирования из тринадцати принципов стратегического планирования [1] три принципа непосредственно связаны с применением оценки эффективности реализации государственных программ. Однако, в ст. 8 «Задачи стратегического планирования» в числе задач стратегического планирования оценка эффективности не присутствует в качестве неотъемлемой самостоятельной задачи. Нет оценки эффективности в числе документов, определяющих содержание ст. 11 «Документы стратегического планирования»5.

Анализ действующего федерального законодательства [1] показал, что место и значение оценки эффективности в системе задач и документов стратегического планирования не определено. Ст. 8 «Задачи стратегического планирования» важно дополнить п. 11 «Оценка эффективности стратегического планирования - количественная оценка результативности и эффективности достижения установленных целей и задач, а также условий, мероприятий, ресурсов, направленных на их достижение».

Как показал анализ нормативно-правовых актов [5], при подготовке государственной программы разработка и утверждение ответственным

3 Там же.

4 О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 18.12.2018).

5 Там же.

исполнителем методики оценки эффективности государственных программ рассматривается в числе дополнительных, обосновывающих материалов для внутреннего пользования.

Исследование открытых государственных программ (всего 41 государственная программа, в том числе открытых государственных программ - 37), проведенное НИИ экономики связи и информатики Интерэкомс» - консультационной компанией Организации Объединённых Наций по промышленному развитию - показал, что все государственные программы имеют методику оценки эффективности, но ни в одной из действующих методик оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации не отражена особенность эффекта от реализации государственных программ в соответствующей сфере деятельности. Ни в одной методике оценки эффективности, утвержденной ответственным исполнителем, нет положений, позволяющих осуществлять корректировку государственных программ по результатам оценки эффективности [6]. Оценка эффективности государственных программ носит формальный характер.

Утвержденные ответственными исполнителями методики оценки эффективности, как правило, применяют для оценки эффективности сравнения «план-факт» и не отражают достижение стратегических целей социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, специфику эффекта от реализации государственных программ, инвестиционную эффективность средств, направляемых на реализацию государственных программ, не отражают социально-экономическую эффективность, экологическую эффективность и другие виды эффективности.

Методики оценки эффективности государственных программ, утвержденных ответственным исполнителем, в основном учитывают:

1. Степень реализации целевых программ и основных мероприятий (достижение ожидаемых результатов).

2. Степень достижения показателей (индикаторов) подпрограмм и государственных программ.

3. Степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективность использования средств федерального бюджета (соответствие кассовому расходованию бюджетных средств).

Таким образом, утвержденные ответственным исполнителем государственной программы (федеральным органом исполнительной власти) методики оценки эффективности позволяют оценивать исполнение государственных программ, степень реализации (исполнения) государственных программ, подпрограмм, мероприятий. При этом, в зависимости от значимости мероприятий, подпрограмм используются весовые коэффициенты, отражающие их значение.

Результат анализа открытых государственных программ показал, что оценка эффективности не стала правовым инструментом, отражающим результативность государственных программ, основным инструментом стратегического, бюджетного планирования, мультипликатором экономического развития, а применяемая методология, методики оценки эффективности государственных программ не позволяют объективно оценить эффективность реализации государственных программ. Совершенствование методик ответственных исполнителей государственных программ может повысить возможности стратегического, бюджетного планирования в целях роста эффективности, конкурентоспособности

национальной экономики Российской Федерации, потенциальный мультипликативный эффект госбюджета, а значит создать условия для снижения коррупции в сфере управления государственными финансами.

Как изменить сложившуюся ситуацию? Согласно п. 43.1 [5] руководители федеральных органов исполнительной власти, ответственные исполнители государственных программ, соисполнители и участники государственных программ несут персональную ответственность за эффективность их реализации. Для этого оценка эффективности государственных программ Российской Федерации должна занять самостоятельное место в структуре документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования в п. 4 ст. 11 «Документы стратегического планирования» [1], стать инструментом совершенствования, корректировки государственных программ. Согласно п. 4 ст. 11 «Документы стратегического планирования», к таким документам относятся:

а) основные направления деятельности Правительства Российской Федерации;

б) государственные программы Российской Федерации;

в) государственная программа вооружения;

г) схемы территориального планирования Российской Федерации;

д) планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Важно дополнить этот список следующим пунктом:

е) «Оценка эффективности государственных программ Российской Федерации».

Тогда методики оценки эффективности государственных программ позволят объективно оценивать их. Ответственные исполнители, соисполнители, участники государственной программы будут нести реальную ответственность за достижение определенного уровня эффективности государственных программ.

В настоящее время в целях контроля реализации государственных программ на постоянной основе Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет мониторинг реализации государственных программ. Качество мониторинга эффективности государственных программ можно повысить путем совершенствования методологии оценки эффективности государственных программ. Существующий подход к оценке эффективности государственных программ может быть усовершенствован за счет оценки эффективности государственных программ как инвестиционных программ (проектов), расширения методологии оценки эффективности государственных программ как инвестиционных программ, так как государственные программы обладают всеми признаками инвестиционных проектов.

Инвестиционные проекты отличаются друг от друга масштабами деятельности, объемами финансовых средств, поэтому для расчетов эффективности инвестиционных проектов применяются разные методы оценки эффективности инвестиций, которые, в основном, различаются применением/неприменением в расчетах дисконтирования.

К простым методам расчета эффективности относят методы, в которых не учитывается дисконтирование, позволяющее рассчитывать срок окупаемости, определять норму прибыли на капитал, рассчитывать Cash-flow как разницу между суммой доходов и инвестиционными издержками, применять метод сравнительной эффективности как отношение приведенных затрат на объем произведенной

продукции, сравнения массы прибыли. Эти методы могут использоваться как комплексно, так и в единичном аспекте.

Расчеты экономической эффективности инвестиционных проектов с дисконтированием позволяют учесть такие аспекты, как стоимость финансовых ресурсов, инфляция. Для этих целей используются такие следующие методы:

• метод чистой дисконтированной стоимости, текущей стоимости (позволяющей сравнивать суммы будущих дисконтированных доходов с издержками, капитальными вложениями);

• индекс доходности, позволяющий соотнести сумму дисконтированных денежных потоков к первоначальным инвестициям, где соотношение числителя и знаменателя может быть больше или меньше единицы;

• ставка дисконтирования как отношение суммы дисконтированных доходов за весь период инвестиционного проекта, приравненная к инвестициям.

Существующие методы оценки эффективности инвестиционных проектов, программ должны найти свое применение для оценки эффективности государственных программ.

Для оценки инвестиционной эффективности государственных программ Российской Федерации можно рекомендовать применять следующие методы:

• Метод определения срока окупаемости;

• Метод расчета средней нормы прибыли;

• Метод расчета коэффициента рентабельности;

• Метод расчета абсолютной и относительной эффективности;

• Метод сравнительной эффективности.

В случае применения при расчетах дисконтирования сегодняшняя (текущая) стоимость инвестиций равняется будущей стоимости, умноженной на коэффициент дисконтирования (Кд), определяемый по формуле:

(1+ставка дисконтирования)п

где

n - временной период от будущей стоимости до момента приведения.

Кд всегда меньше 1. Кд показывает, на какую величину уменьшится денежная сумма с учетом фактора времени и размера используемой ставки дисконта.

Для обеспечения расчетов дисконтирования будущей стоимости применяется специальная статистическая таблица коэффициентов дисконтирования. Ставка дисконтирования определяется с помощью методов экспертной оценки 6.

Метод определения срока окупаемости (РВР - payback period) определяет период времени, в течение которого вложенные в государственную программу средства, окупятся:

РВР = — (1),

CF v '

где

6 https: \\utmagazine.ru

РВР - срок окупаемости;

- сумма средств, вложенных в государственную программу;

СБ - базовые поступления (финансовые результаты). Применяется, когда поступления финансовых результатов равны по годам.

Метод расчета средней нормы прибыли на инвестиции, вложенные в государственную программу. Данный показатель определяется отношением среднегодовой чистой прибыли по государственной программе к средней величине инвестиций в государственную программу:

АКК = МРЧ (2),

где

АЯЯ - норма прибыли на инвестиции

АКРч - среднегодовая чистая прибыль

I o - средняя величина инвестиций по годам.

Метод расчета коэффициента рентабельности определяется как отношение общей суммы чистой прибыли на величину вложений инвестиций в государственную программу:

Кр = П= (3),

где

Кр - коэффициент рентабельности;

Прч - общая сумма чистой прибыли;

1о - сумма средств, вложенных в государственную программу.

Метод оценки абсолютной и относительной эффективности вложенных средств в государственную программу:

Эфа = Д - !0 (4),

где

Эфа - абсолютная эффективность вложенных средств в государственную программу

Д - доход от государственной программы;

1о - сумма средств, вложенных в государственную программу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эфо = Д (5),

где

Эфо -относительная эффективность вложенных средств в государственную программу;

Д - доход от государственной программы;

1о - сумма средств, вложенных в государственную программу.

Метод сравнительной эффективности:

Эфср = Д (6),

где

Эфср - сравнительная эффективность;

1о - сумма средств, вложенных в государственную программу;

Д - доход от государственной программы.

Ответственный исполнитель государственной программы - федеральный орган исполнительной власти - разрабатывает методику оценки инвестиционной эффективности государственной программы и применяет ее как для внутреннего пользования, так и демонстрации оптимизации принимаемых решений.

Ответственный исполнитель государственной программы применительно к каждой государственной программе должен разработать методику оценки инвестиционной эффективности государственной программы. Методика оценки инвестиционной эффективности, разработанная ответственным исполнителем государственной программы, должна применяться как для оценки государственной программы в целом, так и для оценки инвестиционной эффективности федеральных целевых программ, программ, подпрограмм (проектов).

Но применительно к каждой государственной программе должна быть разработана своя методика оценки ее инвестиционной эффективности.

Развитие методологии оценки эффективности государственных программ Российской Федерации также связано с применением оценки социальной эффективности государственных программ. Необходимость оценки социальной эффективности определяется многими причинами, в числе которых существенная разница в оценке эффективности государственных программ 2017 г. со стороны ответственных исполнителей государственных программ Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации.

Наибольшее расхождение в оценке эффективности госпрограмм по данным ответственного исполнителя и Минэкономразвития России наблюдается по госпрограмме ГП 04 «Доступная среда». По данным Минтруда России, она имеет «высокий» уровень эффективности - 107,5%, по данным Минэкономразвития России - 84,5%, что меньше на 23,0%.

Следует отметить, что данные по оценке эффективности государственных программ ответственными исполнителями и Министерством экономического развития Российской Федерации не всегда совпадают с оценкой их эффективности со стороны граждан, экспертного, профессионального сообщества. Например, степень реализации мероприятий по государственной программе «Развитие здравоохранения» Министерством экономического развития Российской Федерации оценивается на уровне 99,8%, при том что граждане могут иногда часами ожидать приезда скорой помощи и не всегда удовлетворены качеством медицинского обслуживания.

К примеру, по государственной программе «Социальная поддержка граждан» выполнение подпрограммы «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» ответственным исполнителем - федеральным органом исполнительной власти - оценивается на 100%, а удельный вес социально ориентированных некоммерческих организаций в стране невысокий. Так, доля саморегулируемых организаций, назначение которых состоит в упорядочении деятельности

предпринимательского, профессионального сообщества, в общем количестве некоммерческих организаций составляет 0,06%, а в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах»7 должно быть обеспечено их приоритетное развитие8.

По государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», по подпрограмме «Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности» ответственным исполнителем эффективность реализации государственной программы оценивается в 110%. Однако, научному журналу может потребоваться полгода-год, чтобы попасть в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включённых Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание учёной степени кандидата и доктора наук, а это свидетельствует о том, что в стране не созданы благоприятные условия для содействия развитию научных исследований.

Еще один пример, подтверждающий важность оценки социальной эффективности при оценке эффективности государственных программ. По подпрограмме «Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений» ответственный исполнитель оценивает эффективность реализации государственной подпрограммы на 100%, а между тем всегда имеется возможность приобрести сертификаты качества за 10-15 тыс.руб. без проведения надлежащих испытаний, проверок и т.д.

Вышеприведенные примеры показывают важность применения при формировании методики оценки эффективности реализации государственной программы Российской Федерации методических подходов, позволяющих оценить социальную эффективность, использовать разные источники информации для получения объективного, а не только формального результата от реализации государственной программы.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (п. 16)9 указано, что в качестве основных критериев планируемой эффективности реализации государственной программы применяются критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.

Критерии, показатели социальной эффективности должны рассматриваться независимо от того, как учитываются показатели эффективности в стоимостной форме. Реализация этого основополагающего положения позволит внести качественные изменения как в оценку эффективности государственных программ,

7 О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах: указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 30. - Ст. 3046.

8 Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке. - М., 2017. Издательский центр «Интерэкомс», тираж 1000 экз., 11,6 п.л.

9 Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 (ред. от 31.08.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/ (дата обращения 18.12.2018).

так и в повышение эффективности государственных программ Российской Федерации.

Интегральный показатель социальной эффективности может рассчитываться по формуле:

ИСЭ = СЭсц + СЭуд.гр + СЭ уд.э + £ СЭс , (7) где:

ИСЭ - интегральный коэффициент социальной эффективности; СЭсц - социальная эффективность от достижения стратегической цели; СЭуд.гр - социальная эффективность от повышения удовлетворенности граждан;

СЭуд.э - социальная эффективность от удовлетворенности экспертного сообщества;

СЭс - социальная эффективность от совершенствования показателя, отражающего результат изменений отдельного социального явления.

Показатели социальной эффективности могут рассчитываться на основе социологических исследований, экспертных оценок, что повысит объективность реализации государственных программ Российской Федерации.

Комплексная оценка социальной эффективности реализации государственных программ позволит компенсировать стремление ответственных исполнителей государственных программ завышать оценку эффективности государственных программ.

Развитие методологии разработки и реализации государственных программ Российской Федерации и оценки эффективности государственных программ может создать условия для повышения мультипликативного эффекта государственного бюджета Российской Федерации при изменении места и значения оценки эффективности в системе стратегического планирования, комплексного подхода к решению экономических, социальных, правовых проблем, влияющих на формирование нового государственного менеджмента.

Выводы.

1. Место и значение оценки эффективности в системе стратегического планирования Российской Федерации не определено в структуре задач и документов стратегического планирования. Структуру задач стратегического планирования важно дополнить оценкой эффективности стратегического планирования. Под оценкой эффективности необходимо рассматривать количественную оценку результативности, эффективности достижения установленных целей, задач, а также условий, мероприятий, ресурсов, направленных на их достижение.

2. Методология оценки эффективности государственных программ, методики оценки эффективности государственных программ, разрабатываемых ответственными исполнителями государственных программ, не позволяют объективно оценить результативность и эффективность государственных программ. Применяемая методология оценки эффективности государственных программ снижает возможности стратегического, бюджетного планирования и потенциальный мультипликативный эффект государственного бюджета Российской Федерации.

3. Оценка эффективности государственных программ должна рассматриваться не как дополнительное, вспомогательное средство для формирования, реализации и оценки государственных программ, а как основное средство стратегического, бюджетного планирования. Изменение места оценки эффективности государственных программ в системе стратегического, бюджетного планирования - принципиальная основа формирования нового государственного менеджмента.

4. Методология оценки эффективности инвестиционных программ (проектов), социальной эффективности должна быть использована для развития методологии оценки эффективности государственных программ. Изменения подходов к оценке эффективности государственных программ открывают новые возможности для того, чтобы от затратного, низко результативного административного подхода к управлению экономикой перейти на более высокий уровень. Применительно к каждой государственной программе должна разрабатываться методика оценки эффективности инвестиций и социальной эффективности.

5. Социальная эффективность должна рассчитываться для оценки эффективности государственных программ Российской Федерации с учетом конкретных достигнутых результатов по реализации государственных программ и оценки удовлетворенности граждан, профессионального, экспертного сообщества.

6. Оценка эффективности государственных программ должна занять самостоятельное место в структуре документов стратегического планирования. Объективная оценка эффективности государственных программ Российской Федерации на основе методологии эффективности инвестиционных проектов, социальной эффективности, использование разных источников информации для объективной оценки полученных результатов повысит эффективность использования средств государственного бюджета, снизит коррупционную составляющую управления государственными финансами.

Список литературы

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 18.12.2018).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 18.12.2018).

3. О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах: указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 // Собрание законодательства РФ. - 2003. -№ 30. - Ст. 3046.

4. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: постановление Правительства от 22.05.2004 г. № 249. - Режим доступа: https://rg.ru/2004/06/01/budzhet-dok.html (дата обращения 18.12.2018).

5. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 (ред. от 31.08.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/ (дата обращения 18.12.2018).

6. Сводный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ijmsqevcKY9OdvNvrxq1vzJ8zpDIudNJ.pdf (дата обращения 18.12.2018).

7. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке. - М., 2017. Издательский центр «Интерэкомс», тираж 1000 экз., 11,6 п.л.

Problems of increase in efficiency of state programs of the Russian Federation

Mkhitaryan Yury Ivanovich,

Doctor of Economics, CEO of Ltd Сompany "Scientific Research Institute of Economy of Communication and Information Scientists of Interecoms"

Abstract. The new state management meaning withdrawal from the principles of bureaucracy, the expensive nature of policy of the state, reconsideration of methods of state regulation is very modern for improving competitiveness, efficiency of economy today. He predetermines need of change of approaches to the budget, strategic planning, formation, distribution of the state budget of the Russian Federation, transition from the expensive nature of formation and distribution of means of the state budget to application of state programs, program and target methods of management.

State programs became the instrument of the budget, strategic planning. According to the operating regulatory framework development of state programs is carried out by federal executive authority which is an executive of the state program along with collaborators and participants of the state program.

According to Article 34 of the Budgetary code of the Russian Federation "The principle of efficiency of use of budgetary funds" the participant of the budgetary process has to proceed from need of achievement of the set results with use of the smallest amount of funds (economy) and (or) achievement of the best result with use of the amount of funds (effectiveness) determined by the budget.

The technique of assessment of efficiency makes direct impact on efficiency of state programs and competitiveness of economy. Each executive of the state program develops a technique of assessment of efficiency of state programs and claims independently.

The efficiency of the state program defines quality of public administration. Society and the state are interested in that trillions of rubles of the state budget were most effectively used for development of national economy. In article the analysis of established practices of assessment of efficiency of state programs is carried out, questions of methodology of efficiency of state programs are considered.

Keywords: strategic planning, budget planning, corruption, legal problems, economic problems, social problems, methodological problems, state management.

REFERENCES

O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii: federalnyj zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ. - Rezhim dostupa:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (data obrasheniya 18.12.2018).

2. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ

(red. ot 28.11.2018). - Rezhim dostupa:

http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (data obrasheniya 18.12.2018).

3. O merah po provedeniyu administrativnoj reformy v 2003-2004 godah: ukaz Prezidenta RF ot 23.07.2003 № 824 // Sobranie zakonodatelstva RF. - 2003. - № 30. - St. 3046.

4. O merah po povysheniyu rezultativnosti byudzhetnyh rashodov: postanovlenie Pravitelstva ot 22.05.2004 g. № 249. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2004/06/01/budzhet-dok.html (data obrasheniya 18.12.2018).

5. Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki, realizacii i ocenki effektivnosti gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii: postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 02.08.2010 № 588 (red. ot 31.08.2018). - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/ (data obrasheniya 18.12.2018).

6. Svodnyj godovoj otchet o hode realizacii i ocenke effektivnosti gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii po itogam 2017 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

http://static.government.ru/media/files/ijmsqevcKY9OdvNvrxq1vzJ8zpDIudNJ.pdf (data obrasheniya 18.12.2018).

7. Mhitaryan Yu.I. Pravovye aspekty samoregulirovaniya i povyshenie effektivnosti ekonomiki Rossijskoj Federacii v XXI veke. - M., 2017. Izdatelskij centr «Interekoms», tirazh 1000 ekz., 11,6 p.l.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.