Научная статья на тему 'Проблемы построения системы источников гражданско-правового института оказания услуг связи'

Проблемы построения системы источников гражданско-правового института оказания услуг связи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ СВЯЗИ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ / ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ / УНИФИКАЦИЯ / КОДИФИКАЦИЯ / TELECOMMUNICATION SERVICES / CIVIL-LAW TELECOMMUNICATION SERVICES INSTITUTE / SOURCES OF CIVIL-LAW TELECOMMUNICATION SERVICES INSTITUTE / UNIFICATION / CODIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаблова Елена Геннадьевна, Жевняк Оксана Викторовна

Рассматриваются проблемы построения современной системы источников гражданско-правового института оказания услуг связи и определяются перспективы развития этих источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of sources of civil-law institute of the telecommunication service

The article is devoted to the problems of sources of civil-law telecommunication services institute and prospects of development of these sources.

Текст научной работы на тему «Проблемы построения системы источников гражданско-правового института оказания услуг связи»

УДК 347.454.5

ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ

PROBLEMS OF SOURCES OF CIVIL-LAW INSTITUTE OF THE TELECOMMUNICATION SERVICE

Е.Г. ШАБЛОВА, О.В. ЖЕВНЯК (E.G. SHABLOVA, O.V. ZHEVNJAK)

Рассматриваются проблемы построения современной системы источников гражданско-правового института оказания услуг связи и определяются перспективы развития этих источников.

Ключевые слова: услуги связи, гражданско-правовой институт оказания услуг связи, источники гражданско-правового института оказания услуг связи, унификация, кодификация.

The article is devoted to the problems of sources of civil-law telecommunication services institute and prospects of development of these sources.

Key words: telecommunication services, civil-law telecommunication services institute, sources of civil-law telecommunication services institute, unification, codification.

Задача настоящего исследования □ выявление проблем построения современной системы источников гражданско-правового института оказания услуг связи и некоторых возможных путей совершенствования этой системы. Рассмотрение данного вопроса представляется немаловажным в связи с тем, что источники права являются нормативной основой правоприменения, поэтому проблемы, заложенные в этой основе, могут проектироваться и на процесс правоприменения.

Построение системы источников гражданско-правового института оказания услуг связи есть частный случай применительно к проблеме источников права вообще, однако выявленные проблемы встречаются и при правовом регулировании других отношений по оказанию услуг. В связи с этим данный частный вопрос может иметь гораздо более широкое значение, чем это может показаться на первый взгляд.

Высшим по юридической силе источником гражданско-правового института оказания услуг связи является Конституция РФ (например, ст. 23 и 29). Уже на ранних этапах своего развития правовое регулирование в сфере связи было подвержено влиянию

международных унификаций. Наиболее важные среди них Всемирная почтовая конвенция (Сеул, 14 сентября 1994 г.), Устав и Конвенция Международного союза электросвязи (Женева, 22 декабря 1992 г.).

В Гражданском кодексе РФ (далее □ ГК РФ) отсутствуют специальные нормы об оказании услуг связи, однако на эти отношения распространяют действие нормы главы 39 о возмездном оказании услуг (в силу прямого указания на это в ст. 779). Кроме того, согласно ст. 783 ГК РФ, к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и положения о бытовом подряде, если это не противоречит главе 39 и особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Специальные нормы, регулирующие отношения по оказанию услуг связи, содержатся в законодательстве о связи, которое является комплексной отраслью российского законодательства. Её основу составляет Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ СО связи»] Кроме него системообразующим нормативно-правовым актом для данной отрасли законодательства является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ

© Шаблова Е.Г., Жевняк О.В., 2010

СО почтовой связи □ Нормы первого являются общими, второго □ специальными.

Это «Ядро» законодательства о связи дополняется множеством нормативно-правовых актов, регулирующих те или иные виды или аспекты отношений в сфере связи. Так, Правительством РФ приняты следующие постановления, утвердившие правила оказания отдельных видов услуг связи: от 15 апреля 2005 г. № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи □ от 15 апреля 2005 г. № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи □ от 18 мая

2005 г. № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» от 25 мая 2005 г. № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» от 6 июня 2005 г. № 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещанияЦ от 23 января 2006 г. № 32 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных □ от 22 декабря

2006 г. № 785 «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания □ от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи □

Приняты и другие постановления Правительства РФ, а также иные нормативноправовые акты, большинство из которых носят комплексный характер, и только часть норм, содержащихся в них, регулирует непосредственно общественные отношения по оказанию услуг связи. Среди них множество ведомственных нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

При рассмотрении системы источников гражданско-правового института оказания услуг связи можно выявить ряд проблем. Первая проблема связана с большим количеством таких источников. Конечно, это объективная ситуация, и она объясняется сложным характером отношений по оказанию услуг связи, их сопряженностью со многими другими отношениями в сфере связи. Однако это приводит к «разбросанности □ норм, регулирующих отношения по оказанию услуг связи, к сложности и «многоступенчатости□ их применения. Так, чтобы решить определенный вопрос, нужно разобраться с иерархией норм, соотношением «общая норма и специ-

альнаяЦ субсидиарным применением (а значит, и вопросом о том, не противоречит ли данная норма сути отношений), в сложном ряду источников: главы 39 и 37 ГК РФ, Федеральный закон «О связи □ (может быть, и Федеральные законы «О почтовой связи □ и «О защите прав потребителей С), правила оказания данного вида услуг, утвержденные Правительством РФ, и целый ряд ведомственных нормативно-правовых актов.

Вторая проблема связана с тем, что в главе 39 ГК РФ прямо сказано, что ее нормы регулируют отношения по оказанию услуг связи, однако фактически при регулировании этих отношений применяются правила специального законодательства о связи, а не главы 39 ГК РФ. Эти правила в большинстве случаев отличаются от правил, изложенных в главе 39, лишь в некоторых случаях их дублируют. Кроме того, в законодательстве о связи предусмотрено множество других правил, затрагивающих отдельные вопросы оказания услуг связи, в том числе урегулированные в главе 39. Нормы главы 39 ГК РФ не учитывают специфику отношений по оказанию услуг связи.

Так, сравнительный анализ норм, содержащихся в главе 39 ГК РФ, и норм, специально регулирующих отношения по оказанию услуг связи, приводит к следующим выводам.

1. Правила законодательства о связи по существу иначе определяют предмет договора об оказании услуг связи. Оператор связи как исполнитель по договору обязуется не только выполнить определенные действия, но и воздержаться от совершения определенных действий (не изменять содержания сообщения и не разглашать его тайну), что не учтено в нормах главы 39 ГК РФ. Кроме того, законодательство о связи предусматривает в некоторых случаях безвозмездное оказание услуг связи, такие отношения распространены на практике. Возможность безвозмездного оказания услуг глава 39 ГК РФ также не учитывает.

2. Глава 39 ГК РФ содержит правило об обязанности исполнителя оказать услугу лично, если иное не предусмотрено договором. Однако сетевой характер услуги связи предполагает во многих случаях участие в исполнении договора третьих лиц, тем са-

мым указанное правило для договора об оказании услуг связи не применяется.

3. Глава 39 ГК РФ содержит норму об определении сроков и порядка оплаты оказанных услуг договором возмездного оказания услуг. Положения о порядке оплаты услуг связи представлены в законодательстве о связи более развернуто (например, в ст. 28 и 54 Федерального закона СО связи»] в правилах оказания отдельных видов услуг связи). Таким образом, при реализации норм права по поводу оплаты услуг связи практически не применяются правила п. 1 ст. 781 ГК РФ, а полностью применяются специальные правила, тем более что сроки оплаты услуг связи во многих случаях определяются не договором, а регулируются нормативно-правовыми актами в сфере связи.

4. Глава 39 ГК РФ содержит правило о распределении рисков невозможности исполнения договора. По этому поводу в законодательстве о связи есть свои нормы о внесении платы в случае невозможности оказания услуг связи, например п. 102, 104, 117 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, п. 51 Правил оказания услуг связи по передаче данных. Иногда эти нормы дублируют правила п. 2, 3 ст. 781 ГК РФ, например п. 98 Правил оказания услуг телеграфной связи.

5. Глава 39 содержит нормы об одностороннем отказе от исполнения договора со стороны заказчика и исполнителя. Некоторые правила оказания отдельных видов услуг связи дублируют эту норму. В целом же законодательство о связи содержит свою группу правил об одностороннем отказе сторон от исполнения договора, его расторжении и прекращении: п. 3 ст. 44, п. 5 ст. 45 Федерального закона СО связи»]

Третья проблема связана с излишней дифференциацией правовых режимов отдельных видов услуг связи. Появление новых правил оказания отдельных видов услуг связи зачастую продиктовано желанием законодателя особо урегулировать новые виды отношений, без учета их схожести с уже существующими отношениями. Из этой проблемы вытекает четвертая, связанная с тем, что нормы права об оказании услуг связи часто дублируют друг друга. Так, анализ правил

оказания отдельных видов услуг связи позволяет выявить много общего, некоторые правила чуть ли не идентичны друг другу по структуре и содержанию.

Решение выявленных проблем видится в следующем.

Во-первых, можно предложить проведение унификации правовых режимов некоторых видов услуг связи, а тем самым и сокращения числа источников правового института оказания услуг связи. Необходимость унификации продиктована не только сугубо юридическими причинами, но и объективным развитием сферы связи. Современные тенденции ее развития характеризуются конвергенцией средств, сетей и услуг связи. Наметился путь к тому, чтобы разные виды услуг связи оказывались одним оператором через некую единую сеть.

Во-вторых, развитие системы источников может идти по пути кодификации норм, регулирующих отношения по оказанию услуг связи. Кодификация, кроме того, помогает сформировать четкую правовую конструкцию договора об оказании услуг связи. Она «ЙаетП картину правового регулирования в целом. Это тем более важно, что в развитии правового института оказания услуг связи проявляется такая современная черта правового регулирования, как его усложнение. Технически сложное регулирование в законодательстве о связи «заслоняет □ правовую конструкцию договора об оказании услуг связи.

Кодификация может иметь несколько вариантов: дополнение части второй ГК РФ главой «Оказание услуг связи □ появление в рамках главы 39 параграфа об оказании услуг связи; учет особенностей договора об оказании услуг связи в главе 39 иным образом.

Хотелось бы согласиться с тем, что предпочтительное развитие договорного регулирования должно идти в направлении закрепления основных типов договоров на уровне ГК РФ [1]. Договор об оказании услуг связи обладает рядом специфических признаков, что позволяет сделать вывод о приобретении им статуса устойчивого договорного типа [2]. В связи с этим представляется более логичным вариант дополнения ГК РФ главой «Оказание услуг связи □ (многие договоры об оказании услуг регулируются специ-

альными главами ГК РФ, например договоры перевозки, транспортной экспедиции, хранения, поручения и др.).

Вместе с тем внесение таких существенных дополнений в ГК РФ неизбежно порождает вопросы о том, до каких пределов его можно расширять и не требуют ли другие услуги подобного регулирования (проблема пределов кодификации исследуется как отечественными, так и зарубежными авторами [3]). Следует согласиться с тем, что становление права должно носить постепенный, исторически обусловленный характер, поэтому такой путь развития правового института оказания услуг связи, более предпочтительный с точки зрения рационализации права, требует дополнительного обсуждения. Однако необходимо отметить, что это направление развития соответствует общей тенденции дифференциации правового регулирования договорных обязательств по оказанию услуг [4].

Глава «Оказание услуг связи □ может следовать за главой 39 ГК РФ. Общие положения должны определять: понятие договора об оказании услуг связи; основы правового статуса сторон договора; регламентацию основных прав и обязанностей сторон по договору; ответственность сторон, основания освобождения от ответственности, привлечение к ответственности третьих лиц; порядок предъявления претензий и исков; изменение и расторжение договора; понятие и основы правового регулирования договоров, направленных на исполнение обязательства по оказанию услуг связи. Необходимо учесть и

дифференциацию правовых режимов отдельных видов услуг связи, в основу которой должна быть положена система правового института оказания услуг связи, в частности его субинституты. Так, отдельные параграфы главы должны быть посвящены оказанию услуг почтовой связи и электросвязи.

Таким образом, проблемы построения современной системы источников гражданско-правового института оказания услуг связи могли быть решены с помощью унификации правовых режимов отдельных видов услуг связи и кодификации его норм.

1. Хохлов С. А. Концептуальная основа части второй Гражданского кодекса // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика : сборник, посвященный памяти С. А. Хохлова / отв. ред. А. Л. Маковский. □ М., 1998. □ С. 416.

2. Жевняк О. В. Гражданско-правовой институт оказания услуг связи : дис. □ канд. юрид. наук. □ Екатеринбург, 2009. □ С. 195-201.

3. См.: Кабрияк Р. Кодификации / пер. с фр. Л. В. Головко. □ М., 2007. □ С. 220-230, 412П 426; Савицкий В. А. Проблемы систематизации правовых норм в Российской Федерации. □ М., 2007. □ С. 29-32.

4. См.: Брагинский М. И. Глава 7. Договор возмездного оказания услуг // Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. □ М., 2005. □ С. 236; Шаблова Е. Г. Проблемы гражданско-правового регулирования отношений возмездного оказания услуг. □ Екатеринбург, 2004. □ С. 222; Степанов Д. И. Услуги как объект гражданских прав. □ М., 2005. □ С. 327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.